Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Благодатные встречи

Множество чудес совершилось и совершается ныне по молитвам к преподобному старцу Кукше Одесскому.

22 октября 1994 года в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре состоялась торжественная канонизация в лике местночтимых святых Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат) схиигумена Кукши (Величко). За тридцать лет, прошедших со дня кончины преподобного старца Кукши, множество чудес совершилось по молитвам к нему страждущих различными недугами и напастями.

Особое, личное значение имело это событие для в то время — протоиерея Николая Крицына, а ныне клирика Самарского Иверского женского монастыря игумена Гермогена. Ведь ему довелось еще в отрочестве встречаться с блаженным старцем во время паломничества в обитель, где подвизался преподобный отец Кукша.
— Мне было лет десять-двенадцать, — рассказывает отец Гермоген, — нас с сестренкой мать часто возила по святым местам. Ехали в монастырь морем. Приедем еще с утра, когда народу поменьше. Батюшка Кукша особенно деток любил. В Одессе в ту пору сохранились два храма: Успенский — большой, соборный, и Никольский, маленький. Трапезной там раньше не было, монахи покушали — и все. А паломники приезжают голодные, покушать бы. Так отец Кукша зайдет в Никольский храм — и всегда выносит им покушать. И нас заведет в церковь, у него была мисочка своя — батюшка в нее еды положит, покормит нас и матери говорит: "А теперь на море, отдыхайте!" И вот так я с ним познакомился.
Пища, которую раздавал старец, имела необыкновенный вкус, а ведь в ней были смешаны самые простые продукты — так сильно действовала благодать Божия, продукты освящались, проходя через руки старца. По его молитвам пища телесная становилась вместе и пищей духовной. Больные и даже бесноватые зачастую исцелялись сразу же после приема этой благословленной пищи. Имея дар прозорливости, батюшка Кукша отечески заботился наряду со множеством духовных чад своих и о нас, паломниках.

— Мать возила нас по разным святым местам — в Почаев, Киев, Загорск, — вспоминает отец Гермоген. — И вот однажды мы тоже в Одессу приехали, побыли там дня четыре, и мать уже просит: "Батюшка, благословите нас за билетами, на дорожку". А он: "Нет-нет, сегодня не езжай. Сейчас покушаете и на море". А уж надо было ехать. На следующий день просит благословения — и опять отказ: "Нет-нет, сегодня тебе не надо ехать, поедешь завтра. Сегодня иди купайся на море". И лишь на третий день благословил: "Все, езжайте, берите билеты". Приходим на вокзал, там людей немножко. И слышим разговор: "Вчера, позавчера было такое столпотворение, люди сутками сидели и не могли взять билеты. А сегодня спокойно — пришли, взяли…" То есть, он уже предвидел, что эти два дня мы потеряли бы в вокзальной сутолоке: билеты не возьмем, и только потеряем и здесь, и там.

Другой случай остался в памяти отца Гермогена.
— Приходит к отцу Кукше одна девушка: "Батюшка, у меня есть жених. Благословите на бракосочетание". Он в ответ: "У тебя нет жениха!" — "Как? Батюшка, есть у меня жених…" — "Нет, твой жених — вот!" А там стоит какой-то незнакомый паренек. — "Да нет, батюшка, есть у меня жених дома, на родине". — "Нет-нет-нет, твой жених вот стоит. Если хочешь, чтобы жизнь твоя была счастливой, с ним венчайся". Ну а она была его духовное чадо. "Батюшка, благословите!" — "Бог благословит". Так рассказывали, что повенчались они и жизнь у них была, как в раю.
Провидя Промысел Божий, отец Кукша как-то отказал в своем благословении одному выпускнику семинарии, имевшему намерение заключить брак.
Приходит он к старцу: "Отче, благослови меня, у меня есть девушка, я хочу жениться". — "Какая тебе девушка? Тебя митра ожидает, а ты — жениться…" — "Нет, батюшка, мы уже время назначили…" — "Ничего подобного, у тебя благословение — монашество и митра". Тот не послушался отца Кукшу, и кончилось это трагически: невеста погибла перед самой свадьбой. И вот тогда-то жених вспомнил: старец-то благословил быть монахом, воля Божия монахом быть, а не жениться. Вернулся он к старцу, покаялся, принял благословение и уже монахом уехал в Иерусалим, в духовную миссию. А по возвращении стал Архимандритом, впоследствии же стал Архиереем.
Размышляя о своих отроческих встречах со старцем Кукшей и влиянии их на его дальнейшую жизнь, игумен Гермоген отвечает так:
— Когда я был маленьким, видимо, через благословение старца и меня коснулась Божия благодать. Но стал я взрослым — и у меня на время как бы закрылась вот эта "система внутреннего расположения". Ко мне отец подходил: "Коля, скажи, что ты пойдешь в семинарию и будешь священником". А я говорю: "Отец, прости, но я не могу сейчас тебе сказать "да" или "нет", потому что пока и сам не знаю, как сложится дальше моя жизнь". И уже в армии, когда остались мне последние полгода, пришло решение: "Все — я еду в семинарию, обязательно приму сан и буду служить Церкви Христовой". Благословение старца в свой час возымело благодатную силу. Очень благодатно, когда человек обращается к старцу!
…И вот, когда я был еще маленьким, что я делал? Ставлю два стула, на них иконочки, беру большое полотенце махровое, обвязываю так, чтобы голову продеть, как в ризу, беру лампадку и дома совершаю "службу", "каждение": "Мир всем", "Господи помилуй", "Блажим Господа…" А родители велят мне читать акафисты, Библию. Родители мои работали на металлургическом заводе. Работали в три смены, и в свободное время обязательно посещали храм. Мать была псаломщицей, отец пономарем, и детей они воспитывали в вере.
У нас в стране было тогда всего три семинарии: одна на Украине, в Одессе, и две другие — в Загорске, Московская, и в Питере. Так как я жил на Украине, мне в Одесскую надо было идти. Ректором семинарии тогда был Архимандрит Агафангел — сейчас он Митрополит Одесский и Измаильский. И даже покойный Патриарх Пимен (Извеков) был когда-то в нашей семинарии ректором, был и наместником в монастыре. Через Одессу прошло много таких видных иерархов…
И снова в Одессе я встретился с батюшкой Кукшей! Там, в центре братского монастырского кладбища, была его могилочка. Наши занятия кончаются, мы приходим, молимся, просим у батюшки благословения и помощи, целуем крест на его могилке и идем дальше. Горела лампадочка у него, посетители были постоянно, постоянно.
И вот через многие годы ко мне приезжают: "Радуйся, отец Николай, — мощи Кукши обрели, будут канонизировать!" Слава Тебе, Господи!
Обретенные мощи старца Кукши до торжественного прославления его в лике святых были перенесены в алтарь Свято-Успенского собора монастыря. После прославления святые мощи поныне почивают в этом же соборе, и ежедневно по благословению Митрополита Агафангела возле них совершается молебен преподобному. И вот я был там, прикладывался к мощам.
Так что я один из живых свидетелей его жития. Меня, окаянного грешника, преподобный старец Кукша благословлял, кормил, молился за меня и сейчас за меня молится, когда я его призываю, — говорит игумен Гермоген. — Слава Тебе, Господи, что Ты привел меня к такому молитвеннику и предстателю, ставшему связующим звеном — живым звеном между землей и Небом!

Игорь Ефимов, г. Самара

Духовник игумена Гермогена, отец Феофан из Одесского Свято-Успенского монастыря — прежде игумен, ныне архимандрит — был духовным чадом преподобного Кукши. Он очень много рассказывал о батюшке Кукше.
Уже после смерти преподобного был такой случай. Отец Феофан с двумя духовными дочерьми из Молдавии, Верой и Наталией, пришел на могилку старца — помолиться, взять благословение Наталии, на дорогу. Помолившись, пошли — отец Феофан заметил в руках у Веры тяжелый узел. Взял его, желая помочь, а у самых врат монастыря отдал опять. Только на вокзале девушки разглядели, что в руках у Веры какой-то узел — в нем оказалось большое плетеное блюдо с яблоками и виноградом. И хотя билетов на поезд не было, выручили фрукты — проводница приняла яблочки в угощение и согласилась взять в свой вагон Наталию. От денег же категорически отказалась. Вернувшись к игумену Феофану, Вера стала просить прощения за то, что не привезла ему плетеное блюдо. Тут-то и выяснилось, что узел этот с яблоками и виноградом не принадлежал ни Вере, ни отцу Феофану — он появился в ее руках на могиле преподобного Кукши как бы ниоткуда… Этот случай вошел в житие преподобного.

Как сложилась жизнь Николая Крицына (ныне игумена Гермогена)? Окончив семинарию, служил в Донбассе. Потом перевели в Херсон, в кафедральный собор, в нем он служил трижды. Довелось послужить и в селах Херсонщины. В одном из них, Посад-Покровке, закрытая в годы безбожного лихолетья церковь стояла на кладбище как сторожка. Так в войну верующие сельчане подпоили председателя, подсунули ему бумагу на подпись — он и подписал разрешение открыть Покровский храм. Вот так и возобновилась церковная жизнь в селе. Но храм стоял без фундамента, иконостас пальцем тронешь — шатается. Ничего нет, все пусто. Господь помог, сделали на территории церкви хоть примитивный, но все-таки домик. Поставили просфорню, сарайчик. Церковь отремонтировали.
— Купол над храмом нельзя было ставить, — вспоминает игумен Гермоген. — Даже из-за того, что я построил домик при церкви, так доложили уполномоченному, и районный совет постановил: уничтожить! Мы встали на молитву: в монастыре, миряне — все. И Господь нам помог, Царица Небесная покрыла Своим покровом. Было принято решение отдать здание на баланс сельсовета. А ведь это ж на кладбище построено, как его можно было использовать? И так все и осталось за церковью.
Был отец Николай и секретарем Херсонского епархиального управления, пришлось послужить в разных местах. Но больше всего по душе было служить в селе. Потому что здесь и с людьми более близкое общение, и служишь — более проникновенно. В Зеленовке за девять лет службы удалось восстановить полностью разбитый — одни голые стены — храм Иоанна Богослова. Поставили ограду, насадили виноград, клумбы с цветами — сделали райский уголочек. Отопление сделали, газ провели. Но главное, что смогли и молитвенную общину там создать.
— Владыка Иларион направил меня вновь в кафедральный собор, настоятелем. Я все время просился: "Владыка, верните меня в Зеленовку!" Так он в конце концов уступил, и даже написал: "По особой любви к Иоанну Богослову вернуть на приход в Зеленовку". Новый Архиерей пришел — опять переводит в Херсон…
О монашестве я думал давно. С самой семинарии. И даже был один случай, когда мы ехали по святым местам с моим товарищем — он сейчас служит под Киевом, отец Михаил, — я ему тогда не сказал, но поехал я за благословением на брак. Едем — он с мамой и я с мамой. Были в Почаеве, в Пюхтицах, в Москве, в Печорах. И вот в Пюхтицах произошел случай, о котором я не знал до тех самых пор, когда мы с матушкой уезжали сюда, в Иверский монастырь. Мы с Михаилом идем на вечернюю, а сзади идут наши родители. Одна монашка и говорит: "Вот идут два семинариста. Один из них будет монах". Ну и все. Не знаю, говорила мне мать об этом или нет, я этого не помню. Но когда мы спустя много лет приехали к своему другу сказать ему, что едем в Самару в монастырь, матушка отца Михаила говорит: "А все-таки исполнилось!" — "Что, — говорю, — исполнилось?" — "Мама перед смертью жалела: я умираю, а пророчество той монашки пюхтицкой так и не исполнилось. Ни отец Михаил, ни отец Николай так и не стали монахами. А вот все-таки исполнилось".
Мы знакомы с матушкой Иоанной (Капитанцевой) еще со времени ее служения в монастыре в Золотоноше, на Украине, и когда узнали, что она стала игуменией в Самарском Иверском монастыре, то думаем со своей матушкой Татьяной: "А может, пришло время и нам идти в монастырь?" Потому что ведь не так легко решиться идти туда, где тебя не знают, как еще к тебе отнесутся. Мы ей позвонили, потом еще написали — благословила приехать. Ну мы и приехали. Пришли к Владыке Сергию, он дал свое Архипастырское благословение. Если, мол, ваш Владыка отпускает, приезжайте.
А матушке моей сон приснился, когда мы уже решили сюда ехать. Она просыпается: "Батюшка, у тебя есть календарь?" — "Есть, а что?" — "Найди портрет Самарского Архиепископа Сергия". Взглянула: "О, он мне приснился! И благословил меня". То есть пришло такое время к исполнению всех наших желаний и намерений. Слава Богу, близко уж два года, как мы здесь в Самаре. Матушка тоже в этом монастыре, приняла постриг.
В постриге получаешь не просто новое имя. Устанавливается и духовная связь с Небесным покровителем. Каким будет мое новое имя, я не знал. Ведь что такое монах — монах отвергает свою волю. Я посмотрел в календаре: в день, на который назначен постриг, было три имени. Ну какое Бог благословит. Я на одно из этих имен настроился. А когда слышу, Владыка называет: "Гермоген!" — аж слезы подступили, душа приняла это имя. Вот надо теперь по мере сил подражать житию этого Патриарха-священномученика, его стойкости в Православии.
— Таким испытанием на прочность для многих Православных на Украине стал филаретовский раскол…
— В Херсонском Свято-Духовском соборе служил протоиерей Петр Замараев, который был духовником всей епархии. Кроткий, смиренный, молитвенный. Мы с ним дружили. У него рос сын Ванечка. Мальчик был болезненный, из-за нарывов на теле его не взяли в армию. Окончил он Одесскую Духовную семинарию, потом Ленинградскую Духовную Академию. Женился и принял сан. Служить направили его в Херсон. Там настоятель заболел в храме, и Ивана назначили настоятелем. Надо бы, я думаю, по молодости ему послужить в глухом селе — немножко познать беды, труда, рукава позасучивать, чтобы потом мог ценить то место, куда его поставили. А когда сразу в большой храм, то, по-моему, какой-то духовный изъян может получиться. Это мое личное мнение. Надо потрудиться, жизнь узнать.
И вот этот молодой батюшка сразу начинает заниматься "модернизацией". Перестройка, кочетковские обновленческие идеи, — этот священник Георгий Кочетков был друг его и во всем его поддерживал. Наш в своих опусах на Россию ссылается, говоря о Кочеткове, а тот — на Украину. "Передовой опыт"… У меня даже сохранилось послание Ивана Замараева отпавшему от Православия лже-митрополиту Филарету (Денисенко): "Воздух в Церкви сперся, надо окна открыть, впустить свежий воздух, осовременить…" Так он в своем храме пошел еще дальше своего российского "наставника": убрал иконостас, сделал исповедальные кабины, как у католиков, поставил фисгармонию. Установил вместо колоколов такой большой инструмент, от него звон шел на весь город. Осовременил на католический лад. И вот его раз призвали к покаянию, другой раз, он не кается. Отец Петр по возрасту мог уже уйти за штат, но пошел к сыну, вместе с ним служил в храме. Назначили его настоятелем, но это была лишь видимость, управлял всем его сын Ваня. А тут епархиальное собрание, и отца спросили, что он думает о деятельности Ивана, и отец Петр ответил, что будет служить с сыном, даже если тот подпадет под запрет. Мы все были удивлены, как отец Петр мог такое сказать, будучи духовником епархии и вообще русским Православным человеком! Он продолжал служить с сыном, хотя тот уже был запрещен в служении. Вразумлениям и он не внимал — и его тоже запретили. И тогда они пошли в лже-церковь Филарета. Этого Петра — поскольку они с сыном были запрещены в служении и лишены сана, я называю их просто по имени — там делают епископом. Весь Херсон гудел: как, Петр — епископ автокефалии?! Мы не могли этого понять. До этого сам же говорил, что автокефалия — это неприемлемо, что мы должны быть в единой Православной Церкви — и вдруг так переменился. Петр становится лже-епископом, а его сын секретарем, фактически же — управляет всем. И кафедральный собор хотели под себя подмять, слава Богу, казаки отстояли.
Так они что делают. Приезжают в село, к администрации: "Батюшка нужен?" А те не понимают, в чем дело: "Нужен, давайте!" Заключают договор, создают приход своей неканоничной раскольничьей "автокефальной церкви". Мы стали создавать противовес. Благочинные поехали по селам, стали узнавать. И там, где успели, исправили положение, поставили настоящих священников. А где опоздали, там филаретовцы создали свои общины.

Просил я у Владыки благословения, ходил беседовать с Петром и с Иваном. Безполезно! Они не воспринимают слов. Я их буквально в угол загонял своими аргументами: Священным Писанием и канонами, Святыми Отцами и Соборами — а они упорствуют. Пришлось проститься и уйти.
Тяжело, ведь Петр человек хороший, а вот — заблудился. Пошел с жалостью за сына, а не за полноту Православия. Вместо того, чтобы со всей отеческой и Православной строгостью его вразумить, призвать к возвращению на истинный путь. И еще что печально, ведь сколько соблазна из-за этого произошло, многие верующие старушки, искренние, немудрствующие — за ним пошли. Как же, это ведь их любимый батюшка Петр, они привыкли ему верить.
— Известно, что от филаретовского раскола пострадал и Митрополит Агафангел — бывший ваш ректор семинарии. Расскажите немного о нем.
— Когда на Украине было церковное двоевластие, Владыка Агафангел был под запрещением от Филарета, потому что не согласился с автокефалией. А потом, когда Филарет подпал под запрещение, Владыка Агафангел уже в сане Митрополита возглавил Одесскую епархию.
Человек высокообразованный, будучи ректором семинарии, преподавал Новый Завет, так он жил в нем — и мыслями, и разговорами. Жил Апостолом Павлом, всеми притчами Христа. На занятиях говорил без конспектов. Наш класс считался наиболее духовно устроенным, и мы общались. Архимандрит Агафангел любил беседовать с семинаристами во время вечерних прогулок. Он человек музыкальный, любил петь. Это ж Украина, здесь особенно развит жанр колядок. На Украине очень сильны народные обычаи, и священники это поддерживают. Уже в конце Рождественского поста семинаристы шли после вечерних занятий на трапезу — и начинали петь колядки. И в храме звучали колядки, и наш ректор был первый запевала. В корпус после вечерней молитвы тоже шли с пением. Даже бывают концерты колядок, весь город приходит послушать.
Недавно мне прислали вырезку из газеты — националисты грозят убить Митрополита Агафангела за то, что он сильно стоит за Московский Патриархат, за возрождение Православия в целом. Ведь в Православии нет разделения по национальностям, у Бога все едины. Так Владыка открыто пишет: "Я смерти не боюсь. Вы убьете тело — а душу не сможете погубить. И я буду верен чистоте Православия, а там — как Господь благословит. Ваше — намерение, а воля — Божия".
Сейчас он в Одессе воздвигает Преображенский собор — почти такого размера, как Храм Христа Спасителя в Москве. Уже колокольню сделали, это будет кафедральный собор. И в монастыре — на месте разрушенного храма — завершается строительство нового огромнейшего храма.
Я за него постоянно молюсь как за бывшего моего ректора, и как за Архиерея. Митрополит Агафангел на Украине считается одной из центральных фигур, тех, кого по праву именуют защитниками Православия.
— Митрополит Агафангел известен и как один из лидеров противостояния цифровой идентификации людей на Украине.
— Да, на Украине удалось добиться признания на законной основе права верующих на альтернативный налоговый учет, без ИНН — но, к сожалению, все далеко не так гладко и там. Приходишь в налоговую инспекцию, и там отвечают: "Да, закон такое право вам дал, но нам инструкции никто не изменил". И как требовали от людей принимать номер, так и требуют. Мы, конечно, показывали соответствующий Указ и на основании Указа отказывались от номера. Ну а те, кто малосведущ, принимали и сейчас принимают.
— А в Самаре с этим вопросом к вам подходят люди?
— Подходят, конечно. Ситуация очень сложная, и люди многие не подготовлены к этому. Но надо понимать, что нам Господь дал такое время благодатное, когда можно духовно подкрепиться. Уже старцы Иоанн Кронштадтский, Амвросий Оптинский, Лаврентий Черниговский говорили, что время антихриста близко, и Господь попустил приход революции и войны, чтобы восполнить число праведников и ускорить подготовку к грядущим испытаниям. И сейчас, возможно, такое время, когда люди должны подготовить себя к грядущим испытаниям и могли бы их выдержать. При советской власти они по малодушию жили по установлениям безбожников, хотя и были верующими, но теперь пришло время, когда они смогли раскрыться, бросили свои партбилеты, принесли покаяние, стали жить церковной жизнью. Теперь, конечно, — несмотря ни на какие испытания они уже будут свидетельствовать за Православие. Мы не знаем, что завтра будет, но Господь спросит с нас: почему ты не использовал то, что Я тебе дал на короткое время.
— Слава Богу, сейчас стали доступны книги духовные. Раньше их было не достать.
— А вот у меня пишущая машинка — почти с семинарской скамьи. На ней я перепечатал в свое время книги и старца Силуана, и Игнатия Брянчанинова несколько томов, и "Невидимая брань", и много проповедей, и очерки Николая Пестова. Я делал пять закладок — один экземпляр оставлял себе, остальное другим отдавал. А эти перепечатанные книги были мне подспорьем и в пастырской работе, и в воскресной школе.
Сейчас эти книги появились — правда, денег на покупку у людей не хватает. Зато можно взять почитать их в библиотеках. Так что условия для того, чтобы подготовиться к тяжелым испытаниям, у нас есть. Господь нам помогает. Сейчас Святый Дух Сам "миссионерствует". Он Сам находит те души, которые способны воспринять слово Божие и Истину, Сам приводит к ним нужных людей, посылает книги…
В Откровении Иоанна Богослова, в посланиях Апостолов все написано. Надо только не лениться, читать и разуметь прочитанное. Есть люди, которые умеют читать и слушать. Господь Сам их направляет и вразумляет. Только ты желай, проси и жди. Положись на волю Божию и верь, что Он тебе поможет. Только сам не плошай…
Записала Ольга Ларькина

Семья самарского священника протоиерея Иоанна Державина (1998 г.) также была молитвенно связана с великим подвижником преподобным Кукшей Одесским. Мы попросили вспомнить об этом монахиню Лидию (Державину), вдову отца Иоанна. Звоним в село Нероновка Сергиевского района Самарской области, где сейчас на приходе служит сын отца Иоанна и матушки Лидии священник Роман Державин.
Вот что нам рассказала монахиня Лидия:
— Отца Кукшу я видела всего один раз, в 1959 году. Отец Иоанн благословил меня поехать к нему вместе с моей старшей дочерью Иоанной, ей тогда было четыре месяца. С нами поехал староста церкви села Волчанка старичок Дмитрий Григорьевич Абалымов. Отца Кукшу тогда держали подальше от паломников, в маленьком монастыре Иоанна Богослова в селе Залещики на Карпатах. Встретились мы с ним в небольшом храме Иоанна Богослова. Была я и у него в келье. Он исповедал меня, причастил. На дорогу дал просфору, полотенце. Это был великий подвижник, и встреча с ним, конечно, незабываема.
Как только я вернулась домой, отец Иоанн засобирался к отцу Кукше. Вскоре и он поехал к нему. Это тоже случилось в 1959 году. Старец Кукша очень тепло принял отца Иоанна. В конце встречи отец Иоанн спросил его, когда лучше еще раз к нему приехать, но старец ответил: "Мы более с тобой в этой земной жизни не увидимся". Так оно и случилось… Прощаясь, отец Кукша неожиданно дал ему для меня отрез черного штапеля — на мантию. Сказал, что под старость я приму монашеский постриг. А самому отцу Иоанну он подарил свою скуфейку и священническую рясу. Отец Иоанн редко надевал ее, и то только дома, так как отец Кукша к старости был низенький, худенький, как Митрополит Мануил, и ряса была отцу Иоанну не по размеру, — но всегда с благоговением хранил ее. Я же сорок лет берегла дар отца Кукши. В 1998 году умер мой муж, а в 1999-м году другой известный старец, санаксарский схиигумен Иероним (Верендякин) постриг меня в монахини. С тех пор я ношу мантию из того материала, которым благословил меня старец Кукша.
Супруги Державины прожили вместе долгую и счастливую жизнь, вырастили одиннадцать детей, многие из которых стали священниками или матушками. А один сын, Николай, служит референтом у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Трудно было предположить, что когда-нибудь пророчество о монашеском постриге сбудется. Но "у Бога не бывает безсильно никакое слово", а великий старец Кукша говорил Божии глаголы. Пришло время — и все исполнилось.

Воспоминаниями о молитвенном общении с преподобным Кукшей Одесским делится вдова известного самарского священника протоиерея Иоанна Букоткина (+ 8 мая 2000 г.) Мария Дмитриевна Букоткина:
— Мы никогда не виделись со старцем Кукшей, но общение было очень тесным, он всегда знал, что у нас происходит. Молился за нас. В те годы мы жили в Боровичах Новгородской области, отец Иоанн служил в храме Святой Параскевы. У нас жила странница, Мария Ивановна Романова. Она десять лет ездила к Кукше, ухаживала за ним. Рассказывала, что в Одессе он жил в подземелье, "во льдах", так как там было очень холодно, и он видел только ноги к нему приходящих. Мария Ивановна рассказывала, что старец Кукша грел руки над электроплиткой, а она, чтобы налить ему воды, разбивала кружкой лед в ведре. В 1961 году Мария Ивановна снова поехала к Кукше, и он повелел ей купить материал для подрясника отцу Иоанну. И предсказал, что его ждут большие искушения. Мария Ивановна купила саржи голубого цвета. Старец целую неделю молился над этим материалом, держал у себя на груди. Потом мы сшили из этого материала подрясник, и когда отцу Иоанну было особенно тяжело, он всегда надевал его и служил в нем.
Тогда у нас правда начались большие скорби и искушения. Храм в Боровичах хотели закрыть. Помогла молитва отца Кукши. Отец Кукша не раз говорил Марии Ивановне, что он, закрывая глаза, видит и батюшку, и меня. Всегда рассказывал ей, что у нас происходит. Однажды он закрыл глаза и вскоре воскликнул:
— Давай молиться, у отца Иоанна пожар!..
Потом сказал:
— Погасили снегом! — и успокоился.
Все так и было: в это время вспыхнул дом по соседству с храмом, но пожар на церковь не перекинулся, его затушили снегом.
Однажды Мария Ивановна привезла из Одессы от Кукши красивую трость. Старец сказал, что отец Иоанн скоро будет ходить с палочкой. Так и случилось. Ноги у отца Иоанна были больные, и он вскоре стал ходить с палочкой.
От отца Кукши нашей семье достался безценный дар: красивая митра с камнями. От камней она была очень тяжелой, и отец Иоанн служил в ней всего несколько раз, говорил, что голова его этой тяжести не выдерживает…
После смерти отца Иоанна я отдала эту митру Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию, и знаю, что в соборе к этой митре прикладывались как к святыне…
Отцу Кукше в те годы было очень тяжело "во льдах", но такими скорбями он шел в Царство Небесное.

На фото: Преподобный Кукша Одесский; Игумен Гермоген (Крицын); Рака с мощами преподобного Кукши Одесского.


[Антон Жоголев]

Молитва преподобному Кукше Одесскому

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче. Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господней жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезньми душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруя. Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление. Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое н безгрешное житие. Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобному Кукше Одесскому

Тропарь, глас 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

Кондак, глас 8

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.


06.09.2002
Дата: 6 сентября 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
8
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru