Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Малая церковь

«Если человек живет во Христе, он будет блажен и счастлив»

Женское счастье — что это? Об этом размышляет Православный писатель Валентин Лебедев, автор популярной книги «Стань счастливой».


Женское счастье — что это? Как поется в одной песне, лишь был бы милый рядом? Или что-то большее? Об этом размышляет Православный писатель Валентин Лебедев, автор популярной книги «Стань счастливой. Мужской взгляд на женские проблемы».

…Почему женщина больше всего на свете страшится отсутствия мужчины рядом с ней? Нагнетание этого страха происходит в первую очередь ее родными и близкими людьми. Как часто приходится слышать девушкам «на выданье», что там вот соседская дочка уже вышла замуж, а ты все нет. И льются на несчастных потоки упреков, а перед их заплаканными глазами растет страх одиночества. Странно, но те, кто вчера так любили свою дочку или племянницу и все для нее делали, теперь с огромным усердием пытаются спихнуть ее любому жениху. Будет ли счастлива такая женщина? Не рыдает ли она каждую ночь в подушку, потому что и сама не рада, что не может выйти замуж, а тут еще эти жестокие попреки родных…
Как тяжело не встречать в самых близких людях понимания! От такой жизни девушке можно заработать невроз или от отчаяния убежать подальше из родительского дома. Или, что совсем печально, выскочить за первого встречного, лишь бы не чувствовать себя «неполноценной».
Милые дамы, не отчаивайтесь! Теперь у нас есть спасение и защита — это книга умного и тонкого Православного писателя Валентина Владимировича Лебедева «Стань счастливой». Валентин Владимирович — главный редактор журнала «Православная беседа», он возглавляет Православное издательство «Христианская литература» и является председателем Союза Православных граждан. А еще за Валентином Владимировичем, как рассказывают, закрепился негласный титул одного из самых элегантных мужчин среди Православной общественности Москвы… Не знаю уж как насчет титула, но Валентин Владимирович и правда в общении оказался обаятельным человеком. Говорить с ним очень легко, ведь ему небезразличны многие женские проблемы, в которых он хотел бы нам помочь разобраться своей книгой «Стань счастливой. Мужской взгляд на женские проблемы».

«Все церковное с детства вызывало у меня интерес…»

— Как произошло ваше духовное становление? Вы воспитывались в Православной семье?
— Я был верующим, мне кажется, всегда. Но не был воцерковленным. Мама и папа в храм не ходили, но о церкви в семье плохо никогда не говорили. Родители работали на международной работе, поэтому я даже родился не в России, а в Германии и некоторое время там жил. У меня была верующей бабушка, мама моего отца. Она верила открыто, не просто ходила в храм, а была членом церковного совета. И когда я был у нее в гостях в Полтаве, бабушка меня окрестила, с ней я ходил в храм. Видно, по ее молитвам все церковное уже с раннего детства вызывало во мне горячий интерес. Еще не было благоговения, но была заинтересованность. Все мне нравилось — и запах ладана, и красота храма, и церковное пение. Удивляли и приковывали взор иконы. На них мог смотреть очень долго. Мне думается, что интерес к Церкви достался мне от прадедов. Прадедушки и со стороны отца, и со стороны мамы были священнослужителями. Был такой легендарный отец Иоанн — отец дедушки по материнской линии, который за свой красивый и необычный голос из городка Шуи был переведен в Москву. Могучий его голос, по преданию, тушил свечи, отец Иоанн служил дьяконом.
Во мне с юности вызывали удивление молодые люди в рясе, я понимал, что это не священники, но кто — я тогда не знал. Помню, был я в Новодевичьем монастыре и увидел молодого дьякона, тогда-то я не знал, что это был дьякон. Думал: кто же он такой? И рождалась сладкая мысль-желание: мне бы таким быть. И вот в 70-е годы, когда я познакомился с людьми, которых тогда называли «диссидентами русского направления», я стал воцерковляться. В те годы я работал на телевидении редактором и учился в университете на журфаке, в этой среде из рук в руки передавалась самиздатская литература, книги Русской Зарубежной Церкви. Тогда впервые прочитал книги Солженицына, которые были переписаны от руки и отксерены. Больше ложились на сердце произведения публицистические, где говорилось о судьбе России. Так я постепенно стал задумываться об антицерковной природе социалистического строя. Мне хотелось поделиться своими открытиями с другими людьми. Что-то стал писать сам, что-то перепечатывал из различных изданий на Православные темы и распространял среди знакомых. А как взял книжечку об Иоанне Кронштадтском, которая передавалась из рук в руки, перепечатал ее и потом раздал многим, то и в храм потянуло пойти. А пошел в храм, так и исповедался, и причастился. Потом захотелось быть поближе к храму. Вскоре представилась возможность поработать в церкви сторожем, и я с радостью согласился. Дальше больше — стал участвовать в распространении религиозной литературы, участвовал в деятельности разных кружков патриотического направления. И уже что-то стал писать в «Журнал Московской Патриархии». В редакции понравились мои статьи, и меня пригласили работать в журнал. С 1987 года я совсем ушел из Гостелерадио и стал работать в Издательском отделе Московской Патриархии. А тут грянула перестройка, стали открываться более широкие перспективы, и в 1989 году я принял участие в создании первой в новой России общедоступной Православной газеты «Московский церковный вестник». С этой газеты в России началось возрождение Православной печати. Был просто какой-то бум! В редакцию шли, ехали писатели и журналисты из различных епархий нашего необъятного Отечества. Брали консультации, учились, как надо делать Православное издание. Уезжали к себе и там, на местах открывали епархиальные газеты. В это время я работал ответственным редактором «Московского церковного вестника». В 1991 году вместе с группой известных пастырей и проповедников открыл духовно-просветительский журнал «Православная беседа».

«Мою книгу покупают, как печеные пирожки…»

— А как вы начали писать на семейные темы?
— За двадцать с лишним лет накопился определенный опыт жизни в Церкви, которым хотелось поделиться. В журнале есть рубрика «Домашняя церковь», где разбираются вопросы о взаимоотношениях супругов, о воспитании детей. В ней выступают различные авторы, например, известные психологи Шишова и Медведева, педагоги, священники. Сам я не раз писал в этой рубрике, и так со временем появилась идея собрать все свои статьи воедино и написать книгу для женщин и о женщинах. Так появилась книга «Стань счастливой».
— Почему для женщин, а не для мужчин? Или мужчины у нас более счастливы?
— Мне было так сподручней. Накопилось много материала, который можно было объединить под названием «Мужской взгляд на женские проблемы», поэтому и вышла книга для женщин. Вышла она в тонком переплете четыре года назад, весь тираж быстро разошелся, и вот месяц назад свет увидело издание второе, дополненное и исправленное. Весь тираж книги уже разошелся. Один священник даже пошутил, глядя на то, как мою книгу в храме раскупают, сказал, что покупают ее как печеные пирожки.
— Вам известны случаи, когда ваша книга кому-то помогла в решении семейных проблем? Или кто-то благодаря вашим советам и рекомендациям смог, наконец, удачно выйти замуж?
— На первую книгу было море отзывов, пишут, рассказывают о себе, многие называют ее лучшей книгой на эту тему. После второго издания откликов еще не было, но прошел-то только месяц после издания. У меня сейчас в планах написать еще одну книгу. Она будет интересна незамужним и одиноким Православным людям, ее название «Как преодолеть одиночество».
— Менялся ли за время вашей работы в Православных изданиях образ Православной женщины?
— Число Православных женщин умножилось. Стали ли они счастливей? Это вопрос…
Многие из них, придя в храм, большое значение начинают придавать внешней стороне. Одеваются в длинные юбки, наглухо закрытые кофточки, обувь без каблуков и платок. Но со временем, если женщина не отходит от Церкви, то начинает понимать, что дело не столько в этих внешних формах, сколько в духовной сути. Женщина может выглядеть вполне современно, ведь Православие не обязательно должно существовать в рамках культуры XIX века, когда надевали косоворотки, сапоги без каблуков и простой платочек. Кстати, раньше в платочках в храм ходили только самые простые женщины, а мещанки, дворянки приходили в шляпах. Важно, чтобы был головной убор, но привязывать его к платку совсем необязательно. Выглядеть современной и быть глубоко верующим и церковным человеком — вот что важно. Не форма, а содержание. И все же вера, хотим мы этого или нет, но передается в форме бытового благочестия, поэтому, одеваясь современно и модно, надо соблюдать приличия и традиции. Со временем в храмах женщины стали появляться и на каблуках, и в современной одежде. Но есть, к сожалению, примеры современной «вольности», совершенно недопустимые.
Произошли ли изменения в духовной жизни самих женщин, стали ли они счастливей? Ведь для женщины все-таки главное — быть счастливой в замужестве и стать хорошей матерью. В наше время выйти замуж, на мой взгляд, стало еще труднее.

«Замуж выйти — это работа»

— Валентин Владимирович, я думаю, вы знаете, что надо делать, чтобы выйти замуж. Ведь такая ценная книга вами написана…
— Могу сказать точно: выйти замуж — это работа. Желание выйти замуж должно быть подкреплено действиями. Мы часто говорим, что Бог поможет, так вот надо молиться о хорошем женихе, о Православном. И искать его, не такого, который желает жить «пробным», «гостевым» или «свободным» браком (каких только красивых терминов не придумали, чтобы замаскировать одно слово — блуд!), а молодого человека, желающего создать крепкую Православную семью на всю жизнь. Женщине надо быть активной в поисках жениха. Но не на дискотеках, где как раз большей частью женихи годятся лишь для «свободного брака», а искать жениха в Православных кругах. Надо идти работать в приходские сестричества, в церковные хоры, бывать на собраниях различных Православных движений, принимать участие в молодежных Православных форумах и фестивалях, приходить работать в приходские школы, участвовать в паломничествах. Для начала двиньтесь и пойдите хоть куда-то из перечисленных мест. И там вы встретите женихов — единомышленников и единоверцев. Поверьте, многих из них привела в эти организации и союзы та же проблема, что и вас…
Очень часто можно услышать сетование, что, мол, «нет женихов». Не женихов нет, а просто гордыни у вас много. Умная, красивая, интересная, но… гордая. И все для нее не тот да не этот… А потом уже и молодость пробежала, и уже она не такая умная, и не такая красивая, и от неизбежности, в конце концов, выходит замуж за первого встречного. Есть такие печальные примеры. Причина — в завышенной самооценке, которая иногда не имеет под собой никакого основания. Православные брачные агентства чаще всего сталкиваются с завышенной самооценкой именно у женщин. Христианское мировоззрение не романтично, оно реалистично, и надо многим женщинам почаще смотреть на себя реалистичным, то есть Православным взглядом. Вот и получается, что грех гордыни как раз и бывает препятствием и не дает женщине выйти замуж.
Хотя и по другим, уже не зависящим от женщины причинам в наши дни выйти замуж очень-очень трудно. Тут нужны и молитва, и активность в поиске. И выглядеть надо интересно, но самое важное — удача и Божий Промысл. Недавно пришла ко мне в редакцию давняя знакомая и говорит, что вышла замуж. Ей уже около пятидесяти лет, живет где-то в глубинке, на внешность не красавица, а вот вышла замуж за интересного москвича. Видно, так было Господу угодно.
— Что такое христианский брак?
— Это союз разнополых людей для духовного возрастания в совместном смирении и послушании, и еще этот союз должен вести к чадородию. Жить в христианском браке — это своего рода незаметный подвиг. Недаром же во время венчания поют «Святые мученики». Это тихий, почти незаметный подвиг. Так же и счастье, простое счастье может быть незаметным.
— Какая сегодня самая большая угроза для Православной семьи?

— Самая большая угроза для Православной семьи — это декларация того, что она «Православная», а по сути — обыкновенная семья, живущая по законам мира сего. Происходит это чаще всего от мечтательности, люди начитаются различных книг, может, и хороших, и Православных, и, вступая в брак, начинают не жить Православной семьей, а играть в нее. Вот здесь таится самая большая угроза, ведь надо быть, а не казаться. Молодые семейные люди, да и немолодые, накладывают на себя различные обеты и обязательства, которые не в силах выполнить. Даже на службах в храмах они ищут экзотики, а не веры. Когда человек стремится к экзотике в семейной и церковной жизни, то тешится душа, а не дух. Можно в паломническую поездку поехать на электричке. Чтобы же душу потешить, можно с пафосом пойти пешком, да еще в лаптях и в красной косоворотке, и нести, изнемогая от тяжести, с собой самовар. Идти и думать, что ты самый настоящий паломник, не то что прочие. А это всего лишь бутафория. И такой ненастоящей, бутафорской жизнью можно начать жить и в семье. И потом за всеми видимыми атрибутами окажется, что нет ни крепкой веры, ни любви, ни настоящей Православной семьи. Люди просто изобразили свои мечтания, а потом, когда играть устали, то и разбежались, и семья разрушилась. Потому что у них отсутствовало настоящее чувство, не было настоящей любви, основанной на милосердии и ответственности.
— Что опасней для семьи: когда жена верующая, а муж неверующий, или наоборот?
— Опасней, когда жена неверующая. На женщине держится основа всего семейного быта, домашней церкви. Практика показывает, что все зависит от женщины. Женщина верующая, Православная своего мужа будет вымаливать, и чаще всего своей верой и любовью сделает мужа тоже верующим человеком.

Жить в согласии с волей Божьей

— Мы с вами говорим все о женщине как лишь о половинке мужчины, как о хранительнице домашнего очага, но в книге « Стань счастливой» вы говорите о женщине как о многогранной личности, которая может быть счастлива и не имея семьи.
— Важно исполнить свой долг перед Богом и людьми. Женщина может совершить массу добрых дел, быть угодна Богу и не будучи женой. Жить полной жизнью в согласии с Промыслом Божиим о себе — вот оно, счастье. Можно быть и общественным деятелем, и журналистом, и ученой… Такая женщина сделает больше пользы для своей души и для мира, чем в семье, где с мужем безконечные скандалы и стычки. Сейчас многие женщины занимаются благотворительностью, может, в семье муж и не разрешил бы ей тратить на это деньги. Мы же не знаем воли Господа. И почему один болеет, а другой нет. Женщина думает, что просто так суетится, что-то там делает, а на самом деле она живет во славу Божию. Живет полнокровной жизнью, и счастье у нее не призрачно, оно реально. Но все-таки главное предназначение женщины, если она не монахиня, — это вдохновлять мужа на служение Отечеству. На служение его «во вне», а не только ради собственной семьи. Вдохновить мужчину, быть матерью, хранительницей домашнего очага и еще работать по специальности — вот такая нелегкая женская доля. Быть женщиной вообще сложно. Сложнее, чем быть мужчиной.
— То есть нет в жизни счастья для женщины? Или все-таки у вас есть рецепт женского счастья?
— Рецепт женского счастья — это рецепт счастья вообще, а для Православного человека это блаженство. Если человек живет во Христе, то разницы нет, семейный он или одинокий — он будет блажен и счастлив. Красивая женщина или не очень, живущая в глубинке или в столице, молоденькая или даже в годах найдет свое счастье, если она любит Бога и ближних. Если женщина активна в жизни, то таким людям многое дается, в том числе и в семье. Надо стремиться быть благочестивыми, искать Царство Божие, а все остальное приложится, Господь поможет.
— Расскажите о своей семье. Ведь многим читательницам, наверное, интересно узнать, как живет писатель, который так хорошо и тонко знает женские проблемы.
— Двадцать пять лет назад на курорте в Крыму я познакомился со своей супругой. Пригласил ее пообедать. Познакомились, выяснилось, что моя избранница по специальности программист. Стали общаться потом уже и в Москве, когда вернулись с юга. Через какое-то время я рассказал, что верующий человек и хожу в храм, она восприняла это известие с большой радостью, потому что тоже была верующим человеком. Поженились и сразу же венчались. Сейчас у нас двое сыновей и дочка. Моя жена в большей степени, чем я, церковный и благочестивый человек. Она живет и работает, как подобает благочестивой Православной христианке, естественно, это влияет и на мою жизнь. Жена своими тихими трудами и молитвами создает в нашей семье то простое, часто незамеченное, но на самом деле самое настоящее обычное счастье.

Можно ли вообще «стать счастливой»? Или мы давно живем в счастье и уже так к нему привыкли, что перестали его замечать? Я люблю у мудрого сказочника Ганса Христиана Андерсена все сказки, но одну его историю, сказку про елку, хочется напомнить. Эта елка всю свою жизнь хотела быть счастливой и все время кому-то завидовала, а себя считала несчастной. Она все время ждала, что вот сейчас она станет счастливой, вот где-то там на каком-то корабле есть настоящая жизнь и счастье, и ей надо быть там, а не в этом лесу… И вскоре она становится украшением Рождественских праздников, и опять елке чудится, что счастье где-то там, где ее нет. И только в самом конце, когда отшумели радостные праздники и елку «за ненадобностью» разрубили на куски и бросили в огонь, — в этот последний момент своей жизни она успевает понять, что там, в лесу она была счастлива, и на веселом сочельнике она была счастлива и вообще, она счастливо жила… «Так почему же я не радовалась, пока было время?» — шептала, падая в огонь, бедная елочка.

Ольга Круглова
19.12.2008
Дата: 19 декабря 2008
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru