Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Под сенью благодати

Встреча-семинар с работниками образования в Самарской епархии прошла в монастыре на Волге.


Встреча-семинар с работниками образования в Самарской епархии прошла в монастыре на Волге

В Свято-Богородичном Казанском мужском монастыре в самарском селе Винновка Самарским Епархиальным управлением и Самарским институтом повышения квалификации работников образования был организован летний Православный лагерь для преподавателей Основ Православной культуры. В Винновку из Самары, Сызрани, Петра-Дубравы, Смышляевки, поселка Чёрновский, Борского, Красноармейского, Красноярского и Пестравского районов съехались педагоги, основным предметом преподавания которых являются русский язык и литература. Учителя-«студенты» во время недельного пребывания в лагере участвовали во всех монастырских службах, выполняли различные послушания в строящейся обители, но главное — учились.
Круглый стол на тему «Духовно-нравственный потенциал гуманитарного образования» провели Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, ректор СИПКРО Игорь Александрович Носков, настоятельница Иверского монастыря игумения Иоанна (Капитанцева) и проректор СИПКРО Елена Павловна Бельчикова. Педагогам запомнились лекции игумена Вениамина (Лабутина), протоиерея Димитрия Лескина и других выступающих. Практические занятия по церковнославянскому языку, молитвенным песнопениям, древнерусской и русской классической литературе вели иеромонах Антоний (Подоровский) и Тамара Михайловна Сливкина. С рассказом об истории села Винновка, строительстве первой сельской церкви и создании монастыря выступил священноинок Вонифатий (Грушин). Член Союза писателей России Владимир Ильич Осипов рассказал о Христианском направлении в современной русской литературе и представил свою новую книгу стихов и прозы «Монастырская дорога», — то есть и мне грешному тоже посчастливилось внести посильную лепту в общее дело.

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий:
— Меня особенно радует, что собравшиеся учителя углубленно изучали древнерусскую, классическую и современную литературу, ведь в этом направлении в школах и вузах у нас до сих пор многое замалчивается. Конечно, семинар можно было провести и в городе. Но важно было, чтобы люди пожили в монастыре и еще больше воцерковились. И отрадно, что все слушатели дважды в день участвовали в Богослужениях, многие причастились. Особенно обрадовало, что все пришли на Повечерие перед Преображением Господним, а оно длилось долго и закончилось в час ночи — и это после занятий, послушания и Всенощного бдения!

…А после Повечерия монастырская братия отправилась на рыбалку. Владыка дал им еще и такое ночное послушание. И, к общей радости, на следующий день на праздничном столе были уха и жареные сорожка и караси.

Елена Павловна Бельчикова, проректор Самарского института повышения квалификации работников образования:
— Мы не случайно решили собрать вместе именно преподавателей русского языка и литературы. В этих предметах заложен огромный творческий потенциал, и поэтому учитель, хочет он того или нет, через «великий и могучий» наш язык и нашу словесность несет учащимся большой духовный заряд. Потом он его развивает на уроках Основ Православной культуры и через личное общение с коллегами и учениками. Мы изучали самобытный характер древнерусской литературы. Игумен Вениамин (Лабутин) прочитал замечательную лекцию «Причины разделения Христианства и их отражение в искусстве и художественной литературе». В следующий заезд мы хотим собрать преподавателей истории, и уже, естественно, тот семинар будет иметь историческую направленность, хотя темы некоторых лекций и круглых столов останутся прежними.
Кажется, что обитель сама по себе вырастает среди холмов на волжском берегу. Но сколько сил отдают этому строители, монахи и послушники!

Директор средней школы села Майское Пестравского района Самарской области Галина Викторовна Бузаева:
— На филологическом факультете университета я изучала древнерусскую литературу, но «Слово о Законе и Благодати» Митрополита Илариона нам давали в сокращенном варианте, и поэтому студенты в этом произведении почти ничего не поняли. И сейчас в школьных хрестоматиях из этого произведения дается только небольшой отрывок о Крещении Руси. А здесь, в Винновке, я наконец-то прочла «Слово…» целиком и поразилась этому выдающемуся произведению первого Киевского Митрополита! Почему составители школьных и университетских программ обделяют учащихся?
Еще больше, чем самые замечательные лекции, на всех нас повлияла сама жизнь в монастыре. Больше всего меня поразило Архиерейское Повечерие, когда в храме горят лишь несколько свечей, негромко звучат молитвы и тихо поют монахи. Я ощутила некую бездонность, не чуяла под собой натрудившихся ног. Будто была на Небе… Кстати, о ногах. Многие участники семинара — люди не очень здоровые, у кого давление скачет, у кого радикулит. Тем не менее все выполняли многочасовые монастырские послушания. Но никто не болел! Вот как действовала на нас благодать Божия.
А благодать ощущается уже не только в монастыре, но и в селе. За неделю я не встретила там ни одного пьяного, не услышала сквернословия, не попадались курящие подростки. А на Всенощную, а затем на Литургию в праздник Преображения Господня с соседнего острова приплыли на байдарках двенадцать детдомовцев, которые стоят там лагерем. Некоторые из них даже причастились Святых Таин.

…Все мы перед Лицем Божиим ходим, и как радостно, хотя бы иногда, ощущать благодать Его.

 Слово о русской словесности

Из выступления перед преподавателями Основ Православной культуры в Богородице-Казанском монастыре самарского села Винновка.

Уже немало писателей, литературоведов и богословов говорят и пишут о том, что русская литература на несколько ином уровне возвращается к тому, с чего начинала, — к невыдуманности. Вспомним «Слово о Законе и Благодати», «Слово о полку Игореве», «Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище» — там нет придуманных историй, вымышленных персонажей, хотя эта литература художественна, в том высоком смысле, что язык этих произведений сочен и ярок, а образы точны и многозначны, да и сюжетным ходам могут позавидовать многие современные детективщики. А русские былины! Это же исторический эпос, изложенный в высокохудожественной форме.
Так вот, невыдуманность русской литературы — в отличие от западной! — длилась очень долго, вплоть до середины XVIII века. А потом под художественной стали понимать лишь литературу выдуманную, что в корне неверно.
Да, русская классическая литература высока по своему духовному потенциалу и в лучших своих образцах глубоко Христианская. Достаточно назвать имена Пушкина, Гоголя, Достоевского, Лескова… Да и советская литература, особенно в так называемой деревенской прозе и тихой лирике, просто наполнена духом Православия. В большинстве случаев там отсутствуют церковные сюжеты, персонажи и лексика. Но есть и такие произведения, где это присутствует в открытую, чего почти не было в до сих пор прославляемую либералами «оттепель», но что нередко случалось в проклинаемый ими «застой». Вспомним «Черные доски» Владимира Солоухина. Вот стихи Николая Рубцова:
Лунною порой,
Омрачая мир,
Шел понурый строй,
Рядом — конвоир.
А душе в ночи
Снился чудный сон:
Вербы и грачи,
Колокольный звон.
А его же стихи о Ферапонтовом монастыре!
В потемневших лучах горизонта
Я смотрел на окрестности те,
Где узрела душа Ферапонта
Что-то Божье в земной красоте.
И однажды возникло из грезы,
Из молящейся этой души,
Как трава, как вода, как березы,
Диво дивное в русской глуши!
Дышат Православием многие стихи Олега Чухонцева. Вот, например, его строки, написанные о московском крематории, долго действовавшем во времена воинствующего атеизма в одном из храмов (!) московского Донского монастыря:
Гибрид пекарни с колокольней,
завод, где плоть перегорает,
трубою четырехугольной
седьмое небо подпирает.
А отдаленнее и ниже,
вокруг хозяйства заводского — 
прах, расфасованный по нишам
в стенах монастыря Донского.
Как тут не сказать о повести Василия Шукшина «До третьих петухов». Повесть была напечатана в «Нашем современнике» в середине 70-х, в самый что ни на есть «застой». Но это выдуманная повесть.
А вот рассказ Александра Солженицына «Пасхальный крестный ход» (его недавно публиковал «Благовест») документален, но и высоко художественен, потому что автор через конкретное событие высвечивает многие беды, которые окружали нас тогда.
Чуть позже в жанре невыдуманных рассказов стали работать Владимир Солоухин («Камешки на ладони»), Виктор Астафьев («Затеси»), Юрий Бондарев («Мгновения»). И пусть в их рассказах-заметках чисто религиозной тематики немного, зато в них присутствует такой высокий дух и такая жизненная глубина, что они в чем-то перекликаются с произведениями древнерусской литературы. Сегодня в подобном ключе, но уже на религиозные темы, в самарском «Благовесте» пишут москвич Владимир Иванович Мельник («Зарубки на память») и редактор Антон Евгеньевич Жоголев («Капельки вечности»).
Интересны невыдуманные рассказы и повести Владимира Крупина и Николая Коняева. Последний даже составил жизнеописание Николая Рубцова, где ничего не домысливает, а пользуется лишь произведениями поэта, его письмами, воспоминаниями о нем, документами…
А жизнеописание адмирала Федора Ушакова — Росса непобедимого и Росса боголюбивого, — созданное писателем Валерием Ганичевым, подвигнуло Патриарха Московского и всея Руси Алексия II предложить к рассмотрению вопрос о причислении к лику святых раба Божия воина Феодора. И через несколько лет Русская Православная Церковь канонизировала непобедимого адмирала.
И вообще, за документальные книги из серии «Жизнь замечательных людей» и особенно житийную литературу ратует читатель, часто предпочитая их литературе выдуманной. Я говорю о Читателе с большой буквы, а не о тех, кто бездумно глотает детективы, дамские романы и так называемые фэнтези.
А как выделяется на общем игровом литературном фоне повесть Виктора Николаева «Живый в помощи». Автор пишет о себе, лишь заменяя имена некоторых действующих лиц, где-то сжимая или, наоборот, растягивая время, опуская или додумывая некоторые подробности.
Так что, когда кто-то голосит, что русская литература умерла, — это ложь. Русская словесность жива и выходит на новый виток своего развития, обогащаясь сказаниями, житийной литературой и тем, что издавна называли «Словом о…».

Владимир Осипов
29.08.2008
1262
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru