‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

С молитвой и лапша вкуснее

Самарское кафе «Лапша» работает с соблюдением православных традиций.

Самарское кафе «Лапша» работает с соблюдением православных традиций.

С Олегом Панкратовым я познакомилась в прошлом году, у часовни Святителя Алексия. Только что завершился Крестный ход от Покровского собора и молебен Небесному покровителю града Самары. И чуть в сторонке выстроилась очередь к большому четырехведерному самовару, из которого улыбчивый мужчина в красной русской рубахе наливал всем ароматный травяной чай. Подходи, честной народ, испей чайку, разгони тоску!..

Оказалось, что уже не в первый раз Олег с помощником 2 июня привозит сюда из своего семейного кафе безплатное для всех нас угощение. Вот и в нынешнем году в День Святителя Алексия у часовни вновь блестел медными боками самовар, и после молебна люди с удовольствием подходили за чашкой чая с карамелькой или сушкой. И захотелось побольше узнать о добром человеке, которому в радость порадовать других.

Договорились о встрече. И вскоре мы с фотографом Евгением Ситниковым приехали на улицу Ерошевского, 15, в кафе с веселым названием «Лапша». Правда, чуть ниже на вывеске добавлены еще два слова: «Самарский расстегай». Вошли в уютное небольшое кафе. В оконной витрине красовался старый знакомец - самовар. А в уголочке у окна мы увидели иконы, букетик вербы и небольшую библиотечку из православных книг и журналов - в том числе и нашего журнала «Лампада». Еще оставалось время до открытия, в зале было пусто. И можно спокойно, без помех поговорить с Панкратовым.

- Как же вы дошли до жизни такой? - спрашиваю Олега Витальевича. И на полушутливый вопрос он отвечает всерьез:

- В 2013 году меня вдруг уволили с работы, на которой я проработал двенадцать лет. Хотя уже предполагал, что новый директор хочет меня уволить, но все-таки когда это произошло, чувствовал себя незаслуженно выкинутым и обиженным. Работа была связана с открытием новых магазинов и их рекламой и достаточно востребована. Но я так и не смог устроиться по своей основной профессии.

Промыслительно уволили меня на день моего Ангела, а перед этим вечером я помог одной незнакомой бабушке, и она очень благодарила и обещала помолиться за меня.

Полгода поиска работы и всяких подработок, а у меня несовершеннолетние дети и жена домохозяйка… - я «случайно» встретил своего давнего товарища, которого не видел больше десяти лет, а перед этим вдруг приснился ему.

- И это уже явное свидетельство неслучайности вашей встречи!

- У товарища была своя столовая, и он взял меня туда работать - посадил на кассу пробивать обеды и контролировать поваров. И я приступил к работе в первый день Великого поста, а закончил там работать на Страстной неделе. Было очень трудно, но я воспринимал любую предложенную работу как посланную Богом. Ведь каждый день молился о работе и читал Акафист Николаю Чудотворцу. Ездил первый раз в Лавру к Преподобному Сергию, просил его.

Неожиданно столовую закрыли - а у меня как гора с плеч свалилась. Мы решили открыть в другом месте уже не столовую, а кафе в стиле фастфуд. В прежние времена в столовых всё, что было приготовлено, распродавалось, а оставшееся списывали и готовили заново. А сейчас спрос непонятный, можно приготовить на 200 человек, а придет 50. Приготовленную еду никто не выкидывает же, свои деньги в это вложены, продают - пока всю не продадут. Подмажут, разогреют. Поэтому большая вероятность поесть невкусно.

Мы решили готовить пищу сразу при клиенте из свежих заготовок. Так появилась лапша, приготовленная на вок. А вок - это такая большая сковородка, которая мгновенно нагревается, и на ней жарятся нарезанные тонкими кусочками продукты, а потом добавляются отваренная лапша или рис. Это паназиатская кухня. Можно готовить и супы. Какие-то десять минут, и клиент получает свежее блюдо.

Но долго мы с другом проработать вместе не смогли, виновники - наши страсти... Как вдруг получилось продать участок земли, который мы давно-давно продавали, и появились свободные небольшие деньги, на которые я решил открыть свое кафе. Помощником стала моя жена Ирина и со временем ее сестра Елена.

Я очень почитаю Крестные ходы. Так получилось, что мы и аренду здесь нашли и первые деньги отдали за аренду именно в день, когда здесь проходил Крестный ход в честь Царственных Страстотерпцев. В тот раз он шел от Иверского монастыря до 54-й школы, где церковь Царственных Страстотерпцев, а оттуда уже дальше по маршруту. Меня здесь ждала хозяйка помещения, я отдал ей деньги за аренду и с крестоходцами пошел дальше. Это было 17 июля 2014 года.

- То есть ваше кафе, можно сказать, получило благословение Царственных Страстотерпцев?

- И товарищ подарил мне их икону - вот она, в молитвенном уголке… У меня еще день рождения как раз 17 июля. И Святые Царственные Страстотерпцы у нас в семье особенно почитаются.

А как появились у нас иконы святого Александра Невского или Святителя Николая. Иногда приходит так называемая нищая братия. Ходят, бомжуют ребята. Поесть-то им хочется… И вот бывает, иной раз из купленных квартир хранившиеся там у прежних хозяев иконы прямо на улицу выкидывают! А эти вот люди подбирают и мне иконы приносят, то кадило, то еще что-то.

- Я думала, у вас кафе русское, а тут паназиатская кухня…

- Мы русские, православные. Но мы же не профессиональные повара, поэтому и взяли на вооружение такую кухню. У молодежи она популярна. Но всё это всё равно пронизано духом таким… русским. Мы делаем квас, сбитни, те же пироги, еще что-то свое. Русская кухня отличается неторопливостью приготовления. Томление блюд, определенное время требуется. Я бы рад был готовить исключительно православную трапезу, по традициям монастырским. Есть и рецепты, и желание. Но пока такой возможности нет.

Как-то я высказал сомнение: может, надо было сугубо русскую кухню сделать, готовить традиционные блюда? А батюшка ответил: «Да ведь неизвестно, как оно получится. Мне вот нравится то, что вы готовите. К вам идет молодежь, и они же тоже видят, что православные могут не только в платочках ходить и есть одну кашу на воде».

- Да-да, - подтверждаю с понимающей улыбкой, - исключительно кашу на воде!.. А по праздничкам для разнообразия - редьку с квасом!

- Ну ведь не это же главное в Православии. И разнообразие предлагаемой пищи - это тоже своего рода проповедь. Но мы же сами готовим себе русскую еду, вот и хочется это и другим людям давать. Поэтому когда получилось выиграть грант на помощь предпринимательству, купили плиты и стали выпекать русские пироги-расстегаи. Их на Руси начали печь еще раньше, чем итальянцы придумали свою пиццу. Из-за того, что эти пирожки пекли с вязигой осетровой, хозяйки делали их открытыми, как бы расстегнутыми, тогда они хорошо пропекались. И расстегаи настолько понравились, что в московских, питерских трактирах подавали до тридцати их видов. Это такие же пироги, только открытые, с разными начинками натуральными. Их подавали с соусами, и это придавало пирогу сочность. Берешь ты расстегай - с зайчатиной или с печенкой налима, да хоть и просто с капустой и грибами, и наливаешь в него грибной соус, и получается сочно и вкусно. Вообще русская кухня очень вкусная, на высоком уровне. Это в советское время всё как-то скомкали, обеднили.


Олег Панкратов за работой в кафе «Лапша».

И вот мы такие пироги печем. Делаем тесто дрожжевое и на закваске. Чаи у нас замечательные - сами собираем травы в лесу, у родников.

Этот самовар - на 150 человек, вот и на Крестный ход выезжаем с ним, когда есть возможность.

- Как у вас появилась такая идея - ездить на Крестный ход со своим самоваром, угощать людей?

- Ну какая тут идея. Просто сам когда ходишь в Крестный ход, - идешь в жару и хочется чайку хорошего попить, давление поднять, силы прибавить. Тем более самовар - он всегда объединяет людей. Я вот поставил самовар, и люди сразу останавливаются вокруг него и начинают разговаривать, происходит общение. Поэтому всегда стараюсь привозить чай с самоваром.

В День Святителя Алексия встречаемся у часовни: мы там недалеко живем, и в храме в честь Вознесения Господня есть придел в честь Святителя Алексия. Раньше оттуда мы, прихожане, тоже выходили и присоединялись к Крестному ходу, который идет из Покровского собора. И года три или четыре назад 2-е июня совпало с нашим престольным праздником, а так как принято после престольного праздника устраивать чаепитие, то мы решили угостить всех крестоходцев.

- Ну вот, представим, приходит к вам пообедать суровый аскет и требует: «Мне строго постное!» Найдете?

- Найдем. Да я сейчас при вас приготовлю, покажу. Вот сковородка чистая, я туда немножечко хорошего масла наливаю… - когда пост без масла, могу и на воде приготовить. Сковорода раскаляется, в масло я бросаю чесночок, чтобы душистое оно было. И у нас есть заготовки овощей, уже нарезанных, измельченных, и отваренная лапша, гречневая и пшеничная - она без яиц: мука и морская соль. Из заготовок обязательно 5 видов овощей: морковь нарезанная, цукини или огурцы свежие, лук красный, сладкий, перец болгарский, фасоль стручковая. Ну и зелень туда засыпаем. Соевым соусом поливаю для солености. Спрашиваю, вам острое или не острое. Есть грибы. И быстро, за несколько минут всё обжаривается. Они сверху горячие, как бы запеченные получаются, а внутри сок. Получается 350 граммов порция, такая вот чашка. Суп с рыбой могу приготовить на воде. Хлеб печем вкусный, бездрожжевой. Орехами посыпаем… Есть креветки, кальмары, мидии. То есть всегда можем постное приготовить. К нам приходят и священники, иногда и семинаристы - тоже хочется немного разнообразить трапезу. Есть и те, кто постоянно приходят на обед. У нас немножко подороже из-за того, что каждую тарелку мы готовим индивидуально. Но оно того и стоит. Хочется скоромного? В лапшу можно яйцо добавить, курицу, индейку, свинину. Те же морепродукты…

- На Пасху как-то отличалось меню?

- Мы же сами стараемся ходить на церковные службы, а Страстная седмица вся в службах. Утром до работы на Литургию идешь, вечером тоже в церковь. Уже не до каких-то разносолов, которые люди православные хотят поесть на Пасху. И я для куличей с вечера перед Великой Субботой замешиваю закваску, в ведре развожу тесто, а там нужно несколько этапов, потому что закваска не такая «агрессивная», как дрожжи, не так тесто поднимается. Вот это всё я до утра замешиваю, хватаю ведро и бегу на службу, тесто стоит у меня в храме.

- …молитвой напитывается!

- Ну да. После службы с ведром прибегаю сюда, тут еще не один раз промешиваю - и выпекаю. Надо успеть куличи испечь, украсить и вечером с ними идти на пасхальную службу. И приходится выбирать: либо ты готовишь, как обычно, либо печешь куличи. Так что пеку куличей немного, только на заказ. Хочется людям именно такие, как мы печем, без дрожжей, - вот их и радуем куличиком.

А то, что мы были на церковных службах, потом отражается и на нашей работе. Готовишь с молитвой, благословляешь пищу… Нет, это не мы какие-то особенные. Но твердо скажу, что от молитвы в нашем деле многое зависит. В «Красной Пасхе» прочитал: когда в Оптиной пустыни благотворителю подарили испеченные иноком Трофимом просфоры и хлеб, тот изумился: «Какие вкусные, дайте мне рецептик!» Ему написали - всё очень просто. И только не добавили, что инок перед тем, как печь, читает акафист Божией Матери «Спорительнице хлебов».

Свое дело имеет и свою нагрузку. Я же и по электрике, и продукты покупаю, и полы мою, и готовлю… - всё, у нас нет специальных работников, всё сам делаешь. И без выходных, бывает, работаем, и в отпуск не уйдешь, потому что за аренду - работаешь не работаешь - надо платить. Но это подстегивает постоянно быть в тонусе.

Хотя в пандемию посетителей было очень мало, и я стал просить снижения арендной платы. Видно, по молитвам хозяин помещения сказал: «Ладно, я с вас сейчас не буду за аренду брать». И мы смогли работать по удобному графику, ходили на службы, молились. И Пасха была какая радостная, когда объявили, что сошел Благодатный огонь… - значит, жизнь продолжается! Большое было искушение - большую радость Господь подарил.

И еще. Когда православный начинает свое дело, нередко впадает в крайность: как это я буду с людей деньги брать! Но так ты долго не продержишься. Надо правильную денежную политику выстроить. Если хочешь благотворить, делай это так, чтобы никто и не знал, что ты кому-то помог.

- А вот вы упомянули тех, кто приносили вам иконы. Люди они совершенно неимущие и, наверное, надеялись: я отдам икону, а меня за это накормят.

- Не совсем так даже. Просто есть люди, которым нужна помощь. И видно по нему, что вот эта чашка лапши ему очень нужна. Не только чтобы утолить голод, но ощутить, что его понимают, что с ним могут поговорить, что видят в нем человека. И хочется поддержать таких людей.

Однажды пришел парень… - не помню, был он выпивший, не выпивший. Я усадил его за столик: давай я тебя покормлю. А он сидит и проклинает всех. Один раз я подошел, сделал замечание, другой. Ругательства слышать не могу. Всегда пресекаю: вам нравится, как я готовлю? А если бы матерился, было бы совсем по-другому. Ну а этот парень не унимается. Я психанул. Схватил его за шкирку и выкинул на улицу. И тут такое чувство раскаяния в душе: что же я, разве можно так с человеком!.. Эх, если бы он сейчас еще раз пришел, я бы его, конечно, по-другому принял. И через несколько часов он опять приходит! Я так обрадовался: Господь дал мне шанс его утешить! И я ему и денег дал, и свою шапку отдал, и накормил. Он растерялся. А у меня такая радость была, что за мое раскаяние Господь привел его сюда…

- Как блудного сына вы его приняли!..

- Это меня Господь как блудного сына принял.

А то, что мы голодных кормим - это само собой. Но кого-то из них, видимо, уже нет с нами, потому что тех, которые два года назад к нам ходили, сейчас уже меньше стало.

В свое время мы с батюшками ходили в больницу на Хлебной площади, там лежали те, кто с Мостовой, 15 (это приют для бездомных в Самаре - Ред.), их отправляли подлечиться. Многих батюшки исповедовали, причащали. Ну и я помогал батюшкам, во время Причастия держал плат. Какие-то знакомые и появились у меня из этой среды. И вот встречаешь их уже с такой теплотой в душе.

Поначалу было большое безпокойство: нет и нет посетителей, а ведь никаких доходов у нас нет, только то, что здесь заработаем. Что делать? Давать рекламу? Менять блюда?.. Первые два года было достаточно напряженно. Но у нас как: когда нет людей, просто берем и читаем Псалтирь, Акафист или Евангелие. Это же тоже труд. Господь видит, что мы не бездельничаем: если руками не получается, значит, духовно трудимся. Молимся за кого-то, за дело молимся. Большое благо, когда православный коллектив и ты можешь на работе взять и помолиться. Всё дает Господь: и потерпеть, и выждать. И помолиться, и потрудиться. И побегать. И обнажить свои недостатки, и учиться преодолевать искушения.


2 июня 2024 г., у часовни Святителя Алексия. Как хорошо после молебна испить вкусного чая.

Когда много народа, здесь хлеще чем в Макдональдсе приходится бегать. И каждую тарелку сготовить, да не пересолить, не переперчить; и обслужить, и на бегу ни в кого не врезаться... Эмоционально и физически это труд тяжелый. Зато индивидуальное приготовление для каждого посетителя позволяет гибко относиться к спросу, и человек всегда - утром, вечером - зашел и получает горячее, с огня блюдо.

- С детьми к вам приходят или только взрослые?

- Детям очень нравится лапша! Мы же еще и на вынос продаем, и приготовленную у нас пищу приносят домой для семейной трапезы. И родители не опасаются давать детям эту еду, потому что знают, что у нас всё натуральное и свежее.

- Из каких трав у вас такой чудесный чай?

- Больше всего в нем иван-чая, а добавляем в него и вишню, и смородину, и чабрец, и мяту, и душицу. Всё полезное, что у нас растет. Но основа - иван-чай. Чай зависит и от воды - мы ее привозим из своей скважины.

- Да ведь чабрец называется еще богородской травой! И говорят, что эта трава помогает избавиться от алкоголизма.

- Один армянин говорил мне, что в их краях чабрец более высокий и мощный, еще более душистый. И его дают, чтобы снимать похмелье. Вот это я слышал. Ну смотря как кто будет использовать. Может быть, если принимать богородскую травку с молитвой, человек исцелится и от алкоголизма…

- С молитвой и верой…

- Главное, чтобы человек сам захотел избавиться от этой греховной страсти. А против воли Господь не спасает.

- Тяжело, наверное, работать втроем?

- Я всегда молюсь, чтобы Господь нам дал еще хорошего человека. Пробовал давать объявления на авито, хэд хантер. Приходят профессиональные повара. И плачу им не меньше, чем в других местах, но такой какой-то дух у них… Побольше заработать, а потом в гулянку уйти. И не выходят на работу. Неспокойное внутреннее состояние сказывается и на отношении к работе, они постоянно как на острие.

- У далеких от Церкви искушения обостряются, когда работа как-то связана с Православием…

- Наверное. Конечно, мы и сами несовершенны. Где-то, может, замечание сделал не так, но и с той стороны что-то мешает, не дает им покоя. Приходили и православные, но ведь православные не всегда значит смиренные. Бывало и они вносили разлад. Считали, что они-то лучше знают, как и что делать. И тоже взаимодействия не получается…

- Но работать со своими, наверное, легче, чем с чужими людьми?

- В чем-то - да. Но те проблемы, которых у всех хватает дома, здесь еще усугубляются. Здесь целая жизнь проходит. Был у нас духовник батюшка Иоанн Гончаров (†2020). Просим его благословить. Он так чуть поморщился: «Ну, пойдет…» И благословил - и показал…

- …что просто не будет?

- Просто не будет. В семье же бывают и ссоры, и обиды. Мы такие же грешные люди, со своими недостатками.

Как всякие верующие, живущие церковной жизнью, управляемся благодатью Святого Духа. Батюшка-то Иоанн хотел бы нас более прямым путем, чистым провести, но мы тычемся туда-сюда, и каемся, и прибегаем к Таинствам, к заветам святых. Так вот и трудимся потихонечку.

Ольга Ларькина.
Фото Евгения Ситникова.

185
Ключевые слова православные традиции
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru