‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Откуда у нас депрессия?

Советы Православного психолога.


Советы Православного психолога

В течение нескольких лет я в качестве психолога принимаю участие в работе комиссий по опеке и по делам несовершеннолетних и хочу сказать, что ситуация с неблагополучием наших детей уже не год от года, а с каждым месяцем становится все тяжелее. Так, на последнем заседании нашей комиссии по делам несовершеннолетних оказались трое детей в возрасте от 9 до 11 лет, у которых матери покончили жизнь самоубийством. У остальных не лучше: внезапно и нелепо погибшие родители, пьющие матери, их квартиры стали притонами; и то, что ежедневно видят там дети, не выдержит и взрослый человек со здоровой психикой.
В конце XIX века в Париже изучалась проблема неврозов, прежде всего истерии с применением методики гипноза. Вот схема эксперимента. Больного вводят в состояние гипноза и приказывают ему выполнить какие-то парадоксальные, с точки зрения здравого смысла, действия. Например, ему говорят, чтобы он после выхода из гипнотического транса надел галоши, взял зонт, вышел в соседнюю комнату, раскрыл зонт и т.д., но сам приказ он должен забыть. Больной все это точно выполняет, но почему он это сделал, он не помнит. И тут начинается самая важная часть эксперимента. Больному задают вопросы: зачем он, интеллигентный человек, надел чужие галоши, взял с вешалки чужой зонт, ушел в другую комнату и стал его раскрывать? Уличенный в неадекватных действиях человек начинает, оправдываясь, говорить, что взятые им зонт и галоши очень похожи на его собственные, что, хотя на улице стоит ясная погода, он чувствует, что скоро будет дождь и т.д.
Эти эксперименты показали, что поступки человека могут совершаться по неосознаваемым им причинам, часто не по своей воле. Однако такой защитный механизм личности, как рационализация, всегда сумеет «логично» объяснить окружающим и себе правильность действий, которые на самом деле были произведены под диктовку чужой воли.
Много лет назад, когда я была еще студенткой (а это был психологический факультет Московского университета), преподаватели обратили наше внимание на следующий факт: во всех видах транспорта убрали надпись: «Выхода нет». Оказалось, что эта надпись играла роковую роль в принятии решения о самоубийстве отчаявшихся людей. Несостоявшиеся самоубийцы рассказывали врачам-психиатрам о том, что на фоне житейских неудач часто мелькавшая фраза «Выхода нет!» становилась навязчивой идеей, больно била по нервам при каждой встрече с ней и часто становилась «последней каплей» для сведения счетов с жизнью.
Обычно мы настолько привыкаем к этой надписи, что, как нам кажется, не замечаем ее, не обращаем на нее никакого внимания. А она незаметно для нашего сознания проскальзывает в наше подсознание и совершает там страшную разрушительную работу, реально убивающую нашу душу.
Вот еще одна картинка из этой же серии. Молодой пародист, изображая известную актрису, что-то быстро и безсвязно говорит, затем пауза, внимательный взгляд и вкрадчивое: «Как страшно жить!» Затем следующий блок: безсвязная речь, провоцирующая расслабление слушателей, ослабление их психологической защиты; затем многозначительная пауза и внимательный взгляд, как у змеи перед броском, и тихо вползающее в самую душу: «Как страшно жить!».
Если внимательно посмотреть на едва не любое выступление наших так называемых юмористов и если к каждой, так сказать, их шутке подойти с вопросом: «Зачем это сказано?» — то увидим, что за видимым шутовством скрыто злое семя уничтожения наших нравственных ориентиров.
Насколько опасны для нас подобные скрытые воздействия? Ровно настолько, насколько мы легкомысленно позволяем себе не обращать на них внимание, насколько мы духовно расслаблены. Как только мы начинаем внимательно относиться ко всему, что происходит вокруг нас, мы научаемся видеть, как нами пытаются управлять, и это трезвое видение ситуации и обезпечивает нам защиту. Срабатывает принцип: «Предупрежден — значит, вооружен!».
Знание и трезвение защищают от проникновения поражающих факторов на нижние этажи нашей психики, где они затаятся до времени и сработают в самый неожиданный момент. Кстати, и гипнозу поддаются далеко не все. Тем, у кого имеется внутреннее сопротивление внушению, он повредить не может.
На сайте Псково-Печерского монастыря опубликовано завещание Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которое завершается словами: «Ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога!»
Мы должны быть такими же внимательными в жизни, как водитель на дороге. Именно высокий уровень внимания позволяет водителю видеть все дорожные знаки, предупреждающие об опасности, и мгновенно реагировать на опасные ситуации. Большинство аварий связано именно с рассеиванием внимания. Так же происходит и в нашей повседневной жизни.
Трудно это? Конечно, трудно. Вся страна только начинает поне-многу собираться с силами, сосредотачиваться. Свидетельство этому — замечательные успехи наших спортсменов на последних Олимпийских играх вопреки всему: разрушенной системе подготовки спортсменов, скудном их обезпечении всем необходимым, откровенной нужде. Многие видели сюжет в «Новостях», когда показывали гараж, в котором наш олимпиец сам мастерил себе санки, на которых он и пришел к победе. Мы все видели, какой концентрацией физических и духовных сил давалась победа нашим чудо-богатырям (это суворовское определение относится и к нашим женщинам-спортсменкам), и видели, что многие из них молились, крестились перед выступлением, брали благословение на поезд-ку в Турин.
Нам нельзя останавливаться в развитии: любое наше личное достижение, любая самая маленькая победа над собой приводит нас к таким изменениям в жизни, которые бывают радостны и неожиданны для нас самих.
Очень многое зависит от нашего понимания своего места в этой жизни. Любое личное поражение приводит к упадническим настроениям, а любая личная победа становится общей победой. Время «разбрасывания камней» завершается. Начинается очень важное время сосредоточения воли, внимания, интеллекта, духовных и физических сил. И надо помнить, что наши остановки — не есть остановки, но на самом деле любая остановка в развитии — это всегда движение назад. Мы уже не можем себе этого позволить ни в личностном росте, ни в общественном развитии.
Психологи часто в своих выступлениях предлагают слушателям провести небольшой психологический эксперимент. Я не буду отступать от этой традиции.
В Евангелии от Луки (17, 1-3) читаем: «Невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят… Наблюдайте за собою».
В книге старца Паисия Святогорца «Духовная борьба» есть такие слова: «Исследование себя — это самое полезное из прочих исследований. Человек может читать много книг, однако если он не следит за собой, все прочитанное не приносит ему никакой пользы. А вот если он за собой следит, то польза, которую он получает, велика, даже если он читает немного. В последнем случае поступки, поведение человека утончаются — что бы он ни делал. А иначе он совершает грубые ошибки и не понимает этого. Если человек не будет исследовать происходящее, то ему ничто не принесет пользу».
Итак, для тех, кто сочтет возможным для себя провести небольшой эксперимент, предлагаем следующие условия для его проведения:
1. Выключить телевизор и радиоприемник. Не смотреть и не слушать так называемые новости. Исключение только для радиостанции «Радонеж».
2. Отметить для себя все попытки найти лазейки для того, чтобы смягчить себе условия эксперимента, т.е. смотреть передачи выборочно, например, только новости или какую-то свою любимую передачу.
3. Обратить внимание на то, какие эмоции при этом проявляются наиболее ярко, например, раздражение, злость, равнодушие, радость, уравновешенность и др.
4. Отметить, на какой день вы не выдержали и все-таки включили телевизор или приемник.
5. С каким чувством вы это сделали?
6. Произошли ли какие-либо изменения в вашем внутреннем мире за время эксперимента?

Людмила Ермакова,
г. Москва

Окончание следует
07.04.2006
768
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru