Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Дорогами Кавказа

Записки паломника.


Два послушника
Я только сегодня вышел из Минвод, от часовни на могилке преподобного Феодосия Кавказского. В Покровском кафедральном соборе поклонился его мощам и как бы дважды благословленный направился в свой долгий и нелегкий путь к святому колодцу в поселке Горный рядом с городом Крымском. Там много лет подвизался преподобный Феодосий. За день пройдено больше сорока километров, и к первому жилью удалось прийти только к одиннадцати вечера. Станица Солуно-Дмитриевская. На окраине ее работает завод газированных напитков. Жители по большей части спят. Кое-где лают собаки. По-южному поют сверчки. Впереди неприятная перспектива ночевки на улице — ночи в конце августа уже прохладные. Я сел на скамейку и, чтобы не принимать унылых мыслей, стал читать Иисусову молитву.
Неожиданно подъехал молодой человек на мотоцикле и, заглушив двигатель, поинтересовался: кто и куда путь держишь? Разговор завязался сам собой. От житейских тем перешли к духовным. Молодого человека — звали его Павел — возмущает, что у них в станице процветают сектанты. Пытался он с ними спорить, но те вместо ответа предлагают прийти на их собрание. Ко всему, церкви в селении нет, а потому и обратиться с вопросами не к кому. Я в кратких формулировках разъясняю, как могу, в чем отличие Православия от протестантизма. Павел как откровение воспринимает ответы на мучившие его вопросы и вдруг радостно предлагает переночевать у него.
Через десять минут мы уже находимся в доме его недавно почившей бабушки по имени Аполлинария Игнатьевна. В двунадесятые и большие праздники поднималась она задолго до первых петухов и шла по прямой дороге в Минводы на Богослужение. Не по ее ли молитвам нашел усталый путник приют в ее доме? А утром, по выходе из станицы, уста мои сами произносят: «Благослови, Господи, селение Солуно-Дмитриевское и всех жителей его!»
Через несколько дней я пришел в другое селение. За эти дни меня никто больше не принял, словно это была проверка твердости моих намерений Свыше. Время было еще светлое. В станице был храм. Я поспешил к нему. Навстречу вышел молодой мужчина с печатью молитвенного глубокомыслия на лице. Зовут его Андреем. Он ровно и безстрастно объяснил, что настоятель не благословил пускать посторонних. Попытки диалога были так же безстрастно пресечены словами: «Послушание превыше всего». Невольно вспомнилась евангельская притча о милосердном самарянине. Человек нуждался в помощи, но именно от находящихся «в послушании» верных он и не смог ее получить. С горьким сердцем — «прости им, Господи, ибо не ведают, что творят!» — пришлось покинуть это селение.
Еще не раз Господь будет посылать мне в пути «милосердных самарян», «жен-мироносиц» и «праведных Лотов». Без их помощи совершенно невозможно было преодолеть этот путь. Но по прошествии времени еще неоднократно возникал вопрос: кто из этих двоих больший послушник? Первый, который не читал Евангелие, но поступил по слову: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25, 35), или другой, прочитавший Библию от корки до корки, но поступивший иначе? Впрочем, да спасет Господь не только первых, но и вторых.

Беслан. Годовщина трагедии
Уже тогда, в сентябре 2004 года, было понятно, что злодеяние, совершенное в маленьком Беслане, носит вселенский характер. От того, что произошло в этом городе, содрогнулся весь мир.
В конце XII — начале XIII века в Грузии царствовала святая царица Тамара. Будучи дочерью осетинской княгини, она особенно заботилась о проповеди Христианства в Осетии. Строила здесь храмы, не жалела средств для украшения их иконами, церковной утварью и богослужебными книгами. Именно она подарила осетинскому народу пришедшую с Афона Иверскую икону Божией Матери.
Более шести веков хранилась она в церкви Рождества Богородицы (XII в.) селения Майрамыкау (Марьян-Каул) Куртатинского ущелья. Три раза горела церковь, и каждый раз после пожара икону находили целой на горе. В 1768 году жители селения вынуждены были переселиться. Забрали с собой и главную святыню осетинского народа. Через несколько дней пути они остановились вблизи города Моздока. Ночью от иконы начал исходить свет и одному из путников было видение, в котором Пресвятая Богородица повелела оставить Свой образ именно в этом городе. С тех пор эту икону стали именовать Моздокской.
В XIX веке вблизи селения Майрамыкау, где ранее находилась Моздокская икона, в местечке Фиагдон был построен храм во имя святых Жен-Мироносиц. В 1920 году его разрушили, но совсем недавно, после передачи его Церкви в 2003 году, храм Жен-Мироносиц воссиял в былой красе. Приснопамятный Владыка Гедеон благословил создать здесь монастырь, а ныне действующий Аланский Свято-Успенский мужской монастырь в Беслане сделать подворьем вновь обустраиваемого Фиагдонского монастыря.
Лишь только исследуя исторические корни этих мест, можно понять неслучайность происходящих здесь событий. Жаркие сражения происходили в Отечественную войну в центре северо-кавказского региона. Со взятием Беслана открывалась дорога на Владикавказ, а затем через горный перевал — путь к вожделенной бакинской нефти. Беслан испытал все: и многочисленные ковровые бомбометания, и массированные артиллерийские обстрелы. Порой земля на улицах города кипела от взрывов. Беслан гитлеровцы взять не смогли. И теперь уже террористы под зеленым исламским флагом Беслан тоже не смогли взять.
И можно позволить себе сравнение: как в древние времена триста спартанцев заслонили собой Элладу от стотысячного войска султана, так же и сейчас триста бесланских детей заслонили собой Россию. По сути, Куртатинское ущелье стало Фермопилами наших дней.
Спустя год после трагических событий в Беслане траур. В течение трех дней и ночей, сменяя друг друга, в школе № 1 пребывают родственники погибших. Вдоль стен спортзала школы — горы цветов; на стенах — цветные фотографии оставшихся здесь навсегда учеников, учителей, родителей учеников. На деревянных полках, укрепленных под ними, сотни свечей и восковых плошек. На скамейках в спортзале, несмотря на поздний вечер, сидят родственники погибших. Они тихо переговариваются, некоторые плачут, третьи скорбно молчат. Тихо моросит дождь…
Израненные школьные стены почти сплошь закрыты красными и черными полотнами со словами соболезнований, пришедших со всего света. В центре, у стены спортзала, прямо под баскетбольным щитом, с которого упала первая бомба, уменьшенный список Моздокской иконы — дар Аланскому монастырю. Открываю Псалтирь, начинаю читать семнадцатую кафизму. По окончании чтения первое побуждение — помянуть всех погибших. Справа на стене десять фотографий воинов из «Альфы» и «Вымпела» во главе с подполковником МЧС Валерием Замараевым. Внизу надпись от руки: «Спасибо вам, спасшие наших детей». Следом — фотографии учителей; много мусульманских имен. Владыка Феофан, прибывший сюда в прошлом году, сразу после трагедии сказал: «Сначала я спрашивал, был ли погибший крещен, но потом понял, что надо поминать всех».
Неожиданно останавливаюсь на одном имени: отрок Ислам. С фотографии смотрит открытое в детской доверчивости лицо, изумленные, широко распахнутые глаза. Классическое выражение: «Пустите детей приходить ко Мне» (Лк. 18, 16). Отец этого ребенка — мусульманин, он и настоял на таком имени, мать — Православная. Когда их сын бежал из спортзала, то получил в спину очередь из автомата. Ислам был убит террористами, исповедующими ислам. Он так и умер, с широко открытыми от изумления глазами…
3 сентября из Ставрополя приехал Епископ Феофан. В храме Аланского Свято-Успенского монастыря им была отслужена Божественная литургия, а затем — панихида по погибшим. По окончании панихиды монахи и прихожане монастыря отправились к месту трагедии Крестным ходом с написанной к этой дате Моздокской иконой Божией Матери. Образ этот является точной копией утраченной после революции древней Иверской Моздокской иконы. Епископ Феофан дал благословение на постоянное пребывание ее в Фиагдоне.
Еще год назад, когда иконописец Михаил Осипенко из города Покрова Владимирской области вместе с протоиереем Геннадием Беловоловым из Санкт-Петербурга привезли икону «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», а также икону Вифлеемских младенцев-мучеников (в память о Бесланской трагедии), то руководители Республики Осетия, а также местное духовенство высказали пожелание написать точную копию утраченной Моздокской иконы.
Работа над образом шла в течение полугода. Приходилось постоянно искать благотворителей — икона получалась дорогая, размеры ее — 1 метр на 1 метр 24 сантиметра. Значительную финансовую поддержку оказала осетинская диаспора Санкт-Петербурга. Действенную поддержку оказали руководители северо-западного округа Ленинградской области. После освящения иконы в храме города Покрова ее повезли в северную столицу, чтобы оттуда торжественно, с почестями отправить в Беслан. Но происходит неожиданное изменение заранее согласованного маршрута. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир направлялся в это время в Тихвинский монастырь. Он благословил отвезти образ сначала в Тихвин. Целые сутки Моздокская икона находилась подле древнего чудотворного Тихвинского образа Божией Матери. При огромном стечении народа Владыка служил молебны перед обеими иконами. В канун трагических событий Моздокская икона прибыла в Беслан.
Крестный ход принес икону в школу № 1. На стенах разрушенного актового зала (он находится рядом) огромными буквами — днем их хорошо видно — написаны имена погибших. Внизу надпись: "Мы помним вас!" Епископ Феофан отслужил в помещении спортзала литию «о всех, от террористов убиенных». Прозрачная пластиковая крыша едва ли не сразу покрывается водными потоками — снова пошел тихий моросящий дождь. И так же, как вчера, возникает чувство, что поминать нужно всех, вне зависимости от вероисповедания. Погибшие ждали от нас именно этого.

На снимке: Моздокская икона Божией Матери; Куртатинское ущелье.

Александр Сороковиков
г. Покров Владимирской обл.
28.10.2005
Дата: 28 октября 2005
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru