Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Словно пятое Евангелие -­ Святая Земля...

Петербургский писатель Николай Коняев рассказывает о паломничестве на Святую Землю.

Начало см.

Петербургский писатель Николай Коняев рассказывает о паломничестве на Святую Землю.

Мамврийский дуб

В Хевроне кроме Пещеры Патриархов, которая является святыней для христиан, иудеев и мусульман, находится еще и знаменитый Мамврийский дуб, под которым, как считается, произошла встреча человечества с Богом. Здесь, перед судом над Содомом и Гоморрой, состоялась беседа Пресвятой Троицы с праотцем Авраамом...

Неспешно звучал голос священника Алексия Мороза, читающего Книгу Бытия, и зимний ветер из пустыни ласково, как благодатная весть, овевал наши лица возле засохшего мамврийского дуба.

— Мамврийский дуб стал русским... — в середине XIX века сказал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин), когда был выкуплен участок земли с дубом.

Архимандриту Антонину (Капустину) принадлежат также слова, что русские паломники повредили дубу сильнее, чем крестоносцы и арабы, но разве только паломническое неистовство порождало их горячее стремление перенести частицы Мамврийского дуба в Россию?

Зато сейчас, хотя Мамврийский дуб и принадлежит Русской Духовной Миссии, но, как и положено на Святой Земле, хранителем его является мусульманин Анвар.

Как неразгаданный знак темнеет засохший ствол с узловатыми ветками.

Раньше было проще.

Раньше считалось, что засохшая часть дерева символизирует Ветхий Завет, а зеленая — Новый, но в настоящее время дуб представляет собой полностью засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки, и разгадывать значение символики дерева, последний зеленый лист на котором видели в апреле 1996 года, страшновато...

Иудейская пустыня

Очень много пепельно-серых камней...

Священник Алексий Мороз и писатель Николай Коняев в Лавре Саввы Освященного.

По мере продвижения в пустыню это ощущение раскиданных по земле пепельно-серых камней только нарастает.

Пепельной древностью веет здесь и от ущелья, где на краю завораживающей своими кручами пропасти стоит Лавра преподобного Саввы Освященного.

Лавра эта знаменита в России своим Иерусалимским уставом, введенным вначале в общежительных обителях Палестины, а потом и в греческих монастырях. На Русь преподобным Феодосием Печерским около 1070 года был принесен Студийский устав, по которому и жила греческая Церковь в те годы. По этому уставу, отличавшемуся более строгими правилами монашеской жизни и меньшей торжественностью церковных служб, жили и равноапостольный князь Владимир, и Сергий Радонежский, и Александр Свирский, и другие светильники нашей Церкви, и весь русский народ в то время.

Однако в XVII веке ради унификации нашего обряда с украинским (там уже приняли Иерусалимский устав) Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон решили изменить церковные обычаи. В результате это привело к трагическому пожару, забушевавшему по всему пространству безкрайней Руси.

Понятно, что сама Лавра преподобного Саввы Освященного к трагедии раскола Русской Православной Церкви, разыгравшейся в ходе введения «типикона, сиречь, изображения церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Саввы», никакого отношения не имеет, но получается, что эти пепельно-серые камни каким-то странным образом связаны с пожарами, забушевавшими по Руси четыре столетия назад.

Тихо в Лавре богоноснаго отца нашего Саввы...

Здания лепятся здесь друг к другу, везде — голые каменные плиты с редкими кустиками трав. Внизу под балконом, нависшим над пропастью, шумит Кедрон. Напротив, на другой стороне ущелья, — пещеры, в которых жили отшельники.

Здесь, в Лавре, кельи нынешних монахов. Время от времени они — отшельники? — проходят мимо, вот один прошел с ноутбуком под мышкой.

— В монастыре разные люди... — перехватывая мой взгляд, поясняет провожатый. — Кто с интернетом связан, а кто — с Богом.

Я киваю — всё разное: и люди, и обычаи. И не компьютеру я удивился, а тому, что делать с компьютером в монастыре, где нет электричества.

И как-то безповоротно и остро чувствуешь в этой пустыне, что кроме Бога здесь нет ничего...

Что здесь в интернете делать?

Последний день осени

Последний день осени, завтра 1 декабря, зима.

Как-то нереально звучат эти слова на Святой Земле.

Марина купила перед поездкой домашние тапочки и сейчас ходит в них.

— Как дома чувствую себя в Израиле... — хвастается она соседке-москвичке.

— У вас родня здесь? — уважительно спрашивает соседка.

— Не...

— Культурные связи?

— Нет... — говорит Марина. — Просто тапочки домашние я не снимаю здесь...

Сионская горница

Краеугольный камень Христианской Церкви — Великий Четверг.

В этот день произошло важнейшее евангельское событие: Тайная Вечеря, во время которой Христос установил главное новозаветное таинство Святого Причащения.

Как это было?

Мамврийский дуб.

«В первый день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 17-20).

Отвечая на вопрос, где приготовить Ему пасху, Иисус в Евангелии не называет имени человека, к которому направляет учеников.

В современном Иерусалиме горница Тайной Вечери находится на горе Сион на втором этаже готического здания, построенного над гробницей Царя Давида. Считается, что средневековые стрельчатые своды были возведены крестоносцами на том месте, где святой равноапостольной Еленой была построена в IV веке церковь.

Как и всё в Иерусалиме, помещение это переходило из рук в руки — до XVI века Сионская горница находилась во владении францисканцев, затем здание было преобразовано в мечеть, сейчас на первом этаже находится гробница (кенотаф) Царя Давида и синагога.

Наш паломник Николай Иовлев по ошибке зашел туда, но у него не оказалось с собою кипы и ему пришлось вернуться к нам.

Разумеется, как и на всё в Иерусалиме, на помещения Сионской горницы распространено действие иерусалимской экстраполяции (то есть переноса исторических событий в новое, более приемлемое в современной городской застройке и более удобное для обслуживания паломников место), подвергающей сомнению не только существование здесь Сионской горницы, но и самой гробницы Царя Давида.

Вступать в эти споры безсмысленно, но по высшей логике все тут сходится.

Царь Давид привел в свой город Пресвятую Деву Марию, и в Вифлееме Она и родила Богомладенца Иисуса Христа. К гробнице Царя Давида приходит Спаситель, чтобы здесь установить краеугольный камень Христианской Церкви — Таинство Евхаристии.

Здесь, над гробницей Царя Давида, по умовении ног своим ученикам Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую — великое Таинство Евхаристии.

В этой же Горнице Тайной Вечери, семь недель спустя, произошло на Пятидесятницу сошествие Святого Духа на Апостолов и Пресвятую Богородицу, и с этого момента
Апостолы заговорили на разных языках и отправились проповедовать Новый Завет.

Предполагается, что здесь же, в Сионской горнице, происходил первый в истории Собор Христианской Церкви — Апостольский Собор 51 года по Рождестве Христовом.

Монастырь хозевитов

Погруженный в молитву экскурсовод уже двинулся в путь к монастырю святых Иоанна и Георгия Хозевитов, расположенному в нижней части долины Кельт Иудейской пустыни. Делать нечего, двинулись следом и мы с Мариной.

Дул ветер хамсин, вздымались по сторонам грязно-желтые отроги гор, испещренные, как птичьими гнездами, следами келий-пещер...

Послушница Екатерина встречает паломников в Воскресенской общине.

Это место, как сказано в Библии, указано было Богом для жительства Пророку Илии в период трехлетней засухи в Израиле. Сюда же, смыкая ветхозаветную историю с новой эрой, в отчаянии и скорби ушел из Иерусалима бездетный Иоаким и пребывал в этой самой пещере в посте и молитве сорок дней и сорок ночей, пока Ангел, посланный Богом, не открыл ему радостную тайну о рождении от него Марии Девы.

Вспоминая эти подробности, овеваемые ветерком Иудейской пустыни, большую часть пути мы прошли благополучно, но когда дорога пошла на возвышение, сердце у Марины начало давать перебои, и в монастырь мы вошли, когда там уже выпита была вся вода из подаренного монастырю русским гусаром Денисом Давыдовым самовара.

Кое-как усадив Марину в пещере Илии Пророка, я вышел на балкончик, наблюдая, как усаживаются на осликов наши товарищи, отправляясь в обратный путь.

Говорят, что слово «лавра» обозначает «улицу келий» или «улицу пещер». Здесь перед нами были не улицы, а целые кварталы пещер-келий. Считается, что это ущелье было одним из самых «обжитых» в Иудейской пустыне, и к началу персидского нашествия в 614 году здесь обитало около пяти тысяч отшельников. В свои кельи они взбирались по веревочным лестницам и, убирая их, оказывались полностью наедине с Богом.

Безконечно далеки наши занятия паломническим спортом от этого повседневного молитвенного труда монахов-отшельников, но вот недолго и пробыла Марина в пещере Илии Пророка, а вернулись силы. Погрузившись на ослика, двинулась она в обратный путь...

Жизнь во гробах

Конечно же, путешествие по Святой Земле существенно дополняет некоторые моменты канонических Евангелий.

Например, слова о бесноватых, живущих во гробах, теряют свой леденящий душу смысл, когда видишь, что жизнь в этих пещерах, предназначенных для упокоения мертвых, хотя и не назовешь,
разумеется, комфортной, но тем не менее и невозможной она тоже не является.

И хотя порою кажется, что в словах славянского перевода: «сретоста его два бесна, от гроб исходяща» — евангельского смысла больше, чем в непосредственном пейзаже современной Святой Земли, но, как говорил Иоанн Златоуст, «и ныне можно видеть такие происшествия, и множество бесноватых, живущих во гробах, которых ничто не удерживает от неистовства: ни железа, ни оковы, ни множество народа, ни увещание, ни убеждение, ни страх, ни угрозы и ничто другое подобное. Так, когда сладострастный пленяется всякою красотою телесною, тогда он ничем не различается от беснующегося. Будучи облечен одеждою, но не имея истинного одеяния и лишенный приличной ему славы, он всюду бегает обнаженным, подобно бесноватому, поражая себя не камнями, но беззакониями, которые гораздо тяжелее многих камней. Итак, кто сможет связать и укротить столь безстыдного и неистового, никогда не бывающего в самом себе, но всегда ходящего при гробах? Подлинно таковы жилища блудников, исполненные великого зловония и гнилости...»

Гробница четвертого дня

Так совпало, что именно на четвертый день нашего паломничества побывали мы в Вифании, где был воскрешен Иисусом четырехдневный Лазарь.

Сама Вифания находится на дороге из Иерихона в Иерусалим, и Иисус любил отдыхать здесь, у друга своего Лазаря, беседовал с сестрами его Марфой и Марией.

Сейчас пещера, где был погребен четверодневный Лазарь, находится в арабском городке Аль-Азария («Место Лазаря»), и над пещеркой возведена башня минарета с рупорами на все стороны света.

Из этих рупоров каждые полчаса звучит записанный на магнитофон голос муэдзина.

Звучал он и во время нашей экскурсии, но все равно Евангелие оказалось слышнее...

— Лазарь! Иди вон! — сказал Иисус, и вышел из гроба обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь, и лицо его обвязано было платком.

Иисус сказал: развяжите его, пусть идет.

Так было совершено самое великое чудо Иисуса Христа, и весть о нем мгновенно разнеслась по Иудее…

Более того… Многим открылось вдруг, что Воскрешение Лазаря — это начало разрушения ада и образ будущего воскресения мертвых. И сказал тогда первосвященник Каиафа, что лучше нам чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. И с того дня положено было убить Сына Человеческого, победившего смерть...

Меньше недели после воскресения Лазаря оставалось Спасителю до смерти на Кресте…

Ну а сам Лазарь после воскресения прожил тридцать лет. После убиения первомученика Стефана его вместе со святым Максимином и святым Келидонием, который был исцелен Господом от слепоты, посадили в лодку без весел и отпустили в море. Однако лодка благополучно доплыла до Кипра, где и начал Лазарь проповедовать о Христе. Впоследствии он был в этом городе возведен в сан епископа. Омофор ему Своими руками сделала Сама Богоматерь...

Встречи

Греческий Православный женский монастырь, где сберегается камень, на котором сидел Спаситель во время разговора с Марфой, называется «Встречи».

Поразительные встречи происходили тут и на русском участке «Общины Воскресения Христова».

После Первой мировой войны, когда турецкие войска разорили всё, уже в двадцатые годы здесь встретились с Православием монахини Англиканской церкви Марфа и Мария, оказавшиеся на Святой Земле по пути в Индию. Они приняли Православие и образовали монашескую общину, а впоследствии основали в Гефсимании монастырь святой Марии Магдалины.

Там находятся мощи преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, а в память о ней в самой Вифании сестрами Марфой и Марией была устроена безплатная амбулатория для окрестных жителей, а также школа-интернат для девочек.

Эта единственная Православная школа на Святой Земле работает и сейчас. Работой ее руководят сестры Гефсиманского монастыря святой Марии Магдалины.

— Хорошие дети учатся? — спросил я у послушницы, которая рассказывала нам с отцом Алексием Морозом о жизни общины и монастыря.

— Дети все хорошие... — ответила она. — Недавно девочка-палестинка говорит мне: «Я, сестра, замуж выйду...»

— За араба? — спрашиваю я.

— Не за араба... Я за русского хочу замуж.

— А где ты русского найдешь в своей Палестине?

— А это ты мне, сестра, его найдешь... Найдешь, да?

— Ну вообще-то себе я уже нашла Жениха...

— А где?

— В Церкви...

— И я в церкви буду искать... — говорит. — Обязательно здесь встречу.

Иссохшая смоковница

Как известно из Евангелия, после торжественного входа в Иерусалим Господь снова вернулся в Вифанию, провел там со своими учениками ночь, а на следующий день вернулся в Иерусалим.

«И, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, — говорит Евангелист Марк, — пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его» (Мк. 11, 13-14).

Проклятие смоковницы Спасителем ставит толкователей Евангелия в затруднение, поскольку в Евангелии определенно сказано, что еще не время было собирания смокв.

Действительно, известно, что смоквы дают три урожая за год — ранние смоквы созревают в конце июня, летние смоквы, которые появляются в июне, вызревают лишь в августе, зимние смоквы, которые появляются в августе, вызревают в конце осени, когда дерево уже лишается своих листьев.

Отчего же Спаситель искал на смоковнице то, чего не могло быть там? Отчего Он проклял смоковницу за отсутствие плодов, которые и не могли еще по установленному Богом порядку вызреть на ней? Ответы на эти вопросы надо искать в самой природе растений. Плоды на смоковницах являются без всякого признака цветения, и даже прежде листьев, которые появляются уже после вызревания ранних смокв. И тогда обретает глубокий смысл предшествующее рассказу о смоковнице сообщение Евангелистов Матфея и Марка, что Господь взалкал. Взалкал, а потом увидел столь необычную для этого времени года покрытую листьями смоковницу.

Разумеется, Господь есть Всеведущий и никакие листья на смоковнице не могли обмануть Его. Знаем мы и то, что Господь может творить любые чудеса, в Его воле было превратить и придорожные камни в спелые смоквы. Как превратил Он воду в вино в Кане Галилейской. И вот в результате столь жестокий и как будто не очень справедливый приговор смоковнице!

Думается, объяснение в том, что смоковница каким-то непонятным образом сама откликнулась взалкавшему Господу, но откликнулась обманно, только притворившись уже принесшим плоды деревом.

Как это произошло, непостижимо, но ведь точно так же невозможно понять, зачем мы изображаем порою покаяние, веру и добрые дела и пытаемся обмануть при этом не только окружающих нас людей, но и Самого Бога, хотя твердо знаем, что Его обмануть невозможно.
И хотя возникает это вследствие благого намерения выглядеть в глазах Всевышнего получше, чем мы есть на самом деле, но обман остается обманом.

Чтобы видимым для учеников образом раскрыть этот обман, и подходит Всеведущий Господь к смоковнице и начинает искать плоды, которых нет там, а затем говорит: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек».

И тотчас засохла смоковница-обманщица.

Несомненно, что иссохшая смоковница — это символ грешника, который вместо того, чтобы приносить духовные плоды, только величается листьями, изображая покаяние, веру и добрые дела.

Иоанн Златоуст говорил, что Господь должен был хотя бы единожды показать, что, будучи Спасителем мира, Он есть вместе с тем и Судья. Еще вчера, подобно земному Царю, он въезжал в Иерусалим и Его встречали как вождя, который сможет повести народ к победе над земными врагами, и никто не мог понять, что Иисус Христос пришел, чтобы повести к победе над дьяволом… И вот сегодня Он входит в Иерусалим уже как Судья… И первый суд Его — суд над попыткой обмануть Его.

Николай Коняев 
г. Санкт-Петербург.

Продолжение см.

1367
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru