‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Чтобы в мире умножалась любовь

Более четверти века в столице действует Православная служба помощи «Милосердие».

Более четверти века в столице действует Православная служба помощи «Милосердие».

Об авторе. Галина Евгеньевна Лебедина живет в Санкт-Петербурге. Окончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности социальная педагогика. В настоящее время — руководитель изостудии.

Всё началось с того, что я хандрила: то не так, это не так... Духовный отец увещевал меня как мог и в один прекрасный момент благословил работать в храме святого благоверного Царевича Димитрия при московской 1-й Градской больнице.

И вот я в службе «Милосердие», в самом эпицентре — там, куда все звонят и просят о помощи. Я испытываю поистине блаженное чувство возможности помогать людям, попавшим в беду. Помогаю, утешаю. Мне всё это очень нравится.

Структура службы и сложна, и проста одновременно. Оператор действует как координатор. Звонит бездомный, он хочет поесть, помыться, переночевать. Если звонит бабушка, оставшаяся без попечения, и ей нужно помочь — убрать квартиру, погулять с ней, то звонок отправляется координаторам добровольцев. Звонок о помощи больному человеку, нуждающемуся в постоянном медицинском уходе, передается в патронажную службу, и так далее.

Несмотря на тяжелый повседневный труд, я всегда хотела идти на работу. Это чувство удивительное. Нам казалось, что это мы такие хорошие люди и умеем любить. Вскоре я поняла, что мы дружили благодаря еженедельным молебнам об умножении любви, которые проводил настоятель храма святого благоверного Царевича Димитрия, руководитель и духовник Православной службы помощи «Милосердие» протоиерей Аркадий Шатов. Ныне он — Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Один день из жизни оператора

Ранним утром открываю дверь храма, дежурная по храму улыбается. Утром надо попить чайку или кофейку. Не хочется, но надо, потому что, когда захочется, уже не сможешь, начнется напряженный рабочий день. И он начинается со звонка Ольги Ефимовны.

Сотрудники московской Православной службы «Милосердие». Евгения Филипповна Любезнова — первая слева. Фото 2016 года.

Опять что-то не то съела, снова давление, опять голова болела, ночь не спала. Ольга Ефимовна — постоянная наша подопечная, голос у нее приятный. Будто не она тебе жалуется, а ты ей. Поговорили. Ну вот и всё. «Мне полегчало», — говорит она. «Мне тоже», — говорю я и кладу трубку.

Потом звонит Катя, больная девушка, которой часто хочется просто поговорить. Я выслушиваю ее десять «почему». Почему у нас одежда ее размера не новая, почему если новая, то не ее размера, почему творожки не привезли? Почему их давно не привозили? На одиннадцатом вопросе я упражняюсь в терпении и продолжаю отвечать. Обычно не выдерживает телефон, он моим голосом ей говорит: «На следующие вопросы — ответим завтра».

Потом звонят бездомные, точнее те, кто им отчаянно хочет помочь. Люди обычно думают, что это очень просто, я так тоже думала. Но помочь этим бедолагам очень трудно, потому что они сами этого иногда не хотят.

Жизнь продолжается. Люди просят продукты, деньги, творожки, одежду или ночлег. Все стараются помочь, такая вот работа — никому не отказывать.

Оператор вкладывает свою душу в каждый телефонный звонок. Часто души оператора не хватает. Тогда я иду в храм и встаю перед иконой Господа Иисуса Христа и прошу: «Господи, дай, пожалуйста». У меня тоже обычно длинный перечень необходимого. Я ничем не отличаюсь в этот момент от тех, кто приходит к нам с просьбами.

Звонят люди с горем, болезнью, отчаявшиеся — это трудные звонки. Кажется, ты уже не можешь слушать, но слушать надо. Потому что, чтобы твое сердце не стало каменным, ему должно быть больно за них, а не только за себя.

Услышать человека!

Узнав о том, что мы сможем переехать в одно из прекрасных мест на земле, маленький рай на Большой Ордынке: Марфо-Мариинскую обитель, построенную трудами святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, — мы были просто счастливы.

Елисавета Феодоровна после гибели супруга — московского генерал-губернатора Великого Князя Сергея Александровича — продала свои драгоценности, ценные предметы искусства. И на вырученные деньги купила усадьбу с четырьмя домами и большим садом.

«Многим кажется, что я взяла на себя неподъемный крест, о чем и пожалею однажды и — или сброшу его, или рухну под ним. Я же приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь после смерти Сергея», — писала святая Елисавета Феодоровна.

В обители была устроена больница, аптека с безплатными лекарствами, безплатная столовая, приют для девочек и другие учреждения. Сад был засажен прекрасными цветами белого цвета.

Словами иногда невозможно объяснить, что ты испытываешь, находясь в святой обители. Это какая-то тихость, спокойствие, умиротворение. В трудных ситуациях мы молились святой Елисавете Феодоровне и получали помощь.

Помню день, когда мой супруг впервые посетил обитель. Я показала ему музей, деревянную лестницу, по которой ходила святая, уникальные святыни — иконы, вышитые Великой Княгиней, письма, редкие документы. Показала скамейку из белого камня, на которой она отдыхала. Зашли в домовую церковь святых праведных Марфы и Марии и остановились около иконы святой Елисаветы. И вдруг неожиданно из его глаз хлынули слезы. Они лились, как дождь, просто потоки слез, которые не прекращались. Он сам и мы, окружавшие его, недоумевали, что случилось. А муж, улыбаясь, успокаивал нас: «Всё нормально, я сам не понимаю, что со мной!» — и, стесняясь, вытирал ладонями слезы, которые не мог остановить. Позже Евгении Филипповне он сказал: «Моим больным глазам слезы полезнее любого лекарства».

Руководитель справочной службы «Милосердие» Евгения Филипповна Любезнова (вот уж действительно у нее говорящая фамилия!) проработала в службе уже более десяти лет. Она считает, что главное в работе — это отзываться на чужую боль, замечать людскую беду, не проходить мимо.

— Я росла вместе со службой, — призналась Евгения Филипповна, когда я ей позвонила и рассказала, что пишу этот очерк. — Воспитывалась ею, потому что, когда вокруг тебя полно страдающих людей и когда открывается глубина человеческой боли, кажется, что твоего сердца не хватает. И главное — учиться слышать, не оставлять без внимания даже самых простых, незначительных просьб.

Евгения Филипповна, Татьяна Синяева, Ирина Вячеславовна Соловьева всегда помогали, заботились о сотрудниках. С утра создавалась такая радостная дружеская атмосфера, что все трудности мы преодолевали вместе. Конечно, не всё было гладко, были и споры, и непонимания, даже конфликты, но всё это преодолевалось. Мы находили время и силы пошутить и поднять дух.

«Галя, там люди!»

Несколько лет назад, в 2010 году, когда Москва задыхалась от дыма, город словно кольцом сдавили пожары, служба работала в усиленном режиме. Помню, когда уже не было сил и нечем было дышать, вдруг позвонила наша дорогая Ольга Ефимовна и посоветовала завесить окно мокрой простынею, что мы и сделали.

В один из таких дней было двести звонков с просьбой о помощи пострадавшим от пожаров и от тех людей, которые жертвовали подушки, консервы, деньги погорельцам. Была организована помощь погорельцам Рязанской, Московской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Вятской, Саратовской, Волгоградской, Барнаульской и иных епархий.

Добровольцы выезжали на места пожаров и участвовали в их тушении. Мы должны были людям объяснять, куда приходить, что приносить, какая помощь нужна, составлялись списки для адресной помощи. И вот в какую-то минуту я поняла, что всё — больше не могу, просто нет сил. Тут снова звонок. Я взяла трубку и уставшим, обезсиленным голосом ответила. На другом конце провода я услышала голос Владыки. Он спросил, как дела, сколько звонков, а потом сказал: «Галя, надо работать, там люди…»

Он сказал это так тихо, спокойно, но вместе с тем с такой болью… Потому что, когда жизнь других людей в опасности, ты должен сделать всё, что от тебя зависит.

Так воспитывал нас Владыка, так воспитывал мой духовный отец, когда благословил меня работать в службе «Милосердие». А я-то думала, какая я хорошая, всем помогаю, а оказалось, что это были «исправительно-трудовые работы». Батюшка хотел, чтобы я увидела жизнь, настоящую, состоящую каждый день из жертвы, что именно такая жизнь наполняется смыслом. Что настоящая цель нашей жизни — приносить добро. Помогать другим.

«Бог знает!»

За годы работы я встречалась с удивительными людьми.

Это было в поздние часы, когда сотрудники службы, занимающиеся пожертвованиями, уже ушли, и я осталась на телефоне одна. Вошел мужчина и положил на стол пачку денег, сказав, что это для больной Марии (мы тогда собирали деньги больному ребенку). Я попросила завернуть деньги в лист белой бумаги и написать на нем, кому, от кого и сколько денег.

Пока разговаривала по телефону, мужчина уже собрался уходить, я положила трубку, посмотрела на листок, на котором было написано: «Сто тысяч для Маши», — и спросила, за кого молиться, но мужчина обернулся и с улыбкой сказал: «Бог знает!»

Бог знает наши нужды, наши печали, наши трудности, нашу боль. Бог всё знает, готов помогать и помогает! Часто он помогает нам через нас же самих, чтобы мы смогли научиться любить. Чтобы любовь в мире умножалась!

Когда люди при мне выражают недовольство Церковью или «многостяжательностью» батюшек, я всегда рассказываю им о святой Елисавете Феодоровне, о Православной службе «Милосердие», в которой объединены 26 социальных проектов, работа которых на 80 процентов осуществляется на пожертвования. Рассказываю и о ста тысячах рублей незнакомца, улыбку которого я помню до сих пор. И точно знаю, что иногда звонок в службу «Милосердие» равносилен спасению чьей-то жизни.

...Пока писала очерк, пришло радостное известие, что в мае в Санкт-Петербург привезут десницу святой Елисаветы Феодоровны и частичку мощей инокини Варвары (Яковлевой). В Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре я поклонилась мощам святых угодниц, украшенным белыми лилиями, любимыми цветами Великой Княгини Елисаветы. И вновь почувствовала аромат чистоты, нежности, тишины и спокойствия, какое ощущалось в Марфо-Мариинской обители.

Благословение десницей святой Елисаветы града святого Петра — еще одна из многочисленных милостей Божиих, которая указывает, по какому пути нам идти. Хочется закончить словами Епископа Пантелеимона: «Этот путь открыт для каждого человека, ведь в каждом сердце звучит призыв Божий — делать добро. И только на этом пути — пути служения другим людям — человек может обрести смысл и свое подлинное предназначение».

Православная служба помощи «Милосердие» в Москве находится по адресу: ул. Большая Ордынка, д. 34. Телефон справочной службы «Милосердие»: +7 (495) 542-00-00.

В Самаре по вопросам социальной работы и благотворительности обращайтесь к руководителю этого отдела Самарской епархии протоиерею Алексию Гладуну, тел.: +7-927-201-64-62 или в храм Трех Святителей, в пересечении ул. Стара Загора и Георгия Димитрова. 

397
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
13
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru