Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Миф о Стеньке Разине

Нужен ли Самаре памятник легендарному злодею?

Вот такую умилительную скульптурную композицию предлагают самарцам для увековечения кровавого сюжета (см. слева).
…А вот как — справа — изобразил этот же сюжет на рекламной афише фильма «Стенька Разин, или Понизовая вольница» художник Поль Ассатуров в 1908 году. Здесь главный персонаж показан совсем по-другому, откровенным злодеем. Что же произошло за сто лет с нашими представлениями об истории, о героях подлинных и мнимых?!

Нужен ли Самаре памятник легендарному злодею?

Оргкомитет по установке скульптурных памятников «Культурная Самара» (его сопредседатели — Глава города Самары Дмитрий Азаров и депутат Государственной Думы России Александр Хинштейн) принял решение провести голосование в интернете для определения лучшего проекта скульптурной композиции «Степан Разин и княжна». Такая удивительная информация появилась на сайте Администрации городского округа Самара.

Уместнее было бы сначала провести общественное обсуждение того, нужен ли Самаре памятник Степану Разину. Но нам преподносят все это как дело уже чуть ли не решенное, а спор предлагают вести лишь вокруг разных вариантов памятника.

А между тем Стеньку Разина, в отличие от казачьего атамана, покорителя Сибири для Российского государства Ермака Тимофеевича, далеко не всегда и далеко не все считали народным героем. Многие, напротив, считали и считают его разбойником, душегубом. Да и можно ли считать «народным героем» человека, который пытался разрушить Русское государство? Установка памятника этому разрушителю устоев именно в год 400-летия Династии Романовых, которую Разин пытался сокрушить, и вовсе выглядит как вызов исторической России.

Предводитель крестьянского и казачьего восстания донской казак Степан Разин в 1670 году объявил себя врагом всей государственной власти. Воевод, дьяков, представителей Церкви разинцы в захваченных ими городах убивали, канцелярские бумаги сжигали, устанавливали свое правление. Разин взял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. При осаде Симбирска войска законного русского Царя Алексея Михайловича нанесли бунтовщикам жестокое поражение, сам предводитель был ранен, вывезен на Дон. Там он был захвачен верноподданными казаками и выдан царским воеводам. Оттуда был препровожден в Москву и 6 июня 1671 года четвертован на эшафоте на Болотной площади (той самой площади, которая в наши дни обрела всероссийскую печальную известность из-за митингов либеральной оппозиции, видимо, наследников разрушительного для государства дела Стеньки Разина).

Русскому Царству во второй половине 17 века в лице Степана Разина и его войска грозила смертельная опасность. Вот почему Патриарх Иосиф в 1671 году, на первой неделе Великого поста, предал Степана Разина анафеме как «вора и богоотступника, и обругателя Святой Церкви», а такие страшные заклятия в истории нашей Церкви случались не часто.

Оргкомитет «Культурная Самара» удивил еще и тем, что выбрал для самарского памятника один из самых отвратительных «подвигов» атамана воровских шаек — убийство беззащитной персидской княжны (хотя и любой другой вариант памятника Разину все равно неприемлем).

Весной 1669 года в сражении у Свиного острова на Каспии Степан Разин захватил дочь командующего персидским флотом Мамед-хана и ее брата, перед этим обманным путем заманил хана на переговоры и сам отрубил ему голову. После этого, по некоторым свидетельствам, разинцы захватили Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город, увели с собой более восьмисот женщин и после трехнедельной оргии всех их уничтожили.

Вот как описывает гибель княжны от рук Разина свидетель преступления голландский путешественник Ян Стрейс в книге «Три путешествия»: «Мы видели его (Степана Разина) на шлюпке раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь персидского хана, которую он с ее братом пленил в одном из последних своих походов. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскликнул: «Волга славная! Ты доставляешь мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я еще ничем не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С этими словами схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Впрочем, Стенька приходил в подобное исступление только после пиров, когда вино затемняло в нем рассудок и воспламеняло страсти».

Для любого нормального человека ясно, что убийство девушки, почти подростка, которую пред этим «герой» обезчестил и насильно взял в любовницы, — гнусное, низкое преступление.

Но вот как это злодеяние трактуют в «Культурной Самаре»: «Дошедшие до нас старинные песни свидетельствуют о том, что народ понял мятущуюся душу Разина, поставленного перед нелегким выбором: друзья-сподвижники или любимая женщина. Он нашел в себе силы во имя большого дела принести в жертву любовь». То есть нас невольно призывают «во имя большого дела» и «друзей-сподвижников» …страшно выговорить, как поступать…

В жертву Разин принес не «любовь», давайте будем точны, а живого неповинного человека, почти ребенка.

Вариант скульптуры, который набрал больше всех голосов: зрелый мужчина стоит, широко расставив ноги и уперев руки в боки, а юная девушка нежно и виновато прижимается к его груди. Выразительный образ романтической любви юной девы и мужественного героя, увы, с реальной историей ничего общего не имеет. У нас на глазах происходит завуалированная подмена наших базовых ценностей. «Любовь и нежность», выходит, включают в себя надругательство над подростком и кончаются за бортом шлюпки?..

А с каких это пор стал Разин народным героем? Ведь народ этого разрушителя государства не случайно неуважительно прозвал Стенькой, отказав ему даже в крещеном имени, тогда как покоритель Сибири вошел в историю Ермаком Тимофеевичем (в крещении Василий)? Задавшись этим вопросом, выяснила поразительную вещь: якобы народные популярные песни о Разине были написаны не в семнадцатом веке, когда он вершил свои лихие дела, и даже не в восемнадцатом, а в 1860-1880-х годах поэтами-народниками, предшественниками большевиков и прочих революционеров, работавшими на свержение законного монархического строя в России!

Самая знаменитая песня про Разина и княжну, которую ошибочно считают «народной», известная по первой строчке как «Из-за острова на стрежень», написана поэтом Д.Н. Садовниковым в 1883 году. Авторское название песни раскрывает ее жуткий языческий смысл: «Жертва Волге».

Понятно, почему прославлялось революционерами убийство Разиным княжны: революция требовала жертв, ведь революция «не тротуар Невского проспекта», как говорил Чернышевский, и революционер должен был не щадить ничего ради дела революции. Потребует революция (ее в песне заменила ни в чем не виноватая Волга) жертвы в виде княжны — и полетит она за борт… Другая известная песня о Стеньке Разине «Есть на Волге утес» (слова и музыка Александра Невроцкого) тоже активно использовалась для революционной пропаганды. Ее, кстати, очень любил старший брат Ленина Александр Ульянов, повешенный за попытку покушения на Царя.

Кровавого разрушителя устоев Русского Царства Стеньку Разина стали прославлять именно в безбожном и кровавом XX веке. Такой «герой» революционерам был нужен. Известные люди писали о Разине стихи, поэмы, романы (тут печально отметился талантливый Василий Шукшин), песни, ставили оперы. Далеко не все понимали, кого они прославляют.

Разин противопоставил себя не только Царской власти, но и Церкви. В исторических хрониках сохранились его слова: «В церковь не ходите, а свадьбы вокруг березы водите, как велят старинные обычаи». Уточним: языческие обычаи.

Захватив Астрахань, разинцы разграбили несколько монастырей, сбросили с колокольни воеводу, а потом и священномученика Митрополита Иосифа. Он причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1918 году.

В Астрахани в 1958-1959 годах к Иоанно-Предтеченской церкви был пристроен придел священномученика Иосифа. Он явился во сне настоятелю храма священнику Павлу Нечаеву и благословил построить и освятить придел в честь своего имени. В связи с этим на епископа и настоятеля была устроена настоящая травля. Для советской власти священномученик Иосиф был ярым защитником Царской власти и противником мятежного Стеньки Разина, которого советская пропаганда превозносила. Но травля прессы и давление местных органов не привели ни к каким результатам. Вот как сильна молитва покровителя Астрахани священномученика Иосифа!

Русский гений Александр Сергеевич Пушкин, к сожалению, назвал Разина «единственным поэтическим лицом в русской истории» (Вот бы грубый, лишенный всяких поэтических чувств бунтарь — реальный, а не «поэтический» Разин — удивился такой оценке! — прим. авт.) и даже написал стилизованные под народные три «Песни о Степане Разине». Но при жизни поэта они напечатаны не были. Император Николай Первый, к которому Пушкин обратился за разрешением напечатать их, передал ему Свой Высочайший отказ: «При всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того, Церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева».

Самаре нужен не памятник Степану Разину, считает доцент Самарского государственного архитектурно-строительного института искусствовед Владимир Николаевич Востриков, а памятник царскому воеводе князю Григорию Осиповичу Засекину, который по царскому указу поставил крепость Самару. Памятники князю Засекину поставлены и в Царицыне (ныне Волгограде), и в Саратове, которые он тоже закладывал, а в Самаре памятника основателю города до сих пор нет. Зато есть памятник Юрию Деточкину из советского изрядно подзабытого фильма-комедии «Берегись автомобиля». И вот теперь вполне реально появление Разина на улицах некогда пострадавшей от его мятежа Самары.

Высказала свое отрицательное отношение к «увековечиванию» Разина в Самаре прямой потомок известных самарских купцов — благотворителей и храмостроителей Шихобаловых Софья Поликарповна Бортник-Шихобалова: «Я услышала по радио, что у нас собираются ставить памятник Степану Разину. И тут же мне позвонила одна приятельница и сказала, что его лицо вроде бы хотят сделать с картины Сурикова «Рыбак в лодке», написанной известным художником с моего предка Петра Шихобалова. Я против того, чтобы Шихобаловы, которые так много сделали для Самары, как-то примешивались к этому бандиту, пьянице, развратнику Стеньке Разину. Такой памятник не послужит ничему доброму. Давайте откинем романтический флер: бандит взял двенадцатилетнюю княжну, убил ее родных, изнасиловал ее и выбросил в Волгу на глазах ее маленького брата. Суриков сначала хотел написать, как Разин ее бросает в воду, но потом одумался и написал его сидящим со своими разбойниками в лодке. Портрет княжны кисти Сурикова висит в музее Ильи Репина, в волжском селе Ширяево под Самарой. Я ее увидела — слез не могла сдержать — такая красавица маленькая девочка. С детства я Разина ненавидела — мне было жаль эту девочку. Я против того, чтобы ему ставили памятник».

Степан Разин как «народный герой» — это один из искусно создаваемых мифов. Замечательно пишет об этом ныне Министр культуры России Владимир Мединский в книге «О русском воровстве, особом пути и долготерпении» в серии книг «Мифы о России»: «В русском трудовом крестьянстве вообще-то никогда не жаловали уголовных, и многократный убийца и грабитель Степан Разин никогда не был народным героем. Никто и никогда в деревне не пел о нем песен и с почетом его не вспоминал. В народном сознании Степан — разбойник и страшный преступник, поправший все законы Божеские и человеческие». Русские фольклористы в XIX веке не обнаруживают никаких ни сказок, ни былин о «положительном народном герое» Степане Разине. Есть устрашающие истории о его жестокости, о кровавых и мрачных деяниях. Народная молва помещала Разина строго в аду. Интеллигенция создала странный романтический культ разбойника — убийцы Разина, образ борца за народное дело. Но нашу интеллигенцию ждал очень неприятный сюрприз — во время гражданской войны сами интеллигенты оказались во власти жутчайших уголовных типов».

А какие «сюрпризы» будут ждать Самару, если все же будет поставлен памятник убийце и разрушителю государства? Не принесет ли это Самаре бедствия, не ляжет ли тяжким грехом на всех жителей города?

Людмила Белкина

Дата: 15 марта 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru