Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Простые истории»…

...самарского священника Николая Агафонова.

...самарского священника Николая Агафонова.

Недавно самарский храм во имя Преподобного Сергия Радонежского выпустил в свет сборник рассказов настоятеля Свято-Георгиевского храма г. Самары протоиерея Николая Агафонова. Книга названа "Неприкаянное юродство простых историй".

Общее впечатление, оставшееся после прочтения сборника, — это ощущение душевного тепла, искренности, мягкого и доброго юмора, с которыми автор относится к своим героям, к жизни. Почти все его герои — служители Церкви, начиная от пономаря сельского храма и заканчивая Архиереем.
Как справедливо отмечает в предисловии к книге писатель Александр Громов, взгляд протоиерея Николая — это взгляд на окружающий мир (и прежде всего на церковную жизнь) "из Алтаря", как бы изнутри. При этом очень импонирует то, что автор не идеализирует своих героев, зачастую имеющих священный сан. Так, например, он не "лакирует" образ священника Феодора Миролюбова из рассказа "Погиб при исполнении". Потеря единственного сына стала для отца Феодора трагедией всей его жизни. Переживание этой трагедии подтолкнуло его к пагубной страсти винопития. Это, к сожалению, вполне реальное обстоятельство, о котором порой не принято в церковной среде говорить вслух.
Автор показывает, что безудержному пьянству подвержено все село Бузихино. (Грешит слабостью к спиртному и протодиакон Василий — весельчак и балагур, любитель прихвастнуть — из рассказа "Внук Шаляпина"). И сколько несчастий происходит от неумеренного винопития, сколько жизней унесло оно! В рассказе "Погиб при исполнении" умер по пьянке тракторист Павел, свалился в пруд вместе с трактором Женька Путяхин. Сразу после крестин младенца сельчане пьют самогон, поминают усопших им же. По сути, каждый этап жизни деревенского обывателя, каждое радостное и горестное событие знаменуется тем, что он пьет горькую и пребывает в хмельном дурмане. И эта греховная страсть до того сильна в нашем погибающем обществе, что не каждый священник может устоять против нее.
Но все же протоиерей Феодор Миролюбов остается хорошим пастырем, честно служит Богу и людям, и сельчане любят его. Свою смерть отец Феодор принял "за други своя". При отпевании усопшего в доме начался пожар. Священник помогал людям пробираться к выходу через узкие двери, а когда дверь уже была объята пламенем, успел вытолкнуть из окна мать покойного — Евдокию. Сам он выбраться из огня не успел. Его смерть стала настоящим горем для односельчан, которым батюшка успел стать за несколько лет родным и близким, которые шли к нему со всеми бедами и нуждами. Но хочется верить вместе с автором, что, приняв мученическую смерть, отец Феодор удостоится большой милости от Господа и войдет в Царствие Небесное.
Герои рассказов протоиерея Николая Агафонова не проповедуют с амвона. Лучшей проповедью для людей порой служат их поступки, их отношение к ближним. О своей вере они говорят простыми словами, идущими от сердца и понятными каждому. И верность Христу некоторые из них подтверждают не только жизнью, но и смертью.
Рассказ-быль "Красное крещение", на мой взгляд, — наиболее значимое, ключевое произведение сборника, удавшееся автору и в художественном отношении. Этот рассказ по праву мог бы дать название всему сборнику (вместо неопределенного названия "Неприкаянное юродство простых историй").
События упомянутого рассказа происходят на Крещение 1920 года в селе Покровка, где служит приходским священником отец Петр. В этот день речка Пряда "преобразилась в Иордан, протекающий за тысячи верст отсюда..." И в этот же праздничный день в село прибыл уполномоченный губкома по продразверстке в сопровождении конного отряда красноармейцев, чтобы отобрать у сельчан весь хлеб, не оставив им и малой доли на пропитание. Однако экспроприация хлеба стала не единственной задачей уполномоченного Когана. Не менее важно для него было заставить священника Петра Трегубова публично отказаться от веры в Бога. И отец Петр, ища себе оправдания, жалея свою многодетную семью, совершил малодушное признание перед односельчанами. Подобно Апостолу Петру, священник Петр отрекся от Господа — в надежде, что покается потом перед Ним и Милостивый Господь простит его.
На такое же отречение отец Петр благословил 18-летнего пономаря и чтеца Покровской церкви Степана. Но всегда до этого пребывавший в послушании Степан на сей раз остался непоколебимым. Именно он становится истинным исповедником веры и готов принять нетленный мученический венец от Господа.
Что же осталось в душе отрекшегося священника? Опустошенность, безысходное отчаяние, молчаливое презрение близких. Что выпало на долю Степана? Его, обнаженного, красноармейцы опустили в ту самую прорубь у основания креста, вырубленного во льду, где еще утром совершалось Великое водоосвящение. Терпя издевательства, в последние часы своей земной жизни Степан просит Бога простить его мучителей, которые не ведают, что творят. Но и отец Петр уже не может равнодушно взирать на страдания Степана. Пытаясь хоть как-то помочь ему, он тоже оказывается в ледяной воде проруби, и вооруженный красноармеец стреляет в спину отца Петра. Вода в проруби становится красной от крови... А последние слова раскаявшегося в своем грехе священника: "Но яко разбойника помяни мя..." — дают нам надежду на то, что Господь простит отца Петра, как простил троекратно отрекшегося от Него Апостола.
Любопытно, что почти во всех рассказах протоиерея Николая Агафонова о современной Церкви зримо или незримо присутствуют реальные персонажи — уполномоченные по делам религии. Эти люди еще совсем недавно играли заметную роль в истории и судьбе Церкви, и от личности уполномоченного зависело многое в церковной ограде. В этом плане представляет интерес быль "Историческое событие".
После празднования 1000-летия Крещения Руси изменилось отношение властей и общества к Церкви, но в преддверии этого события публичное выступление священника перед большой аудиторией научно-исследовательского института, санкционированное "уполномоченным", было "первой ласточкой", своего рода "историческим событием". Оппонентом отца Николая на этой встрече стал главный религиовед области в то время — Николай Николаевич. А в скором времени эта история получила удивительное завершение: главный религиовед выучил наизусть "Отче наш" и "Символ веры" и пришел в храм к отцу Николаю на крещение. И разве приход этого человека к Богу — не событие, пусть и не исторического масштаба?
Единственный рассказ сборника, герои которого — миряне, — называется "Победа над смертью". Пожилые супруги Анастасия Матвеевна и Михаил Романович живут разными интересами, у каждого свой смысл в жизни: Анастасия Матвеевна — постоянная прихожанка храма, бывший фронтовик Михаил Романович — атеист. Но после первых своих исповеди и Причастия во время тяжелой болезни Михаил Романович уверовал в Бога, стал ходить в храм, обрел новый смысл жизни. Он успел еще повенчаться со смертельно больной женой, много лет мечтавшей о том, чтобы их брак был благословлен Церковью. И в этот же день оба супруга умерли, едва ли не в один час. "Когда вечером Игорь с женой приехали к родителям, то долго не могли дозвониться, так и открыли дверь своим ключом. Прошли в спальню и увидели, что мать с отцом лежат на кровати рядом, взявшись за руки, он в своем парадном мундире, а она в нарядном платье, в котором сегодня венчалась....Казалось, они уснули, вот проснутся и так же, взявшись за руки, пойдут вместе к своей мечте, которая ныне стала для них реальностью".
В этом рассказе прослеживается аналогия с житием святых благоверных Петра и Февронии, молившихся Богу об их одновременной кончине. Господь услышал молитву святых и послал им кончину в один день. И даже по смерти тела праведных супругов, не желавших разлучаться друг с другом, чудесным образом оказались в одном гробу. Но то, что было логичным и естественным для святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, выглядит несколько искусственным по отношению к предшествующему сюжету рассказа "Победа над смертью". И если его финал основан не на реальном факте, а на художественном вымысле, то, думается, рассказ в определенной степени противоречит принципу отображения правды жизни, которому следует автор.
Особого доброго слова заслуживают "Непридуманные истории" протоиерея Николая, составляющие вторую часть сборника. Замечательными теплыми красками написаны им "Штрихи к портрету Архиепископа Пимена". Как маленькое откровение предстает "Чудо в степи".
"Неприкаянное юродство простых историй" — первая книга протоиерея Николая Агафонова. С уверенностью можно сказать, что "литературное крещение" автора состоялось. Его книга интересна и нужна Православному читателю, а литературное дарование священника Николая Агафонова неоспоримо. Верится, что это не последний его сборник и не последний творческий успех.

Татьяна Гусельникова
07.02.2003
975
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru