Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

«Монархия завещана нам предками…»

Интервью с предводителем дворянского собрания Самарской области Александром Юрьевичем Чухонкиным.


Уважаемая редакция!
По своей родословной наша семья имеет право называть себя дворянской. Мой прадед — из офицерской казачьей фамилии. За расстрел двадцати шести бакинских комиссаров он был посажен на кол людьми Орджоникидзе. Епископ Исидор за такую же смерть (он был тоже посажен на кол в Самаре в 1918 году) получил мученический венец. Он пострадал за Царя Христа и получил венец святости, а наш прадед пострадал за земного Царя. Очень хотелось бы прочесть на страницах «Благовеста» интервью с предводителем дворянского собрания Самарской области, известным монархическим деятелем Александром Юрьевичем Чухонкиным.
Алексей Левкин, г. Тольятти

Предводитель Самарского губернского дворянского собрания, председатель Самарского монархического центра Александр Юрьевич Чухонкин встретил меня в тихой уютной комнате Музея истории г. Самары. На стенах портреты Государей, Архипастырей, губернаторов, всех тех, кто внес лепту в славную 400-летнюю историю нашего города. На столе стопки монархических газет. В соседнем зале уникальный экспонат: церковное облачение Архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева), впоследствии Митрополита Санкт-Петербургского. Мой собеседник — достаточно молодой человек, но его убеждения давно выдержали испытание временем. Уже более десяти лет он занимается историей Самары, дворянством и пропагандой монархических идей. И если раньше кто-то воспринимал его как чудака-одиночку, то теперь отношение к нему изменилось. Сейчас за ним стоят две организации, объединяющие десятки людей, хорошая (хотя и малотиражная) газета. Да и сам Музей Самары — весомый итог его десятилетних усилий.

— По линии матери, урожденной Сапунковой, я принадлежу к старинной самарской купеческой фамилии, по линии отца — к дворянам, — рассказывает А.Ю. Чухонкин. — В его роду были Ильины, Карские… Сама суть дворянства, на мой взгляд, состоит в наследственном чувстве долга перед родиной, в ответственности за сохранение монархической Российской государственности.
Сейчас в нашем дворянском собрании состоит 32 человека. Самая знатная фамилия из членов нашего собрания у вице-предводителя дворянского собрания Константина Михайловича Перхова. Его род получил дворянство в 1584 году по одному из последних указов Царя Иоанна Грозного…
— Я долго общался с членом приемной комиссии Российского Дворянского собрания графом Николаем Николаевичем Бобринским. Это был замечательный, глубоко Православный человек. И он мне с сожалением говорил, что у некоторых современных потомков дворян размыто религиозное чувство.
— Я тоже был знаком с Николаем Николаевичем и могу подтвердить ваши впечатления о нем. В Москве дворянское собрание объединяет шесть тысяч человек и там могут быть самые разные люди, но у нас в Самаре ситуация иная. Все члены дворянского собрания люди Православные. Конечно, степень воцерковления у всех разная, но я знаю, что многие регулярно посещают храмы. Добрые отношения нас связывают с самарским храмом Святых Царственных Страстотерпцев, с его настоятелем иереем Александром Божковым. Этот приход постепенно становится центром притяжения монархических сил в нашем городе.
— Наверное, потомков дворян в Самаре гораздо больше, чем членов дворянского собрания?
— Большевистской властью дворянство сознательно уничтожалось и было уничтожено примерно на восемьдесят процентов, как и казачество. До революции дворянство составляло около пяти процентов от общей численности населения России. Дворянство всегда было национальной элитой страны. Но многие поверили лживой пропаганде, что дворяне были самыми богатыми людьми, распоряжались всем богатством страны. А в основной своей массе это были чиновники, которые не имели собственности, а жили на скромное жалование. Ведь дворянство — это служилое сословие. Но людям внушался насмешливый образ дворянина-бездельника, и многие смеялись над собственной национальной элитой… Нам до сих пор внушают, что революция была борьбой бедного большинства с богатым меньшинством, но это далеко не так. Октябрьский переворот стал борьбой интернациональной группы со всем русским народом, со всеми сословиями. Матросов с крейсера «Аврора» расстреляли через три года после революции, когда подавили кронштадтский мятеж…
- Затронуло ли до октябрьского переворота масонское поветрие самарских дворян?
— Весьма незначительно. Всего 4-5 человек из дворян у нас в городе были масонами. Князь Кукушев баловался масонством, еще несколько человек… Все они были масонами низких градусов и наверное искренне думали, что состоят в некоей просветительской организации, имеющей благородные цели. Но цели оказались не столь благородными: из масонских лож просачивались идеи либерализма, вредные для России и Православия.
— Как вы считаете, сможет ли еще сыграть дворянство значительную роль в судьбе России?
— Думаю, сможет. Сейчас уже около десяти тысяч человек объединены в дворянские собрания по всей России. Это очень толковые, образованные люди. И у нас в собрании почти все — с высшим образованием. В основном это инженеры, преподаватели… А ведь чуть ли не половина из них родилась в ГУЛАГе!
— Что для вас монархия — традиция? Идеология?
— Монархия — это единственная форма, в которой может быть восстановлена Российская государственность. Монархия завещана нам предками, и если мы отвергаем монархию, то получается, что мы с неуважением относимся к нашему прошлому. Монархия — это форма единения народа. Без Царя у нас не может быть народа, а может быть только население. Именно Монарх, как центр притяжения, объединяет народ. Монархия является и культурой русского народа. Философское определение понятие культуры таково: «образ жизни народа за наиболее длительный период времени в первую очередь по таким определяющим факторам, как вероисповедание и государственность». Для русского народа культура — это Православная монархия. Это стержень нашей культуры, тогда как все остальное: дворцы, картины — лишь производное от этого…
— Вы лично знаете представителей Императорской Династии. Когда вы с ними познакомились, каковы Ваши личные впечатления от общения с ними?

— Я познакомился с Великой Княгиней Марией Владимировной Романовой десять лет назад в Санкт-Петербурге на похоронах ее отца Владимира Кирилловича. Много общался и с Великим князем Георгием Михайловичем — сейчас он учится в Оксфорде, в Англии, по специальности «правоведение». Его намерение учиться в России в Нахимовском военном училище не осуществилось не по его вине. Преподаватели и руководство училища вроде бы были «за», но какие-то силы все время мешали. Это происходило не случайно. В итоге Георгию Михайловичу пришлось учиться по гражданской специальности, так как он не хотел даже символически служить в иностранной армии. Сейчас наследнику Российского Престола 21 год. Это уже зрелый человек, воспитанный в русских традициях, прекрасно говорящий по-русски (его речь отличается от нашей своей чистотой, так как за границей ему пришлось много общаться с представителями эмиграции, а у них были в ходу такие слова и обороты, которые у нас не произносятся). Он уже принес присягу Императорскому Дому — принял присягу Патриарх Иерусалимский Диодор.
— Многих верующих не слишком волнуют какие-то династические тонкости или особенности этикета. Волнует главное: являются ли верующими, Православными представители Династии Романовых?
— Десять лет назад во время похорон Владимира Кирилловича самое проникновенное слово о нем произнес Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. Он сказал об умершем главе Императорского Дома: «Это был сугубо Православный человек…» Владыка Иоанн общался с ним во время первого визита представителей Императорского Дома в Россию в 1991 году. Такое же мнение и у Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он благословляет все визиты в Россию Марии Владимировны. Она в самом начале заявила, что без благословения Патриарха она в Россию приезжать не будет…
Показательным стало их отношение к т.н. «екатеринбургским останкам», которые похоронили как Царские в 1998 году в Санкт-Петербурге. Сначала Мария Владимировна склонялась к мнению, что эти останки подлинные (ей было известно, что в комиссии по их идентификации были представители Церкви). Но когда ей стало известно мнение Святейшего Патриарха, она (в отличие от многих других потомков Дома Романовых) изменила решение и не поехала в Санкт-Петербург. У нее был телефонный разговор со Святейшим Патриархом, и он в этот день пригласил ее и сына Георгия Михайловича в Троице-Сергиеву Лавру. Они приняли приглашение Святейшего…
Георгий Михайлович воспитан с детства в Православных традициях, он даже прислуживал в храме.
В последний раз представители Императорского Дома были в России в октябре с.г. Их пригласил на празднование 400-летия крепостной стены г. Смоленска Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Особенностью этого визита было то, что впервые Митрополит Кирилл называл Марию Владимировну не как прежде, Великой княгиней, а как следует именовать ее по протоколу, полным титулом: Ее Императорское высочество, Глава Императорского Дома и Великая княгиня…
За ходом ее визита следило безпрецедентное количество телекамер — их было около пятидесяти, как наших, так и зарубежных телеканалов. Но информация по телевидению так и не была передана. Только в интернете проскочило два-три сообщения…
— Далеко не все даже и называющие себя монархистами считают законными их притязания на престол…
— Называющий себя монархистом и патриотом скульптор Вячеслав Клыков за эти годы кого только не предлагал в “цари” — от дочери маршала Жукова до Зюганова и даже себя. Но он почему-то по-прежнему убежден, что именно Мария Владимировна, представительница Династии Романовых, меньше чем они имеет прав на перстол…
Однажды на встрече с монархистами Мария Владимировна ответила на те надуманные упреки, будто бы чуть ли не Америка стоит за ними. Она с горечью сказала: “Если бы Америка захотела, мы бы давно уже сидели на Российском престоле…” Но Америка как раз этого и не хочет, причем, не только в России. Даже в Афганистане, где подавляющее большинство населения поддерживает монархию, американцы не решились передать власть королю Афганистана. Сначала с ним заигрывали, а когда дело дошло до принятия решений, его убедили отказаться от власти в обмен на американскую помощь стране (которую, кстати, Афганистан до сих пор не получил).
- Верите ли вы в то, что рано или поздно в России будет восстановлена монархия?
— Есть многочисленные пророчества о том, что в России будет Православный Царь. Это и пророчества праведного Авеля, и Святителя Феофана Полтавского… Причем, последний предсказывал, что благочестивый государь будет по женской линии из Дома Романовых. Я верю в исполнение этих пророчеств. Я вижу, что Георгий Михайлович — здоровый, крепкий, цельный человек, многое осознавший. Если про династию Бурбонов сказано, что они “ничему не научились”, то этого не скажешь про Династию Романовых. Нет, они многому научились, они понимают, какое страшное иго обрушилось в 1917 году на Россию… Георгий Михайлович тоже знает эти пророчества и готовит себя к служению России.
Недавно на встрече с представителями монархических организаций Мария Владимировна сказала: не думайте, что Императорский Дом не прикладывает должных усилий. — мы прикладываем очень большие усилия и будем увеличивать эти усилия…
— В 1993 году представители Императорского Дома посетили Самару. Вы были одним из организаторов этого визита. Как встречала их Самара?
— Тепло встречала… На шоколадной фабрике “Россия” даже выходной день, субботу, сделали рабочим, чтобы представители Династии смогли у них побывать. Рабочие согласились перенести выходной на другой день. Мария Владимировна до сих пор спрашивает меня при встречах про елочку, которую она в Самаре посадила: “Как там елочка, растет?” Эта елочка посажена возле Дома офицеров. Многие прохожие на сувениры рвут по иголочке, по веточке. Конечно, отрастают новые иголки, но в большую ель это не дает ей вырасти…
- Как вы думаете, сохранился ли в нашем народе монархический инстинкт?
— Конечно, многое искажено за безбожные десятилетия, но все же, надеюсь, этот инстинкт сохранился. Наша монархическая оргнаизация объединяет примерно сто человек, но у нас много сочувствующих, помощников. Приходят письма со всей губернии. Уже есть реальная отдача, и мы все сильнее начинаем ее ощущать… Несколько лет назад встречаясь на различных мероприятиях с представителями городской элиты, я чувствовал, что относятся ко мне как к “экзотике”, слегка свысока, а теперь отношение изменилось.
— А в церковной среде сохранились монархические традиции?
— Общаясь со многими священниками я вижу, что большинство из них с сочувствием относятся к монархической идее. Но, как мне кажется, считают это делом не первоочередным. Для них важнее Православное возрождение. Я же считаю, что возрождать нужно одновременно и Православие, и монархию. Возрождение монархии поможет воцерковлению людей. Возрастет и значение Православной Церкви в обществе.
— В церковных кругах сейчас горячо обсуждается вопрос о личности Царя Иоанна Грозного. Каково ваше отношение к нему?
— Это был законный, Богом данный Государь. Если и были какие-то негативные моменты в его царствование, то и это было предпослано Богом. А сын Царя Иоанна Грозного, Царь Феодор Иоаннович, основал Самару. В 2007 году исполнится 450 лет со дня его рождения. К этой дате мы хотим поставить ему памятник в нашем городе.

На снимках: Предводитель Самарского губернского дворянского собрания Александр Юрьевич Чухонкин на фоне портрета Царя Феодора Иоановича, основавшего Самару; Великая княгиня Мария Владимировна и ее сын Великий князь Георгий Михайлович Романовы на Дворцовой площади Санкт-Петербурга., апрель, 2002 г.

Антон Жоголев
15.11.2002
Дата: 15 ноября 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru