‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Под Солнцем Правды

"Этот фильм помогает жить…"

Не секрет, что город Волжск, стоящий на стыке трех республик — Марийской, Татарской и Чувашской, — является лакомым куском для криминального мира. Именно поэтому Волжск часто называют в народе «маленьким Чикаго». В городе остро стоит проблема подростковой преступности и наркомании, известны случаи попыток совершения самоубийств среди молодежи. Поэтому благочинный Волжского округа Марийской епархии, настоятель храма «Всех скорбящих Радость» протоиерей Александр Михайлов пригласил в наш город создателя сериала «Под Cолнцем» — режиссера Василия Леонидовича Яцкина, который старается поднять в своем фильме проблему детского воспитания. Нам удалось побеседовать с Василием Леонидовичем, обсудить его фильм.

— Василий, расскажите, о чем Ваш фильм, и с какой целью он был снят?
— Наш фильм — миссионерский. Это журналистское расследование, снятое в необычном художественно-документальном стиле. Задача фильма — привлечь внимание общественности к подростковым проблемам. В первую очередь он рассчитан на невоцерковленную молодежь — учащихся старших классов школ, профессиональных училищ, лицеев и техникумов. Мы специально сделали фильм жестким, чтобы смотрящие его не расслаблялись, а почувствовали ту проблему, которую мы поднимаем, чтобы фильм их «зацепил».
После небольшого вступления, рассказывающего, о чем этот фильм, я даю «домашнее задание», чтобы дети после просмотра попытались найти ответ на те вопросы, которые поднимаются в фильме. И после показа фильма веду с детьми диалог, стараясь прояснить для них многое из того, что до этого от них было сокрыто.
В нем присутствует много молодых людей, среди них солист американской рок-группы «Нирвана» Курт Кобейн, покончивший жизнь самоубийством в 27 лет; российская пианистка Полина Осетинская, сумевшая побороть в себе это искушение; и детки из лицея Свято-Алексеевской пустыни под Переславлем-Залесским, которым также досталось нелегкое детство.
— Но ключевой фигурой фильма является все-таки Курт Кобейн…
— Да, потому что именно на трагедии его личной жизни строится весь сюжет фильма. На его примере мы хотели показать, что, если человеку все время говорить: «Деньги и материальный достаток — это главное», — может получиться так, что человек, получив от жизни все — особняк, любимую жену и красавицу-дочку, миллионы поклонников и миллионы долларов, — как это было у Кобейна, — все же может взять ружье и выстрелить в себя. Значит, это не главное в жизни, значит, что-то должно быть еще вот здесь (Василий указывает пальцем на сердце — Н.П.) для того, чтобы человек действительно был гармоничной и целостной личностью.
На примере Курта очень хорошо прослеживается, как, начиная с самого детства и далее, его все время травмировали, все время разворачивали лицом к смерти. Некоторые молодежные песни пропагандируют это отчаяние и нежелание жить. Дети, которые слушают эти песни, — им по 12-13 лет. Они еще ничего не видели в жизни, но уже во всем разочаровались. Если их спросить: «В чем разочаровались?», — они не смогут ответить, но зато уверены, что мир катится в бездну и что смысла в жизни нет. В каждой школе, где я выступаю с этим фильмом, есть два-три ученика, которые имели попытки самоубийства. И мне становится ясно, насколько этот фильм необходим для них.
— В фильме присутствует черный человек. Кто он такой?
— Черный человек — это некая загадочная личность, которая стоит слева за спиной у каждого из нас и внушает нам черные мысли. У Есенина есть поэма «Черный человек», у Пушкина в «Маленьких трагедиях» черный человек приходит к Моцарту. Этот персонаж глубокий и… очень древний. Все мы знаем о нем с первых страниц Библии, из 3 главы Книги Бытия. В третьей серии нашего фильма этот «человек» становится агентом шоу-бизнеса. Он подписывает контракты, следит за тем, чтобы его протеже стал кумиром молодежи, моделью для подражания подростков. И потом он его убивает. И в результате, вслед за смертью своего кумира, огромное количество фанатов кончает жизнь самоубийством. Так было с Кобейном. Это правда. Во многих частях света вслед за ним ушло много молодых людей. И до сих пор, к сожалению, бывают такие случаи.
— А Вам «черный человек» не мешал снимать этот фильм?

— Курт Кобейн жил в Сиэтле, в двухэтажном особняке на берегу красивейшего озера. Вокруг этого озера проживают воротилы большого американского бизнеса, в частности, широко известный Билл Гейтс, основатель фирмы «Microsoft». Все дома вокруг этого озера обсажены огромными деревьями, чтобы папарацци не могли приблизиться к ним и снять то, чего не хотят показывать их хозяева.
Я долго ходил вокруг дома Кобейна с камерой, в надежде отснять необходимый для меня материал. И вот, только я нашел небольшой просвет между деревьев, откуда можно было хоть что-то снять, на меня навалились жуткие мысли и такая тяжесть, что я сам был на грани самоубийства. Некий голос мне внушал, что я зря приехал в Америку, я не получу интервью у родственников Курта, я никогда не сниму этот фильм, и вообще я никому не нужен, мои родственники только терпят меня и зачем только я живу на белом свете. Но тут же некая светлая мысль посетила меня и посоветовала открыть свой рюкзачок, в котором я вожу с собой молитвослов. Молитвослов открылся на той странице, где у меня лежала маленькая бумажная иконочка. Это были псалмы Давида. И с первыми словами псалмов уныние и тяжесть отлетели. И потом, когда я пришел к священнику, он мне объяснил, что я был возле особняка, где Кобейн в 27 лет покончил с собой: «Тебе сейчас тоже 27 лет, и Бог тебе дал почувствовать, что такое нападение диавола, того самого черного человека…» Насколько они умеют бить по самым слабым местам и внушать самые страшные мысли. И после того нападения я понял, что реально существует иной и чуждый нам мир, и поэтому нужно ходить в Церковь и молиться, чтобы избавиться от этой напасти. А ведь многие молодые люди не понимают этого. И когда эти невидимые существа начинают внушать молодому человеку, что не надо жить, они не знают, как с этим быть. Им кажется, что это их собственные мысли. А эти мысли внушает «черный человек». После этого случая я пришел к вере очень серьезно. Я понял, что молиться надо регулярно, а не только тогда, когда тебе этого захотелось. Не секрет, что мы часто вспоминаем про Бога только тогда, когда нам плохо, а когда нам хорошо, мы забываем Его.
— Появление в фильме черного человека не вызывает отторжения у Православных христиан?
— Каждый сюжет фильма был согласован и снят с благословения монахов Оптиной пустыни. Один из них сказал: «Хорошо, что вы показали в фильме черного человека. Тем самым вы растождествили его и тех, кого он губит. А то ведь многие этого не понимают, и считают греховные мысли, внушаемые им диаволом, своими собственными». Однажды я показал этот фильм в детской колонии, в которой сидят малолетние преступники, совершившие по несколько убийств. После просмотра из зала раздался вопрос: «А кто этот черный человек?» Не успел я ответить, как замполит этой колонии, офицер, построивший для заключенных молельную комнату, сказал: «Петров, это ты спрашиваешь? А что в твоем личном деле записано?» — «Не помню, как по пьяни всадил нож в спину» — «Так вот, руку твою направлял этот самый черный человек».
— Второй персонаж, о котором Вы рассказываете в вашем фильме, — это пианистка Полина Осетинская, прославившаяся в детстве, как маленький Моцарт. Почему Ваш выбор пал именно на нее?
— Ситуация с Кобейном — очень депрессивная и мрачная. А представлять людям только темную сторону человека мне кажется неправильным, надо обязательно показать творческую, созидательную личность, свет и радость детства, и настоящее воспитание детей. Я поставил эту девочку в контраст с Кобейном. Она была широко известна в 80-е годы ушедшего века. Объездив всю страну, она дала в целом около полутысячи концертов. Ее концерты превращались в диспуты, ее по 20 раз вызывали на бис, задавали множество вопросов — о политике, религии, культуре, она читала со сцены стихи. Это была потрясающая личность. Полина могла, пообщавшись немного с человеком, сесть за рояль и «нарисовать» его музыкальный портрет, в котором этот человек был легко узнаваем. И мне очень хотелось, чтобы она была рядышком… там … в этой истории с Кобейном, и освещала все, как солнышко, недаром фильм наш называется «Под Cолнцем». Полина в 25 лет сознательно пришла в Церковь…
— Насколько известно, талант Полины обернулся для нее большим испытанием. У нее тоже возникали мысли о самоубийстве, но она смогла перебороть это искушение.
— Да. Ее отец, Олег Осетинский, известный драматург и сценарист таких известных фильмов, как «Звезда пленительного счастья» и «Михайло Ломоносов», разработал целую систему воспитания своей дочери, в которой она всегда была нагружена какой-то творческой работой — концертными выступлениями, репетициями, поездками к шедеврам русской культуры. Он всесторонне развивал ее как личность и готовил к совершенству, но в какой-то момент между двумя любящими друг друга людьми пролегла трещина. Ведь ребенок — это не часть плоти и крови родителей, а подарок им от Господа. Ребенок одновременно принадлежит родителям, самому себе и Богу. Поэтому в жизни его родители должны оставлять какое-то местечко, в которое может войти Сам Бог и направить ребенка по нужному Ему руслу развития. Чтобы родители смогли увидеть, зачем он на этот свет родился, какой талант дан ему от Бога и куда его Господь хочет повести. Ведь каждый из нас имеет в этой жизни какую-то миссию, какую-то задачу. Полине помогло перебороть это искушение все то светлое, что было в нее заложено с детства. Ей был объяснен смысл жизни, она знала, ради чего надо жить, что она должна своим искусством творить красоту. По ее словам, когда ей бывает плохо, она садится за пианино и начинает играть Баха. А Бах помогает ей соединиться с Богом, и скорбь уходит. Помоги им, Господи, полностью преодолеть этот разлад!
— Есть ли какая-либо альтернатива воспитательной системе Олега Осетинского?
— Слава Богу, у нас еще есть настоящие педагоги на Русской Земле. И в нашем фильме помимо Кобейна и Полины присутствует удивительный лицей в Свято-Алексеевской пустыни под Переславлем-Залесским. Отец Алексий, начавший восстановление этой пустыни, и предполагать не мог, что ему придется заниматься воспитанием детей. Бывший музейный работник, хорошо знающий русскую культуру, он сумел создать для детей такую атмосферу воспитания, что сейчас к нему уже тянутся не только брошенные дети, но целые семьи. В лицее он создал несколько музеев — орнитологии, морских животных, древнерусской литературы, предметов старины. Дети постоянно слышат классическую музыку христианских композиторов. Кстати говоря, известный русский путешественник Федор Конюхов отдал своих детей на воспитание именно в этот лицей. В обучающую программу лицея они смогли включить и основы Православной культуры, и вместе с тем дали детям определенную свободу, чтобы они могли самовыражаться. Но при этом их очень нагружают. Ведь сила личности вырабатывается тогда, когда вырабатывается воля, когда ребенок не шатается где попало целый день, а когда он занят полезным серьезным делом.
Сейчас подрастает целое поколение детей, которое воспитывается их родителями в Православной вере. И родители недоумевают, почему их дети в 13-14 лет прекращают ходить в церковь. Все плоды их воспитания вдруг куда-то улетучиваются. Я глубоко убежден: дело здесь в том, что детям не хватает настоящей культуры. Как известно, человек состоит из тела, души и духа. Дух детей из верующих семей воспитали на Евангелии и Законе Божием, а души их не наполнили музыкой Баха, Рахманинова и других христианских композиторов, изяществом и гармонией бальных танцев. И в результате, когда они подросли и вышли на улицу, эту душевную пустоту наполнили рок-музыка и дискотечное беснование. Мне говорят, что это все душевность, а не духовность. А я им говорю: вы поймите, я по городам езжу, ко мне родители подходят и рассказывают о трагедиях своих детей. Мы имеем сейчас непаханное поле проповеди через культуру и воспитание детей на подлинной культуре. Этим и занимается отец Алексий в своем лицее.
— Мы всегда хотим, чтобы наша деятельность приносила конкретные плоды, а вы смогли помочь кому-то избежать самоубийства?
— Я не могу, сделав фильм только в 2004 году, уже видеть его реальные плоды. Но расскажу несколько случаев. Я недавно выступал в московской школе. И мне сказали, что на третьей парте сидит хулиган, — «не обращайте на него внимания». Мы показали им наш фильм. Я смотрю, этот парень сидит бледный. Он весь во внимании. У него что-то в груди сперло, так что он даже вопрос не может задать. Он весь превратился в глаза и уши. И вот проходит какое-то время, ко мне подходит учительница и говорит: «Мы так благодарны вам, что вы у нас выступили, потому что этот парень уже имел две попытки к самоубийству. И вот сейчас он увидел ваш фильм и, может быть, что-то в нем изменится в лучшую сторону». А ребятам на уроке я сказал, что, если у вас есть мысли о самоубийстве, это вам внушает черный человек, а вы обращайтесь к Богу, и все плохое уйдет.
В Екатеринбурге мы показывали фрагменты из третьей серии нашего фильма. Там черный человек — агент шоу-бизнеса — на фоне звучащей в большом зале консерватории классической музыки. И вот — как бы борьба двух начал, одно из которых разворачивает молодежь лицом к смерти, а другое — лицом к жизни. После просмотра ко мне подходит девушка и говорит: «У меня обнаружили голос, я хотела продаться на фабрику звезд. Но после вашего фильма я туда не пойду, я буду изучать русский романс, русские песни и, может быть, духовные».
— Ваш фильм отмечен премиями на Московском и Киевском Православных фестивалях…
— Мы оказались среди двух полюсов. С одной стороны — Православные фестивали, которые нехотя дают нам премии, потому что им очень сложно переварить такой сюжет, в котором нет прямой проповеди Православия. Однажды я показывал свой фильм в военном госпитале. После показа ко мне подошла пожилая женщина, Православная христианка, служащая в госпитале, и стала сетовать: «Я думала, будет фильм Православный, а он про гитариста да пианистку». Но вслед за ней ко мне подошли ребята, лечившиеся в госпитале, и сказали, что, если бы фильм был «поповский», то они бы сразу встали и ушли, а тут — «Нирвана», их кумир. И многое после фильма для них стало понятным. Через какое-то время эта женщина позвонила мне и извинилась, сказав, что после беседы с ребятами и показа фильма у неё в госпитале, милостью Божией, трое из них крестились.
С другой стороны, мы совершенно не находим понимания у центральных телеканалов. Поэтому на светских фестивалях нам также с трудом дают премии. Когда мы предлагаем свой фильм, нас сначала хвалят за прекрасные съемки и прочее, а потом говорят: «Это все же не «формат». Это такой жаргон на телевидении. Зато «формат» — это безконечные юморины, секс и насилие. И это делается в стране, в которой такая великая культура! В этом есть своя политика — кто-то специально разрушает нашу страну, кто-то просто деньги хочет сколотить, кто-то не хочет, чтобы его с работы уволили, — и все это образует круговую поруку, которая удерживает наши центральные каналы в том пагубном русле, в котором они работают сегодня. Я бы хотел, чтобы этот фильм показали по центральному телевидению, но пока только некоторые региональные каналы соглашаются.
А миссионерское кино очень важно. Это кино, которое заставляет задуматься над серьезными вещами. Поэтому я, не зная, какова будет грядущая судьба нашего фильма, очень надеюсь на то, что мы найдем и людей, и меценатов, которые помогут нам осуществить дальнейшую работу. В конкретном случае каждый человек может помочь нам тем, что купит кассету с фильмом «Под Солнцем». Тем самым он поддерживает наш фильм, а это для нас очень важно. Поэтому мы уповаем только на Того, Кто Россию никогда не оставит, если мы Его не оставим.
— Если кого-то из читателей заинтересует фильм «Под Солнцем», как он сможет вас найти?
— Надо позвонить по телефону (495)147-64-15 или (495)147-45-27. Также можно послать сообщение по электронной почте на адрес kinocontact@mail.ru. Мы всегда рады приехать в любой город, в который нас пригласят для показа фильма и встречи с учащимися. Сейчас всей России надо молиться, потому что нас хотят уничтожить. И если наш фильм поможет хотя бы одной душе остановиться у последней черты, мы будем считать, что не напрасно живем на этой земле.

На снимках: режиссер Василий Яцкин; Курт Кобейн (кадр из фильма); Полина Осетинская (кадр из фильма).

Николай Пирогов
г. Волжск, Марий Эл.
22.04.2005
1019
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru