‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Старец Иероним

Воспоминания о духоносном санаксарском старце.


Несколько лет назад мне рассказал этот случай священник Александр из села Суворова Дивеевского района Нижегородской области. Однажды к нему приехал батюшка Иероним. Хлебосольный хозяин решил вволю накормить гостя. И навалил схимнику полную тарелку жаркого. Известно, что не только схимники, но и простые монахи не едят мясного. А тут священник, ничтоже сумняшеся, из лучших побуждений предлагает мясное блюдо. «Что это?» — спрашивает у хозяина отец Иероним. «Грибы, батюшка», — не моргнув глазом отвечает отец Алексндр. «А, грибы... Ну тогда можно есть», — говорит старец и начинает есть. Урок смирения. И какой-то особой, старческой душевной тонкости. А мне еще вспомнилось аскетическое правило: «Не исследуй пищу». В Древнем Патерике описан случай, как три пустынника пришли на прием к Патриарху Антиохийскому. Он стал их потчевать различными лакомствами, в том числе и мясными блюдами. Пустынники по смирению брали все и ели. Патриарх удивился этому: «Как это вы едите мясное». — «А разве это мясо? — в свою очередь удивились монахи. — Нет, мы мяса не едим». И отодвинули от себя тарелки с мясной пищей.
Другой случай я лицезрел лично на ночной трапезе в доме одного знакомого самарского священника. Хозяин поставил на стол водку, искренне думая, что тем самым наверное уважит старца. Но отец Иероним, увидев бутылку, расстроился и стал уговаривать хозяина ее... разбавить. Пить согласился при одном условии, если водку наполовину разбавят водой. Пришлось заменить водку легким домашним вином.
Другой самарский священник подарил батюшке Иерониму бутылку со святой водой из Ташлинского чудотворного источника. Батюшка сначала обрадовался, взял бутылку, а потом как-то странно на нее посмотрел и стал, не привлекая внимания, пальцем тихонько отдирать штрих-код на ярлыке пластмасовой бутылки. Священник понял свою оплошность и сам оторвал штрих-код. Батюшка тогда с удовольствием взял бутылку.

Известно, что не все одобряли поездки старца Иеронима по другим епархиям (поездки эти происходили по просьбам многочисленных духовных чад отца Иеронима). Была и ревность, и зависть. Однажды я встретил на улице одного священника, много возмущавшегося приездам отца Иеронима в тот город, где он живет. Слово за слово, и стал мне тот батюшка строго «выговаривать», что я писал в «Благовесте» об отце Иерониме. Опять начал возмущаться тем, что он ездит всюду и, не имея на то соответствующего благословения, «окормляет чужую паству». Я возражал. Спор становился чуть ли не ссорой. Тогда я вдруг догадался спросить:
— Отче, а вы все это самому отцу Иерониму говорили при встрече?
— Как же, говорил, — с легким смущением признался батюшка. — Но говорить ведь с ним сложно (не то, что с тобой). Я его обвиняю, а он мне в ответ: «Простите, отче», «Грешен, отче»». Как такому резко ответишь...
Тогда и я пришел в чувства. Смирился и сказал то же самое: «Простите, батюшка», — взял благословение и пошел домой. На душе отчего-то стало радостно. Батюшка Иероним вот так, заочно, преподнес мне урок смирения.

Духовная дочь батюшки, Ольга Одинокова из Дивеево, несколько лет назад рассказала мне удивительную историю. В одном поселке лютовала ведьма — наводила козни на людей, запугивала, губила. И ее стали бояться. Не то что грубого слова никто ей не говорил (вдруг накажет?), а старались во всем угодить, не видя возможности найти на нее управу. Тогда верующие люди поехали к отцу Иерониму. Он выслушал их и обещал помочь. Несколько дней молился он (и попросил молиться еще каких-то монахов). В итоге (по его словам) на ведьму эту удалось надеть «колпак» — вредить христианам она больше не сможет... Что это был за «колпак» — неизвестно. Но только и правда ведьма та сникла и больше не преследовала жителей поселка.

Однажды (еще при жизни батюшки) меня почему-то взяли сомнения: а точно ли качества святой воды сохраняются, если святую воду добавить в обычную — и она остается такой же святой, как раньше, до разбавления. «Оно конечно, капля море святит, — думал я. — Но все же, наверное, «святее» неразбавленная святая вода...»
Я никому не говорил о своих постыдных сомнениях. Но длились они недолго. Однажды в тонком сне я увидел улыбающегося своей удивительной улыбкой батюшку Иеронима. Он держал в руках два стакана, наполовину заполненных водой. «В этом стакане — святая вода, а в этом обычная», — произнес он. Потом налил святую воду в стакан с обычной. «Смотри, и здесь вода стала святой!» — радостно сказал старец. На этом сон оборвался. А вместе с ним исчезли и сомнения.

Однажды старец сказал мне, что недавно им и его помощниками найден в лесу под Саровом ПОДЛИННЫЙ камень, на котором тысячу дней и ночей молился батюшка Серафим. Но находится этот камень в запретной зоне, куда паломников не пускают. Жаль, я не расспросил его тогда, где находится этот камень. Больше я об этом ни от кого ничего не слышал.

В тот раз я пришел к нему в келью вместе со старичком — отцом самарского священника. Этот старичок стал долго, долго жаловаться на какой-то запутанный жилищный вопрос. Понять ситуацию было очень сложно. «Это все масоны делают», — подвел итог отец Иероним. И было не ясно, то ли шутит он, то ли и правда так считает. Когда очередь дошла до меня, стал я жаловаться на трудности, то и дело возникающие в работе, на непонимание и прочее. «Еще труднее будет!» — радостно «успокоил» меня отец Иероним. И правда, вскоре стало мне труднее, как и предсказывал старец. Только жаловаться с тех пор у меня что-то отпала охота.

Рассказывает казначей Санаксарского монастыря иеромонах Варфоломей:
— Этот случай произошел с инокиней Еленой из Серафимо-Дивеевского монастыря. В день смерти отца Иеронима, под утро, инокине Елене явился во сне батюшка. Увидела она его в Троицком храме, где покоятся мощи Преподобного Серафима. Отец Иероним вышел из алтаря и подошел к аналою. А она как будто входит в храм с опозданием и встречает старца. Взгляд у него был строгий, не такой ласковый, как обычно в жизни. Он у нее иногда бывал на рабочем месте, она поила его чаем. Вот и во сне говорит ему: «Батюшка, что вы тут делаете? Пойдемте ко мне». — «Нет, дорогая Елена, мне сейчас некогда, — ответил он. — Вы мало молитесь, а мне надо молиться. Господь призвал меня к молитве за всех».
Валентина Кулакова живет в г. Темникове, рядом с Санаксарским монастырем. Помогает обители, торгует нашими церковными товарами на местном рынке. Она по благословению отца Иеронима переехала сюда из Саранска. Когда она поменяла квартиру, ее стали обижать соседи, да и нечисть ополчилась на нее. И вот как только она позвала отца Иеронима освятить жилище, только об этом стало известно, как сразу все успокоилось. Бесы притихли, когда еще только батюшка собирался освятить квартиру! А когда приехал, отслужил водосвятный молебен, квартиру освятил, обстановка в доме сразу изменилась. Не работала у них машинка швейная (на ней для монастыря шила старшая дочь Наталья). Отец Иероним благословил, и… машинка сразу же заработала!
В монастыре была традиция: на все большие праздники после службы часть братии и многие миряне заходили после праздничной службы к отцу Иерониму. Он всех конфеточками угостит, кого чай пить усадит, всех утешит — кого добрым словом, кого сладостями. И Валентна Кулакова часто заходила к батюшке со своим сыном. Он всегда давал им на праздник сладости. И вот на Рождество 2002 года, первое Рождество без батюшки, она загрустила. Кто же теперь, думает она, нас как прежде конфеточками угостит, кто же утешит… С этими мыслями, озябшая, вместе с сыном пришла в гостиницу. Отогрелась немного и решила сходить на могилу к батюшке Иерониму, которая находится возле гостиницы. Захотела поздравить почившего старца с праздником — пропеть ему тропарь Рождеству, кондак, величание… Пошла вместе с сыном. Все молитвы пропели и она говорит от сердца: «Эх, батюшка, вот при жизни на праздники ты нас угощал, утешал не только словом, но и подарочками — а сейчас нет…» Только произнесла эти слова, как вдруг из гостиницы выбегает женщина. А в руке у нее сверток. Подбегает к ним, кладет сверток на могилу батюшки и говорит им: «Угощайтесь!..» А в том свертке чего только нет — мандарины, апельсины, конфеты–трюфели… Утешил батюшка!

Инок Мелетий, насельник Санаксарского монастыря:
— Три года назад к Пасхе в селе Шокше открыли храм Архангела Михаила, и меня послали туда помочь священнику провести первое Богослужение. Меня на клирос поставили. А нас никто не предупредил, что храм только открыли и он всю зиму стоял нетопленый. Я поехал в простых туфлях. Около шести часов во время службы я стоял на бетонном полу в туфлях. Ноги сильно мерзли. После этого у меня стало ломить в коленях — как будто в колени песка насыпали. Ходить стало больно. Я пошел в медпункт. Там сказали, что нужно ехать в больницу к специалисту. Иначе болезнь может прогрессировать и я вовсе не смогу ходить. По монастырскому обычаю, я пошел предварительно к своему духовнику — батюшке Иерониму. Спросил, что делать, как быть. Он ответил, что в больницу ехать не надо. Помажь святым маслицем, говорит, и полей на колени святую воду… Я не спешил исполнять совет старца. Времени не было, навалились дела. В этот же вечер мы поехали на источник, который находится в километре от обители. Источник этот святой. И мы решили набрать водички. Со мной было две 25-литровые бутыли. Я думал, что братия поможет мне положить эти наполненные водой бутыли на тележку и довезти до монастыря. Набрал я эти две большие бутыли и один, сам потащил их наверх по длинной лестнице, ведущей от источника. Я и налегке-то по этой лестнице из-за болезни ног едва мог ходить, а тут тащу две тяжелых бутыли — и ничего…Я говорю, братия, что это такое? У меня ведь ноги совсем не болят! Я даже не успел ни маслицем помазать, ни святой водой ноги полить, как советовал старец. А все прошло по его молитвам! Видимо, этот совет про маслице и водичку батюшка давал для виду, чтобы не заметно было, что это его молитва меня исцелила. Я вот не успел помазать, а сделался совершенно здоров…
Была у нас в монастыре сложная пора, работы много навалилось. А у меня бывает так, что от переутомления давление поднимается и начинает голова болеть (врачи сказали, что это из-за старых травм). И вот поднялось давление, голова целую неделю болела. И тут вдруг меня руководство монастыря посылает в Самару на ответственное послушание. Дают мне денег, дают задание… А я думаю, как же справлюсь с этим послушанием, когда так голова болит? Решил пойти к врачам за консультацией. Но предварительно зашел к отцу Иерониму. Он мне сказал: «Бог благословит!.. Поезжай. Все будет хорошо». Буквально через час головную боль как рукой сняло…
У нас в монастыре среди братии был спор, кому легче спасаться: монахам или мирским. Меня этот вопрос тоже занимал. Пошел я к батюшке, спрашиваю: «Вот вы когда монахом стали, вам стало легче или тяжелее?». Он мне так ответил: «Когда я был мирянин, бывало, бес меня поднимал и бил оземь, бросал. А когда стал монах, он уже так не смел дерзать…»

Иеродиакон Антоний, насельник Санаксарского монастыря:
— После воскресной службы одна женщина очень благодарила за что-то отца Иеронима. Я потом спросил ее, за что она так благодарит батюшку. Она рассказала, что у нее год назад дочь была при смерти, лежала в реанимации. Она спросила у батюшки совета, и он ответил, что нужно ее пособоровать и причастить. Она так и сделала, и вскоре дочь поправилась. Вот за это исцеление она и благодарила батюшку.
А этот случай произошел со мной, когда еще был я трудником. Никак не мог бросить курить. И вот однажды батюшка меня благословил бросать. Я было держался, не курил, а однажды не выдержал и «стрельнул» сигаретку. Пошел огородами, чтобы вдалеке от монастыря покурить. Выхожу на низинку, смотрю, там батюшка Иероним прогуливается. Я подошел к нему, показал на сигарету, которая была у меня в ладони. Признался, что иду покурить. Он сказал мне ласково: «Ну, пойдем». И повел меня к навозной куче. Расковырял ее и говорит, чтобы я положил в ямку сигарету. Я положил. Он ее закопал и сказал, что более я курить не стану. Было это в 1996 году. И после этого случая у меня ни разу не было даже желания курить.

Ольга, г. Саранск:
— Когда батюшка благословил меня учиться, я поступила без всяких проблем. Когда перед сессиями брала у него благословения, на экзаменах происходили чудеса…
Во время моего первого приезда в Санаксары я брезговала монастырской пищей. Батюшка об этом знать не мог, так как я никому об этом не говорила, а только не пошла в трапезную. Он меня спросил, почему я не хочу идти в трапезную. Я ответила, что есть не хочу. Тогда он сказал: «Нет, ты есть хочешь, но брезгуешь монастырской пищей. А ты не брезгуй! Эта монастырская пища благодатная…»

Послушник Михаил:
— В миру я работал адвокатом. Приходилось «для поддержания компании» выпивать, курить. Без выпивки как наладить отношения? И вот в один мой приезд сюда старец сказал: «Пить и курить тебе нельзя». И — как отрезало! С тех пор в каких только компаниях ни оказывался, а не пил ни грамма. Нет, и все! Даже никакого желания выпить и покурить не возникало…

Тимофей Неяскин, г.Темников, Мордовия:
— Это было весной. Я работал на посевной и заболел сильно. Температура была 39 градусов. Работать не мог и отпросился домой. Поехал, а навстречу мне по лесной дороге идут отец Иероним и его келейник отец Амвросий. Я вышел, взял у батюшки Иеронима благословение и сказал, что заболел. Он говорит мне: вот как раз иди на родничок искупайся (он там только что молебен отслужил). Я возражаю, говорю, что у меня температура высокая. А он все советует мне идти на родник. Делать нечего, пошел по благословению. Разделся, зашел по колено в воду. Меня охватил мандраж. Температура же, а я в воду лезу… Но все же по благословению искупался. Стало мне плохо. Но домой приехал и… через час за столом сидел совершенно здоровый. Температуры не было. Как рукой болезнь сняло!
У моего сына выпал передний зуб. Он уже вроде не маленький, зубы не растут в таком возрасте. А он расстраивается, ведь зуб передний. Зашли к батюшке Иерониму. Зуб, говорю, у сына выпал. Будет расти зуб или нет? Он говорит моему сыну: открой рот. Тот открыл. Старец засунул ему в рот палец, потрогал и сказал: «Да у тебя еще вырастет!» И через два месяца зуб начал расти. И до сих пор растет…

Иеромонах Аввакум (Бархатов), настоятель храма св. благоверного князя Александра Невского с. Лесное Темниковского района, республики Мордовия:
— Родом я из Ангарска Иркутской области. Родился в 1976 году. А в 1978 году моя мать умерла от неизвестной болезни. Когда умерла (она потом, вернувшись к жизни, рассказывала), она шла по длинному туннелю, в котором было очень холодно. И вот когда она из него вышла, то оказалась на поляне, усыпанной песком. Поляна была освещена ярким светом, так что было видно каждую песчинку. В то время моя мать была неверующая, и для нее было удивительно, когда она увидела рядом с собой на этой поляне людей, которые были одеты в схимы. Стояли они перед ней полукругом, а за ними стоял Кто-то, Кто был источником этого яркого света. Она зажмурилась и подумала, что как только глаза откроет, так сразу сгорит. И вот один из этих схимников подошел к ней и говорит: ты чего сюда пришла, у тебя двое детей. Иди обратно. Она так поняла, что обратно — это в темноту, и говорит: «Я туда не хочу». — « Ты туда не попадешь», — сказал он. Взял ее за руки — и она сразу согрелась от этого страшного могильного холода. Через две минуты она открыла глаза — ожила! Врач ей сказал, что она умерла и ее уже хотели везти в морг.
Потом она двадцать лет искала икону того святого, который вывел ее с того света. И нашла в 1998 году, когда приехала в Санаксары. Это был схиигумен Иероним. Она подошла к батюшке, говорит: «Батюшка, скажи, это ты был?» — «Матушка, иди отсюда», — ответил он. Она не успокоилась. На молебне подходит второй раз, спрашивает о том же. Он ей отвечает: «Я тебя помазал, все, иди. Придешь в келью — поговорим». Она пошла к нему в келью. Снова спросила: «Двадцать лет назад это ты был?» — «Я…» — ответил старец. Сейчас моя мама, послушница Антонина, здесь, в Мордовии, в Свято-Троицком монастыре в Ковыляе. Эта обитель, можно сказать, «вотчина» отца Иеронима. Он туда благословлял многих своих духовных чад…
Мать моя узнала в тот же первый приезд в Санаксары, что случай с ней — не единственный, когда отец Иероним вернул к жизни человека. При ней приезжала в монастырь женщина, у нее дочь вышла замуж за финна и живет в Финляндии. Однажды ночью ее дочь… умерла. Свою смерть она переживала как падение в глубокий колодец. И вот вдруг, как потом рассказывала она, какой-то монах схватил ее за ноги и вытащил из этого колодца. Она пришла в себя… Мать вскоре после этого случая прислала ей фотографию отца Иеронима, и она сразу узнала на фотографии того спасшего ее монаха…
Теперь о себе расскажу. Я с четырнадцати лет хотел быть священником. А батюшка Иероним мне запретил. «Лучше тебе быть монахом, — сказал он, — а о священстве не думай». Я успокоился. А год назад я попал к нему на прием (уже незадолго до его смерти). Он говорит: «Будешь монахом, будешь иеромонахом». Мое мирское имя — Владимир, а он почему-то меня звал Александром. И вот когда батюшка умер, меня благословили фотографией отца Иеронима, где он держит икону святого князя Александра Невского. В декабре прошлого года меня постригли в монахи и вскоре рукоположили в священника. Дали приход — во имя святого благоверного князя Александра Невского, здесь рядом, в двадцати километрах от Санаксарского монастыря.
После смерти схиигумена Иеронима многих его духовных чад охватило уныние. Но на следующий день после смерти отца Иеронима одной рабе Божией был дивный сон: будто несут батюшку в хрустальном гробу, следом идет процессия. Впереди человек десять плачут, а сзади огромная толпа, и все радуются. Вдруг батюшка садится в гробу, показывает на тех, кто идет за гробом и рыдает, говорит: «Они думают, что я умер, а я-то живой…»

Марфа Балабанова, с. Дивеево:
— Батюшка Иероним (после схимонахини Софии из Самары) благословил нас переезжать в Дивеево. Когда мы сюда приехали, то очень долго не могли купить дом, хотя и деньги были. Искали, но безуспешно. Приехала я к отцу Иерониму, он говорит: «Да, такой дом хорошенький. С двумя выходами…» Вскоре после этого мы купили большой дом на берегу пруда, с двумя выходами. За полцены купили! Этот дом и видел заранее батюшка.
Моя дочь Елена болеет сахарным диабетом. Однажды мы были на службе в храме. Я стояла вся сонная, ворон ловила (по выражению батюшки). И дочка тоже сидела рассеянно. Возле нее села женщина (я ее иногда видела в Дивеево на службах в храме). И вот я поворачиваюсь и вижу, что она положила руку моей дочери на плечо. Я эту руку отбросила и говорю: «Не трогайте ребенка». Она извинилась. А я стала мысленно себя корить, что вот какая я жестокая, человека обидела…А на другой день у дочери сильно разболелась рука. Она рассказала мне, что та женщина тыкала ей в спину как-то крестообразно, да сильно так, а когда положила руку, то словно проломила ей плечо… Вскоре у дочери пошла опухоль на суставе. Решили поехать в больницу, так как боли становились нестерпимые. Тогда моей Елене было тринадцать лет. Больниц она не любила, а тут сама стала требовать, чтобы поехали к врачу. В больнице сделали снимок и сказали, что это раковая опухоль. А это похуже сахарного диабета будет!.. Дали направление в больницу в Нижний Новгород, сказали, что нужно срочно ехать, готовиться к операции. А дочь тем временем начало ломать. Боли усилились. Дочь кричит: «Не могу терпеть, больно!» Поехали к батюшке Иерониму. Рассказали ему все. Он говорит мне: «Не будешь на службе ворон ловить, молиться надо, а не зевать». Строго так мне сказал. И ей говорит: «А ты чего не молишься?». Маслицем святым помазал руку, говорит, никуда не надо ехать. Не нужно делать операцию. Мажьте маслицем, и все пройдет. И действительно вскоре все прошло.
Через год я поехала в больницу к тому же хирургу совершенно по другому поводу. Он увидел бумаги, снимок и вспомнил о моей дочери. А когда узнал, что мы в Нижний Новгород не ездили, стал ругаться, говорил, что с таким заболеванием нельзя тянуть. И еще даже сказал, что когда дочь подрастет, то проклянет меня за то, что я с ней в больницу тогда не поехала. Я ему ответила, что у нас свои методы лечения. И он вскоре успокоился.
Когда отца Иеронима хоронили, так тоскливо было на сердце. А ручка у него была мягкая. Я к ней четками прикоснуться хотела, и четки за его руку зацепились. Прощался со мной отец Иероним…
Вот недавно побывала у него на могилке. Рассказала ему все. После этого у меня муж в работу ударился, мысли появились у него светлые. Это батюшка нам ОТТУДА помог…

Ирина Шатохина, г. Самара:
Когда я приехала в Санаксары, к батюшке было сложно попасть. Очередь была очень большая к нему на прием. Я ему оставила записочку, в которой указала свои координаты и попросила его о том, что если есть воля Божия на наш брак, пусть батюшка благословит нас хотя бы заочно. Через две недели по возвращении из монастыря от батюшки пришло письмо с его фотографией, на которой он стоит с крестом. И было написано: «Благословляю!» Венчание наше прошло как по маслу!
В тяжких жизненных ситуациях, особенно перед их началом, батюшка всегда снится мне. Всегда улыбается, кивает головой. Он закрывает мою голову руками. Я в таком случае всегда знаю: раз такой сон, то будут испытания, неприятности, но я точно знаю, что все кончится хорошо. Ведь батюшка во сне закрыл меня руками. Батюшка молится о нас.

Записано в Санаксарском монастыре и в с. Дивеево 14 и 15 апреля 2002 г.

См также «Выше всего он ставил любовь»

На снимке: Последняя прижизненная фотография старца Иеронима (рядом — келейник иеродиакон Амвросий).

Антон Жоголев
17.05.2002
1883
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru