Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

На расстоянии вытянутой руки…

Принятое на Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви «Положение» запрещает староверам по-христиански, лобзанием приветствовать «никониан», но не возражает против взаимных рукопожатий…


Принятое на Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви «Положение» запрещает староверам по-христиански, лобзанием приветствовать «никониан», но не возражает против взаимных рукопожатий…

22 октября в Москве завершился Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) — крупнейшей старообрядческой деноминации. На этом Соборе было принято решение канонизировать иноков-иконописцев Андрея Рублева (он уже несколько лет назад прославлен Русской Православной Церковью) и Даниила Черного. Также старообрядческой канонизации удостоился диакон-Первопечатник Иоанн Федоров.
Среди документов, принятых Собором, больше всего толков вызвало «Положение о порядке проведения встреч клириков Церкви с инославными священнослужителями», в котором подтвержден запрет старообрядцам по-христиански приветствовать инославных, к которым они приравнивают и «никониан». Но ничего не поделаешь, застарелые многовековой давности обиды не изживаются в одночасье. И документ этот призван «заморозить» такую ситуацию на неопределенное время.
Во многих наших церковных изданиях этот безпрецедентный документ вызвал лишь снисходительную усмешку. И надо признать, поводов для улыбки в нем можно найти немало. Чего только стоит детализированное до комизма описание процедуры «совместной трапезы» с инославными: «Во время встречи возможна подача прохладительных напитков или чая, не предполагающая совершения молитвы стоя и вслух. В этом случае каждый из участников встречи самостоятельно ограждает себя Крестным знамением и после этого может испить предложенные напитки или чай». Для любителей «похихикать» приведу еще один пассаж: «При встрече клирик РПСЦ приветствует клирика инославной конфессии неглубоким поклоном (взаимным) и устным пожеланием здравствования и спасения («Доброго здоровия», «Добрый день» и т.п.). Допускается совершение светского рукопожатия — без излишнего взаимного приближения». Как раз последние слова («без излишнего приближения») — породили особенно много острот в адрес старообрядцев, хотя грустного тут больше, чем веселого… (Вспомним, как на форуме «Всемирного русского народного собора» в 2007 году глава Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий приветствовал ныне покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия II христианским лобзанием: они просто увидели друг друга, сделали шаг навстречу и поцеловались, как это принято у Христиан. И это нормальное движение навстречу друг другу вызвало бурную гневную реакцию среди значительной части старообрядцев.)
Немало пунктов принятого документа вызывают у меня отнюдь не усмешку, а серьезное непонимание. Так, например, в описании «организованного поклонения мощам святых или чтимым иконам, находящимся в инославных храмах» (в которых старообрядцам необходимо четко соблюдать требования «немоления»), строго предписывается «просить местное духовенство встать поодаль, не совершая никаких совместных молитвенных действий (не крестясь, не кланяясь, без пения или чтения), и начинать прикладываться после получения их согласия». Это требование не слишком реалистично, так как в чужой монастырь, как известно, со своим уставом не ходят (хотя прислушаться к этому совету все-таки стоило бы!). А уж запрещать хозяевам-священнослужителям креститься (!) в своем же храме в присутствии гостей-старообрядцев звучит и вовсе как оскорбление.
Вспоминаю, как мы молились в католическом храме Святителя Николая в городе Бари (Италия), возле мощей Святителя Николая. Православным для этого предоставили все условия, возле мощей в это время никого из инославных не было. Но нам бы и в голову не пришло требовать от хозяев-католиков обходить нас за версту и при этом еще и не совершать крестного знамения… Это, знаете ли, уже слишком…
А вот какие требования выдвигают старообрядцы к гостям: «Экскурсии по старообрядческим храмам для новообрядцев, католиков и последователей других конфессий — допускаются во внебогослужебное время при условии соблюдения подобающей одежды для мирян (это нормальное требование! — А.Ж.) и «неприкасания ко святыне». То есть все мы, Православные «никониане», если и сумеем войти в старообрядческий храм, то только «поглазеть по сторонам». Нам ведь не будет дозволено приложиться к святым мощам (общим для нас и старообрядцев) и к чудотворным, да и просто чтимым старинным иконам… Выглядит это не слишком деликатно (хотя кто когда ожидал «деликатности» от староверов?). Тем более что от нас-то как раз почти требуют максимум уступчивости в допуске старообрядцев до общих святынь, которые покоятся в наших храмах (например, их условие такое: «не допускать фотосъемку процесса прикладывания», когда они молятся возле наших общих святынь). А если вдруг и мы принцип «неприкосновения к святыне» так же вот распространим на старообрядцев — и не станем их, например, допускать прикладываться к мощам Преподобного Сергия Радонежского, равно дорогого как для нас, так и для них? Но за это можно быть спокойным — мы этого никогда не сделаем. Ибо все-таки движут нами не прошлые обиды, а Христианская любовь. Ведь и старшие братья всегда ответственнее ведут себя по отношению к младшим, а не наоборот.
Смысл этого документа даже и не скрывается. В первых строках письма недвусмысленно сказано: «Действия старообрядческих священнослужителей во время проведения таких встреч должны исключать возможность возникновения каких-либо подозрений — как среди православных христиан (читай здесь «старообрядцев» — А.Ж.), так и среди инославных и иноверных». И конечно же, в первую очередь речь идет о подозрениях внутри РПСЦ. Миряне часто «подозревают» своих пастырей и даже архипастырей в тяготении к экуменизму (за который порой выдаются любые проявления простой человеческой приязни или же вежливости). У старообрядцев эта подозрительность еще и подогрета многовековой изоляцией и чувством исключительности. Вот отсюда все эти «прописи» о том, что можно и что нельзя. До деталей, до мелочей, даже до глотков чая в присутствии «иноверных»…
Особенно впечатлил тот жесткий контроль, который устанавливается, согласно «Положению», за действиями старообрядческих архипастырей на межконфессиональных встречах. Когда читаю о том, что старообрядческий архиерей должен принимать инославную делегацию только в присутствии двух-трех клириков (а никак не в одиночку) и каждый его шаг на таких встречах должен строго отслеживаться и протоколироваться специально для этого контроля создаваемой «службой протокола» — понимаю, что подозрительность там на несколько градусов выше, чем даже у нас. Хотя… В памяти невольно всплывает некрасивая история с обвинениями-наветами в адрес покойного Патриарха Алексия II, вся надуманная «вина» которого в глазах кучки «ревнителей не по разуму» заключалась в том, что он поклонился Терновому Венцу Христа Спасителя в католическом соборе Нотр-Дам в Париже… И при этом не нарушил ни одного канона (даже и с самой строгой «старообрядческой» точки зрения). Может быть, и правда лучше все «расписать» да запротоколировать, чтобы уж не получали повода «ищущие повода»? Выглядеть это будет несколько странно, зато подозрений, может, убавится…
Нет, конечно же, экуменизм не изжит окончательно и волнения вокруг этой проблемы не всегда надуманны. Но из экуменизма как угрозы для Церкви вынуто ядовитое жало — Церковь наша теперь действительно свободна от «опеки» государства в своих межхристианских связях. А если нет давления извне — чаще всего нет и проблемы (по крайней мере в опасной для нашей духовной безопасности концентрации). А страхи остались… Как говорится, «чтобы карась не дремал…»
И все же нечто полезное для нас, некий неожиданный урок есть в этом «Положении». В нем четко прописано, что можно и что ни в коем случае нельзя делать в межрелигиозных контактах и до каких пор может простираться толерантность по отношению к иноверцам. Не все нас тут может устраивать, но совсем игнорировать опыт РПСЦ, я считаю, не стоит.
«Встречи не должны проходить в местах и ситуациях, где предполагаются молитвенные действия последователей иных конфессий, в храмах, молитвенных зданиях иных религиозных конфессий. Не допускается присутствие архиереев Церкви в новообрядных, католических и прочих инославных храмах во время совершаемого там богослужения.
Не допускается испрашивать благословение у инославных клириков или подавать оное таковым. Если при встрече предлагается трапеза — участие в трапезе допускается в крайнем случае, с четким соблюдением требования «немоления», и т.д. Разве с этими тезисами не согласится большинство наших клириков и прихожан?
Мы живем в ситуации, где «верхи» и «низы» порой не всегда хорошо понимают друг друга. И от этого подозрения множатся в геометрической прогрессии, увы, не только у старообрядцев. В ситуации «оскудения любви» (которая распространяется на всех Христиан, пусть и не в равной степени) юридически грамотно составленное «Положение» может служить грубым, неудобным, но все-таки костылем для тех, кто пока не умеет ни летать в духовной жизни, ни даже ходить «веселыми ногами». А таких среди нас пока еще большинство.

На снимке: предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий.

См. также

Антон Жоголев
12.11.2009
947
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru