‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Хрустальная ваза

Своими размышлениями делится профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский.

У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл - заменитель такой вазы.

См. начало...

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.

17. У эгоизма, проявляющегося в молитве и жизни, кроме вертикального измерения есть и горизонтальное - это когда мы молимся только от себя и за себя. В 1998 году, в последний год своей земной жизни, прозорливая старица схимонахиня Антония (Кавешникова) заповедала мне молиться о всех, видимо, уловив момент моего мысленного отъединения от других. Я послушно начал взывать Подателю милости: помилуй мя и всех. Позже, и как бы без повода, одесский схиархимандрит Иона заповедал мне сходную форму Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя и мир Твой».

Молитва - великий дар людям. Она - превосходнейшая творческая лаборатория жизни. Жизнь быстротекуща, не всегда успеешь сообразить, куда направить стопы, как действовать, что сказать. В божественной же тишине молитвы душа учится небесным откровениям. Сродняясь с душой, они преображают ее, претворяются в стратегии жизни, личные и общественные. Молитва неотделима от жизни. Вне молитвенных собеседований с Богом человек оказывается словно животным: «Сказал я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета!» (Еккл. 3, 18-19).

Когда человечество в подавляющем числе членов своих станет безнадежно безбожным, богоборческим и в последнем выборе: за Христа или за антихриста - встанет на сторону последнего, приняв в свое тело его печати-чипы, дальнейшее продолжение истории окажется безсмысленным. Плевелы и пшеница, по Писанию, разделятся навсегда. В этом Суд Божий.

Лишь бы нам самим оказаться достойными вечности! Прозорливый старец схиархимандрит Митрофан из Жировицкого монастыря ( 2006, в миру Николай Тимофеевич Ильин) смутил меня просьбой: молиться о нем - «чтобы нам не потеряться в безконечности». Такое, значит, возможно? Значит, соборная молитва - условие непотерянности в сущем? Наследующие Царство - наследуют блаженство. Все! Но слава не одинакова: есть увенчанные подвигом, есть спасенные по милости Божией и молитвам святых. Как в земной жизни слабые члены Церкви стараются быть ближе к сильным, так, возможно, будет и в Царствии. Но во всем и над всеми - вездесущее всеосвящающее Солнце Божественной любви, вдохновение силы Святого Духа, несказанная нежность любви Пресвятой Богородицы и всех святых Божиих. Да будем все едины в Боге и меж собою во веки!

18. Не может истина быть некрасивой, злой, безсильной, не животворной. Или как можно любить (переносить свое бытие в другого) вне гимничного восторга красоты? Или что за любовь в искажении истины любви? «Если я тебя придумала, стань таким, как я хочу». Ничего себе! Подчинить безконечно прекрасный замысел Божий о человеке себялюбивой фантазии героини песни Эдиты Пьехи - вместо того, чтобы истинной любовью поучаствовать ей в его раскрытии? Романтическая любовь кончается крахом. В «Фантастической симфонии» Берлиоза мечтательный образ возлюбленной сталкивается с реальностью. Герой принимает гашиш - и вот уж в воспаленном его воображении возлюбленная, обернувшись ведьмой, кривляется в безобразном шабаше, а герою на эшафоте отрубают голову (имя Берлиоза не без этой ассоциации носит один из героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита»). «Гимн любви» Апостола Павла дает диаметрально противоположный образ истинной любви, которая не превозносится, не безчинствует, не ищет своего, никогда не перестает.

19. За условную точку отсчета апокалиптического времени, в которое влилось время Новейшее, лучше принять 2017 год (а не 2016-й, как полагал Римский папа, объявив на площади Святого Петра: “в то время как мир голодает, горит, и нисходит в хаос, мы должны понимать, что в этом году празднование Рождества может стать последним“). На это намекают и некоторые статистические измерения. Наиболее показателен - внезапный гигантский рост женской аудитории порносайтов. Женщина - основание, через нее - еще в ее утробе - проникает в младенца луч Божественной любви. Без ее любви не захочет он вылезать из чрева. Зачем рождаться, если нет любви, - нет того, ради чего стоит жить, если не затеплится в них предчувствие нежной улыбки бытия? Таинственная священнейшая миссия женщин незаменима. Они - как священники сердца для своих младенцев.

И вот выяснилось (журнал Лайф), что в прошлом году посетители сайтов для взрослых на 359% чаще забивали в поисковую строку запрос Porn for Women. Этот тренд подхвачен даже в мусульманской стране (в Саудовской Аравии число интересующихся порно женщин вырос на 11%). Затронул Африку (в ЮАР количество ищущих порно женщин увеличилось на 23%).

Победит ли в мире тенденция к чистоте или к грязи? Не так! Не или. А согласно открытому Христом подобию истории полю, на котором до Страшного Суда совместно произрастают пшеница и плевелы. Возрождение соседствует с вырождением. По слову Паисия Святогорца, скоро в мире не останется середины - одни края.

20. В наше время принято прятать от детей глубину. В одной из радиопередач детка восхищенно взывает к учительнице: «Почему небо такое синее?!» - «Потому что… отражение, преломление». - «А-а-а», - разочарованно тянет ребенок. Не о том ведь спрашивалось: почему небо синее. А почему такое синее! Чистота детской души поставлена ориентиром для взрослых: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). «Дети нас оправдывают пред Богом, дети и цветы», - писал преподобный Иустин (Попович). И еще - прекрасная музыка гениев. Она переполнена возвышенными вопрошаниями, прошениями - и потрясающими нас небесными озареньями.

21. «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь», - говорит о наших временах Христос. Беззаконие - восстание против Бога. Любовь заменяют сексом. Подобно эпидемиям накрыли спрятавшихся от Бога фобии и депрессии. Бедствия снаружи, бедствия изнутри. «Тамо убояшася страха, идеже не бе страх» (Пс. 13, 5). Теперь это называется «паническими атаками», как бы безпричинными, но имеющими корень в глубинах безверия. Ведь и бесы не перестали давить на клавиши страстей, а люди перестали понимать, что с ними происходит. Таблетки против бесов безсильны и от депрессий не исцеляют. Депрессия (буквально, подавленность) - теперь уже медицинский термин, обозначает состояние весьма мучительное по своим физиологическим проявлениям.

22. Человек Божий видит мир и каждого человека насквозь. Видит не только забытое им (дела, слова, сновидения), но даже и те мысли, которые еще не вошли в голову, но витают вокруг, как об этом пишет Варсонофий Оптинский своей духовной дочери в Петербург. Именно так совершился духовный переворот в И.В. Киреевском, получившем от Оптинского старца Макария ответ на его письмо в тот момент, когда только отправлял ему свое. «Сознаюсь, трудно будет ему ответить на мои вопросы», - сказал он при этом. Тут же полученный ответ (соответственно, написанный днями раньше) наповал сразил его гордыню. Собеседник Гегеля, лично знакомый со всеми европейскими светилами, вдруг в одну секунду осознал он, что вся эта западная мишура - ничто в сравнении с мощью Божественной мысли.

23. Сегодня вспомнил совет схимонахини Антонии: дружить со своим Ангелом. То есть слова-то я знал, не забывал, но они были только в памяти, как в шкафу или сейфе, а не в воле. Матушка же говорила из опыта. Она видела своего Ангела, равно как и душу свою (а также души других людей, живых и усопших, знаемых и тех, кого открывал ей Господь для молитвы).

Неделю назад не мог заснуть из-за разгулявшихся политических фантазий, попросил Ангела помочь, тут же предал народы и страны в руки Божии и был восхищен в сон. Однако - не придал тому значения, не перевел опыт в волю. Вчера же матушкина духовная дочь рассказала мне, что спрашивает Ангела о том, куда запропастилась та или иная вещь, - и она находится.

И только сейчас, утром, понял: хорошо душе жить с Ангелом, вместе молиться, спрашивать совета. Ангел по-гречески - вестник. Слово родственно Евангелию - Благовестию. В православных молитвах перед Причастием читается среди иных молитв и канон Ангелу Хранителю. Я читал. Но как не догадался познакомиться с Ангелом лично? Прости, Господи, и исправи. Да будет любовь Божия во всем, и Царствие Божие раскроется в нас Духом Святым! Только любовь Божия реальна, а вне любви - всё тлен.

24. Жест изначального противления из «Алисы в стране чудес»: ты против; не знаешь, против чего, но ты против. Всеохватный негативизм. «Тотально неудовлетворенный кадавр» из «Понедельника, начинающегося в субботу» Стругацких. Недовольство как постоянный фон жизни. Панический страх, современные, клинические уже, весьма мучительные депрессии. Тотальная растерянность, потерянность, неуверенность во всем от недоверия сущему. «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8). Страх пред Главным и малодушное сползание в суету неважного. Ёжики вечного агрессивного либерализма («не тронь меня, укушу»), поставляющие права человека выше правды. «Либералисты! Чего вы хотите?» (Карамзин). Не осмелятся признаться они даже пред собою; тем паче от Таинства исповеди бегут. Бешеные укусы «преследуемого преследователя» (термин психиатрии) кровавы, смертоносны. Последствия укусов видны в судьбе растерзанных и терзаемых стран - Сербии, Ирака, Ливии, Украины… «Завистью дьявола вошла в мир смерть». Зависть к деньгам, успехам, материальному благополучию - нижайшая в табеле о рангах сатаны. Высшей же награды тьмы он удостоит зависть «духовную» - к имеющим добродетель. Первой наградой зла завистливый дьявол удостоил Каина, позавидовавшего чистоте брата, которого и убил. Ныне в России многотысячная свора публицистов бросается на малейшие проявления нравственной чистоты и правды в жажде всеохватного осмеяния, в ненависти к призванию России, мира, в желании всё обгадить. Страсть осквернения стала стержневой и в современной режиссуре. А в публицистике - каких только слов не взяла она на вооружение для оболгания чистоты! Себя же облачает в украденные одеянья света.

Ярко пророчествует о разгуле дьявольского либерализма и о его конце наш вещий баснописец. «Смотри на злые все дела // И на несчастия, которых ты виною! // Вон дети, стыд своих семей, - // Отчаянье отцов и матерей: // Кем ум и сердце в них отравлены? - тобою. // Кто, осмеяв, как детские мечты, // Супружество, начальства, власти, // Им причитал в вину людские все напасти // И связи общества рвался расторгнуть? - ты. // Не ты ли величал безверье просвещеньем? // Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облек // И страсти и порок? // И вон опоена твоим ученьем, // Там целая страна // Полна // Убийствами и грабежами, // Раздорами и мятежами // И до погибели доведена тобой! // В ней каждой капли слез и крови - ты виной. // И смел ты на богов хулой вооружиться? // А сколько впредь еще родится // От книг твоих на свете зол! // Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!» // Сказала гневная Мегера - // И крышкою захлопнула котел. (И. Крылов, «Сочинитель и разбойник».)

Жертвы либерализма в мире множатся неостановимо, безпредельно. Не хотят ли народы, подобно людям в храме, подойти под епитрахиль с покаянием? Не хотят. В том и проблема.

Если Бог - любовь, то и все грехи - против Его любви. И все они стремят себя туда, куда уж никогда не проникнет лучик света. Признак онтологического бешенства - светобоязнь, тошнота от света (как в романе Сартра «Тошнота»). Грехи стремят в последнюю тьму отчаяния. «Оставь надежду, всяк сюда входящий» - надпись над вратами Ада у Данте.

Ад (аидос) этимологически - безвидность.Безсмысленно во тьме описывать тьму. Тьма - разбегающаяся, разлетающаяся. Одну добродетель можно оболгать миллионами способов. Кто угонится за миллионами сгустков тьмы, летящих во тьму кромешную (кроме, вне Бога)? И зачем гнаться? Изучать миллионы, миллиарды - контрпродуктивно, как теперь говорят. Для ясности ума требуется выводное знание: первожест изучать плодотворней, чем мириады его проявлений.

Начинать же надо не с первожеста дьявольского мятежа, а с первожеста открытости любви, сотворившей мир. С Одного, от Которого всё. «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Кто хочет - просветится в покаянии. Истинное познание начинается с принятия откровений света. Хотим ли мы того? На этот основной вопрос сущего - так или иначе - ответят все люди, все народы, человечество. Никто не уйдет от ответа. Ибо мы не безответны. Упрямая безответственность - тоже ответ, ответ дьявольской тьмы. Принять же свет - принять благую участь.

25. В молитве много слов. Но не многому внимает Бог, а одному: не со словами хочет общаться, а с душою. Молитва в глубине своей есть вздох о близости - при понимании своего недостоинства. Потому-то и встает в сердцевину молитв прошение «помилуй». Оно спасительно. Оно оберегает людей от прелести, вводящей душу в состояние «придуманной, сочиненной благодати», как изъясняет это состояние Святитель Игнатий (Брянчанинов). Мечтательство о себе - ложь: лесть по-славянски. Прелесть же - ложь в высшей степени.

Но не слову «помилуй», пусть и ключевому, внимает Господь. Внимает достодолжному состоянию души. Заповедано нам молиться духом и истиной. Святые отцы опытом изведали благодатную силу Иисусовой молитвы (Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного). Она допустима в полной и краткой форме. Чем больше слов, тем обстоятельнее выражена мысль. Но разве мысль - цель молитвы? Не бытие ли с Богом? Многое - рассеивает (восемь слов выходят даже за пределы объема оперативной памяти - того, что можно удержать вниманием в уме одновременно). Добавление «грешного» полезно в учительном плане для новоначальных. Но если урок выучен и душа постоянно с сокрушением, но без уныния ощущает свою негодность к Царствию, то обозначение этого достодолжного состояния смирения начинает мешать самой реальности состояния, перетягивая на себя внимание. Буква начинает довлеть над духом, что недопустимо, ибо «буква мертвит, а дух животворит».

А ключевой глагол «помилуй»? Он тоже, как уже сказано, может воспарить в реальность духовного плача о близости. И не за глагол, а за саму эту реальность плача и жажды обещано утешение в благодати ныне и в Царствии («блаженны алчущие…», «блаженны плачущие…»). А когда глагол растворится в реальности прошения, то насильственное вызывание его в памяти начинает мешать достоверности бытия в молитве. Ведь достоверность бытия - и есть искомая близость, даруемая нам в молитве! Вспоминается пример, приводимый Преподобным Серафимом Саровским Мотовилову. Можно войти? - Можно. Можно войти? - Можно. Сколько раз можно спрашивать?

Когда вошли в дух молитвы, слова уходят. Укрепляемая благодатью молитва все выше восходит к своему идеалу (молиться духом и истиной) и обретает все более ощутимый отклик. А Кому возносим молитву? Когда-то давно один уважаемый монах спросил меня относительно «Сыне Божий» в Иисусовой молитве: а ты и без этих слов разве не знаешь, не понимаешь, не чувствуешь, что Иисус - Сын Божий? Самая краткая форма (она звучит в ектениях): Господи, помилуй. Есть ли предел сокращению слов? Игумения Феофилакта пишет о схимонахине Антонии, у которой училась ночами умному монашескому деланию: «Она пребывала всю ночь в молитве, в которой слов уже нет». Молитва матушки Антонии была чудотворной.

Когда молитва возносится в безпредельность Небес, тогда живет в сердце непрестанно, чем бы мы ни занимались.

Вячеслав Медушевский.

118
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru