Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Самарские куранты

Самарская область находится на пороге важного решения: возможно, очень скоро губерния начнет жить по московскому времени…


Самарская область находится на пороге важного решения: возможно, очень скоро губерния начнет жить по московскому времени…

12 марта депутаты Самарской губернской Думы инициировали обращение к премьер-министру России Владимиру Владимировичу Путину, в котором говорится о необходимости перехода Самарской области во второй часовой пояс, то есть на московское время. Введение московского времени, как посчитали депутаты, повысит эффективность взаимодействия органов государственной власти Самарской области с федеральным центром. Среди аргументов «за» также приводились согласованная работа в едином временном режиме железнодорожных вокзалов и аэропортов, а также удобство просмотра ночных телепередач федеральных телеканалов. Министерство промышленности и торговли РФ уже одобрило заявку парламента Самарской области. Но окончательное решение по этому вопросу все же примет премьер-министр России.
Первым с этой инициативой выступил губернатор Самарской области Владимир Владимирович Артяков, который, впрочем, подчеркнул, что проект будет реализован только в том случае, если его поддержит население. Между тем, если Самара перейдет на столичное время, в часовом поясе +1 в России остается только один регион — Удмуртия (которая тоже стремится перейти на московское время, и тогда этот часовой пояс будет полностью исключен). Кроме того, появятся пограничные области, разница во времени между которыми составит целых два часа.
Что касается местных жителей, то, по мнению аналитиков, наиболее активно за перевод часов высказываются жители западных районов, расположенных на границе с Ульяновской и Саратовской областями, часы в которых идут по Москве. В восточных же районах, наоборот, новость о скором переходе на столичное время встречают с настороженностью: разница с пограничными регионами — Оренбургской областью и Башкирией в этом случае составит целых два часа.
А как относятся Православные самарцы к этой инициативе губернских властей? Мы попросили высказать свое отношение в проблеме перехода Самарской губернии на московское время нескольких известных и уважаемых в церковных кругах людей.
Протоиерей Николай Агафонов, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии имени Александра Невского:
— Я одобряю переход Самарской области на московское время. И категорически не приемлю эти все переходы на зимнее и летнее время. Все эти американские придумки… По московскому времени мне лично жить было бы удобнее. Приедешь в Саратов — а у них там время другое. А так все будет как везде. Москва — столица нашей Родины! По Москве и надо нам сверять часы…
Иерей Александр Авдейчев, кандидат медицинских наук, настоятель храма Святого Димитрия Солунского самарского села Сырейка:
— Я против перехода на московское время. Любые изменения во времени приводят к нарушениям биологических ритмов человека, от которых зависит вся наша жизнедеятельность. А это приводит к затратам сил организма на «урегулирование» ситуации. И эти потери при перестройке биологических часов могут стать причиной обострения хронических болезней, упадка сил, привести к стрессам, которые в свою очередь могут стать причиной всяких нештатных ситуаций. И для духовной жизни могут быть потери. Ведь нормальная духовная жизнь требует размеренности и спокойной физиологии. А когда организм переживает стресс, поставлен в условия дискомфорта, многим в переходное время может стать не до духовной жизни… Ну и еще одно. Мы ведь находимся в самом конце нашего часового пояса. В Похвистневе сейчас самарское время, а уже рядом, в Бугуруслане, время на два часа отличается от Москвы. Что же будет, если мы еще на час отодвинем стрелки часов? Соседние города — и на два часа получится между ними разрыв во времени!
Иерей Валерий Бахтин, настоятель храма Архангела Михаила села Владимировка Елховского района Самарской области, в прошлом врач-педиатр:
— Я за то, чтобы жить по Москве! Это удобнее. Да и Москва от нас довольно близко. А вот переходы на летнее-зимнее времена не приемлю. И для здоровья эти сезонные переходы не полезны, и бабушки путаются под воскресенье — во сколько часов им в храм на Литургию идти… Ну и еще, не сочтите за «буквоедство»: с этим «летним» временем получается так, что поем мы Пасху на час раньше, когда Господь еще во гробе… Это как-то духовно мне не по сердцу… Но я за московское время — если переведем стрелки часов один раз и уже больше не станем их трогать.
Протоиерей Олег Булыгин, настоятель Иоанно-Предтеченского храма, духовник Самарской епархии:
— Этот вопрос не имеет духовного значения, какого-то особого смысла. Какое решение примут власти, с таким и надо жить. Ничего, привыкнем к любому времени, спорить здесь не нужно, расстраиваться не нужно. Но все-таки лучше бы оставить все как есть, ведь разнообразие часовых поясов приносит свою пользу. Я бываю в Сибири, в Кемеровской области. Там разница четыре часа с московским временем (с марта этого года Кемерово, возможно, перейдет в пятый часовой пояс и разница с Москвой сократится до трех часов — ред.). И что же? В одном месте отслужили Литургию, потом в другом служат, в третьем славят Бога… И так вся страна последовательно творит молитву… Когда в одном часовом поясе службы закончились, в другом только начинаются. И страна живет с молитвой все время… Но еще раз говорю: спорить по такому вопросу и нагнетать страсти не нужно.
Владимир Николаевич Бекетов, врач высшей категории, апитерапевт:
— Можно жить по старому времени, можно перейти на московское — разница для здоровья незначительна, минимальна. Никаких особенных последствий для здоровья населения в связи с переходом на московское время я не ожидаю. Тут любые последствия минимальны. Но можно и все оставить как есть, тоже ничего страшного не произойдет. Лично же я думаю, что лучше все-таки перейти на московское время. У нас в Самарской области сейчас многое завязано на Москву. И потому такой переход многим деловым людям создаст какие-то дополнительные удобства.
Екатерина Викторовна Хохлова, кандидат психологических наук:
— Я категорически против перехода на московское время. В психологии есть такое понятие — стереотипия. И это очень серьезный фактор. Не одно и не два поколения самарцев жили в привычном временном ритме. И вдруг им говорят: меняйте свои привычки, свой ритм жизни… Это однозначно плохо для всех, кому за сорок лет, то есть не только пожилым людям, но и людям среднего возраста. Лишь молодежь к этой новации быстро привыкнет. И вообще, эти часовые пояса не просто же так когда-то проводились! Мы к московскому часовому поясу не имеем никакого отношения. Перейдем на их время — у нас будет очень рано темнеть, многим придется менять привычки. Хорошо ли это? С точки зрения психолога — нет, не хорошо. Вот почему я за самарское время. У нас сейчас в 12 часов дня солнце в зените — и это самый большой аргумент «против» перехода…
Игумен Вениамин (Лабутин), зав. кафедрой церковной истории Самарской Духовной семинарии, кандидат богословия:
— Наверное, кто-то удивится моей позиции. Но я за переход на московское время. Это создаст нам только удобства. А плохих каких-то последствий я не ожидаю. Самара уже переходила двадцать лет назад на московское время, эксперимент длился два года, и за этот период, как мне помнится, ничего страшного с нами не произошло…
Иерей Виталий Германов, кандидат технических наук, настоятель храма Собора Самарских Святых:
— Для меня это не принципиальный вопрос… Можно так жить, можно эдак… Но лучше, когда биологическое и астрономическое время друг к другу близки. А значит, все-таки лучше оставить все как есть. Хотя… если большинство за переход, я согласен прислушаться к их аргументам. Сам я вечерних телевизионных передач не смотрю, и потому один из аргументов «за» переход на меня не действует. Может быть, есть какие-то еще аргументы? Не знаю. Но готов их выслушать.
Алексей Алексеевич Солоницын, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии имени Александра Невского:
— Самарцы привыкли жить по своему времени, это время наиболее близко к астрономическому. По этому времени и хочет жить большинство жителей нашей губернии, я считаю. Другого мнения, по-видимому, те руководители, которые командированы сюда из Москвы нами управлять. Им, конечно, удобнее и привычнее московское время. Их можно понять. Но жить лучше по тому времени, к которому привыкло большинство жителей.
Юрий Иванович Харитонов, архитектор, автор проектов многих самарских храмов:
— Я против перехода на другое время. Сейчас меня устраивает, когда наступает закат, когда восход… А если все сместится, это отрицательно может сказаться на обыденной жизни людей. Если бы можно было ввести по всей стране один-единственный часовой пояс, ну, тогда понятен был бы смысл этой инициативы. А раз этого сделать никак нельзя, то почему бы не оставить все часовые пояса как есть. И чтобы самарское время по-прежнему на час отличалось от московского…
Протоиерей Олег Китов, благочинный Безымянского благочиния г. Самары:
— Я поддерживаю предложение Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева об оптимизации временных поясов, высказанное в послании Федеральному собранию. Жить Самарской земле по одному времени со столицей и выгодно, и удобно. Тем более что утро будет начинаться раньше. Нам станет жить светлее… Я «жаворонок», и поэтому я «за»…
Игумен Николай (Феоктистов), клирик храма Трех Святителей:
— Это для меня вопрос второстепенный. Но вообще-то лучше все оставить как есть. Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Заживем по московскому времени, а по-московски жить все равно не будем. Мы самарские, и лучше нам жить по своему времени.

Когда я начинал обдумывать эту статью, был уверен: встречу всюду горячих сторонников и столь же горячих противников этого перехода. Оказалось, все иначе. У противников аргументы «спустя рукава», у защитников тоже в этом смысле часто дело обстоит не многим лучше… А на самом деле большинству и тех, и других в общем-то почти безразлично, будет этот переход или не будет… Как уж власть решит, а ей виднее. Ничего, привыкнем. Жить-то можно, и не такое выдерживали…
Наверное, так оно и есть — ни переход на новое время нас не погубит, ни отсутствие перехода манны небесной в наши широты не принесет. И все-таки, все-таки… Время ведь вещь очень хрупкая, почти нематериальная. И грубо с ним так — указами, постановлениями, не надо бы вовсе. Не надо расшатывать то, что не нами скреплялось… Не мы ведь хозяева времени, оно в руках у Того, Кто его создал. И Кто прекратит его в тот момент, когда Небо совьется как свиток и «времени уже не будет» (Откр. 10, 6)… А пока, пока… Пока «человек звучит гордо» и пытается повелевать всем, даже временем. Вернее сказать, думает, что повелевает. А на самом деле он не повелевает не то что временем, но даже курами. Ведь в начале 90-х, когда уже была одна попытка перейти на московское время, наши самарские куры вдруг объявили голодовку протеста: отказались на час раньше клевать зерно и засыпали голодными… Может, это повлияло, может еще чего — но только тогда здравый смысл вернул нас к прежнему знаменателю.
Сейчас связи с Москвой еще больше окрепли. И это, конечно же, хорошо. Построена четкая вертикаль. И это тоже хорошо. Отсюда и время опять пытаются «заточить» под столицу. А вот хорошо ли это — еще вопрос. Те, кто как-то связан с этим направленным на столицу «мейнстримом» (хотя бы в своем сознании), те «за», кто не связан, как правило — «против».

Но я о другом хочу сказать. Не об удобствах или неудобствах нового времени, а о том, что есть такие материи, которыми лучше стараться не управлять. Не трогать их вовсе — хотя бы на всякий случай. Из-за (пусть, пусть!) какого-то почти «суеверного» страха чему-то там хрупкому, почти неощутимому повредить. А то вдруг да за нашу неосторожность и грубость время ответит каким-то сюрпризом, какой-нибудь, не дай Бог, неожиданностью (вроде пожара, цунами, землетрясения). Или просто чувством безпокойства и нестабильности, которое вдруг возьмет да и охватит и без того не слишком бодрых горожан и селян. А это приведет к потерям и на работе, и дома. И в жизни, и в молитве. Материи тонкие у нас как-то не привыкли на государственном уровне учитывать и обсуждать. Вот про киловатт-часы еще готовы слушать, а про то, что незримо — попробуй, поспорь. Но все чаще в наши дни именно вещи нематериального свойства вызывают приступы социальных эмоций особенной силы. Вспомним митинги и даже голодовку самарцев в защиту любимой футбольной команды «Крылья Советов» или массовый гнев по поводу проигрыша на Олимпиаде в Ванкувере… Так что не только в киловаттах может быть дело. Да, пытаться временем управлять давно уже лакомо. И управляют! Большевики прямо с этого и начали свои дела. Но чем кончили? Или о грустном как-то не хочется вспоминать?
Простой вопрос: а какие такие неотложные причины для того, чтобы именно вот сейчас (в кризисы и неурядицы) напрягать еще и этой проблемой жителей губернии? Показать Первопрестольной, что у нас тут все на местах в порядке? Полный, так сказать, управлям-с? И есть административное рвение, которое все может себе подчинить (включая восход с закатом)? Есть действующая вертикаль для принятия уже чуть ли не любых решений? Но все-таки этих аргументов все равно маловато, чтобы подвигнуть на час вперед целую губернию. Да такую еще, из которой, как городничий у Гоголя сказал: «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»…
То есть настоящих, не выдуманных причин для решения именно сейчас проблемы времени, кажется, в этом случае нет. И лишь по этому становится ясно: все это зря. К тому же Великий пост не лучшее время для принятия Губернской Думой таких вот скоропалительных постановлений. А уже чуть ли не на Страстной неделе будет и ответ — митинг противников перехода на главной площади губернии… Что за сюрреализм такой? То митингуют по поводу футбольной команды, то по поводу времени!
Давайте учиться жить проще! Давайте жить по Божьему времени… Вот ведь на Афоне живут же по времени давно уже не существующей Византии… По солнцу сверяют стрелки часов… А лучше давайте дождемся Пасхи и спокойно, без эмоций, определим: по какому времени хочет жить большинство в губернии?
Одна надежда — нет, не на митинги и не на самарских «оппозиционеров» (из них уже выделился свой лидер — депутат Губернской Думы Михаил Николаевич Матвеев). Захочет ли Москва, чтобы мы за тысячу километров жили одномоментно с ними? Ведь расстояния что-то да значат… И управлять издалека даже удобнее, имея в запасе хотя бы час.
Важная задача государства, как я ее понимаю: оберегать людей от нас же самих. От страстей и глупостей, на которые все мы, к сожалению, горазды, а толпа особенно на них охоча. Гасить эмоции, не давать разгуляться стихиям гнева или паники. «Держать и не пущать» наши пороки и недальновидности. То есть быть Удерживающим (см. 2 Фес. 2, 7) в прямом смысле слова. Да, прислушиваться к суетливым и переменчивым мнениям толпы. Но не идти за ними, или хотя бы не сразу идти. И если уж, скажем, самарскую мэрию или Дом правительства будут осаждать день и ночь пикетчики с требованием во что бы то ни стало перейти на московское время; если люди будут приковывать себя к перилам административных зданий с требованием немедленно, сейчас же позволить им жить по-Москве; если стихийные митинги будут грозить бунтами, в случае, если им кто-то не разрешит перевести стрелку часов назад — ну, тогда делать нечего, и надо прислушаться к «мнению трудящихся». Пойти на уступки, если не удастся затянуть да заболтать этот вопрос. Махнуть рукой, и уж скрепя сердце дать зеленый свет этому переходу…
Но самим, искусственно, что называется «сверху»… Пытаться рулить обычной жизнью обычных горожан, призывать солнце опускаться на час раньше и граждан обязывать гулять с собачонками по темени, а не засветло, вставать не с голодными петухами, а с первым лучом солнца, который теперь осенит нас летом где-нибудь около трех часов утра… Зачем это? Кому это выгодно?
…Поезда ходили и будут ходить по расписанию (а иногда — мы ведь не Англия! — чуть-чуть припаздывая). Кому хочется — зависнут до глубокой ночи у телеэкранов. Кому надо, придет на работу на час раньше, чтобы начальник в Москве не застал его после вчерашнего не готовым, без галстука… Бабушка потянется в храм на первом троллейбусе к ранней обедне. Куры будут клевать зерно в свой срок. Все будет как всегда. Не надо только экспериментов. Трудности мы пересилим. Но только не надо самим же их создавать. Ибо сказано: «Не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4, 12).
Когда-нибудь, возможно, ученые докопаются и до тайны времени. Определят какой-нибудь ген у всего живого, отвечающий за порядок во времени, докажут с цифрами и фактами, что любые эксперименты с незримым могут привести к катастрофам и стрессам. А пока просто давайте прислушаемся к тому, как бьется наше с вами сердце. Тук-тук-тук… И не надо его подгонять. Не надо его тормозить. А то возьмет да и остановится.

На снимках: кремлевские куранты. Возможно, скоро увеличится количество регионов России, живущих по московскому времени; часы на самарском железнодорожном вокзале всегда показывают московское время.

Антон Жоголев
18.03.2010
1081
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru