Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Укравшие горизонт

Реклама обладает целым рядом колоссальных последствий для всего общества, которые заказчика, к сожалению, не интересуют.


С городом что-то случилось. Самару оккупировали, — но этого никто не замечает. Город захватили великаны. Огромные люди заняли позиции на самых оживленных местах, перекрестках, больших магистралях. Полуголые женщины, демонические мужчины пронзительно смотрят прохожим в глаза, гипнотизируя их, как удав — кролика. Они заполонили город своими вещами: огромными радиаторами, разнообразными бутылками со спиртным, рюмками с пивом и пачками сигарет величиной с человека. Великаны пришли не просто так. Они пришли учить лиллипутов, как им жить. Они непрерывно демонстрируют нам, как они сильны, красивы, молоды, безсмертны и счастливы. И навязывают нам свой рецепт счастья. Им не откажешь в хитрости и изобретательности. Все придумано так, чтобы мы как бы сами, как бы добровольно восприняли рекламный образ жизни. Да, это всего-навсего рекламные щиты. Но почему они украли горизонт?
Адепты рекламы с пеной у рта утверждают, что она была всегда, без нее человечеству и чихнуть нельзя. Так ли это, можно поспорить. Но сейчас речь о другом. Есть реклама и реклама. В дореволюционной Самаре тоже была реклама. Она сообщала о производителе и товаре, — на этом ее важная, но вспомогательная роль ограничивалась.
Сейчас происходит нечто качественно новое. Современная реклама — некая виртуальная реальность, которая претендует на статус единственно настоящей. Более того, она пытается подменить собой реальность.
Именно к такому выводу пришел корреспондент «Благовеста», объехав город. Рекламных щитов очень много. Особенно много — на самых крупных магистралях: Московском шоссе, улице Ново-Садовой, проспекте Гагарина, Победе. Почему-то меньше — на проспекте Кирова. Просмотрев несколько сот глянцевых плакатов, я обнаружила ряд закономерностей. По меньшей мере треть (!) всей рекламы отдана сигаретам. Причем им отдаются лучшие места, перекрестки. На перекрестках в какую сторону ни глянешь — всюду сигареты! Много также рекламы пива, минералки, шоколадных батончиков, периодически попадаются зазывающие плакаты мебельных салонов, реклама других товаров появляется более ситуативно и эпизодически. Судя по рекламе, самый жизненно важный продукт — сигареты и пиво, заедаемое импортным шоколадом и запиваемое минералкой.
Небо на этих щитах выглядит более синим, а трава — более зеленой, чем в жизни, что, согласитесь, как-то ненормально. Раньше потенциальным покупателям сообщали о товаре и его свойствах. Современная реклама — об ином. Она — о синей птице удачи и мегатоннах счастья, которые обрушиваются на усталого горожанина в старом пальто. Рекламные щиты — это просто окна в идеально вычищенную страну счастья. Как бы случайно подсмотренные интимные моменты счастья, именно поэтому вызывающие доверие. Вот счастливая смеющаяся семья — она, он и ребенок в особый безоблачный момент жизни — и лаконичный слоган «Семейные радости». Приглядевшись, вы обнаружите на джемпере дочки логотип известного западного крема Нивеа. Зато подсознание его уловило сразу. Мажься кремом — будет семейное счастье! В жизни такие семьи, которые во главу угла ставят культ потребления, обречены на развал, но фотография обладает эффектом достоверности. Вы тут же забыли о увиденном, но почему-то идете в ближайший магазин и покупаете крем Нивеа
Одна из лучших и самых сильных реклам — надо отдать должное ее копирайтерам — страна Мальборо, или страна настоящих мужчин. Девственная нетронутая природа без надоевших людских толп. Чистота, свежесть, чистый благоуханный речной или горный воздух. Ослепительно синее небо, белоснежные шапки гор, река, текущая причудливо и свободно. Дивный вид, силуэт одинокого ковбоя и маленький логотипчик Мальборо в центре. Цинизм в том, что грязный дым сигарет, несущих не жизнь, а смерть, унизительная зависимость от сигарет не имеют ничего общего с чистотой и свободой. Происходит откровенная подмена понятий: зависимость, отрава и зловонный дым лукаво связываются со свободой и нетронутой природой.
Впрочем, те, кто служит бесу, всегда проговариваются, хотят они этого или нет — не там, так здесь. На одном из плакатов ковбой лихо забрасывает лассо, — Гулливеры думают, что они всех уже поймали — неожиданным и отработанным движением. Увы, многие, словно загипнотизированные, воспринимают как должное все, что бы им ни впаривали (любимое словечко копирайтеров).
Но есть часть населения — недоверчивые Православные, которые занимаются трезвением. Они-то и способны увидеть, что броские щиты рекламируют вовсе не товар, а что-то иное. Что реклама беззастенчиво лжет, обещая человеку быть свободным, любимым, здоровым. Невозможного в этом виртуальном Зазеркалье, в отличие от жизни, нет. А рецепт счастья прост, как мычание: потребляй. Как в сказках: съел что-то такое — и стал кем-то другим, с безграничными возможностями. Главное, ни усилий, ни проблем — мгновенное превращение из обычного человека в нового русского и т.п. Сплошные молодильные яблоки и «легкость, опережающая время». Делайте, как мы — призывают они, и у вас будет все. Жуйте, курите, пейте — вот, оказывается, тайна счастья! Закурила — тут же стала красавицей, пожевала Дирол — все зубы сразу белые. Примитивно, но зато красиво.
А слоганы — новый словарь Эллочки-людоедки применительно к нашему времени. «Это такое, такое»; «Натурально, мужики!»;«Цель одна — пей до дна!»; «Биофильтр — это главное»; «Наша мебель — ваше удовольствие»; «Два удовольствия в одном»; «Горячее желание жить стильно»; «Мебель больших людей»; «Ситуация под контролем». Так впаривается идея, что главная ценность жизни — потребление, удовольствие, плотское наслаждение, культивируется гордость.
Гулливеры ловят нас на нашей лени, на желании успеха, здоровья — быстро, без усилий. Они пробуждают в нас наши страсти, а страсти есть в каждом человеке. Красотки и красавцы с плакатов откровенно развратны и двусмысленны: «разве нет — это ответ?» Они действуют и тонко, и грубо. Зазывают, навязывают, совращают, шокируют, так что не замечать их не так просто. Они агрессивны. Черная клякса шоколадки Twix вылезает за пределы стенда прямо на тебя. Обнаженный до пояса мужчина обнимает одетую женщину, на другой стороне щита обнаженная женщина обнимает одетого мужчину (реклама кожи и дубленок!) Они выразительно и зазывно смотрят на нас. Это глаза ада. Розенбаум с золотой головой рекламирует «Яву» — «новое золото». Сигареты ассоциируются с золотом, золотым тельцом, успехом. Зрелая красотка с рекламы сигарет «Разве только кофе, а Winston?» обещает взглядом бездну изощренных сексуальных удовольствий всего лишь за сигарету. Сигареты связываются с сексом. Гулливеры повсюду, куда ни пойдешь, они преследуют свою жертву, прилипают к ней, не оставляя в покое.
Есть в городе и обычная реклама, просто указывающая на товар и фирму, но ее мало и она теряется в этом разгуле агрессивных образов, бьющих на подсознание. Встречается изредка и социальная реклама, жаль, что редко. Например: «Самара лучше всех!», «С Днем Победы». Современная реклама — это радиация, проникающая всюду. Радиация с мало известными, намеренно скрытыми от широкой публики свойствами и последствиями. Плакаты меняются — ровно с такой частотой (все просчитано), чтобы мы не перестали их замечать.
Рекламные щиты изменили само пространство города, оно стало хаотичным, ломаным. Чье-то лицо, пачка сигарет или жвачка величиной с дом или дерево наверняка вредят нашему восприятию, нашей психике, мы же не лиллипуты по рождению.
Но это пустяки по сравнению с тем, как реклама может влиять на душу. Хотя цель заставить купить всегда присутствует, главная атака идет на наши души, а не кошельки, — для кошельков сгодилась бы обычная информация о товаре. В паломнической поездке «Волга Православная» мы были во многих русских городах. В Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Санкт-Петербурге, Москве — одна и та же реклама на улицах, создающая новое виртуальное пространство города поверх реального пространства. Странное чувство, когда глядишь на эти окна счастья: как будто все время попадаешь в один и том же город.
Внедряется единый стиль, единый образ жизни, глобализм, новый мировой порядок. Нас хотят объединить в единое человечество, но каким образом? Например, через курение одних и тех же сигарет, то есть через языческий ритуал — воскурение невидимому божку, вполне в духе бесов. Речь о рекламе сигарет «LM». В ней очень яркие, раскованные люди с разных континентов и слоган «Мир без стен, границ и виз — стань его частью». Истинный дирижер этой всемирной рекламы и его цели, безусловно, в тени. Но что он есть, не вызывает сомнений. В мрачном языческом романе Виктора Пелевина «Generation «П» о современном рекламном бизнесе в России автор вместе со своим героем Вавиленом Татарским все время мучаются вопросом, кто же стоит за рекламой: «Но откуда мы узнаем, во что вовлекать других? С одной стороны, конечно, понятно, — интуиция. Но откуда берется сама эта тенденция? Кто ее придумывает? Мысли на эту тему были мрачны». Когда Татарский задает такие вопросы, ему каждый раз настоятельно советуют больше этого никогда не делать.
Что касается Самары, то здесь, и в сравнении с другими городами, наружной рекламы очень даже много.
Должны ли мы взирать равнодушно на это нашествие? Нас-то не спросили. Как влияет реклама на нравственное здоровье общества? И как ей противостоять, если она навязывает чуждые христианству ценности, как бороться с откровенно сатанинской, богохульной рекламой? Давайте разбираться и думать вместе. Разговор на эту тему в следующих выпусках продолжат специалисты…

Продолжение следует

Людмила Белкина
10.08.2001
Дата: 10 августа 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru