Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

И корабль плывет

Счастье, когда встретится на пути настоящий пастырь. И не так уж важно, как он войдет в твою жизнь: придет ли пешком, въедет на автомобиле или приплывет на корабле. Тут все сгодится. Важно, чтобы встреча все-таки состоялась.


Протоиерей Николай Агафонов — руководитель Миссионерского отдела Волгоградской епархии, настоятель местного храма св. великомученицы Параскевы. Но все же он больше известен как первый ректор возрожденной несколько лет назад Саратовской Духовной семинарии. Я познакомился с отцом Николаем 1 сентября в с. Нероновке, на годовщине со дня смерти известного самарского пастыря — митрофорного протоиерея Иоанна Державина. К большому сященническому роду Державиных (у отца Иоанна было 11 детей) протоиерей Николай Агафонов имеет прямое отношение — он женат на старшей дочери отца Иоанна. Вот почему мой первый вопрос к отцу Николаю был о том, какое влияние на него оказал тесть — человек, известный своей строгой приверженностью духу и букве Православной традиции.
—...Много лет назад в семье другого известного самарского священника — протоиерея Иоанна Букоткина — мне посоветовали молиться, чтобы Господь дал мне хорошую жену. Я стал молиться Преподобному Сергию Радонежскому. И вот вскоре я познакомился с дочерью отца Иоанна Державина — Иоанной. Через какое-то время я пошел к ее отцу просить благословение на брак. Отец Иоанн побеседовал со мной и потом сказал, что дает свое родительское благословение. Я удивился: "Ведь надо же еще согласие невесты спросить..." — "Раз я даю благословение, больше ничьего согласия спрашивать не нужно!" — ответил батюшка. Мы, молодые люди, тогда не понимали и не одобряли "домостроя" отца Иоанна. Мы считали, что в наше время так жить нельзя. Но жизнь показала, что прав-то был он, а не мы. И в доказательство этому скажу, что все его дети сейчас служат Святой Церкви — кто священником, кто матушкой. Каждый на своем месте.
На всех нас повлиял отец Иоанн. Он был великим ПРАВОСЛАВНЫМ МИСТИКОМ. Он не был рационалистом в вере. Он ВИДЕЛ духовный мир. ВИДЕЛ силы зла, прозревал духовный смысл происходящих событий. Он постоянно открывал для меня в православии то, о чем не прочтешь в учебниках. Рассказывал о блаженных, которые его всегда окружали... И при всем этом отец Иоанн был достаточно демократичен. На каждое Рождество в Нероновке мы ставили спектакли-мистерии. Это он одобрял. Говорил, что святитель Димитрий Ростовский был сторонником мистерий. Мы выпускали домашнюю газету. Здесь, в Нероновке, устраивали праздничные шествия с Андреевским флагом под барабанный бой, через всю деревню, в лес... Отец Иоанн был очень живой человек. В то время я служил дьяконом в Тольятти. Часто бывал в Нероновке. Даже пешком сюда приходил. Это было для меня самое сказочное место. Отец Иоанн сильно повлиял на меня.
— Отец Николай, расскажите, как вы встали на путь пастырского служения.
— Я родился в 1955 году в Пермской области, в семье инженера. Церковных традиций в семье не было, но бабушка была верующая. Я с детства искал смысл жизни, и эти поиски привели меня к религии, к Православию. В армии я окончательно определил свое отношение к вере. После службы в армии поступил в Духовную семинарию.
— Как вы стали ректором Саратовской семинарии? Многое ли успели сделать за годы ректорства?
— В 1988 году я решил снова сесть за парту. В то время ситуация в духовной жизни стала меняться. Стало ясно, что скоро будут открываться храмы. А кто же будет готовить кадры для новых храмов? Вот я и решил получить образование, чтобы потом делиться знаниями с будущими пастырями. Саратовский владыка Пимен понял меня и направил на учебу в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Мне было тогда 33 года. У нас в семье было уже четверо детей... Ректором Саратовской семинарии (сначала — духовного училища) я был четыре года. Сейчас многие мои студенты учатся в академиях. Думаю, нам удалось создать в семинарии дух творчества. Мы старались привить учащимся любовь к Богословским знаниям. В те годы я дневал и ночевал в семинарии. Однажды дочь спросила маму: "Скажи, у нас папа есть?" Ведь я уходил в семинарию, когда она еще спала, а приходил, когда уже спала.
Я хотел создать такую духовную школу, которая бы вобрала в себя все лучшее из программ Московской и Санкт-Петербургской Духовных семинарий. Я увеличил количество часов на изучение древних языков. Были введены предметы "логика", "философия". Мы хотели выпускать высокообразованных пастырей.
Новый архиерей, снимая меня с должности ректора, высказал неприятие моих планов.
— Ваша "отставка" породила много слухов. Говорили, что вы сняты чуть ли не за "неообновленчество", за то, что приглашали в семинарию преподавать инославных. Так ли это?
— Конечно, не так. Никогда ни один инославный в годы моего ректорства не преподавал в семинарии.
Находясь за границей, в Германии, я дал интервью католическому изданию. Меня спросили, как я отношусь к Римской Церкви, к Папе Римскому? Я дипломатично ответил, что в древности, до разделения Церквей, Папы Римские были активными защитниками Православия. К ним даже обращались восточные епископы для разрешения богословских споров. Я сказал, что мы, православные, и сейчас с уважением относимся к апостольскому римскому престолу, конечно, отвергая все заблуждения католичества. Еще я сказал, что не испугаюсь, если к нам в семинарию придет католический священник и расскажет о современном католицизме. Что я имел в виду? Мы знаем католичество по учебникам, причем, католичество XVIII и XIX веков. О современной Римской Католической Церкви мы знаем мало. А ведь сейчас католики занимаются прозелитизмом в России и особенно на Украине. И чтобы противостоять этому, будущим православным пастырям надо знать современный католицизм. Меня же обвинили в "филокатоличестве".
— Высказанная вами точка зрения действительно воспринимается неоднозначно в православной среде. Редакция "Благовеста" тоже не одобряет идею сближения с Ватиканом. И все же в отрицании католичества, на наш взгляд, тоже надо знать меру... Радиостанция "Радонеж" поставила вам в вину еще и то, что вы назвали Католическую Церковь "церковью-сестрой". Что вы имели в виду?
— Да, я действительно сказал, что наши Церкви — сестры. Но ведь есть разные "сестры". Бывает, сестры даже не разговаривают друг с другом, вместе за стол не садятся. У одной из них могут быть заблуждения... Но это вовсе не значит, что они перестали быть сестрами, утратили свое родство. Ведь так?
— Резкая критика ваших высказываний на радиостанции "Радонеж" сыграла какую-то роль в вашей "отставке"?
— Если и сыграла, то незначительную. Владыка Александр напомнил мне, что был скандал по поводу моего интервью. Но причины увольнения были совершенно другие. Вообще, на мой взгляд, журналисты радиостанции "Радонеж" слишком огульно, "по-комсомольски" обвиняли меня. Особенно было обидно, что ведь ругают-то пристрастно, искажая до неузнаваемости мою позицию. Но я не оправдывался, вступать в полемику не стал.
— Вы — председатель Миссионерского отдела Волгоградской епархии. Что уже сделано на новом месте служения?
— 22 мая 1998 г. владыка Герман освятил единственный в России корабль-храм в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского, известного миссионера, просветившего Аляску. А 4 июня прошлого года корабль отправился в первое миссионерское плавание по Волго-Донскому каналу и по реке Дон. Храм построен на барже, ее буксирует корабль "Св. князь Владимир". Создавая миссионерский корабль, мы ставили перед собой цель достичь по воде тех селений, где за годы советской власти были разрушены храмы. Ведь у казаков веру искореняли с особым ожесточением. Враги знали, что православие — основа казачества...
— Как родилась идея создать миссионерский корабль-храм?
— До революции на Волге был корабль-церковь "Свт. Николай". Он был создан для рыбаков, которые на несколько месяцев уходили в Каспий. Тогда во всех селах были храмы, и потому перед кораблем миссионерские задачи не стояли. Когда владыка Герман назначил меня председателем Миссионерского отдела епархии, я задумался: как нести людям слово Божие? Да, можно прийти в село, арендовать клуб, как это делают сектанты. Но сознание русского человека не приемлет молитвы в тех местах, где люди развлекаются, а то и грешат — сквернословят, пьют... В клуб люди не пойдут молиться. Конечно, нужно создавать в селах храмы или хотя бы молитвенные дома. Но это пока сделать в каждом селе трудно. И вот пришла такая мысль — создать храм на воде.
Я давно знаком с православным священником из Голландии, отцом Феодором Вандервордом. Он пришел в православие из католичества, почувствовав, что латинство не удовлетворяет его. Сейчас он работает в католической благотворительной организации "Кирхеннот". В России эта организация действует по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Она помогает в основном православным приходам. Видимо, для того, чтобы православные не подозревали эту организацию в католическом прозелитизме, российское отделение "Кирхеннот" возглавляет православный священник Феодор Вандерворд. В 1997 г. он приехал в Волгоград. Во время нашей встречи он рассказал, что в Новосибирске епархия арендовала пароход для миссионерского плавания. Но это лишь временная миссия. А что если создать настоящий православный храм на корабле? И пустить его в миссионерское плавание?
Я сразу загорелся этой идеей. Благотворительная организация оказала нам финансовую помощь, и уже в 1998 г. плавучая церковь была построена.
— Каких результатов смогли достичь с помощью миссионерского корабля-храма?
— С помощью корабля-храма мы охватываем 340 сел. А ведь 340 храмов ни за год, ни даже за десять лет не построишь! За два года работы люди уже привыкли к нашей плавучей церкви. А в первое время не верили своим глазам, плакали от радости... Сотни людей получили возможность исповедаться, причаститься. Многих мы крестим прямо в Дону.
— По Волге не хотите плавать?
— Хотим. Но тогда нужно строить еще корабль-церковь.
Слишком много работы у нас на Дону. Да и горючее дорогое. Нужно 7 тысяч рублей, чтобы заправить горючим корабль. А доходов у нашей плавучей церкви немного. Людей крестим безплатно. Продукты-то нам приносят, а денег у людей в станицах нет. Все наши доходы идут на то, чтобы капитан корабля получил зарплату. Так что с Волгой пока подождем.
— Сколько человек трудятся на миссионерском судне?
— В храме — священник, псаломщик. На корабле — капитан и несколько матросов.
— Во время миссионерских рейдов у вас случались какие-то необычные, интересные события?
— Такие случаи почти каждый день происходят. Мы их записываем в "Журнал миссионерского плавания".
...В одной станице бабушка очень хотела причаститься. Храмов в округе не было, так что ждала она наш пароход. Наконец, дождалась. Но перед самым причастием, уже на корабле... умерла. Миссионер-священник Геннадий Ханыкин искренне пожалел старушку, помолился, окропил бездыханное тело святой водой (как раз только что прошел праздник Святителя Николая Чудотворца). И старушка ожила! Причастилась. А ведь была уже клиническая смерть. Бабушка эта жива до сих пор.
...В прошлом году в наших краях была сильная засуха. Приплыл пароход в станицу Голубинская. Два фермера поднялись на борт и попросили помолиться о дожде. Священник Сергий, бывший тогда на корабле, спросил их, почему они сами не молятся? Они искренне ответили: "Мы не умеем". Фермеры заказали молебен. Из-за засухи река обмелела и корабль накренился. Существовала угроза, что он и вовсе повалится на бок. Молились священник и псаломщик истово. После молебна пошел сильный ливень. Урожай у фермеров был спасен. Вода в реке поднялась, и устойчивости корабля ничто больше не угрожало. А однажды на корабль было нападение. К нам ворвались омоновцы с автоматами. Это случилось в г. Серафимовиче после службы, как раз в наш престольный праздник — в день святителя Иннокентия. Батюшку арестовали. Искали на корабле оружие, но, конечно же, не нашли. Арестовали и капитана. Зачем-то сняли с арестованных шнурки. С корабля исчезли бутылки с красным вином (необходимым для богослужения). Потом всех выпустили, так ничего и не объяснив. Мы восприняли это как искушение. И поплыли дальше.
Мы нередко слышим угрозы от хулиганов, от пьяных. Многим не по душе наше миссионерское дело. Но мы ограждаемся от напастей тем, что каждый вечер обходим храм на корабле крестным ходом. Сейчас в этом ходе участвует и капитан корабля. Это стало уже традицией.
— А были случаи, когда на берегу вас плохо встретили?
— Два раза было. В какой-то станице сказали, что им не надо никакой церкви. В другом селе, где много старообрядцев, никто не пришел на богослужение на корабль. Батюшка служил в пустом храме. Но обычно люди радуются нашему появлению. Спешат на службу, участвуют в церковных таинствах.
— Как долго корабль-церковь совершает плавание?
— Пока лед не станет. Раньше мы пробовали составлять графики плаваний. Планировали, когда в какую станицу пристанем. Но ничего не вышло. От графиков пришлось отказаться. Скажем, в селе, где по графику нужно пробыть три дня, люди просят пробыть неделю. Что делать? Остаемся на неделю. Пусть уж все будет так, как Господь нам велит... Плывем, останавливаемся, снова плывем... По-апостольски. Сколько нужно пробыть в селе для утверждения в вере жителей, столько и стоим. Потом плывем дальше.
— Какая сейчас духовная ситуация в Волгограде?
— Благодаря трудам архиепископа Германа, духовная ситуация в городе нормальная. Владыка Герман — замечательный архиерей! Его активность неимоверна. Он приехал в Волгоград несколько лет назад, в только что созданную епархию, почти на пустое место. Сейчас у нас открыто много приходов, действуют пять монастырей. Есть православный университет Преподобного Сергия Радонежского, духовное училище, выходит газета "Православное слово". Владыка Герман очень оживил православную жизнь. У меня на приходе в праздники в храме молодежи больше, чем пожилых людей. Есть, конечно, и у нас, как и везде, сектанты. Но я прихожу к мысли, что вся их настойчивая экспансия в России в целом потерпела неудачу. Да, немало русских людей ими уведено из ограды Православной Церкви. И это большая наша боль. Но все же сектанты не смогли охватить того количества людей, на которое рассчитывали. И сами они зачастую в этом признаются.
Вот иногда говорят, что Православная Церковь, священники бездействуют. Но это не так! Строятся храмы, совершаются богослужения, возрождается церковная жизнь. И корабль плывет...
...А еще в жизни протоиерея Николая Агафонова был и такой случай. Однажды постовой "гаишник" остановил его автомобиль за превышение скорости. Но увидел, что за рулем священник и... не стал штрафовать. Ладно, говорит, езжайте. Богу за меня помолитесь. Назвал свое имя. А отец Николай в благодарность подарил милиционеру маленькую иконочку. На прощанье сказал:
— Бог вам воздаст за ваше доброе сердце...
Прошли годы. Встреча эта, конечно, изгладилась из памяти. Мало ли с кем сводит священника судьба?! И вот однажды отца Николая пригласили освятить большой "новорусский" коттедж за городом, в поселке. Поехал, освятил. А хозяин дома вдруг говорит:
— Мы ведь с вами встречались. У вас какого цвета машина была?
И вынес ту маленькую иконку!
После той встречи на шоссе жизнь милиционера круто изменилась. Из милиции вскоре ушел в бизнес. Дела пошли в гору. Построил большой дом, разбогател... И вот хочет деньги на храм пожертвовать.
— Я ему посоветовал в своем селе храм построить, — вспоминает отец Николай. — И храм он действительно вскоре построил. Счастье, когда встретится на пути настоящий пастырь. И не так уж важно, как он войдет в твою жизнь: придет ли пешком, въедет на автомобиле или приплывет на корабле. Тут все сгодится. Важно, чтобы встреча все-таки состоялась. И Корабль-Церковь принял на борт еще одного пассажира. Там все поместимся. Важно — успеть.

Антон Жоголев
23.09.1999
Дата: 23 сентября 1999
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru