Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

Схиархимандрит Макарий (Болотов)

Великий праведник преподобный Кукша Одесский, в первый раз увидев его, сказал: "А мы с тобой похожи".


Скоро минет год со дня блаженной кончины старца схиархимандрита Макария (в миру Виталий Николаевич Болотов), человека удивительных духовных дарований и мучительной, но прекрасной судьбы.
Виталий Болотов родился на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1932 г. Он принадлежал к тому же роду Болотовых, что и Епископ Иоасаф, прославленный в лике святых Американской Митрополией, и схимонахиня София, постриженница старца Амвросия Оптинского, основательница Шамординской обители, и иконописец иеромонах Даниил. Его отец погиб на советско-финской войне, дед был расстрелян, многие из родных репрессированы, мать тяжело болела, годами не выходила из больниц. Ближайшая духовная сестра матушки Марии схиигуменья Серафима (в мантии Ксения), возможно, была крестной матерью схиархимандрита Макария. Есть предания о том, как на глазах маленького Виталика Болотова матушка Серафима молилась у гроба некоего мальчика, погибшего от удара электрического тока, и мальчик был воскрешен по ее молитве... Отец Макарий рассказывал об этом одному из своих духовных чад. Сейчас на кладбище в селе Прыски их могилы рядом
Во время болезни матери Виталик оставался в семье за старшего. Потом он рассказывал, как часто молился, чтобы Матерь Божия послала хлебушка, и на пороге дома появлялся непонятно кем принесенный хлеб. Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры.
— Мне директор школы показывает портрет мужика, — вспоминал схиархимандрит Макарий, — и говорит: поклонись ему, он твой отец. Я отвечаю: нет, отец мой погиб. "Тогда он тебе дед" — "Деда моего комиссары ваши в расход пустили" — "Тогда он тебе брат..." Когда всех родственников перебрал, тогда пальцем показывает: он твой друг. А друзья у меня, говорю Николай Угодник да Михаил Архангел. И перекрестился. Меня директор из школы выгнал и спросил: а как же ты теперь, мальчик, жить-то будешь?..
Виталик Болотов тогда сказал директору: да у тебя, может, сын помрет, я за него псалтирик почитаю, а ты мне денежку дашь. Через некоторое время двадцатилетний сын директора школы действительно погиб, и его жена просто заставила сходить за Виталиком, хоть директор очень этого не хотел... "Отцом и братом" был товарищ Ленин...
В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был облачен в рясофор, тоже тайно. К тому же времени относится и его встреча с Преподобным Кукшей. Отец Кукша, в первый раз его увидев, сказал: "А мы с тобой похожи". Виталик тогда не понял, чем он может быть похож на схиигумена Кукшу, которому было уже за восемьдесят. Уже потом, когда отец Макарий принял схиму, стала очевидна схожесть их служения в великом ангельском образе.
С 1955 по 1959 год отец Макарий учился в Ставропольской Духовной семинарии, на одном курсе с "другом Левушкой", будущим архимандритом Матфеем (Мормыль), регентом братского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Затем очень недолго в сане иеродиакона исполнял послушание регента хора в Почаевской Лавре, также очень короткое время был в Глинской пустыни. После разгрома Глинской по благословению некоего юродивого, подвизавшегося вместе с глинскими отцами, поехал в Воронежскую епархию, к великому подвижнику игумену Серафиму (Мякинину), который и умирал на руках отца Макария, облекшего игумена Серафима в великую схиму с именем Митрофан. Отец Митрофан передал ему перед смертью многих из своих духовных чад. Духовной наставницей отца Макария стала схимонахиня Серафима (Белоусова), духовная дочь старцев Нектария и Анатолия Оптинских, великая старица и подвижница. Когда мать Серафима однажды приехала к отцу Макарию в его воронежский домик на правом берегу реки Воронеж, она спросила у него благословения идти на вечернюю службу в Казанский храм, который был на левом берегу:
— Благослови, батек, по прямой.
— Ну иди, матушка, по прямой.
И отец Макарий рассказывал, как схимонахиня Серафима на его глазах шла по реке Воронеж и, как говорил батюшка, "даже тапочки не намокли..." Ее келейница, ринувшаяся было за ней, чуть не утонула в ледяной воде.
Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни. Кроме схимонахини Серафимы, это схимонах Иоасаф (Моисеев), который скончался в 1976 году и был духовным чадом старца Нектария Оптинского, и протоиерей Николай Александрович Овчинников, впоследствии иеросхимонах Нектарий, и другие старцы. Восприемником схиархимандрита Макария (в мантии Власий) по монашескому постригу был схиархимандрит Прохор, который является келейником старца Ионы Киевского (впоследствии схиархимандрит Петр), основателя монастыря в Киеве, прославленного в Лике святых Украинской Православной Церковью. Старец Иона был келейником Преподобного Серафима, Саровского Чудотворца.
В начале 1963 года отец Власий был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме г. Задонска Воронежско-Липецкой епархии. К тому времени он в полной мере испытал на собственном духовном опыте влияние Почаевской Лавры, Оптиной и Глинской пустынь и прошел сквозь пытки в украинском КГБ, после хрущевского разгрома Почаева. У отца Власия выломана правая рука (до конца земной жизни он писал левой), сотрясение головного мозга, во время допросов чекисты — "шестидесятники" втаптывали каблуками отцу Власию в ребра монашеский крест. Гвоздями пробивали ему ноги, как потом рассказывал старец своим близким духовным чадам, "больнее было, когда вынимали гвозди из ног..."
— Если бы они добили меня тогда, я был бы мучеником, — говорил схиархимандрит Макарий незадолго до смерти, — а вот теперь не знаю, как Господь будет меня судить.
Когда он принял великую схиму, нам неизвестно. Как неизвестно очень многое в его биографии. Например, как объяснить тот факт, что на выпускной фотографии воспитанников Ставропольской семинарии он еще Виталий Болотов, хотя давно уже принял иноческий постриг. Тайный постриг? В великой схиме он прожил около сорока лет, немалую часть из них — опять же тайно. Неизвестно, был ли совершен его постриг в великую схиму на территории Глинской пустыни, или глинские старцы постригли его уже после разгрома обители, вне ее стен. Первые из имеющихся у нас фотографий отца Макария в великой схиме относятся к середине 60-х годов.
В селе Бурдино Тербунского района Липецкой области, при приходском храме у отца Власия (его схима тогда еще не была открыта) возникла община с монастырским укладом, которая не была официально зарегистрирована как монастырь. Подобная практика была нередкой в условиях хрущевских гонений на Церковь. Недалеко от Бурдино, в селе Касторном Курской области, жила блаженная раба Божия Марфа. Незадолго до перевода отца Макария (Власия) из Задонска она стала повторять: "Ох, как бурдинским хорошо, к ним Тихон Задонский едет". Приезжавшие к ней "бурдинские", конечно, не понимали о чем идет речь... Трижды в Бурдино к отцу Макарию приезжал знаменский Глинский старец Митрополит Зиновий (Мажуга), постриженный в схиму с именем Серафим (Тетрицкаройский), их связывало духовное родство, Владыка помогал отцу Макарию в духовном обустройстве тайного монастыря. Наверняка совершались здесь тайные постриги. Владыка Воронежский и Липецкий Платон незадолго до своей смерти побывал в селе Бурдино. Вот что он сказал отцу Макарию: "Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины". Четыре года спустя, уже при другом архиерее, община была разогнана, а архимандрит Власий запрещен в священослужении. Он уехал в Тбилиси, к Схимитрополиту Серафиму, и через какое-то время был разрешен в служении. Святейший Патриарх Пимен даже предложил отцу Власию архиерейство, не зная, видимо, о его тайной схиме. От епископства архимандрит Макарий отказался. Вместе с Владыкой Зиновием они гостили у архимандрита Кирилла (Павлова), и отец Кирилл всегда с большим теплом отзывался об отце Макарии. В 80-х годах, уже после смерти Владыки Зиновия, отец Макарий служил в Виннице, нес послушания духовника Винницкой епархии. В1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни и был приглашен туда духовно окормлять братию. Но духовником Оптиной старец оставался недолго. То ли кто-то возымел ревность по поводу "чрезмерного" почитания батюшки его духовными чадами, которые, де, к нему "липнут", то ли кому-то показались слишком жесткими его обличения. О ревновавших не по разуму отец Макарий как-то высказался:
— Да вот пчелам ульи поставили, клумбы цвятов насадили, а они как лятали на отхожее место, так и лятают, там и бярут, чаго их душе потребно...
Духовным чадом схиархимандрита Макария был Оптинский мученик иеромонах Василий (Росляков), убитый сатанистом на пасху 1993 года.
Незадолго до своего появления в Оптиной батюшка с помощью духовных чад купил домик в селе Нижние Прыски, в нескольких километрах от пустыни: в этом домике раньше бывали многие оптинские старцы, преподобный Амвросий когда-то освящал тот колодец, из которого черпал воду отец Макарий. Двенадцать последних лет жизни прожил в этом домике оптинский изгнанник.
В околоцерковном "фольклоре" сложились легенды о полетах отца Макария в гробу. На недоуменные вопросы духовных чад схиархимандрит Макарий отвечал так:
— Да вот, раньше Москва-Киев лятал, а счас там транспорту на трассе много стало, разворачиваться трудно, Москва-Минск лятаю...
Когда старец поселился в своем домике, к нему "в гости" пришел один из офицеров госбезопасности и совершенно серьезно стал задавать вопросы о его полетах в гробу, на что батюшка ответил дословно то же, что потом духовным чадам отвечал. Офицер КГБ извинился и вышел. А в Оптиной пустыни схиархимандрита Макария даже запрещалась поминать, так же, как затем в Санаксаре, а потом в Задонске. Многие из его духовных чад от него отказались и своим духовным чадам даже запрещали подходить к нему под благословение. Ходили очень устойчивые сплетни, якобы отец Макарий был клириком Зарубежной Церкви, в которую он-де "перелетел". Дело в том, что старец Макарий очень почитал Святителя Иоанна (Максимовича) Сан-Францисского, канонизированного Русской Зарубежной Церковью. Отец Макарий, единственный из клириков Московской Патриархии, присутствовал на прославлении мощей святителя Иоанна в Сан-Франциско (США). В алтаре храма ему явился сам Святитель Иоанн, когда отец Макарий задремал в кресле. Сияющий Святитель благословил старца... Потрясенный этим явлением, отец Макарий увидел перед собой престарелого алтарного служителя, лично знавшего Владыку Иоанна: "Батюшка, если бы вы знали, в каком кресле вы отдыхаете, — сказал тот, — это любимое кресло Владыки..."
Однако клириком Русской Православной Церкви Заграницей старец не стал, и на вопрос, как относится к этой Церкви, он однажды ответил буквально следующее:
— Сейчас там ничего нет.
В последние годы его жизни началось присвоение людям пожизненных идентификационных номеров — старец не благословлял принимать ИНН. Он считал, что тому, кто примет "веянья глобализации", личный номер и то, что за ним последует, потом трудно будет отказаться и от самой печати антихриста. Он предостерегал, предупреждал о том, что "дело это сатанинское".
Непростое отношение священноначалия Русской Православной Церкви к "заштатному" схимнику было вызвано как открытостью характера схиархимандрита Макария, нередко жесткостью, порой резкостью его обличений, так и тем, что очень многие из обличаемых им высокопоставленных духовных лиц являлись его духовными чадами. Батюшка был прост в общении.
Из Нижних Прысков, где старец прожил свои последние двенадцать лет, и куда к нему приезжали посетители со всего света, схиархимандрит Макарий не раз выезжал в Тамбов, в Воронеж, в Санаксар, с помощью своих духовных чад бывал за рубежом: на Афоне, в Иерусалиме. Рассказывали о том, как старец-схимник одного из греческих афонских монастырей, не знавший отца Макария по имени, бежал к нему навстречу из алтаря через весь храм, повторяя: "Патер Макариос, патер Макариос...", — и прозревая что-то, только им двоим известное.
Схиархимандрита Макария связывали добрые отношения с Санаксарским монастырем до тех пор, пока наместник этого известного монастыря архимандрит Варнава по какой-то причине не порвал с ним отношения, о чем очень скорбели Санаксарские духовники. Было о чем скорбеть.
— Давление мне проверь, — благословлял отец Макарий одну из своих духовных чад, регулярно мерившую старцу давление, — давление у меня сегодня пошаливает. Видно, не молился, плохо молился. Когда помолюсь, мне лучше. Я в келье молюсь, а в церковь в воскресные дни хожу. А бывает плохо, прям не дойду никак. Ну, довели, слава Богу... В церкви перекрестился через порог, и никакой мне больше помощи не нужно. Сам иду. Доктор там — шприцов, чтоб укол мне колоть, а я говорю: доктор, не нужно, я во врачебницу духовную пришел, здесь я получаю подкрепление. И отслужу, и так мне хорошо на душе, так хорошо. Да, силы появляются, силы появляются сами, телесные, чувствуешь. И радость такую, что ты Небом не оставлен. С Господом так распрямишься, такая бодрость чувствуется, радость такая. С Господом, вы понимаете? С Господом! Господа всегда надо нам искать. Не чтобы Господь нас искал, а чтобы мы его искали. Вот если ищем Господа, мы найдем Его. Я за все Господа благодарю, за все, что вижу: лес, природу, солнце, небо, звездочки, — это все создано Рукой Господа...
В последние годы жизни схиархимандрит Макарий тяжело болел, перенес инфаркт, когда его выгоняли из Оптиной, у него был рак желудка, чудесным образом Господь его тогда исцелил. Умер он после нескольких инсультов в московской больнице, в полном и ясном сознании. Врач показывал отцу Антонию, келейнику батюшки, снимки его головного мозга и говорил, что жизнь с таким состоянием мозга невозможна, а жизнь в здравом рассудке тем более. Отец Макарий до последнего вздоха не забыл своих духовных чад, обо всех молился. Когда уже не мог принимать многих духовных чад, сам отвечал на телефонные звонки. После очередного инсульта, в течение десятиминутного телефонного разговора старец дважды ронял трубку, не имея сил держать ее в руках, но разговор не оставил, потому что знал: его руководство, его утешение чадам духовным необходимо.
— Слава Богу, что умираю, — говорил он за несколько дней до смерти и усердно молился. — Прости меня, Господи, прости меня, Матерь Божия.
У всех старец просил прощения, говорил, что сам всех простил.
Келейник старца иеромонах Антоний рассказывал, что несколько раз перед смертью он видел отца Макария в состоянии некоего духовного озарения, когда необыкновенной радостью светились его глаза, когда нечто совершенно неземное выразилось в его лике. Он встретил смерть (остановилось сердце) в реанимационной палате с невероятной радостью во взгляде, лицо озарилось доверчивой детской улыбкой и совершенно непонятным людям мира сего счастьем. Вошедшие в палату близкие обрадовались его просветленности, решив, что наконец-то старцу стало лучше... Но в этот момент он был уже в мире ином. Его так и похоронили с лицом, отмеченным сияющей Премудростью улыбкой. (Он разрешил перед похоронами иногда снимать покров с его лица, хотя монахов, тем более схимников, отпевают с закрытым лицом, он знал, что многие, очень многие приедут проститься с ним уже после смерти.)
Люди, которым не раз приходилось касаться безжизненной человеческой плоти, рассказывали потом, что в момент прикосновения к руке покойного отца Макария они как будто целовали мягкую, живую, благословляющую руку старца. Его похоронили на четвертый день, но никто не заметил ни окоченения, ни запаха — ничего, что свидетельствовало бы о его смерти. Его лицо в гробу казалось прекрасным и неземным. Люди смотрели на него, не отрывая глаз. Плакали, но ощущали при этом духовное торжество. Звучали пасхальные песнопения, было двадцать девятое мая (по новому стилю) 2001 года. Двадцать шестого мая схиархимандрит Макарий ушел в вечность. Не плакал на похоронах, наверное, только келейник батюшки иеромонах Антоний, который знал, что расстается с аввой ненадолго. Как до деталей предсказал его смерть старец, так все и сбылось. Отец Антоний вскоре лег в землю, "в ножках" отца Макария, о чем был вновь за несколько дней старцем уведомлен, уже из иного мира. В келье погибшего в автокатастрофе иеромонаха Антония нашли разложенный на столе погребальный саван, он уже знал о том, что его ждет.
Особенно преданно любили схиархимандрита Макария молодые монахи, священники, послушники и миряне. Наверное, оттого, что сам авва был до последних дней жизни молод душой и бодр духом и высоко ценил духовные порывы молодых, устремленных ко Христу и не запятнанных сделками с духом века сего сердец.
— Я спрашиваю у священнослужителей, особенно городских приходов, — делился своей радостью старец, — они говорят: батюшка, очень много у нас появилось молодежи, очень много... А с ней надо заниматься, я скажу вам, с молодежью. Они обратились ко Господу, вера у них есть, они в Храм Божий идут не ради того, чтобы посмотреть, нет, они пошли в Храм Божий молиться. Не только давать святоотеческие книги читать, — нет. А нужно их утешать. Они сейчас оставлены, понимаете, всеми. А их надо ободрять.
Вот птичка крылышко сломала, ты маслицем помажь, перевяжи, она денька два-три у тебя побудет, глядишь — и птичка полетела. Так Господь одно благое намерение приемлет в добродетель, говорит Иоанн Златоуст. Благое намерение у человека есть о покаянии, о исправлении — Господь уже примет. Господь у нас любвеобильный. Он уже снизошел с Неба на землю, чтобы спасти падшего человека. Как же Он может оставить человека, когда человек призывает его: Господи, помилуй! Как же он его не простит. На каждый вздох: "Господи, помилуй!" — Господь отвечает: "Чадо, я тебе прощаю, милую, щажу". Как же мы должны благодарить Господа за то, что мы являемся Православными Христианами! Как должны благодарить своего отца равноапостольного князя Владимира, княгиню Ольгу, за то, что они поселили Святую веру на нашей Руси. Она же после этого стала Святая Русь!..
Он ушел из мира, убивавшего его плоть, но безсильного убить душу, преданную Христу. Говорят, он упросил его покинуть этот мир немного раньше срока. Может быть, устал... Однажды под Оптиной один из духовных чад отца Макария молился на Литургии в приходском храме. Священник небрежно сокращал Богослужение, и духовный сын старца стал про себя священника осуждать. Когда приехал к батюшке в Прыски, тот пристально посмотрел на него:
— А ты, Арсений, когда видишь человека согрешающего, не осуждать его должен, а за него молиться.
О скольких же из нас молился старец, если ни время, ни расстояния не скрывали от его духовного взора горькую правду о наших сердцах.
Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего схиархимандрита Макария и молитвами его прости нас, грешных, и спаси Россию!

На фото: (внизу) Схиархимандрит Макарий в последние годы жизни (рядом со своим гробом).

Евгений Муравлев, г. Курск
19.04.2002
Дата: 19 апреля 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru