Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

По улицам Нью-Дели

Записки матушки Юлии Кулаковой.

Записки матушки Юлии Кулаковой.

Об авторе. Матушка Юлия Кулакова - супруга священника Димитрия Кулакова, несколько лет служившего настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Самарской епархии. Ныне отец Димитрий клирик храма в честь Апостола Фомы в Нью-Дели, Индия, окормляет чад Русской Православной Церкви в других городах Индии, а также в Непале и Бангладеш.

Коннот-Плейс, целый район Нью-Дели в форме круга, сайты для путешественников спешат назвать туристическим. Однако в столице почти что нет мест, которые можно было бы считать созданными только для туристов: с утра до вечера по всем без исключения улицам и улочкам - запутанным в причудливый орнамент, способный в прямом и переносном смысле завести в тупик даже местного бывалого таксиста или моторикшу, - течет людская толпа. Пестрая, яркая.


Икона Божией Матери «Достойно есть» в лавке на одной из улиц Нью-Дели, Индия.

Большинство женщин одеты в «традиционное», причем сари встречаются не так уж часто: как и во многих южных странах, обязательной частью женского гардероба являются шаровары, штаны, а сейчас - и магазинные синтетические леггинсы. Неписаный закон заставляет надевать эти самые штаны даже с европейским «принцессиным» платьем, в котором девочка едет с семьей отмечать день рождения в какой-нибудь молл: новостные группы Индии не устают возмущаться предрассудками, согласно которым юбка даже на маленькой девочке считается «неприличной». Разумеется, так считают далеко не все, но ведь от встречи с людьми с предрассудками никто не застрахован… Одеждой молодых образованных работающих девушек давно стали блуза и джинсы. Нарушают «правило штанов» здесь разве что прогрессивные молодые журналистки на главных улицах столицы да представительницы богатых семей, посещающие дорогие магазины: и тех и других сопровождают коллеги или родственники-мужчины. «Наша компания уважает женщин», - гласят надписи на мототакси. «Здесь вас обучат самообороне», - зазывает женщин реклама: проблема насилия и вообще унижающего отношения к женщинам, увы, стоит в обществе очень остро, и остается только радоваться, что общество не замалчивает ее, а обсуждает и пытается решить.

Мужской пол здесь предпочитает одеваться по-западному, однако более бедные сословия спокойно ходят «без штанов», в длинных набедренных повязках, похожих на юбки, в холодное время года - зимой в Дели температура доходит до нуля - оборачивают голову и плечи пуховыми платками, ни дать ни взять русские бабушки на базаре. Многих бородатых «бабушек» можно увидеть лишь валяющимися под деревом: за них работают их жены. Они носят на голове огромные емкости с землей, копают, возят тяжести, а между делом обязаны еще и организовать обед для «кормильца». То же и в торгующем сословии: женщина, раскладывающая на чем-то вроде нашей «раскладушки» товар, и мужчина, лежащий на краю этой самой «раскладушки», - нормальная сцена для утренней затянутой смогом улицы.

Есть люди, которые приезжают из деревень специально, чтобы просить в столице милостыню. Спать на асфальте, не всегда подстелив своему полураздетому ребенку даже лист промышленного картона, хватать за руки проходящих мимо людей и не отпускать, пока не дадут вожделенную купюру, учить детей повисать всем телом на ноге зазевавшегося туриста с криком «гив ми хандрид» («дай мне сто рупий») - они начинают жить именно так. Страшные истории о том, что может ждать таких детей, пополняют новости.


Матушка Юлия Кулакова в церкви в честь Апостола Фомы в Индии.

«Ну, это вы так видите, а я вижу только хорошее», - как-то сказали мне. Но как можно не замечать целый район «строений» из картона, где грязные, голодные дети стоят в очередь к крану водопроводной воды? Как можно не видеть этих детей, когда они исполняют акробатические номера на перекрестке за монету? Да, - совсем рядом с остановкой транспорта, благоустроенной и вычищенной поутру полной женщиной в блестящей накидке (вот она, чуть поодаль, сидит на асфальте рядом с метлой, курит дешевый табак), - с этой остановки только что, щебеча, в автобус впорхнула стайка чистенько одетых девочек-школьниц. Они - ровесницы матери малышей, что крутят обруч на дороге. Они и эта женщина проходят друг мимо друга, будто бы в разных измерениях, не замечая. Как владелец богатого дома, выходя на балкон, привык не замечать, что совсем рядом свален мусор, в котором копаются двое безногих нищих и одно «священное животное» - корова, которую некому вылечить, вымыть и накормить.

Страдает и местная природа: который год государство пытается решить, как спасти столицу от того, что ей… нечем дышать. Загрязнение воздуха давно уже превысило все критические уровни, особенно тяжело приходится всему живому осенью и зимой. Огромные деревья с причудливыми стволами, цветущие сказочными соцветиями, не справляются со смогом и грязью, их листья залеплены огромным слоем пыли. Природа словно пытается вернуть себе тот образ, что подарил ей Создатель, но тяжело тягаться с людьми: помимо промышленных загрязнений и тех, что «натекают» в атмосферу Дели от сожженных полей, урон наносится возжиганиями, взрывами и прочими «огненными потехами», без которых не обходится ни один из многочисленных языческих праздников.

Среди толпы белизной кожи и ростом выделяются туристы. Увешанные «амулетами на удачу», буддийскими четками и просто местными украшениями, они заходят в лавки. А в лавках действительно есть что посмотреть… Вы просили «хорошее»? Вот оно - то, чем богат этот край. Талантами мастеров, которые расписывают миниатюрные шкатулки, фигурки яркими узорами, выводят на лакированные поверхности безконечных верблюдов, слонов, райских птиц. Нанизывают на нити полудрагоценные камни. Мастерят из металла. Есть мастера, что живут прямо на улице: один навес - спальня, другой - мастерская. Есть - что торгуют здесь, в магазинчиках, узкая лесенка уводит на импровизированный второй этаж, где что-то доделывают, переделывают, отглаживают прямо на полу старинным утюгом, не знающим электричества.

В световом коробе слышится писк и грохот.

- Что это? - удивляюсь я.


Отец Димитрий Кулаков и прихожане храма в Нью-Дели.

- Кошки, - спокойно говорит хозяин. И на всякий случай добавляет для неразумной иностранки, не знающей, что вывеска - лучшее место для кошек:

- Миу, миу!

Вот раздается русская речь: у очередной лавки с фигурками индуистских божеств остановились туристы-соотечественники. Большинство едет сюда «за духовностью», на всевозможные «ретриты» и «практики». На сайтах, продающих иноземную духовность, никто не расскажет, как часто раздаются звонки на телефоне делийского Православного священника от безутешных родителей и супругов: «Батюшка, помогите!» Кто-то «по непонятной причине» впал в кому или повредился рассудком во время очередных «поисков внеземного», и нужно помочь несчастному и его близким… Но пока внешне всё в порядке - предостережений никто не услышит. «Там человек лежит на земле, а сам кричит: я русский!» - так сказал нам старец о том, что происходит в Индии с нашими людьми. Можно сколько угодно говорить, что ты русский, но каким русским ты будешь без Бога? - да и на ноги ты без Бога не встанешь…

…Но что это? На витрине среди страшных черных масок и каких-то сувенирных подвесок прикреплена икона. Небольшая ламинированная икона Божией Матери, светлый и скромный лик. Мы останавливаемся перед ней. «Аксион Эстин», гласит греческая надпись. Достойно Есть. Матерь Божия, Ты - здесь, в центре индийской столицы. Взираешь на проходящих и молишься за всех. «Богородице Дево, радуйся…» - молитва поется сама, и кажется, что для того мы и шли по этим улицам, мимо мечетей и индуистских святилищ, мимо роняющих пожухшие листья величиной в ладонь деревьев-исполинов, мимо бутиков и помоек, величественных дворцов и картонных хижин, - чтобы увидеть лик Той, что просит за всех людей, что есть на земле. Молодой хозяин лавки, парнишка-сикх, не побоялся открыто повесить икону, подаренную «на удачу» далеким европейским другом. И крохотный образ вдохнул душу в центр города, куда стеклись делийские улицы.

Маленький образ, бумажный… кто заметил бы такой, скажем, на оживленной улице русского города? Но здесь нет больших Православных храмов и высоких иконостасов. Вспомнился человек, что узнал о нашем маленьком храме, устроенном в комнате клуба российского посольства. «Приходите!» - сказали ему мы.

- Нет, - поморщился он. - Я уж лучше другой храм найду. Большой. В Дели же, конечно, много православных храмов?


Единственный русский православный священник в Индии, Непале и Бангладеш отец Димитрий Кулаков.

Но в Дели нет и по закону не может быть других православных храмов, кроме единственной небольшой комнаты на территории представительства России - воистину, будто бы той самой горницы, где воссияла первая в мире Литургия и где был, в благоговении, вере и любви, среди других и Апостол Фома, в честь которого названа наша церковь. Нет в столице Индии и другой православной общины, которая собиралась бы вокруг Чаши. У каждого нашего прихожанина - своя чудесная история о том, как привел к Себе Бог. Русский храм объединил людей из разных стран, разного происхождения, разных жизненных обстоятельств. Славящих Господа Христа, молящихся о своем спасении - и о спасении близких, неосторожно увлекшихся местными верованиями, манящими своими блестящими украшениями да яркими красками.

Так и крохотный образ Божией Матери в витрине посреди крикливой улицы. В соседних лавках украшены блестками, похожими на новогоднюю мишуру, дорогие статуэтки слоноголовых Ганешей и Хануманов с обезьяньими мордами, курятся перед ними благовония, - но идол в мире ничто, и не напитает и не спасет душу поклонение им, и пуст и безплоден их блеск рядом с теплом и светом одного-единственного маленького образка…

За каждого распялся Господь - в том числе и за тех, кто бежит каждый день по этим дорогам, по дорогам города, по дорогам своей жизни. «Господня земля и исполнение ея» - и эта земля тоже Божия в каждой своей крупинке, и за каждого здесь, местного или пришельца, молится Царица Небесная. И каждому, кто захочет вслед за покровителем здешних мест Апостолом Фомой воскликнуть «Господь мой и Бог мой!», Господь протянет Свою руку, пробитую на Кресте. Протянет, терпеливо дождется, когда мы ухватимся за нее. И поднимет. Чтобы и в Индии, где так мало верующих в Него, никто не лежал на земле и не кричал. Но - вставал и тянулся к Небу.

А если вы вдруг окажетесь на Коннот-Плейс… не постесняйтесь всмотреться в витрины. Где-то там вы увидите лик Молящейся о нас Всепречистой. Остановитесь, подождите, повремените с покупками сари и с осмотром «великих исторических памятников», куда нетерпеливо зовут вас спутники. Ведь Она ждала здесь именно вас. Достойно об этом помнить, и достойно есть - восхвалять Божию Матерь и Спасителя нашего. На всяком месте и во всякий час.

Юлия Кулакова.

163
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru