Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Помяните мою любовь

К 20-летию упокоения старицы схимонахини Антонии (Кавешниковой).

К 20-летию упокоения старицы схимонахини Антонии (Кавешниковой).

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книг «Духовный анализ музыки», «Помяните мою любовь» (о схимонахине Антонии). Живет в Москве.

Схимонахиня Антония (в девичестве Анастасия Кавешникова) отошла ко Господу 11 октября 1998 года в Свято-Никольском Черноостровском монастыре города Малоярославца Калужской области. О подвижнице благочестия написаны две книги, переизданные в разных странах, на Афоне. Житие её раскрыто в обилии фактов, собранных от многих свидетелей, известных и от самой матушки. Оно обладает подъемной силой. Полезно вспомнить нам о вехах её многотрудной жизни во славу Божию.

Родившаяся в 1904 году в благочестивой семье донских казаков, девочка Настя с младенчества возлюбила Христа и Богородицу. Движимая любовью, в двухлетнем возрасте вбежала однажды в алтарь. Служивший священник предсказал ей путь глубоко духовной жизни.

Любимица многодетной семьи, росла она в атмосфере счастья, рано обнаружила признаки духовных дарований. Слепой странник, ходивший по селам и весям по лучику света в уме, прозорливый старец Яков Мышинский предсказал взрослеющей девушке: «Счастье твое - не выходить замуж». Но тут же, прозрев будущую жизнь, добавил: «Терпеть, сколько можно терпеть». Родные тёти-монахини также желали ей монашеской жизни.

Но появился статный парень Федор, ухаживал за ней. Родители благословили брак. По пути на свадьбу конь понес, мать упала в Дон, Анастасия повисла на суку, на свадьбе у нее загорелась фата. В первую же ночь, выйдя по нужде из дома, Анастасия увидела огромную собаку с горящими глазами, которая напала на неё. Собака появилась ниоткуда. Она не могла перепрыгнуть через высокий забор. Это была первая встреча с темной силой. На крик вышел Федор. Уже как будто и не Федор. Что-то дикое, свирепое вселилось в него. Жизнь Анастасии стала мукой.

После лет мучительства Федор, бросив семью, уехал в город. Когда впоследствии знакомые привезут Анастасию к нему, встретит ее женщина, представившись женой Федора. Матушка всю жизнь поминала его в молитвах, говорила: он не виноват, это не он. Навестит перед его смертью. А много позже обитавшая в нем дикая свирепая сила вселится в их талантливого сына Михаила, который будет избивать ее.

Люди церковные, конечно же, догадались, что это за сила. В свое время матушка встретит дьявола воочию. Разъяренный ее молитвами, тот скажет ей: «Ты зачем таскаешь моих людей из ада?! Но я тебе покажу!» Показал. Матушка зверски была избита незнакомцем. Калоши плавали в крови. Бил по глазам. Ослепшую матушку по ее просьбе подруги везут в Киев. У мощей великомученицы Варвары по молитвам священника она прозрела.

В великом терпении, с каким Анастасия несла свой крест, всё больше открывалась ей невидимая глубина жизни. Понимала она, с какой самой яростной силой в мире на самом деле предстоит ей сражаться. Но тем осязательней становилась благодатная помощь Свыше и дерзновенней молитва.

«Я испытал тебя в горниле страданий» - так премудро, библейскими словами (Ис. 48, 10) назовет книгу о матушке Антонии писатель Александр Трофимов. Ради чего горнило? Матушка обретет в испытаниях главное: любовь к Богу и к людям. Эту сторону её жизни я отразил в названии своей книжки о ней, взяв для названия слова из погребальных песнопений, под которые погребали и саму матушку: «Помяните мою любовь».

Зародившаяся в младенчестве любовь возмужает, станет силой необоримой. Дьявол не утомится строить новые козни. Но матушка будет плевать на него. «Этого-то бояться? Тьфу!» Её молитва станет чудотворящей. К ней пойдут люди за молитвенной помощью. Однажды вышла на неё женщина, придавленная ужасающими предсказаниями небезызвестной Ванги. В смятении растерзанной души едет она к матушке в монастырь. Перекрестив её, матушка говорит: «Ничего из этого не сбудется. Всё будет хорошо». Дерзновенная молитва матушки принималась Богом и исправляла судьбы людей.

Но какой же еще крест послан матушке? Был он сопряжен с историей всей страны. Летчик Леонид покорен красивым певческим голосом матушки (нежное ангельское сопрано), они полюбили друг друга. Началась война. Самолет Леонида сбит над захваченной немцами территорией. Леонид вытащил из окружения тяжко раненного друга на своей шинели к своим. А вот уже в тылу по законам военного времени ему, побывавшему в окружении, оправдаться не удалось…Анастасия как жена «врага народа» оказалась в Тагиллаге, открытом в 1941 году.

Увидев истощенных людей, таскавших неподъемные камни для строительства лагеря, взмолилась: «Матушка-Царевнушка, помоги!» Что-то побудило ее запеть.

Вот так сценка в массовом мучилище! Как в театре абсурда. Подскакивает к ней надсмотрщик: «Будешь петь в самодеятельности, работать определим в слабосилке». «Ага, носилки полегче, песок носить», - с облегчением подумала матушка. Оказалось - в лазарет, трупы таскать, легкие от крайнего истощения умерших.

Усердная молитва в отчаянных ситуациях укрепила Анастасию в чувстве близости Богу, провела через все испытания. «Это ведь всё Божья Матерь, - говорила она племяннице. - Она ко мне приходила. Приходила и говорила: «Всё будет хорошо».

Третий крест жизни Анастасия понесла в психушках. Описывая порядки в учреждениях психиатрии того времени, правозащитница Валерия Новодворская (в ту советскую пору испытавшая на себе «карательную» сторону психиатрии) указывает на целенаправленное разрушение психики пациентов вплоть до слабоумия под воздействием инсулиновых шоков: «То, что от вас осталось, может идти домой». Отношение Анастасии к страданиям образует разительный контраст описанию правозащитницы. Молитва окружила необоримой стеной её ум и волю. Сильные химические воздействия, причиняя мучительные страдания телу, не могли повредить душе. Из опыта рождалась сила духа.

Верующий человек призван ведь не выживать. Выживать - позорно. Надо жить достойно по вере в любых обстоятельствах. Как вести религиозную жизнь в отсутствии условий для неё? Исполнением заповедей. Анастасия не только не страшилась исповедовать веру. Она молилась открыто, искренне, пламенно, - прекрасно сознавая, что тем самым подтверждает поставленный ей диагноз психического расстройства.

А как исповедоваться в отсутствии священника? - По совету апостола: «Признавайтесь друг пред другом в проступках». Перед каким другом? Другими - стали врачи. Анастасия укоряла себя пред ними, а они старательно заносили её признания в свои медицинские карты: «свое настроение называет «неважным» («злая»), мысли свои называет «негативными» (тоска)», цитировали её высказывания: «Душа мучается, не находит себе места и покоя». Анастасия боролась с помыслами малодушия и получала укрепление Свыше. «Я знала, что выйду, что я пройду весь этот ад и выйду. Господь не допустит!» Крепость веры в близости Божией - плодоносный итог «больничного» периода жизни, как перед тем и лагерного.

Что есть вера? Русский язык - единственный, который различает (как это заметил мыслитель-славянофил Иван Киреевский) понятия веровать и верить. Надо видеть различия между верой-усердием и благодатной верой в Духе Святом. К чудесной вере, описанной в последних словах Евангелия от Марка, ведет человека Христос. Естественно, не к дарам надо стремиться - то было б проявлением гордыни и бешеного эгоизма. Искать в жизни (как позже будет наставлять монахинь матушка) нужно лишь одного: близости Богу. В ней всё. Вся красота Царствия. Оно не вне души, приходит не внешним образом, но, как сказано, «внутрь вас есть». Благодатная вера, начинаясь с доверия Богу, питается надеждой, цветет любовью.

Любовью хочет Бог принять в Себя человечество. Условием поставлена любовь людей друг к другу. Не та, что воображается. Не может человек любить людей от себя так, как того хотел бы Бог. Красота той любви неописуема, потому что истинно любить людей может только Христос, живущий в возлюбленной душе. Высший дар близости всеобъемлющей Небесной любви дается неудержимо стремящимся к ней. А для стяжания дара надо много потрудиться.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас». Как любить тех, кто вольно или невольно доставляет мучения? Но это заповедь! Матушка выполнила её. «Любимые мои», - будет писать Анастасия врачам психиатрической больницы. «Всем привет - Наталье Сивовне, Аркадию Осиповичу, Ольге Моисеевне, еще привет няне Варе и няне Кате, это мои любимые. Я Вами не обижена, спасибо Вам за всё, милая Виолетта Николаевна, какая Вы добрая были для меня, как ангел! До свидания, целую, Ася». Внешне врачи доминируют над пациентами. Но духом благодати матушка поставлена выше. И вот добрым словом она склоняет врачей к покаянию: «Ты давно не приобщалась… за правду надо страдать».

С верой и любовью неразлучна надежда. Из медицинских записей несутся к нам победные её слова: «Верю в пророчества, ничего другого не дано, по своей судьбе буду жить». Господь не посрамил её упование.

В 1950 году вышла она из больницы. На путях свободы станет она петь и регентовать в храмах. Дивного пения мало! Любовь к Богу жаждала большего подвига. Совершит она парадоксальный с точки зрения обыденной логики поступок: выхлопочет справку о психической болезни. С нею начнет смело и безпрепятственно перемещаться по просторам страны с открытой проповедью о Христе. Остро нуждалась в такой проповеди Россия!

По властительному слову Хрущева, лишь сумасшедшие люди могут быть несогласными с идеологией материализма.

В соответствии с великой традицией человечества христианский мыслитель Владимир Сергеевич Соловьев усматривал сущность государственных законов в «ограничении личной свободы требованиями общего блага», которое понималось им духовно. Уникальная в истории свирепая диктатура богоборческого материализма исключила такую возможность. Беззаконные законы обрекали узников материализма на тьму кромешную. Говорить людям о Христе - значило быть тут же обвиненным в сумасшествии. Только чудо могло вызволить Россию из тьмы бездуховности.

Проповедь матушки, вооруженной справкой о психической болезни, и была таким чудом. Она сопровождалась прозрениями. Потрясенные её знанием о всяком человеке и его судьбе, люди стайками будут - вопреки политическим страхам - ходить за ней, оживая для Неба. В разных городах, от Одессы до Петербурга, останутся у неё духовные чада, а она станет для них духовной матерью, стараясь как можно шире распространить могучую силу восхищения людей к вере.

И сама она в пламенном стремлении к близости Богу жаждала общения со святыми Его друзьями, дабы питаться их благословениями и молитвами. Узким казался извне их круг, а оказался обширным. Матушка вступила в него. Была у преподобного Симеона, старца Псково-Печерского монастыря, у схиигумена Саввы, у архимандрита Алипия, у Глинских старцев. Где только не была! От игумена Филарета, который с десятилетнего возраста воспитывался матушкой, узнали мы об обширности ее духовных связей.

Стала она духовной дочерью преподобного Кукши Одесского, а после его смерти - духовным чадом преподобного Амфилохия Почаевского, чудотворца, вступившего в открытую борьбу за Почаевскую Лавру с богоборцем Хрущевым, побеждая его молитвами. Форпост Православия, Лавра продолжила великое дело укрепления людей в вере, а гонитель Церкви Хрущев был снят со всех своих постов в праздник Покрова Божьей Матери.

Крупнейшая веха в жизни Анастасии - принятие монашества с именем Аполлинарии, а затем - и Великой схимы, которую именовала «миллионной силой». Тогда и стала она схимонахиней Антонией, а ее Небесным покровителем - преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской Лавры.

Помним мы, с какой твердостью говорила она врачам: «буду жить по пророчествам». Они не оскудевали. Вот и теперь, перед наступлением нового периода жизни видела она чудесный пророческий сон, когда на неё наделась схима. Сон этот поразил её, и она рассказывала о нем многим людям.

Со стороны может показаться: настал, наконец, период долгожданного покоя, мира, обновления, радостного обретения чудесных духовных сил. Что может быть блаженнее воскрешения людей к вере? Но угомонится ли дьявол? Как бы не так! Обретя безстрашие пред ним, вырывая из его когтей ближних, матушка не могла избежать его ударов. Один из них - по материнским её чувствам. Вот видит она духовным зрением и сообщает окружающим: «Мишу несут!» «Травма, несовместимая с жизнью», - гласил вердикт врачей. Матушка твердо верила, что, переживя сына, вымолит его, ибо не сам от себя бил он её, а враг толкал его на это. На избиения отвечала лаской, теплом, заботой.

В родной христианской среде как могут сбыться последние из возвещенных Христом блаженств (о гонимых и поносимых за правду)? Иоанн Кронштадтский отвечал: через начальников и ближних по вере. Вещь обычная для друзей Божиих. Матушка не была исключением. Гонят ведь не люди. Матушка разъярила дьявола не просто как великая молитвенница за людей. Была еще особая причина, касающаяся судьбы России и мира, по которой не оставит он в покое её имя и по смерти. О ней невозможно говорить походя. Матушка Антония испытала многое из того, что испытала Россия в ХХ веке. Прожила её страдания великодушно, достойно звания христианки. Тем сопрягла свою судьбу с судьбой России не только в её прошлом; в настоящем и будущем тоже.

20 лет без матушки? Нет: незримо присутствует она в жизни страны. Не думали мы, что так будет. В видеозаписи старица говорит, что сказанное ею привьется к людям. Привьется - значит, даст росток, листья и так будет жить в нас. Каждый ее поступок, каждая мысль и вся жизнь, раскрываясь в цельности и связности, принесут плоды. А мы-то их приписывали себе? Всякая благая мысль - не наша. Никто не благ, как Бог. И святость только одна - Божья. Другой в мире нет.

Помянем же матушку в благодарении за подвиг христианской жизни и молитву.


90
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru