Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Глинская пустынь

На границе Украины и России возрождается древняя обитель, известная своими молитвенниками-старцами.


Глинская пустынь встречала нас тишиной. В два часа пополудни в монастыре, казалось, не было ни души. Только сосны вдоль дороги, да вновь отстроенные величественные храмы в окружении ветхих построек старого монастыря смотрели на одиноких путников. Монастырская братия собралась в трапезной за чтением Четьи — Миней. Наместник ставропигиального монастыря Преосвященный епископ Пантелеимон с первого взгляда поразил кротостью и смирением. Его глаза, как казалось, излучали любовь, скрытую от людей под строгостью его епископской мантии:

— Исполняется три года с тех пор, как Блаженнейший Митрополит Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и священноархимандрит нашего монастыря, освятил часовню во имя праведных Иоакима и Анны на месте явления в древности иконы Рождества Пресвятой Богородицы, главной Глинской святыни, — рассказал мне Епископ Пантелеимон. — Эта часовня и стала началом новой Глинской пустыни. От старого монастыря не осталось почти ничего, кроме домовой церкви, да полуразрушенных братских корпусов.
Глинская пустынь, сравнимая разве что с Оптиной по числу старцев, по тому какие подвиги они совершили здесь (доподлинно известно: по водам ходили!), потому, как стремились сюда Православные, претерпела в минувшем веке великие потрясения. Монастырь закрывали дважды: в 1922 и в 1961 годах. Глинские старцы разошлись, рассеялись по земле. Некоторые из них живы до сих пор, уже несколько раз гостил в Глинской пустыни схиархимандрит Симеон из Сочи со своими духовными чадами. Другие же почему-то не приезжают. Может быть, слишком многое пережито? Гонения, унижения, издевательства… Как мало доброго видели глинские пустынники от мира! Но в этот жестокий и безумный мир они унесли с собой изразоренной и поруганной обители лишь то, что уже невозможно было у них отнятьили уничтожить — любовь.
Год 1994 — начало отсчета дней новой Глинской пустыни, воскресшей после трагедии прошлого. Уже поднялась часовня у старого кладбища, на земле, где покоятся кости монахов, где когда-то давным-давно на сосне явилась Чудотворная Глинская икона Рождества Пресвятой богородицы. Икона утрачена. Есть две копии, тоже чудотворные. Одна — в храме во имя Святителя Николая Чудотворца, другая — в покоях Владыки Наместника. А на кладбище, среди могил — деревянный крест игумена Антония (Хижнякова), умершего в неполные сорок лет. Одним из первых у разбитых стен монастыря он молился Божией Матери об открытии Глинской пустыни вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси.

— Всё шло своим чередом, наместники менялись, а дело не двигалось, обитель не возрождалась. Но вот два года назад мы освятили надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Конечно, он другой архитектуры, не такой, какой был раньше, но похож! В этом году мы его полностью расписали, работали мастера из Почаева. А 2 сентября, вот только что, освятили Свято-Никольский храм, в котором теперь служим, и который был построен с нуля, там, где раньше был тёплый храм в честь Успения Божией Матери с двумя пределами: Варвары Великомученицы и Николая Угодника. Мы почему— то решили построить храм в честь Святителя Николая, не знаю почему. Его Блаженство Митрополит Владимир освятил строительство.

В храме Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, всенощное бдение длилось 4 часа. Но на молитве время пролетело незаметно. Такой службы я не припомню за всю свою жизнь, как будто земля осталась далеко позади, вместе со всеми трудностями — проблемами, и душе открылось Небо, и Господь на эти несколько часов приблизился к нам, подарив незабываемое трепетное дуновение Божией благодати. Умиротворённо пел мужской хор.
Как будто бы затерялся в лесной глуши этот остров любви. Паломников здесь немного. С ближайшими городами, Глуховым и Путивлем (основан в X веке) сообщение плохое. В нескольких километрах от пустыни — государственная граница Российской Федерации и Украины, пересечь которую оказалось не так-то просто. В общем, край земли. Но люди стремятся попасть в обитель. Только в двухтысячном году в монастыре побывало 67 паломнических групп. На молитве в храме с особой силой чувствуешь свою защищённость, то, что ни один волос с твоей головы не упадёт на землю без воли Творца. Послушник Сергий, сейчас он несет послушание истопника, застигнутый врасплох врагами рода человеческого, прибежал в обитель со всех ног, чтобы укрыться в ней от демонов. А послушник Николай, приехавший в монастырь из-под города Сумы, видел на родине сон о том, что Глинская зовёт его к себе.

— Так люди вливаются в нашу семью, — заключил рассказ Владыка Наместник.Из старых глинских монахов в обители нет никого. Все молодые, самому юному, иеродиакону Иову (Кравченко) недавно исполнилось 20 лет, священноинок Сергий(Савченко) 1977 года рождения, благочинный монастыря — 25-летний игумен Николай (Полищук) — сам, своими руками, и пашет, и белит, и красит, он здесь один из первых, ещё с тех времен, когда в монастырь воду в бочках привозили. И Владыка Пантелеимон (в миру Виктор Романович Бащук), викарий Киевской Митрополии, молод, ему сорок лет. Проходил послушание в братстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, в братстве Свято-Данилова монастыря был комендантом, смотрителем Патриаршей Резиденции, ризничным Святейшего Патриарха. Потом — Киево-Печерская Лавра и Глинская пустынь, архиерейская хиротония.
— Один из последних глинских старцев, схиархимандрит Симеон, предсказал мне ито, что я буду здесь епископом, — с улыбкой вспоминает Преосвященный Пантелеимон. — И вот уже год прошел, как исполнилось пророчество..
Однажды один из послушников плохо подумал о Владыке и в тот же миг топором рубанул себя по ноге…
— Кровь брызжет, братия сбежалась, а мне хорошо, такая радость на душе, — лицопослушника Николая просветлело от воспоминания. — Господь меня наказал за дурной помысел, да тут же и простил.

Есть схимник в Глинской пустыни, схиигумен Иларион, ему тоже только 43 года, в миру окончил высшее военно-авиационное училище лётчиков, с декабря 1999 г. имеет благословение нести подвиг затворничества, попасть в его келию, затерявшуюся в одном из старых корпусов, удаётся не всем, а сам схиигумен лишь на самые большие праздники приходит в храм. Господь сподобил нас получить благословение затворника

— Царица моя Преблагая… Скорбящих Радосте, обидимых Покровительница, помози ми… — пел на службе антифоном с монастырским хором отца Софрония хор бабушек из села Сосновки, что неподалёку от монастыря. В глазах старушек я увидел слёзы и память о былом монастыре.
На месте главного собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня которого поднималась ввысь более чем на сто метров, теперь стоит простой сосновый крест. В монастыре уже полностью восстановлена богослужебная жизнь, мягкий звон колокольчика в руке Владыки Пантелеимона отсчитывает время трапезы, благодатным колокольным звоном наполняется обитель в праздничные дни. Принято решение о строительстве церкви под Святыми Вратами в честь Иверской иконы Божией Матери. Вместе с Наместником отправились в Киев к Блаженнейшему Владимиру за благословением на столь богоугодное начинание народный депутат Украины Андрей Деркач и киевский предприниматель Анатолий Стрий. Они много сделали для Глинской Пустыни. Проект надвратного храма разработал главный архитектор города Сумы Владимир Быков, строительство велось круглые сутки, к нему было привлечено немало рабочих рук. Глядя на новые храмы обители понимаешь, что это уже до конца времен, что этот стиль и красоту не испортит ни обсыпавшаяся штукатурка, ни треснувшая кладка, как порой случается в иных монастырях. Здесь это исключено, здесь все всерьез и надолго.

— Одна из задач обители — возвращение святой Христовой веры в народ, — убежден Владыка Наместник, — Надо нам ездить и в институты, и в школы. Монахам, я вам скажу, люди почему-то особенно доверяют…
В монастыре бережно хранят память обо всех, кто, подобно евангельской вдовице, внес свою лепту в дело возрождения. В новейших монастырских летописях я прочитал следующее: “Наши благотворители:…раб Божий Виталий, житель города Ужгород, пожертвовал на монастырь серебряный ковшик и 70 гривен (около 350 рублей). Епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий — икону Воскресения Христова, З.В. Стегло, жительница города Глухова, пожертвовала молодую корову, 2 бидона для хранения молока и сепаратор…”
Надо особо заметить, что та же жительница Глухова пожертвовала на храмовую икону Рождества Пресвятой Богородицы (копию Глинской Чудотворной) драгоценные кольца в подарок за исцеление, которое она со слезами просила у Богородицы, молясь перед этим образом. Страшная болезнь прошла. Этот случай не единственный, о чем свидетельствуют другие золотые украшения на иконе, поднесенные к Лику Пречистой получившими благодатную помощь от Ее образа людьми. Молодой парень из города Сумы подарил иконе обручальное кольцо в надежде наладить свои семейные отношения.
Но не все могут вместить благодать. Иные просто беснуются у иконы.
Три года назад, под вечер, над местом явления Чудотворной Глинской иконы, над часовней праведных Иоакима и Анны опустился огненный шар. Знамение небес.
— Глинская Пустынь должна обновиться и процветать, она еще будет Лаврой, и старцы будут, Бог даст, из тех, которые здесь теперь Ему служат, — сказал мне игумен Ювеналий, духовник Почаевской Лавры. И добавил: — Матерь Божия преклонила Его на милость…
Отец Ювеналий сосредоточенно перебирал четки, я испытал на себе его проницательный взгляд. Стало быть, молодым монахам еще предстоит воспринять в полной мере. Духовные традиции великих старцев пустыни, кому-то — пройти по водам… По их пути, вслед за Христом. Почти все те, кто подвизается теперь в монастыре — постриженники Глинской.

— Вернется ли дух старчества в обитель?
— К сожалению, в монастыре, да и не только в нашем, пока что нет подлинного духовного руководителя, из— за чего и не налаживается духовная жизнь так, как бы мы этого хотели, в полной мере, и это наша главная проблема на сей день. Монахи должны идти на исповедь к духовнику, как к своему родному дедушке. Я -то, как говорится, администратор… — Владыка Пантелеимон задумчиво посмотрел куда-то вдаль, — а дух…дух и не уходил из этих мест. Сами, наверное, поняли это на службе. Просто раньше монахи были крепче духом, имели больший страх Божий. Слабый стал народ. Ну да пойдемте, пообедаем, а там уже пора к мощам, в домовую Церковь…

За обедом — вновь Четьи-Минеи, парное молоко, свежий хлеб. Общежительный устав (когда-то обитель жила по более строгому афонскому уставу). В общем, все как везде. И только что-то неуловимое, близкое и родное, присущее лишь этому монастырю, и никакому иному. Своя атмосфера.
— Еще вернетесь сюда, — обрадовал нас Наместник. — Обычно все возвращаются! Лучше на праздник Глинской иконы, в 9-ю пятницу после Пасхи народ собирается, никого не приглашаем, сами приезжают, мы всем рады. Работы у нас тут много, на всех хватит. Нас тут только 25 человек, а хозяйство большое: коровы, телята, лошадь с жеребятами, несколько свиней с поросятками, куры, сеном нуждающимся помогаем. Подворье вот у нас недавно появилось, в пятидесяти километрах от монастыря…
Вокруг святынь вращается земля. А внутри каждой святыни есть свое сокровенное средоточие, которое животворит храм, монастырь. Таким сокровищем для Глинскойпустыни новейших дней стали мощи одного из последних великих Глинских старцев схиархимандрита Серафима (Амелина), который отошел ко Господу накануне последнего (хрущевского) разорения монастыря. Первоначально он был захоронен возле Крестовоздвиженского храма, единственного уцелевшего в то время от совдеповских погромов. После закрытия обители старца перезахоронили на монастырском кладбище, когда открыли гроб, увидели нетление его мощей.

— Одной старой женщине явился старец Серафим и сказал: иди завтра в церковь, мои мощи будут перехоронять, — вспоминает былое пожилая монахиня Эмилия. — И она одна пришла, никого не было, и мощи поставили в церковь. Тогда только-только открылся монастырь.
Так совершилось второе обретение мощей старца Серафима. Но когда его гроб откопали во второй раз, под крышкой оказались одни косточки. “Здесь тайна Промысла Божьего”, — сказал мне Владыка Наместник. А когда мощи старца Серафима принесли в домовой храм, в алтарь влетела ласточка и долго кружилась под потолком.
Так старец прошел крестный путь своей обители. А после ее Голгофы благословил своими мощами Глинское Воскресение, которого, конечно, не было бы без его молитв, без молитвы других глинских старцев, без их всепобеждающей любви к врагам и ко всем людям, которую завещал Христос.
Любовь и есть тот чудотворный мост, который связывает неразрывно берега времени поколений.

Евгений Муравлев, г. Курск
07.12.2001
Дата: 7 декабря 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru