Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Благословение верхотурского старца

В Верхотурском монастыре начался духовный путь старца-мученика Григория Распутина…


В Верхотурском Свято-Николаевском мужском монастыре есть Православный Церковный музей, куда обязательно приглашают всех паломников. Музей был создан с началом возрождения монастыря в 90-е годы, настоятель отдал под него первый этаж игуменского корпуса. Здесь за несколько лет сумели собрать много ценных экспонатов. Среди них — несколько подлинных снимков убиенного Григория Распутина, Друга Царской Семьи, который, как известно, неоднократно бывал в Верхотурье и отсюда начал свой путь духовного служения.
Мы беседуем с Раисой Николаевной Огарковой, директором музея.


— Раиса Николаевна, расскажите, как относятся в вашем городе к памяти великого старца, чудовищная ложь о котором стала провокацией XX века.
— К сожалению, мы здесь на Урале тоже воспитывались на лживой книге Пикуля и на фильмах типа «Агонии» и не знали правды о Царской Семье и Григории Распутине. Но в девяностых годах появилась книга Олега Платонова «Жизнь за Царя. Правда о Григории Распутин», где он предстает в совершенно ином свете, как праведник и молитвенник за Царскую Семью. К нам в музей поступила рукопись Смирнова. В селе Покровском, откуда родом Григорий Распутин, есть музей, посвященный Распутину, единственный в Сибири, небольшой, им управляют всего два человека — муж и жена Смирновы. Смирнов несколько лет работал над архивными материалами и на основании их создал книгу. Эта рукопись тоже во многом изменила наше отношение к Распутину в положительную сторону. Теперь эта рукопись уже издана. Интерес к Распутину растет, паломники постоянно задают вопросы о нем. Написана уже книга о Распутине, ее автор Татиана Гроян (монахиня Николая) приезжала сюда, читала рукопись Смирнова. Начали и мы искать материалы, связанные с пребыванием Распутина в Верхотурье. Нашли в источниках упоминание о том, что здесь Распутин лечился. Учился в монастыре в церковно-приходской школе. Я переписывалась с дочерью начальницы Верхотурской женской гимназии, и она мне прислала свои воспоминания о том, как они возвращались с мамой из гимназии и видели здесь возле монастыря Распутина. Это был 1915 или 1916 год, незадолго до его убийства. То, что он здесь часто бывал — однозначно. Но мало материалов сохранилось об этом. Если бы занялись этими поисками лет двадцать назад, нашли бы гораздо больше, тогда многие старожилы еще были живы. Однако нам удалось найти воспоминания одной журналистки, которая видела Распутина здесь, в Верхотурье, и опубликовать их в нашей историко-краеведческой газете «Верхотурская старина», которую мы издаем с 1998 года.
Из статьи Т.А. Шишкиной-Березовской (1906 года рождения) «Мои встречи с Григорием Ефимовичем Распутиным»:
«1916 год. Мы живем на даче под Екатеринбургом у знакомых крестьян. Стоит прекрасный август, солнце, тепло. В городе вспоминают, что скоро будет отмечаться память Святого Симеона, Верхотурского чудотворца… У нас в то время гостил в деревне дед по матери. В сильно пожилом возрасте он стал очень религиозным человеком, и вот он решил: едем на богомолье в Верхотурье…
И вот идем по Николаевскому мужскому монастырю. Гудят колокола на церквях, слышен веселый и торжественный перезвон. Подходим к собору Крестовоздвиженскому. Перед входом в него разостлан красный ковер, точно Царя встречают.
Многочисленная толпа богомольцев, толпа перед входными дверями в Собор. По ковру в него уже прошел Григорий Распутин со своей большой свитой. Ему оказана торжественная встреча. В Соборе невероятная давка, Распутин и его сопровождающие стоят посреди церкви. Публика все больше нарядная, важная. В церкви все сияет. Зажжены все люстры, паникадила, свечи и у икон, и у серебряной раки (гробницы) чудотворца Симеона Верхотурского…
Григорий Ефимович стоит на самом почетном месте во главе свиты на разостланном ковре. Он в русской светло-желтой рубашке, опоясан русским кушаком с кистями, в бархатных шароварах, в лаковых сапогах. Посредине пробор в каштановых волосах, которые подстрижены до плеч. Молится истово, осеняя себя широким крестом. С ним вместе молится и его свита: генералы в орденах, важные дамы, говорят, даже великокняжеского происхождения. Лицо у него благообразное, спокойное, сосредоточенное, приятное.
В конце обедни, когда из алтаря выносят крест и кладут его на аналой посредине церкви, чтобы каждый мог приложиться к нему, первым поцеловать крест подходит Григорий Распутин, за ним его свита. И вот после них началась страшная давка среди молящихся. Все богомольцы бросились толпой к кресту, чтобы оказаться около Распутина, лучше разглядеть старца, прикоснуться к нему.
Три дня мы провели в Верхотурье, и все эти дни здесь творилось то же самое, что и в первый день пребывания Григория Ефимовича в Николаевском мужском монастыре. Везде шумные сборища людей, обсуждающих свои встречи со старцем.
Много в те дни в публике ходило легенд и историй о жизни Григория Ефимовича. Передавали рассказ мальчика, сына дорожного мастера депо станции Кушва, как старец, выйдя из вагона, гулял по платформе с большой связкой баранок на шее, как в венке. Местные торговцы преподнесли ему свои изделия, а он не стеснялся их подношений».
. — Раиса Николаевна, известно, что Распутин приезжал в Верхотурье к известному старцу Макарию. Расскажите об этом..
— Нам удалось найти фотографию, — говорит директор музея и показывает мне уникальный снимок. Слева направо стоят старец Верхотурского Николаевского монастыря инок Макарий, духовник Царской Семьи Епископ Феофан Полтавский и Григорий Распутин. Снимок сделан в 1911 году в Верхотурском Николаевском монастыре.
Вот что писал в газете «Верхотурская старина» в статье «Распутин в Верхотурье» иеромонах Пантелеимон:
«Государыня, встревоженная умножением слухов о «пороках» Распутина, командировала своего духовника Владыку Феофана на Урал — в село Покровское и Верхотурье, чтобы на месте доподлинно установить истину. И нужно сказать, что расследование епископа Феофана ничего дурного в биографии Григория Распутина не выявило… По поводу того, что Государыня Императрица Александра Феодоровна навестила своего державного супруга на фронте, Григорий Ефимович телеграфировал 6 июля 1916 года из Верхотурья Его Величеству: «Встреча семейства — это событие святыни всем и вся. Никогда не изгладится эта встреча и отражается у всех миром и гордостью победы. Симеон Праведный молится ко Господу о мудрости, духовной силе. Ей, совершится победа».
25 августа того же года Распутин посылает телеграмму, адресованную Императрице: «Исполнили желание у раки Праведника — он уврачует, даст нашим полководцам разума, святыни. Разум — всему победа». Хотелось бы подчеркнуть, что Григорий Распутин побывал в Верхотурье летом 1916 года, совсем незадолго до своей трагической кончины, постигшей его в декабре 1916 года».
Старец Макарий, который благословил Распутина на его подвиг служения Царской Семье, жил здесь, в Верхотурье. Об этом мне рассказал клирик Верхотурского Покровского женского монастыря иеромонах Амвросий (Тюпышев):
— На монастырской заимке у речки Октай стараниями богомольцев, которые проходили теми местами на поклонение мощам Симеона Верхотурского, был устроен скит Николаевского мужского монастыря, там был источник, известный своими чудотворениями. Он и сейчас существует, но его затопило, потому что сделали на реке водохранилище, он был рядом с берегом. Можно будет даже со временем часовню над водой поставить. В этом скиту жил рясофорный инок Макарий, даже не в монашеском постриге, известный своим духовным разумом и старчеством, к нему обращались за помощью, шли за благословением. Он был известен святителю Феофану Полтавскому, Григорию Распутину. Царская Семья его знала. Причем он хотя и был всеми уважаемый старец, но по возрасту не был старый. Когда власть сменилась, красноармейцы его замучили. Говорят, что его, убив, в реку бросили.
А вот что писала Юлия Ден, ближайшая подруга Императрицы Александры Феодоровны, одна из немногих, кто в тяжелое для Царской Семьи и позорное для России время сохранил верность Государю и Государыне, в своей книге «Подлинная Императрица» о паломничестве летом 1916 года в Тобольск, куда ее отправила Императрица вместе с Анной Вырубовой и Распутиным: «Никогда не забуду своих первых впечатлений от этого рокового города (Екатеринбурга — прим. авт.) Как только мы ступили на перрон, меня охватило предчувствие беды — такое ощущение было и у остальных. Распутину тоже было не по себе… Я искренне обрадовалась, когда мы добрались до Верхотурского монастыря… Ночь мы провели в странноприимном доме при монастыре, потом Распутин предложил отправиться с ним в лесную келью отшельника, которого почитали за святого… Оказалось, что отшельник живет в самой глубине леса, и его келью вполне можно принять за птичий двор. Он был окружен домашними птицами всех пород и размеров. Возможно, он считал птицеводство чем-то сродни миссии святого. Он снабжал монастырь множеством яиц, но мы поужинали весьма скромно: нам предложили холодную воду и черный хлеб. Что такое кровать, отшельник не имел представления, так что нам пришлось спать на жестком глиняном полу. Должна признаться, что я несказанно обрадовалась, когда мы вернулись в Верхотурье и смогли принять ванну и лечь в мягкую постель».
Этот отрывок добавляет еще несколько черточек к мало известному нам облику старца Макария. Хотелось бы побольше узнать о нем, видимо, это был человек особый, аскет, обладал большими духовными дарованиями. Но, к сожалению, о нем здесь пока не очень много знают. Но, может быть, действительно появится со временем над затопленным источником часовня — над местом, где жил праведник, который благословил на подвиг во имя России мученика Григория Распутина. И сам был тоже замучен, как и он. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что у него, как у его знаменитого духовного чада Григория Распутина, нет могилы.
Таинственным образом Верхотурье связано с Царственными Мучениками. Крестовоздвиженский собор мужского монастыря был построен в честь Трехсотлетия Дома Романовых. На месте расстрела Царской Семьи в Ипатьевском доме была найдена икона праведного Симеона Верхотурского. В Верхотурье сохранился так называемый «домик Распутина», или «Царский домик», специально выстроенный для высоких гостей. Сюда по инициативе Распутина хотели привезти к верхотурским святыням больного отрока Цесаревича Алексия, была большая надежда, что он здесь исцелится. Поездка была сорвана начавшейся мировой войной.
Особое это место на земле — Верхотурье, оно связано незримыми духовными нитями со всей Россией.

На снимках: Фотопортрет Григория Распрутина; (слева направо) Старец Макарий Верхорурьский, архимандрит Феофан (Быстров), Григорий Распутин, г. Верхотурье.

Людмила Белкина
11.10.2002
2012
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
2
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru