Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

"Чтоб не пропасть поодиночке…"

В начале сентября в среде духовенства и мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) возникло неформальное движение за подписание совместного меморандума между РПСЦ и Русской Православной Церковью.

В начале сентября в среде духовенства и мирян Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) возникло неформальное движение за подписание совместного меморандума между РПСЦ и Русской Православной Церковью, проект которого был разработан в марте нынешнего года в Отделе внешних церковных сношений Московского патриархата.Одним из инициаторов "реанимации" меморандума является настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в г. Орехово-Зуево Московской области священник Леонтий Пименов.
Стремление группы клириков и мирян РПСЦ возобновить подготовку к подписанию совместного меморандума вызвало сдержанно-скептическую реакцию в митрополии, отметил 9 сентября в беседе с корреспондентом агентства "Благовест-инфо" секретарь митрополии РПСЦ Андрей Езеров. По его свидетельству, предстоятель Церкви митрополит Московский и всея Руси Алимпий (Гусев) назвал наиболее активных сторонников подписания меморандума "никонианствующими"."Желание некоторых злонамеренных лиц реанимировать пресловутый меморандум не имеет будущего, — заявил Андрей Езеров, — поскольку оно не соответствует мнению ни митрополита Алимпия, ни значительной части духовенства нашей Церкви, ни настроениям большинства старообрядческой церковной общественности".
В качестве возможных условий для подписания каких-либо доктринальных соглашений с Русской Православной Церковью Андрей Езеров указал на "необходимость отказаться от экуменизма, практики обливательного крещения, партесного пения и начать процесс постепенного возвращения к дореформенному церковному благочестию".
Кроме того, отметил секретарь митрополии РПСЦ, на отношения старообрядцев с современной Ррусской Православной Церковью влияют и "некоторые субъективные факторы".

На дерзновенную попытку Московской Патриархии начать диалог со старообрядцами, как и ожидалось, официальное старообрядчество ответило высокомерным перечислением "условий", необходимых для начала диалога. Условий этих так много и они столь явно надуманные (отказ от партесного пения, например), что становится очевидным: с той стороны изживать раскол не собираются. Напротив, попытку Московской Патриархии начать переговоры воспринимают как нашу слабость. А заявления старообрядческих лидеров о том, что необходимо "начать процесс постепенного возвращения к дореформенному церковному благочестию", свидетельствуют, что уже и нас, "троеперстников", вознамерились постепенно обратить в старообрядчество… Остается надеяться, что не поддержанная старообрядческими лидерами инициатива Московской Патриархии найдет отклик в слоях "низового" древлеправославия. И русский раскол, остающийся по-прежнему кровоточащей раной на теле России, будет изжит не сверху (доктринально), а снизу — порывом к сближению массы верующих людей. Основания для таких надежд имеются.
"Господствующая Российская Православная Церковь — Корабль, а старообрядчество — лодочка, привязанная к Кораблю. Если потонет Корабль, вместе с ним потонет и лодочка". Эти пророческие слова прп. Серафима, Саровского чудотворца почти сбылись в 1917 году, когда волна, обрушившаяся на Корабль Российского Православия, захлестнула и "лодочку" — Древлеправославную Церковь. Но в наше апокалиптическое время слова эти стали еще более актуальны. Существует реальная угроза того, что Россия не выдержит натиска разнородных, но объединенных в своей ненависти к православию, сил. И тогда уже будет поздно предъявлять друг другу претензии и выдвигать все новые "условия" своим братьям во Христе — православным "никонианам"…
Только в интерьере апокалиптических декораций В ПРИНЦИПЕ возможно уврачевание Великого русского раскола. И сейчас эта реальная для сближения почва, увы, налицо. И ответом на "черный интернационал" Антихриста — объединение в одну всевозможных религий, которое идет полным ходом, — может и ДОЛЖНО стать объединение православных. К чему и призывает старообрядцев Московская Патриархия. И то, что именно Русская Православная Церковь заговорила о необходимости "меморандума" со старообрядцами, свидетельствует отнюдь не о нашей слабости, а скорее о силе. О том, что Московская Патриархия, в отличие от других религиозных конфессий и групп, ощущает свою ответственность за судьбу России в этот не самый удобный для такой ответственности час.
Сразу оговорюсь: никакой ЛИЧНОЙ симпатии к старообрядчеству не испытываю. И желаю объединения (быть может, не столько организационного, сколько духовного, которое важнее) лишь потому, что, убежден, оно явится благом в первую очередь для самих старообрядцев, а поскольку и они — законная часть России, то и благом для всех нас.Первый парадокс раскола XVII века, возможно, состоит в том, что в то время раскол был… наименьшим из зол. Так как из-за постепенного оскудения духовного опыта, присущего настоящей, неискаженной церковной жизни (см. Митрополит Иоанн, "Самодержавие духа"), существовал соблазн "национализировать" Православие, попытаться превратить Вселенскую Церковь в некую "русскую веру" (что отчасти произошло с нынешними старообрядцами). Теперь о втором парадоксе. Русский раскол показал, что прав не тот, кто "прав", а прав тот, за кого Бог. "Человеческая" правота, сталкиваясь с тем, что "не от человеков", превращается в неправоту, ибо в иных измерениях земные, "человеческие" аргументы и доводы — не действуют. И несмотря на кажущуюся нелогичность, Бог был не с такими яркими, "художественными" историческими персонажами, как Аввакум, самосожженцы, Пустосвят, Стенька Разин, а с менее броскими творцами истории — Московским "Тишайшим" царем, Патриархом Никоном… Но это, конечно, не означает, что "никонианцы" были правы и в том, что обрушили жестокие гонения на противников церковной реформы. Ведь сейчас уже нас разделяют не только и не столько обрядовые различия, сколько "психологические типы" верующих, сложившиеся под воздействием нашей истории, где не последнюю роль сыграло преследование "инаковерующих" — старообрядцев. Ибо пролитая кровь придает событиям уже совсем иное измерение, разделяет не только конкретных людей, но разводит целые поколения, оседая в генной памяти родов. И изживать когда-то пролитую кровь труднее, чем, в сущности, незначительные обрядовые различия. Это надо понять, сталкиваясь с неадекватной реакцией старообрядцев.
Но можно предположить, что Русская Голгофа ХХ века — на каком-то непостижимом, таинственном уровне создала возможность для примирения исторических противников, смешав кровь тех и других в одном мученическом подвиге за Христа. Кровь искупила кровь… Кровь русских новомучеников, возможно, очистила наши "исторические грехи", создала почву, на которой одной только и может подняться вновь Русский Дом, где уже не будут врагами, а станут соседями старообрядцы с "никонианами". Возможность такая есть. А вот используем мы ее или нет, покажет время.Сейчас у старообрядчества есть два пути. Первый — стать идеологией, умонастроением ВНУТРИ Русской Православной Церкви (сохранив свою обрядовость и даже часть "психологических особенностей"). В этом случае Народ Божий усилится за счет вчерашних раскольников. Церковь получит дополнительный приток сил для обуздания разрушительных, апокалиптических процессов. Второй путь — окончательное размежевание. Прекращение раскола обратным путем. Когда мы перестанем быть "двумя половинками целого". Окончательно разъединимся. Русская Церковь продолжит в одиночку битву за Россию и души людей. Разрозненные группы старообрядцев со временем или исчезнут вовсе, или переродятся в полусектантские образования с немногочисленными приверженцами. Именно на этот — гибельный — путь зовут свою паству некоторые лидеры раскола. Но ясно, что и первый вариант развития событий обязательно найдет своих сторонников.
Об этом, в частности, свидетельствует письмо бывшей старообрядки, полученное нашей редакцией совсем недавно:"Здравствуйте! Мир вам!
Пишет вам простая прихожанка храма во имя Георгия Победоносца, что в Оренбургской области, пос. Первомайский. Два года назад у нас общими усилиями и на средства жителей открылся храм. Храм небольшой, но уютный, и хоть стоит он на краю поселка, мне и многим до него идти почти час, — люди идут, идут за Словом Божиим.
Слава Богу, храмы возрождаются, но мысль о том, что христианская вера идет к закату, очень тревожит меня. Я думаю, что не только меня, но и всех верующих. Думаю, что сохранение нашей веры — в объединении всех вер православных, в частности, присоединении старообрядцев к Русской Православной Церкви. Когда-то и Русь наша устояла только объединением всех княжеств, вот и последуем примеру наших мудрых предков. Надо во имя нашего общего дела — дела сохранения веры православной — оставить все амбиции и различия. Слишком дорогую цену, цену кровью заплатили наши предки христиане, многие новосвященномученики за веру нашу. А самое главное — за нее пролилась драгоценная Кровь нашего Иисуса Христа. Поэтому я подаю свой скромный голос за ЕДИНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ нашей матушки России. Да хранит Господь нас и веру нашу!

Воссоединившаяся с Церковью старообрядка Галина Бинкенштат,
пос. Первомайский, ст. Донгузская Оренбургской обл."

На снимке:"…да будут все едино" (Ин., 17, 21)

Антон Жоголев
30.09.1999
Дата: 30 сентября 1999
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru