Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Под крылом Православной веры…

Интервью с писателем Сергеем Жигаловым.

Интервью с писателем Сергеем Жигаловым.


Сергей Александрович Жигалов — замечательный самарский писатель. Но как только сходит с полей снег, как только в храмах дружно пропоют «Христос Воскресе!», Сергей Александрович отодвигает прочь свои черновики, откладывает еще недавно казавшиеся неотложными дела и — возвращается! В родное село, в отчий дом на Оренбуржье. До поздней осени он живет в селе Кандауровка Курманаевского района Оренбургской области. И потом всю зиму в Самаре описывает в своей прозе то, что ему открылось в родных местах. Рассказывает о земляках, о родной природе, о жизни вдали от суетного мегаполиса. Так что вопрос о том, «с чего начинается Родина», Сергей Жигалов давно для себя решил. С родного дома! Но домом она не заканчивается… В этот раз мы решили представить нашим читателям постоянного автора газеты «Благовест» Сергея Александровича Жигалова в неожиданном ракурсе — у себя дома, на малой Родине. А помогла нам в этом корреспондент Курманаевской районной газеты «Знамя труда» Екатерина Кузякина. Ведь для нее автор романа «Дар над бездной отчаяния» (о безруком и безногом иконописце Григории Журавлеве) и многих других книг в первую очередь односельчанин, земляк. Потому и разговор пошел сразу о малой Родине.

«С чего начинается Родина?»

— Сергей Александрович, и все же — с чего, по-вашему, начинается Родина?

— Если верить песне, то: «С картинки в твоем букваре… » Но вот чем заканчивается, третий день как думаю.

— И что подвигло к таким размышлениям?

— Корыто без дна, сломанная лопата, банка с ржавыми гвоздями… Третьего дня иду тропинкой на речку, глядь, между ветел в траве куча хлама. Вчера не было. Значит, кто-то вечером или ночью привез. Огляделся, не видит ли кто, и вывалил. Как плевок. Всем нам. Родине!

Еще там был окаменевший цемент в мешке. Гвозди. Лопата. Значит, этот человек обустраивает дом или гараж, двор ли. Так вот для него его двором Родина начинается и заканчивается. Все! Дальше чужая территория. Пампасы.

Я допускаю, что он хороший человек. Работящий, любит жену, детей, вежлив с соседями… Но он совершил мерзкий поступок. Если бы он задумался, что там бегают дети, могут наткнуться, поранить руку, ногу; еще там пасется скотина, корова подберет траву вместе с гвоздями и околеет, — он бы так не сделал. Тут до свалки километр всего…

Пожалей, и не осудишь

— Вы хотите сказать, у него нет совести?

— Да вы что! Конечно, у него есть совесть. Совесть — это как руки-ноги, глаза, ум. Это Божественная составляющая нашего естества. Наш внутренний неподкупный судья.

— По-вашему, совесть есть и у коррупционера, и у скрывающегося от детей отца-алиментщика, и, может, скажете, у убийцы?

— Скажу. Есть и у них. И у Иуды, предавшего Христа на распятие, тоже была. Он получил свои тридцать серебренников. Проснулась совесть. Вернул их фарисеям, пошел и удавился. Сил на покаяние не хватило.

— А как же говорят о человеке: «он безсовестный»?

— Думаю, это говорит в нас неуемное желание быть судьями. Соврал человек — мы ему тут же приговор: трепло, лгун. Украл — вор… А святые отцы иначе учат… «Иное же дело порицать, иное осуждать. Порицать — значит, сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит, сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив», и произнести таким образом приговор о всей его жизни». Эти слова преподобного Аввы Дорофея как раз в тему нашего разговора…

При этом мы ведь не вникаем, отчего солгал: может, не хотел огорчить родителей двойкой. Врач солгал больному, у которого рак неоперабельный. Да мало ли.

Нас всех, а особенно молодых, нацеливают на материальное преуспеяние. Люди идут на все, лишь бы выглядеть в глазах коллег, друзей круто. Жить не по совести, а чтобы «круто». Никто не учит нас задумываться, что на приобретенном за взятку или другим нечестным путем «мерсе» или «порше» с тобой в салоне автомобиля поедет и твоя совесть. И на Канары с тобой полетит… Ты через нее перешагнул, затоптал, можешь запаять в свинцовый гроб и сверху накрыть бетонной плитой. Но не удастся похоронить. Совесть и после физической смерти остается с нами. Летит за нами туда, где «грозный Судия нас ждет… » А кроме нее на земле есть суд обыкновенный: кого «условно», кому на зону. Так что судей и без нас хватает. Преподобный Антоний Оптинский высказал замечательную мысль: «Пожалей, и не осудишь».

— Но того, с ржавым корытом, вы осудили же?

— Да, осудил, но как уже говорил, осудил не его самого, а только его действие свинское. Порицал его поступок. За что надо наказывать и морально, и рублем. Чтобы было неповадно. Чтобы Родину не превратили в одну большую помойку. Думаю, Оптинский старец призывал жалеть друг друга и не осуждать в плане духовном, но не отрицал юридические последствия для согрешившего.

… Россию можно уподобить журавлиному клину, летевшему до 1917 года к преуспеянию, добру и свету. Но вот уже сто лет почти мы кружимся на месте. Да, создали ядерную энергетику, полетели в космос… Много чего создано, построено, открыто. Я не об этом. Кружение на месте в плане духовном. Мы не становимся добрее, милосерднее, отзывчивее, самоотверженнее. Пожалуй, наоборот. В ответ на царящую в обществе агрессивность и нервозность уподобляемся улитке. Дом, гараж, забор вокруг — наша раковина. Создатель периодической системы элементов Дмитрий Иванович Менделеев накануне революции просчитал, что к 2000 году в России будет жить 593 ))) миллиона человек. А нас сейчас всего 140 миллионов! Это не Менделеев ошибся в расчетах, это мы нравственно заблудились…

В поиске утерянного

— Кружим на месте оттого, что не можем найти национальную идею?

— Кто ее ищет, тот ищет не идею, а что-то другое. Так было с идеей революции, потом с идеей перестройки. Намутить с ваучерами, с приватизацией и ловить свою рыбку в мутной воде, обогащаться.

— А как же лететь к добру и процветанию без идеи?

— Почему без идеи? Она есть. Прекрасная идея, проверенная всей историей нашего Государства Российского. Идея эта — Православие. Вся история России есть доказательство жизнеспособности, мощи, я бы сказал, несокрушимой мощи этой идеи. Под крылом Православной веры собирались в Москву удельные князья. Окрыленные Православной верой русские ратники побеждали железных тевтонских рыцарей, шведов, Наполеона и Гитлера. Наши предки с верой в Бога, Царя и Отечество создали могучую Православную империю.

Сегодня кто сознательно, а кто движимый памятью предков припадает к живительному роднику Православной веры. Нация борется за духовное и физическое выживание.

Посмотрите, сколько возводится храмов. В нашем районе трудами отца Георгия и его добровольных помощников воссоздан прекрасный старинный храм. Открыта церковь в Ефимовке, строится в Лабазах. Спасительная Православная идея овладевает сердцами молодежи. «Компьютерное поколение» ведет детей в храм креститься, причащаться. Добрый порыв.

— Среди ваших знакомых в районе есть люди, с которых можно брать пример? Кто бы мог усовестить не речами, а поступками?

— К счастью, их много. Я потрясен подвигом, да-да, подвигом, Михаила Васильевича Пудовкина. В дни моей юности от Семеновки и до Кутуш была голая степь. Ветром катун гоняло от горизонта до горизонта. И вдруг еду, как в сказке, — сосновый бор! На тысячах гектаров на неудобьях вырос сосновый бор. А теперь и сыновья Пудовкина Роман и Михаил продолжают дело отца. Украшают землю. Добро ведь тоже заразительно. Мой друг детства охотовед Александр Иванович Селезнев у кого трактор с плугом, у кого солярку выпрашивал. Распахал неудобья возле озера Черного. Посадил сосны. И тоже разрослись, радуют глаз. Главный курманаевский ветврач, ныне пенсионер, Александр Кириллович Канаев вырастил на своей улице большой парк. Теперь вот сосны вдоль дороги посадил, растут. Покойный Владимир Викторович Хамадеев мусульманин, а кто больше его помогал восстанавливать Православный храм в Курманаевке? Трудами Владимира Петровича Дахно на въезде в райцентр установили поклонные кресты. Как благодатно!

Назову моего земляка и товарища Владимира Алексеевича Жаурова. Полковник после окончания службы оставил в Москве квартиру, любимую дачу и переехал жить в Кандауровку. С чего начал на новом месте? С музея! Взялся создавать музей, разбирать старинные вещи. По памяти нарисовал улицу поселка Восточного, где жил в молодости. Вот он любит Родину!

— Вы за то, чтобы Православие стало национальной идеей. Но по статистике число воцерковленных людей составляет всего семь процентов.

— Со Христом было всего двенадцать Апостолов. И вера Христова охватила всю планету! Перед Пасхой мне посчастливилось быть в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня, где в Великую Субботу сходит с небес Благодатный Огонь. В те дни в Иерусалим со всего земного шара летели и летели самолеты. Десятки тысяч верующих. Видели бы вы, сколько молодежи. Это вселяет радость, что человечество — не какая-то плесень на краю вселенной, которой, к тому же, вот-вот придет конец. Что взоры людей обращены к Творцу. И Он не оставит нас Своим попечением.

— Сергей Александрович, скажите, какая из христианских заповедей для нас сегодня самая актуальная?

— Возлюбить ближнего, как самого себя.

Сергей Жигалов

1400
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru