‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Благодарю Бога за то, что есть…»

Беседа с протоиереем Николаем Манихиным, Благочинным Центрального округа г. Тольятти, настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери.


Протоиерей Николай Манихин рядом с храмовой святыней – Казанской иконой Божией Матери, сохранившейся из старых храмов Ставрополя-на-Волге.
Имя протоиерея Николая Манихина знакомо многим в Самарской епархии. Благочинный Центрального округа г. Тольятти, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери, 36 лет служит у Престола Господня. За последнее время отец Николай отметил два серьезных юбилея: в конце октября прошлого года ему исполнилось 60 лет, а в январе этого - ровно двадцать лет с момента, когда протоиерей Николай в числе первых четырех благочинных на всю Самарскую епархию был назначен благочинным Ставропольского благочиния. А на праздник Благовещения, на Светлой седмице отец Николай получил из рук Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия одну из высоких церковных наград - орден Святого Равноапостольного князя Владимира. Все это послужило предлогом  приехать к отцу Николаю в Казанский храм и побеседовать с ним о его жизни и служении Церкви.

Случай на Речном вокзале

- Отец Николай, расскажите о том, как вы стали священником.
- Сказать, откуда все взялось, мне сложно. Насколько я себя помню, эта тема мне всегда импонировала - храм, молитвы, торжественные Богослужения. Где я первый раз увидел священника, в каком храме - не могу сказать, но в память запало сразу. Я ездил маленьким еще совсем с прабабушкой в Сызрань и Куйбышев в церковь. Видимо, все это оставило в моей памяти глубокие впечатления. Мне было интересно все, что связано с церковью: иконы, лампадки, молитвы. Где собирались молиться, там и я бывал со своей  прабабушкой. Потом были детские невинные игры - наряжался священником, пытался «служить». Это все было в раннем детстве. Окружающая обстановка не была слишком религиозной, моя семья была самой обычной для того времени. Но вот прабабушка всегда старалась бывать в храме.
Помню один такой курьезный случай. Это было, наверное, году в 1953-54-м, мне в ту пору было года четыре. Я также с прабабушкой был в храме, уже не помню в каком, помню, что в Куйбышеве. Она меня брала, чтобы причастить. У меня в памяти остался отъезд на пароходе из Куйбышева. Если кто из горожан помнит, в Куйбышеве раньше был очень интересный Речной вокзал - деревянный павильон, как мне тогда казалось, очень красивый. Там висели картины, стояли скамеечки, в центре павильона стоял бюст Ленина. Сейчас все по-другому. И, видимо, на какой-то момент меня в этом павильоне оставили одного. Что там произошло - не помню. То ли павильон показался мне похож на храм, то ли я просто испугался того, что остался вдруг один, но я стал там молиться при всех. Народ кругом, а я стою и молюсь громко. Все тут же обратили на меня внимание, кто что говорит. Родственники, которые были со мной, увидев все это, даже не стали подходить, пока не подошла прабабушка и не забрала меня. Что было потом - не знаю, но вот такой инцидент произошел.
Затем, уже будучи в Куйбышеве, я побывал с матерью в Петропавловском храме. Как сейчас помню: это была весна 1958 года, я во втором классе учился. И все у меня вновь в памяти всплыло - мои приезды с прабабушкой, молитвы, игры «в священника», и появилась уже тяга к храму. Я стал осторожно, украдкой ходить в Петропавловский храм. Приходил, вставал в укромном местечке. Это был конец 50-х - начало 60-х годов, время сложное, я понимал, что это могло быть небезопасно. Но Бог хранил.

Духовные знакомства

- Позже, я уже в то время учился  в Куйбышевском механико-технологическом техникуме, - продолжает рассказ отец Николай, - познакомился в храме с одной рабой Божией, Надеждой Дмитриевной Введенской. Она читала на клиросе, по-особому одевалась. У меня было много вопросов, и я осмелился к ней подойти. Подошел к ней, поговорил, она очень внимательно ко мне отнеслась - пригласила к себе, мы побеседовали, она дала мне молитвослов. И после консультации, видимо, с Владыкой Иоанном (Снычевым), она меня пригласила на левый клирос Петропавловской церкви.
- А как вы познакомились с Митрополитом Иоанном (Снычевым)?
- Надежда Дмитриевна порекомендовала мне обратиться к Владыке Иоанну. Я до сих пор помню, как будто это было вчера. Стояла поздняя осень 1966 года, был вечер. Я впервые переступил порог Архиерейского дома на Ульяновской, 51. Там состоялась встреча с Владыкой, мы долго разговаривали. И после этой беседы я уже поддерживал связь с Владыкой постоянно. По-прежнему посещал Петропавловский храм, Надежда Дмитриевна обучила меня чтению на церковнославянском языке, я стал читать на клиросе часы, шестопсалмие в свободное от занятий время. А к Владыке я приходил время от времени, и он давал мне литературу.
Так продолжалось до весны 1969 года, когда я был призван в армию. Но и служа в армии, я поддерживал связь письменную и с Надеждой Дмитриевной, и с Владыкой. С Владыкой переписка была немного конспиративная. Я писал письма якобы на имя тети и по другому адресу. Ему их передавали, он мне писал письма так же от имени тети. Его письма были большой поддержкой для меня.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери г. Тольятти.
Затем, после армии, Владыка дал мне рекомендацию поступать в семинарию. Особых сложностей в то время уже не было, но со мной все равно вышел курьезный случай. Я подал документы в Московскую Духовную семинарию, а адрес написал одной прихожанки из соображений осторожности. Она обещала быть дома до тех пор, пока не придет мне вызов. И надо же было такому случиться, что письмо на мое имя принесли именно тогда, когда она отлучилась из дому ненадолго, буквально на тридцать минут. Соседи посмотрели на письмо и сказали почтальону, что здесь такого адресата нет. И письмо направили в стол справок, а оттуда оно попало к уполномоченному по делам религий. По самому плохому сценарию, самый плохой вариант, которого я так стремился избежать. Мне заблокировали выезд из города, не давали возможности выписаться. Но все-таки Господь помог. И 13 августа 1971 года я выехал из Куйбышева для того, чтобы поступать в Московские духовные школы. 14 августа я был уже в Троице-Сергиевой Лавре. И с этого момента у меня началась новая жизнь - обучение в Московской Духовной семинарии, академии, потом вступление в брак, рукоположение.
- Когда вас рукоположили в сан священника?
- 12 августа 1974 года, в день памяти Митрополита Мануила (Лемешевского), Владыка Иоанн рукоположил меня в сан иерея. Затем я еще год проучился в Лавре, в Духовной Академии, после чего был отозван Владыкой Иоанном на приходское служение.
Первым приходом у меня был приход в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Заплавное Борского района. До этого там служил очень известный батюшка - протоиерей Стефан Акашев, с которым я также был знаком. Он умер, приход остался без настоятеля, и Владыка Иоанн направил туда меня.
Мне посчастливилось в жизни быть знакомым со многими духовными людьми. В первую очередь это, конечно, Владыка Иоанн (Снычев) и Надежда Дмитриевна, которая меня с ним познакомила. Знал я и общался с иеромонахом Никитой (Сапожниковым), который незадолго до смерти принял схиму с именем Никандр - он был довольно известен в Самаре, иеродиаконом Федором (Поддубным), инокиней Параскевой. Хотя они скрывали все в то время, но я с ними поддерживал связь, мне это было интересно. Беседы, вопросы, ответы, литература, а в то время она была очень скромная, сложно было ее достать. Но больше всего было мне оказано внимания от Владыки Иоанна, который меня практически вел и руководил моей духовной жизнью.
Прослужив несколько лет в сельском приходе, в 1981 году я был переведен сюда, в город Тольятти. Тогда здесь был единственный Казанский молитвенный дом, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Территория меньше, а храмов больше

- То есть вы, получается, служили в двух храмах, и оба - в честь Казанской иконы Божией Матери?
- Да. Здесь, в Тольятти, уже начинается новая жизнь, новые перспективы, возможности. В какой-то степени уже начинаются и послабления со стороны властей. И в 1985 году нам разрешили реконструировать деревянный молитвенный дом, а вместе с этим появилась возможность открытия новых приходов. Так складывалось благополучно, что первый приход после нашего был открыт в селе Федоровка (это тоже территория Тольятти). Старинный храм, еще пушкинских времен, если можно так сказать. Затем уже в Автозаводском районе открывается приход, а потом - все больше и больше. К тому времени епархию поделили на четыре благочиния, один округ достался мне. Округ был довольно обширный - Тольятти и Ставропольский район, Сызрань и Сызранский район, Шигонский, Кошкинский, Елховский и Сергиевский районы. Нужно было организовывать церковную жизнь в районных центрах, открывать там приходы. Постепенно приходы открывались, люди помогали. Затем организовывались уже новые благочиния. И на нынешний день я являюсь благочинным Центрального Тольяттинского округа. Из того первого округа на нынешний день уже около десяти округов образовалось. Шло распространение Православной веры, воцерковление людей. Все трудами многих и многих священников, помощников-прихожан, которые тоже прилагали к этому немалые усилия.
- Что изменилось в благочинии, кроме того, что оно стало территориально меньше?
- Естественно, шел процесс воцерковления людей. Храмов открылось много. Что касается того, что благочиние мое стало в границах Центрального района, то оно нисколько не потеряло при этом своей значимости. Открыты новые приходы, пришли новые люди, храмы, которые есть в благочинии, заполнены. И идет развитие уже здесь, в этом районе. С очень большой территорией одному просто не справиться. Когда были налажены условия в каком-то районе, по моей просьбе Владыка ставил новых благочинных. А они уже развивали деятельность на месте. По этому можно судить, что за сравнительно небольшой период времени в Церковь пришло все-таки очень много народа.
- Сколько сейчас в вашем благочинии храмов?
- Десять приходов и Воскресенский мужской монастырь, который находится на территории нашего района. Практически в каждом благочинном округе Тольятти, которых три, как и районов в городе, примерно от десяти до пятнадцати приходов.

Преемник старого Ставрополя

- Расскажите об истории вашего храма, о его святынях.
- Приход в честь Казанской иконы Божией Матери сложился преемственно из старых Ставропольских храмов. Ставрополь-на-Волге - предшественник нашего города. Он в 1955 году попал в зону затопления Куйбышевской тогда, ныне Волжской ГЭС. Город был перенесен на новое место, храмы были разрушены. Приход Казанской иконы Божией Матери сформировался здесь в молитвенном доме. Затем была реконструкция в 1985 году, после которой храм стал выглядеть так, каким вы видите его сейчас. Сначала заменили деревянные стены на кирпичные, потом построили колокольню, купола. Правда, в самом начале нам это не разрешали. Разрешение было только на то, чтобы заменить деревянные конструкции. Но с Божией помощью храм приобрел тот благолепный вид, который сейчас есть.
В старом Ставрополе в свое время было несколько храмов - Троицкий собор, Никольский храм, Успенский храм. Но, к сожалению, все они были закрыты в 30-е годы. В послевоенный период жители добились открытия прихода в Никольской колокольне, который освятили в честь Казанской иконы Божией Матери. Мы как бы преемники этого прихода. В нашем храме есть несколько икон оттуда, которые сумели сохранить прихожане - Казанская икона Божией Матери, икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», икона Иоанна Предтечи.
- Как подбирался клир в храме?
- Когда я сюда пришел, здесь уже был штат - четыре священника и диакон. И этого было достаточно на то время. С открытием новых приходов приходили кандидаты, их направляли на обучение в духовные школы, затем они возвращались, вступали в брак, принимали священный сан. Какой-то период времени они были в нашем храме, а с открытием нового прихода я их рекомендовал на новое место. В течение примерно пятнадцати лет через Казанский приход прошли многие священнослужители Тольятти и Ставропольского района. На нынешний день уже, слава Богу, есть у нас пополнение кадрами от Самарской Духовной семинарии. Когда открывается какой-то новый приход, мы рекомендуем из своего окружения опытного священника, а Владыку Сергия просим прислать нам кого-то из молодых батюшек.
- При храме есть воскресная школа…
- Да, у нас была самая первая воскресная школа в Тольятти открыта, еще в 1989 году. В то время это был единственный приход в городе и единственная воскресная школа. Ребятишек там занималось около ста двадцати человек. Когда открывались новые приходы, естественно, там организовывались свои воскресные школы. Кто-то уходил туда, где поближе, к нам приходили новые детки. На сегодня в нашей воскресной школе занимается где-то человек тридцать. По благословению Владыки открыт филиал Детского епархиального центра на базе близлежащей общеобразовательной школы. Мы уже много лет с ними сотрудничаем. И наши дети из воскресной школы, и ученики 21-й школы занимаются вместе. Идет процесс воцерковления, приобщения к церковной жизни, традициям, культуре, вере наших предков.
У нас была в свое время открыта богадельня - небольшой дом престарелых, который в течение двадцати лет был открыт. Здесь были пожилые люди, безродные в основном. Мы о них заботились. Но не так давно богадельню пришлось закрыть. Потребовалось устранить нарушения пожарной безопасности, так что сейчас богадельня находится в состоянии реконструкции.
Проводим катехизаторские курсы для молодежи. Сейчас мы их вынесли за ограду храма. Что интересно, нам предоставили возможность проводить встречи и беседы с молодыми людьми в бывшем Доме политпросвещения, где когда-то читали лекции по атеизму.  Кроме священников с ребятами встречаются там и люди светские, но воцерковленные, - преподаватели Тольяттинского государственного университета, которые являются нашими прихожанами.

Отец Николай рассказывает тольяттинским школьникам об истории Казанского храма.
- А среди прихожан молодых людей много?
- В воскресный день, когда служим позднюю Литургию, храм заполнен молодежью и людьми среднего возраста. И почему-то среди молодежи больше ребят, чем девушек. Для меня непонятно, почему. Если раньше, в советские годы в наш храм в основном ходили женщины, то сейчас наоборот. Очень много приходит семей с детьми. Наш город когда-то считался молодежным, да он и остается таким. И рождаемость в нашем городе на первом месте по области.
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
- Владыка Иоанн в свое время познакомил меня с девушкой, с которой мы дружили два года, пока я учился. Потом, в 1974 году, мы поженились, и по сей день, слава Богу, вместе. У нас трое детей. Старший сын служит диаконом в нашем приходе. У него уже своя семья. У меня трое внуков. Дочь тоже замужем, младшая дочь заканчивает музыкальную школу. Слава Богу, в этом плане все сложилось хорошо. Моя супруга из религиозной, церковной семьи. Они духовные чада Владыки Иоанна, вся семья получала духовную поддержку от него, руководство. Поэтому она понимала, куда шла, зачем шла, какой крест на себя брала. И достойно несет миссию жены священника, матушки. Ее двоюродная сестра тоже была замужем за священником, ныне он уже покойный, протоиерей Михаил Калугин.
Внуки рядом с нами живут, каждый день видимся. Старший внук первый класс заканчивает, а две внучки маленькие еще - одной шесть лет, второй полтора годика.
В нашей семье никогда не стоял вопрос, как привести ребенка к вере. Наши дети от рождения вместе с нами в Церкви. Здесь не было каких-то особых усилий, чтобы их приобщить к вере. Они практически с пеленок видят в храме своих папу и маму. Многое зависит от того, в какой момент родители приходят к Богу. Все зависит от родителей. У нас все было просто.
Господь сподобил меня дожить до шестидесятилетнего возраста. Владыка вручил Патриаршую награду. Я никогда не думал, что могу получить орден князя Владимира. Это всегда считалось особой наградой, за особые заслуги. Не считаю себя достойным, но благодарю и Бога, и Владыку Сергия за то, что так есть.

Беседовала Татьяна Горбачева
14.05.2010
1534
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru