Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Прикосновение к святости

Заметки с декабрьской Православной выставки «Благословенная Самара».

Заметки с декабрьской Православной выставки «Благословенная Самара».

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий служит молебен на открытии выставки.

И вновь в середине декабря в Самару пришла большая Православная выставка, собравшая участников из ближних и дальних стран, городов и сел. Выставка с говорящим названием — «Благословенная Самара»!… Как Божие благословение, возможность встретиться с представителями многих монастырей и храмов, услышать рассказ о наиболее чтимых иконах и святынях из этих мест, купить новинки Православной литературы, и церковную утварь, и разнообразные товары.

Задолго до того, как открылись двери выставочного комплекса «ЭКСПО-Волга», у входов уже толпился народ. И больше всего — в ожидании, когда можно будет поклониться привезенным с Афона святыням — иконе Великомученика Пантелеимона с частицей его мощей, старинной скуфье с изображением святого Пантелеимона, освященной на мощах святого. Много лет ранее в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне в этой скуфье хранилась честная глава святого исцелителя.

Вначале, когда только решалось, сколько времени пробудут святыни на выставке, для этого было отведено всего лишь три дня. Но так велика любовь самарян к великому святому, что устроителям выставки удалось договориться о продлении срока пребывания этих святынь в Самаре, и до последнего дня каждый желающий мог приложиться к ним, испрашивая помощи Исцелителя Пантелеимона, Небесного покровителя всех врачей и больных.

Выставка открылась молебном, который отслужил Митрополит Самарский и Сызранский Сергий. Обращаясь к пришедшим на молебен, Владыка высказал пожелание, чтобы все они и их близкие обратились к нашему великому святоотеческому наследию, испили незамутненной живой воды нашей Православной веры.

Богословие в красках

Многих посетителей выставки заинтересовала беседа о жизни и вере, которую вели вдвоем иконописец Елена Балабанова и настоятель самарского храма Трех Святителей протоиерей Алексий Гладун. Ну а о чем может рассказывать иконописец? Конечно же, об иконе. О ее смысле и полной драматизма истории.

Протоиерей Алексий начал разговор с рассказа о том, как в тяжелейшей борьбе преодолевалась ересь иконоборчества. Тем труднее было противостоять ей, что исходила она от некоторых императоров, жестоко преследовавших поклонявшихся святым иконам. Особой ненавистью к почитанию икон и мощей отличался византийский император Константин V Копроним.

— Иконоборцы приравнивали иконы к идолам, — говорил протоиерей Алексий. — Но само слово «икона» переводится как «образ»! Икона — слово Евангельское, в Евангелии Иисуса Христа называют образом Бога Отца. Отсюда Православное богословие вывело, что поскольку Бог Слово воплотился, стал Человеком, то Его можно изображать. И поэтому для нас икона не идол — «дело рук человеческих», икона есть образ Спасителя, образ Пресвятой Богородицы, образ какого-либо святого или собора святых.

В чем смысл Христианского поклонения иконе? Через поклонение образу мы восходим к поклонению Первообразу, то есть Самому Христу, или Пречистой Божией Матери, или святым угодникам Божиим.

Самарцы молятся у Афонских святынь.

Изобразительность икон неразлучна с Евангельским повествованием. То, что слово Евангельское сообщает нам через слух, икона показывает через изображение. Иконопись, по утверждению святых отцов VII Вселенского Собора, есть особая форма откровения Божественной реальности. Через икону, как и через Священное Писание, мы познаем Бога и получаем всеосвящающую благодать Святого Духа.

Иконописец Елена Балабанова представила участникам беседы изображения редких старинных икон, сопровождая показ интереснейшими рассказами об их истории. О том, что отличает иконы, написанные в те или иные времена мастерами разных иконописных школ.

— Вот представьте, что вы — Христиане первого века и, невзирая на страх смерти, ходите молиться в катакомбы, — говорила Елена. — Какое же изображение могло у вас быть для соборных молитв? Рисовать — ну вряд ли тогда в каждой общине были такие уж большие художники. Поэтому требовалось обозначить то самое главное, ради чего они страдали. И было создано понятное всем Христианам символическое изображение рыбы — чтобы воспроизвести его, не надо было обладать высоким художественным мастерством. Греческое слово ихтис, что означает — рыба, представляет собой акроним, составленный из начальных букв слов в их греческом написании — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель.

… На большом мониторе сменяются иконы разных веков, выполненные в разных, постоянно совершенствуемых, техниках.

— Постепенно формируется, как сказали бы сегодня, институт иконописи. Иконописец должен был уметь не только рисовать определенные образы, но и выражать в иконах богословские понятия. И вот уже на иконах появляется изображение не лица, а лика. Лик — это изображение человека уже в преобразившемся состоянии, обожествленного — святого. Лик должен быть безстрастным, чтобы при взгляде на него ничто не мешало молитвенному обращению к святому. В те времена, когда большинство духовных книг на Руси были написаны по-гречески, не обязательно было знать этот язык — и даже не обязательно уметь читать: достаточно было посмотреть на канонически выполненную икону и проникнуться верой Православной.

И еще очень важные слова сказал отец Алексий:

— Мы видим одновременно на одной и той же иконе изображение и рождения святого, и его подвигов во имя Христово, и преставления. Все события будто бы совершаются в одно и то же время, хотя это противоречит земным законам. В том и дело, что земные законы не властны над иконой, она всегда — в вечности. Всё одновременно, потому что всё это совершается в Вечности. Это исповедание нашей веры в вечность, в вечную жизнь, в то, что мы безсмертны, что Господь и Спаситель наш — победитель смерти.

… А на большой стене конференц-зала, во всю ее ширь — рисунки детей из духовно-просветительского центра «Кириллица» при самарском соборе святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Дети рисуют Рождество Христово, Евангельские события — и учатся видеть не только глазами, но и сердцем, и душой. Кто-то из них уже пробует свои силы в копировании икон. И для кого-то из этих ребят иконопись станет главным делом жизни.

«Дорогой веры»

Поэт Константин Качанов приехал в Самару на выставку из Оренбуржья. Не так давно Константин был экскурсоводом по Святым пещерам. Когда-то близ оренбургского села Покровка отцу Анатолию Чернецову милостию Божией удалось найти сокрытый под склоном горы Монашки подземный монастырь. Довелось и мне побывать в Святых пещерах, батюшка сам провел по всем закоулочкам, рассказал историю некогда знаменитой, но порушенной и преданной забвению обители. Много воды утекло с тех пор… Сейчас Константин Качанов ездит по Православным выставкам, представляя Макаровский Иоанно-Богословский монастырь, что в Мордовии.

Протоиерей Алексий Гладун и иконописец Елена Балабанова.

— Так вы в Покровке живете? — спрашиваю нового знакомца. — Наверное, с детства слышали о том, что гора Монашка непростая…

— Дело в том, что в Покровке я живу лишь восемь лет. Родился в Средней Азии, невдалеке от Ташкента. В 2006 году, как и многие русские, переехал с женой из Узбекистана на историческую родину, в Россию. Божьим Промыслом стал помогать в церкви. И в Узбекистане я бывал в храме, больше по праздникам, ну а в Покровке просто стал жить церковной жизнью. Именно тогда я начал писать стихи на духовные темы. Только здесь открылось главное.

В чистой тишине захожу я в храм,
На святой земле — грош цена словам.
Тёплый свет свечи озаряет лик,
Господи, прости мне за каждый миг!

И за каждый взгляд, и за каждый вздох,
Что к Тебе прийти раньше я не смог:
Я плутал во тьме суеты мирской,
Да и там я шёл лишь кривой тропой,

Но увидел Свет и пришёл к Тебе,
Благодать испить на святой земле…
Голову склоню, на колени пав,
И пойму — когда, где и в чём неправ.

Созерцаю мир через призму строк,
И теперь уже я не одинок.
В чистой тишине покидаю храм,
На святой земле — грош цена словам…

Стихи рождались из раздумий и молитв. Но однажды я показал первые строфы чуть только начатой поэмы двум очень хорошим, очень верующим людям, а они сурово раскритиковали одну не самую удачную строку. И я… перестал писать стихи. Целых два года не мог написать и строчки. Но как-то — я тогда работал в котельной — на ночной смене из души полились стихи. Я писал всю ночь и поставил точку, когда в котельной перегорела лампочка. Моя смена кончилась, и я пошел домой. Включил телевизор и услышал скорбную весть: скончался Святейший Патриарх Алексий II. С тех пор я снова пишу. Как уж получается — судить Богу. А свой сборник стихов я назвал — «Дорогой веры». Трудная это дорога…

Поэт Константин Качанов на Православной выставке в Самаре.

Мерцает слабый огонёк,
Горит лампада пред иконой,
Здесь только двое — я и Бог
В ночной молитве чудотворной.

Шепча губами: «Отче наш… »,
За каждый вздох я благодарен,
Сегодня Ты мне силы дашь,
Залечишь по-отцовски раны.

Простишь грехи, откроешь путь,
Осветят Ангелы дорогу…
Когда придётся отдохнуть?
Известно только мне и Богу.

Лучом зари блеснул восток,
Не меркнет вечная Триада,
Пусть нет меня, остался Бог.
И гаснет медленно лампада…

На Православных выставках люди подходят иной раз затем, чтобы высказаться — у каждого своя боль, свои печали. Ведь так трудно, когда не с кем поделиться тем, что гнетет душу. У меня в 2009 году написался «Плач души»:

Над Афоном и над Валаамом
Льётся колокольная псалтирь,
Я бы тоже стать хотел монахом,
Но не принимает монастырь…

Перезвоны, переливы будят
Благодать, в молитвенной тиши
Слышится всем верующим людям
Плач своей трепещущей души…

В суете земного мирозданья
Обрываясь, завершится путь,
Но остался миг для покаянья
И ещё — последний раз вздохнуть…

Вот что печалит и тревожит: уже сколько лет как открыты храмы, духовных книг — море, только не ленись, читай. Так ведь не читают.

В Москве заходишь в метро: все сидят, уткнувшись кто в планшет, кто в телефон. И не замечают сами, как мало-помалу из них вытравливается духовное:

Биороботы запрограммированы,
Души проданы, словно бы семечки,
Существуют чужими инстинктами
Современные мальчики-девочки…

Христианская мудрая заповедь:
Возлюби! — есть источник спасения
И Покров Богородицы — занавес
От терзающего искушения.

Православие — щит целомудрия,
Крест — великая Божия милость,
Что вечерней молитвой и утренней
Благодатью Христовой пролилась.

Зачем нужны свистульки?

От поэтических строк, от высоких образцов иконописи возвращаемся на грешную землю, к простым ремеслам, которые доступны любому человеку. Хотите научиться своими руками делать из мягкой разноцветной шерсти красивые фигурки ангелочков или колокольчики, которые не стыдно будет и подарить к Рождеству, и повесить на елочку? Добро пожаловать на занятия мастер-классов по валянию из шерсти! Порадовать ближних самодельными, но очень изящными новогодними игрушками и рождественскими открытками, овладеть простейшими навыками в гончарном деле или плетении из бересты? Всему этому и многим другим народным промыслам тоже можно было научиться в соответствующих мастер-классах. Было бы только желание, немножко времени на обучение — и достаточно терпения. Без которого и самый простенький глиняный свисток не слепить… Хотя — зачем эти простенькие поделки современным детям, у которых заграничных игрушек не счесть, которые запросто управляются с компьютерами и смартфонами.

— А вы знаете, что такие свистульки были не только забавой, но и очень хорошей дыхательной гимнастикой для ребятишек? — «открывает Америку» столпившимся у лотка с глиняными птичками молодица в русском сарафане.

И ведь правда: в былые времена дети всласть дудели в вырезанные из тростника дудочки, выводили заливистые трели свистульками с набранной водой, а это развивало музыкальный слух — и укрепляло растущие легкие. Нам бы сегодня поменьше уповать на лекарства, а не доводить до болезни, побольше обращаться к забытым обычаям старой Руси, что помогали сохранить здоровье!…

Ольга Ларькина

Дата: 30 декабря 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
13
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru