‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Тепло в сердце и образах

В Самаре состоялась премьера фильма об известном иконописце Александре Ивановиче Чашкине.

См. также


В Самаре состоялась премьера фильма об известном иконописце Александре Ивановиче Чашкине.

Появление каждого нового Православного фильма — событие в наши дни. А уж тем более такого, который повествует о Мастере. Иконописец Александр Иванович Чашкин знаком нашим читателям: в конце прошлого года было опубликовано большое интервью с ним. И вот он предстает с экрана пятнадцатиминутного документального фильма «Иконописец» самарского режиссера Елены Подроманцевой (студия «Волга-фильм») удивительно простым, легким в общении и светлым человеком. Поразительно теплы и мажорны краски, которые ловко ложатся из-под кисти Мастера на Святые лики росписей храма. И вот на наших глазах рождается образ Святого Георгия Победоносца: Александр Иванович вместе со своей командой работает в самарском храме-памятнике, построенном в честь этого великого ратника духа. Автором проекта церкви является самарский архитектор Юрий Иванович Харитонов, и это далеко не единственная совместная работа двух больших мастеров — их связывает сотрудничество в строительстве нескольких храмов в Черногории.
Необычайно теплой была атмосфера в самарском Доме кино, где проходила презентация фильма. Словно тепло своего сердца залу и людям принес с собой Мастер.
— Работалось удивительно легко, и эту легкость, простоту и обаяние привносил именно Александр Иванович, — рассказывает режиссер ленты Елена Подроманцева. — Я не искусствовед по профессии и тем более не знаток иконописи, и Александру Ивановичу пришлось вводить в курс дела нашу съемочную группу. Делал он это умело, легко и ненавязчиво. Все съемки проходили в Самаре. Наш фильм стал участником Международного кинофестиваля «Послание к человеку».
Иконопись Чашкина — это сочетание строгого византийского стиля и древнерусского искусства, с любовью к ярким, открытым цветам. При этом художник не копирует старинные оригиналы, он остается самобытным Мастером с присущей только ему манерой письма. И самым важным в иконописи он считает умение передать в иконе преображенный образ.
—  Мой учитель иконописец Архимандрит Зинон говорил: чтобы стать иконописцем, не надо убивать в себе художника, — доносится с экрана голос Мастера, — потому что подлинный христианин всегда творец, художник и при этом мудрый человек. Мир Божий настолько прекрасен, что быть верующим и не быть хотя бы в душе художником — это неправильно. А иконопись — это и есть сама преображенная в образе действительность…
Так удивительно сложилось, что в эти дни гостями Самары и этой встречи были сербы — иконописец Владимир Кидишевич и игумен Венедикт, настоятель мужского монастыря из Подмайне — так называется местечко в Сербии, где недавно возрождена древняя мужская обитель XI века. В течение четырех лет, пока шли работы по восстановлению монастыря, художник расписывал стены и своды храма по старинным, уже четыреста лет не применявшимся технологиям создания фресок на растворе из гашеной извести. Изо дня в день с утра до вечера он отдавался праведному труду, тем самым создавая и храм своей души. А режиссер Амира Новакович (Сербия) в это время снимала фильм о работе сербского иконописца. «Подмайне» — так называется эта пятнадцатиминутная документальная лента, которая также была предложена вниманию собравшихся. Ее герой — тот самый Владимир Кидишевич, «один из величайших иконописцев, а точнее, фрескописцев современности» — так охарактеризовал его Александр Иванович Чашкин. К сожалению, по техническим причинам фильм шел без звука. Но глаза неотрывно следили за всем, что происходит на экране: вот Владимир приходит в храм, молится, вот он замешивает раствор, вот наносит его на стену и — начинается работа. В каждом движении — поэзия… Герой повествования в это время находится в зале. Кто-то из присутствующих заметил, что кадры фильма по замыслу режиссера сопровождаются звуками игры на восточном народном инструменте — кавале, и исполняет их сам иконописец. И тут все услышали нежную протяжную мелодию. Это Владимир взял в руки музыкальный инструмент и заиграл… И кадры «заговорили»… Этот фильм получил в 2002 году Главный приз на Международном фестивале Православных фильмов в Грузии «Крест святого Андрея».
Гости из Черногории прибыли в Самару по приглашению самарского архитектора Юрия Ивановича Харитонова. По словам игумена Венедикта, каждый день они посещают храмы, и это духовно очень наполняет их.
Под занавес встречи Александр Иванович Чашкин подарил сербским друзьям икону Царя-Мученика Николая II собственной работы. А я, обращаясь к Чашкину с просьбой поделиться впечатлениями от фильма «Иконописец», задала ему единственный вопрос: сумели ли авторы фильма рассказать самое важное о его работе? И вот что он ответил:
— Самое актуальное сейчас и в России, и в Сербии заключается вот в чем. Та западно-католическая традиция, которая пришла к нам в иконопись с XVII века, многое изменила. От древней иконы, фрески мало что осталось. Ведь что такое иконопись? Это изображение преображенной действительности. Реалистическая живопись изображает исторический путь, но это — не церковная живопись. Великий художник Васнецов, который великолепно расписал храм, в конце своей жизни признался, что шел не тем путем.
В наши дни многие не видят разницы между реалистической живописью и иконой, и до семидесяти процентов заказов сегодня поступает именно на реалистическую живопись. В храме не должно быть «облегченного» искусства. Но какой-то перелом уже наметился. Фильм показал именно то, что сейчас в иконописи началось возрождение древней традиции. Вот живой пример. У художника Владимира Кидишевича из Черногории стиль иконописный, хотя сам он совершенно своеобразный мастер. Но при этом он остается в своей национальной традиции в искусстве, изображает тот самый преображенный мир.

На снимках: слева направо: иконописец Владимир Кидишевич и игумен Венедикт (оба — Черногория); Александр Чашкин; архитектор Юрий Харитонов; Черногорский иконописец Владимир Кидишевич сопровождал показ фильма о своем творчестве игрой на дудочке.

Ирина Гордеева
Фото автора
09.11.2007
1243
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru