Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

«Спасаться лучше в общине»

При храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских создано Православное сестричество.

Наш разговор с иереем Игорем Макаровым о сестричестве, созданном по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия в феврале этого года в Православной общине свв. Новомучеников и Исповедников Российских поселка Прибрежный Самарской области, начался с вопроса:

— Как вы подошли к изучению такого уникального явления церковной жизни, как Марфо-Мариинская обитель?
— О жизни Марфо-Мариинской обители милосердия сейчас известно очень мало, — сказал отец Игорь. — Мы по крупицам собираем материалы. Мысли и идеи Великой Княгини до сих пор не реализованы, а они остались вдохновляющими. То, что было в в Марфо-Мариинской обители в начале прошлого века, — только начало какого-то большого дела, которое сейчас еще трудно полностью осознать. Мы стоим в начале какого-то очень важного и большого пути, но не дерзаем даже посмотреть вдаль. Потому что это не просто одна из форм служения ближнему, а церковная деятельность, диаконическое служение. Великая Матушка осторожно говорила о том, что в Церкви должно произойти возрождение древнего диаконического служения женщин. Но она ни в коем случае не желает попросить Церковь, Ее Синод об этом. И что для нее и ее сестер это будет большим крестом. Но если на них возложат этот крест, они готовы его понести. И то, что мы сейчас делаем, это мы делаем не сами. А просто берем ее мысли, ее Устав и применяем. Ее мысли жизненны, они прививаются легко и живут естественно. Ее Устав естественно влился в жизнь нашей церкви, и в него тоже естественно вошли наши сестры.
— А ведь сама Великая Княгиня довольно долго над ним думала и долго его составляла, советовалась.
— Нам, конечно, дороги и другие имена людей, которые принимали участие в утверждении форм жизни Марфо-Мариинской обители милосердия. Это Святитель Тихон, Патриарх Московский, Святитель Владимир, Митрополит Московский, а впоследствии Киевский. Целый сонм святых собрался вокруг этого дела, ибо дело благодатное.
— С чего вы начали?
— Мы стараемся ничего своего не придумывать. Начали мы с того, что взяли полностью Устав Марфо-Мариинской обители, только что-то расшифровав для себя. Потом согласовали свои пояснения с начальницей возрожденной обители в Москве монахиней Елисаветой. Мы в Москве у нее бываем, она к нам приезжала.
— Кому впервые пришла мысль создать сестричество, вам или вашей матушке Елене?

— Сейчас даже трудно сказать, кому… Мы до этого уже думали о разных путях объединения, потому что девушки уже жили у нас при храме. В городе Бузулуке Оренбургской епархии есть замечательная Тихвинская обитель в честь иконы Божией Матери Тихвинской. Там эта мысль о сестричестве как какая-то радость пришла, вдохновленные ею, мы с матушкой подошли к Тихвинской чудотворной иконе, приложились к ней, помолились. Смотрим — тут же на аналое лежит икона Великой Матушки, с частичкой мощей. Мы приложились и к этой иконе. А уже в этом году за трапезой мы читали сказание о Тихвинской иконе. И вдруг жертвуют в храм икону Тихвинской Богоматери, небольшого размера, древнюю, чудную. И тогда только я вспомнил всю эту историю.

Долго мы думали по поводу посвящения матушки, хотя она хотела и желала этого всеми силами. Духовник, протоиерей Николай Винокуров из Ташлы, долго молчал, а тут звонит на Страстной: «Благословляю матушку на Светлой Седмице посвящать». Неожиданно так. А перед самой Пасхой нам в храм икону жертвуют — большой образ Иверской Божией Матери, на Афоне писанный, ей более ста лет. Когда мы ее несли в храм, прихожане плакали, на колени становились, молились. И сейчас после службы люди выстраиваются в очередь к ней приложиться. Празднование Иверской на Светлой Седмице во вторник. Решили мы в этот день матушку посвящать. А потом уже вспомнили, что Иверская икона для Великой Матушки была тоже особой иконой. На праздник Иверской иконы Святитель Тихон служил в обители, потом долго беседовал с Матушкой, уехал — и тут же приехал «воронок», ее забрали и больше она не вернулась. Иверская Божия Матерь ее благословила на крестные страдания. Мы сами удивляемся многим совпадениям и духовным связям с Марфо-Мариинской обителью. Святитель Алексий Митрополит Московский — небесный покровитель Москвы и Самары — вдохновил Великую Княгиню Елизавету Феодоровну на создание обители, когда она молилась у его мощей. Начальница возрожденной обители в Москве, матушка Елисавета — из Самары, заканчивала здесь школу, вуз. Храм наш — святых Новомучеников и Исповедников Российских.
— У вас на Сретенье в этом году прошел Чин посвящения в Сестры. Чем отличается сестра от инокини?
— В общине милосердия есть три ступени. Первая — ученица. Она пишет прошение, получает благословение священника и облачается в сестринские ученические одежды: платье типа подрясника и покров, завязанный назад. Вторая ступень — испытуемые сестры милосердия. Они подают прошение, и над ними совершается Чин посвящения, который составила Матушка Елизавета и благословил Патриарх Тихон. Чин этот уже предусматривает принятие монашеских обетов: целомудрия, нестяжания и послушания. Но эти обеты даются на срок: на год, на три года. За это время девушка может понять, что ей в жизни нужно. Парни в России служат в армии по два года, а девушки жертвуют Богу и ближнему свои молодые силы на тот срок, на какой сами решат. Чин посвящения очень красивый, древний, он схож с пострижением, хотя самого пострижения нет. Третья ступень — крестовая сестра милосердия, когда даются обеты на всю жизнь. У нас крестовых сестер пока еще нет, так как нашей общине еще нет и года, а крестовая сестра может быть только из числа испытуемых.
— В России такой вид христианского подвига, как крестовая сестра милосердия, появился благодаря Великой Матушке, или что-то подобное уже было в русской жизни?
— В жизни Марфо-Мариинской обители были некоторые заимствования из западного христианства. Но Матушка Елизавета (она сама об этом говорила) взяла то, что там на Западе в то время уже умирало. То, что было жизненным и наполнено христианским духом, она взяла и перенесла на российскую почву. Мы ездили за опытом в Германию, там есть целые обители сестер милосердия, с большим штатом. Начали расспрашивать про общину, как они молятся, а хозяева уходят от ответа. Оказалось, там нет ни одной сестры милосердия с христианским духом. Они ходят как на обычную работу, получают за это деньги, никаких обетов не дают, молитвы нет. Это просто социальные работники в определенной форме одежды. Россия сохранила то, что там умерло. У нас это нашло очень большой отклик, потому что женщина в Православии ищет служения и часто не находит его. Это осуществление жертвенной любви женщины, сама Матушка Елизавета горела этой жертвенной любовью.
У нас есть ощущение необходимого, чего-то древнего, настоящего в диаконическом служении. Великая Матушка хорошо это в самом названии заключила, это служение Марфы и Марии, где созерцательное и деятельное служение Господу соединилось воедино. В начале монашеского пути преподобный Пахомий непрестанно молился в пустыне, но не мог победить страсти. Тогда он возопил Богу, ему явился Ангел и сказал: «Молитва и труд — этим спасешься». Все сестры у нас заняты в церковном служении: они и звонари, и певцы. Но не только. Монашеская община закрыта для мира, главная задача монахинь — молиться. А кто пойдет к сирым и убогим? Мы будем ухаживать за брошенными стариками, заниматься детьми. Обедом стариков кормим, пол моем. Учим детей в церковно-приходской школе. Дети, которые у нас учатся, стали немножко другими: уравновешенными, спокойными, рассудительными, дружелюбными, на удивление мамам. У нас есть желание устроить приют для девочек. Сейчас уже у нас есть дети, которых мы окормляем. Наш юрист по благословению Владыки Сергия работает над юридической базой для создания приюта. Сестричество уже имеет достаточно сил, чтобы серьезно заняться воспитанием детей. Многие из сестер имеют педагогическое образование и просто склонность к воспитательной работе. Это дело очень новое и очень трудное. Государство пока не решается отдавать детей в руки Церкви. Но уже открыты несколько приютов в стране. Мы надеемся на смелость и мудрость и наших руководителей, тем более что есть соглашение о сотрудничестве между Самарской епархией и Департаментом здравоохранения Администрации Самарской области. В его рамках мы могли бы создать совместно приют для девочек. Здание, которое мы сейчас строим, рассчитано для классов церковно-приходской школы и небольшого приюта. Есть свои правила воспитания в Православных приютах. Это хорошее воспитание, в семейной обстановке. В Москве в приюте при Марфо-Мариинской обители воспитываются 17 девочек, результаты очень хорошие.
— Искушений у вас много?
— Конечно, бывают. Но относишься к этому не как к естественному явлению, а противоестественному и начинаешь с этим бороться, не позволять этому властвовать над тобой. Сейчас, на мой взгляд, в Православии особенно необходима общинная жизнь. Храмы строятся, священники учатся — все это хорошо. Но следующий этап — это создание церковной общины. Только когда мы начинаем жить общинной жизнью, мы можем победить себя. В общину мы входим с неохотой, переступить через свое «я» очень трудно. Но уже попав туда, человек чувствует, что в общине он не просто защищен, а стал свободным, как это ни странно. Ощущает духовную свободу и чувствует свои духовные силы. Я сам это ощутил, находясь в общине. Это происходит за счет соборности, общинной жизни, соборной молитвы и чего-то еще.
Сестры причащаются на каждой Литургии, если есть возможность, и прихожане тоже. Господь милостив, община сестер естественным образом, как веточка, выросла из прихода, без каких-то разрывов, и растет, не нужно было ничего перестраивать, ломать. Прихожане тоже укрепляются, для них наши сестрички становятся примером церковной жизни.
Мы стали на путь, который нами до конца не познан. Я не могу сказать, к чему это все приведет, и боюсь по своей немощи заглядывать вперед. Но чувствую, что что-то большое, светлое, радостное впереди. В общине, в приходе что-то зреет настоящее. А как это дальше будет? Как Богу будет угодно. Единственно: не хотелось бы ничего от себя сочинить. Когда мы храм строили, у нас был такой принцип: ничего не сочинить от себя, а построить, как строили предки, тогда это получится по-настоящему. Слава Богу, получилось. Так же и в сестричестве: как можно меньше в этом участвовать лично, а больше быть послушниками, а не руководителями. Я ощущаю здесь себя на послушании, послушание это больше меня. Это не расслабленная, безвольная позиция, напротив, она требует очень большого напряжения воли. Потому что все время нужно сдерживать свое «я». О том, что будет с нашей общиной дальше — вопрос не ко мне, не к послушнику…

См. также
Людмила Белкина

Тропарь святой преподобномученице великой княгине Елисавете

Тропарь, глас 2

В красоте земней красоту небесную показала еси, святая преподобомученица Елисавето, и женам-мироносицам Марии и Марфе подражала еси, в служении Богу и людем страждущим. Темже прослави тя Христос Бог, яко едину от святых жен российских, дарующих вам мир и велию милость.

Тропарь, глас 1

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

Тропарь, глас 4

Страстотерпица преподобная Варваро, в напастех с наставницей своею даже до смерти пребывшая, Христово бо Евангелие исполнив, положила еси душу свою за други своя. Ныне же предстоя с собором святых жен российских, моли оставление грехов даровати чтущим любовию святую память твою.

Тропарь, глас 4

Кротость и смирение и любовь вселивши в душу свою, усердно послужила еси страждущим, страстотерпице святая княгине Елисавето, таже с верою претерпела еси страдания и смерть за Христа, с мученицею Варварою. С нею же моли о всех с любовию почитающих вас.

Кондак, глас 4

Воспоем днесь славу святым новомученицам Российским, благоверной княгине Елисавете с Варварою верною, в Гефсиманийстей веси погребенным, образ бо вам показавшим мужества духовнаго во исповедании веры Православныя. Темже молим вас, молитеся Христу Богу, да изведет на жатву делатели Своя, просветити светом истинныя веры страну еяже возлюбили есте, и спасет души наша.

Кондак, глас 4

От славы царственныя, вземши крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящися за врагов, и обрела еси радость вечную, святая мученице княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молите о душах наших.


19.07.2002
Дата: 19 июля 2002
Добавьте в соц. сети:
Cохраните в закладках:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2016 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru