Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

Заступница Усердная

Слово Архимандрита Владимира (Наумова) ко дню Казанского образа Пресвятой Богородицы и столетию октябрьского переворота.

Слово Архимандрита Владимира (Наумова) ко дню Казанского образа Пресвятой Богородицы и столетию октябрьского переворота.

Праздник Казанской Богоматери напоминает всем нам, как близка Своим молитвенным заступлением пред Своим Сыном, Господом нашим Иисусом Христом, Пресвятая Богородица. Она покрывает Своим Честным омофором Святую Русь. Так было во все века, при всех напастях — Она хранила нас. На Ее милосердие и заступничество уповаем мы и в эти нелегкие для всех нас дни. Дни, когда совсем уже близка страшная дата, обозначившая для нашей страны некий раздел — черту, что пролегла прямо по сердцу Святой Руси, превратив ее в Советскую Россию. Пытались это сделать, долгие восемьдесят лет пытались уничтожить самую память о том, что земля наша многострадальная — именно свята. Но не вышло, до самого конца, до самого дна не вышло уничтожить в нашем народе историческую память, ибо всегда была с нами Святая наша Заступница. И ныне упование на Ее помощь укрепляет наш дух, соделовая его духом православным, помогая нам идти от разъединения к объединению, от вражды и ненависти к миру.

В эти тяжелые дни взором своим духовным обращаемся мы в страшные для нашей страны дни той, первой Смуты.

Более трехсот лет тому назад в России настало междуцарствие. Славный род Дома Рюрика пресекся. Бедствием этим хотели воспользоваться соседи наши, поляки и шведы. Истощив все средства, многие россияне приняли сторону поляков, и уже во многих церквах стали поминать имя польского царевича Владислава. Почти половина городов русских предались иноземцу. Без боя отдалась Москва полякам. Россия почти перестала существовать как единое государство. В храмах Московского Кремля были польские конюшни. Поляки жгли костры, на которых выплавляли золото из богослужебных одеяний.

Скорбно было русским видеть все это безчинство, больно было не иметь своего Царя, жаль было отдать Отечество во власть неправославного Владислава. Горячо молились люди земли нашей Божией Матери и святым земли Российской.

И Бог услышал! И дал Руси трех великих сынов Отечества: инока Авраамия Палицына, князя Димитрия Пожарского и гражданина Нижнего Новгорода Косму Минина. И они воззвали к народу: «Станем, братья, за Святую Русь!..»

Это воззвание пробудило дух россиян, объединило их, и князь Пожарский собрал ополчение, чтобы идти на освобождение Москвы от поляков. Просили о помощи и Казань. Казанцы пошли к Москве и подняли с собой чудотворную Казанскую икону Богоматери. И вот — все русские ополчения слились в одно войско у стен Москвы. По случаю принесения чудотворного образа был назначен трехдневный пост. Почти в это время поляки уморили голодом Патриарха Ермогена, Предстоятеля Церкви Русской. В плену томился Святитель Арсений, и вот ему было видение Преподобного Сергия Радонежского, который возвестил о нашей грядущей победе. Весть эта быстро разнеслась по всему ополчению. И ополченцы, вдохновившись, одержали блестящую победу и освободили Кремль и всю Москву от поляков.

Это произошло потому, что горяча была молитва всей нашей скорбящей страны к Пресвятой Богородице, истово молились предки нашей Заступнице, и Она не постыдила — вновь спасла бедственно вопиющих к Ней от страшной опасности. Опасности, грозящей уничтожением самого государства и веры Православной. Пожалуй, столь страшных времен, как то, первое смутное время, на Руси еще и не бывало…

И чтобы на Святой Руси не забывали о той вдохновляющей помощи Богородицы в преодолении Смуты, был установлен особый праздник в честь Казанской иконы Богоматери, который дошел и до наших времен.

Тяжелы наши дни. Но без прошлого нет будущего. Воскреснет ли и сейчас Земля Русская, сможет ли победить тяжелую годину скорбей? Этот вопрос безпокоит нас всех. Здесь боль наших сердец, боль за будущее, за детей наших.

Сегодня почти утрачена духовность как объединяющая сила. Слабы ее ростки, но все же они потихоньку пробиваются через толщу равнодушия, эгоизма, потребительства и многих, многих других пороков. Началось духовное обновление нашей жизни. Ведь тысяча лет православного воспитания народа не могла безследно исчезнуть. Есть надежда, что в народе нашем зреет незримая сила, духовная мощь и не всё погибло безвозвратно.

Что же нас может объединить? Это вера наша Православная. Мы люди крещеные. Эта невидимая и незримая нить нас всех объединяет. Вера Православная присуща русской душе, она глубоко пустила в ней корни за тысячу с лишним лет, и эти корни выкорчевать невозможно, как ни пытались сделать это в течение долгих десятилетий безбожия. Соборность, заключенная в самом духе русского народа, и сейчас спасает нас от вражеского нашествия. Нет, враг сейчас не занимает наши города. Он занимает наши души, души наших детей. А наша душа до сих пор непонятна нашим врагам, они не знают и не могут познать крепости нашей веры. В тайниках глубоких хранится она у нашего народа. И вот на эти тайники идет сегодня нападение. Незримая война, невидимая, но жестокая брань идет непрестанно за каждого из нас.

Какие силы сплачивали наших предков, чем они жили, как хранили культуру, обычаи, традиции? А они, прежде всего, не отрекались от веры своих отцов. И ведь какие скорби Святой Руси только не пришлось пережить! Какие только тяготы и невзгоды за одиннадцать веков не легли на ее плечи! Много поганого воронья вилось над нашей Святой Русью. Много приходило к нам завоевателей, для которых Россия всегда была сильной помехой в осуществлении их планов мирового господства. Сколько скорби и слез они приносили на нашу землю! То же Смутное время, начало семнадцатого века — ценой каких страшных потерь далась вновь обретенная свобода, но мы вышли из тех тяжелых лет, и страна обрела своего Царя, и вера Православная вновь воссияла во всем своем торжестве правды. Особая миссия России была в том, что она стояла насмерть, закрывая собою от зла весь мир. Русь находила в себе силы, поднималась из пепла и руин, преодолевала мрак Смутного времени. И — выходила к свету и вела за собой другие народы, объединяя их под своим материнским крылом, просвещая их верой Христовой.

Духовный путь начинается и с познания христианского духа русской классики. Знание светской культуры прошлого, основанной на христианских ценностях, есть залог будущего духовного возрождения. Историческое наследие и сегодня должно объединять нас. Нам надо вернуться к своим духовным истокам. Должны же и мы когда-то восстанавливать разрушенное и обратиться к труду созидательному.

В послереволюционные годы были уничтожены тысячи храмов, сотни монастырей, многие тысячи священников и монахов расстреляны и замучены в тюрьмах и лагерях. Попрана была вера наша Православная. Пытались уничтожить ее враги, терзавшие нашу страну. И вместе с утраченной верой из нашей жизни уходили мир, любовь, совесть, стыд, уважение друг к другу и к труду. Люди бросились в омут безнравственности: пышным букетом расцвели человеческие пороки, особенно это заметно в последние десятилетия. Конечно, нет человека без греха. Как в Псалтири сказано, «нет творящего благое, нет ни единого». Но Бог зовет нас к покаянию, зовет в Свою лечебницу — в Церковь. Только в покаянии мы можем обрести очищение от многолетней скверны, и до сей поры покрывающей наши души. Только покаявшись, мы, всем народом, сможем умолить Пресвятую Богородицу не отнимать Своего Покрова от нас, вновь прийти к нам, скорбным, грешным, но жаждущим прощения, очищения, освобождения от греха, жаждущим соединения с Ее Сыном. Возможно ли и сейчас это?..

Почти все утрачено. Скорбно смотреть, когда указывают на некогда святое место, скажем, в селе Тепловка нашего Пестравского района, где сейчас на месте церкви сараи и навозная жижа. Не отсюда ли, от попрания святаго места, наше безкультурье, стены наших домов, исписанные мерзостями. Целые поколения вырастали, проходя мимо запущенных, разграбленных и поруганных святынь народных. Дети играли на разоренных алтарях, не задумываясь о том, для чего вообще строили храмы.

И все же — духовная смерть только частично смогла коснуться души народной. Не принимает наша душа русская влияние заморских стран. Дикая музыка, шмотки, пойло, все эти жалкие подачки — не могут они растворить до конца дух наш славянский, взращенный верой, культурой нашей великой, нашей литературой и музыкой, что пропитаны Православием и по всему миру пронесли наш великий русский дух. И сейчас нам предлагают эти нравственные растления, этот суррогат, в котором нет ни единого живого зерна! Господи! Как мы унижены!

Но жива, жива та слабая объединяющая нить — это вера наша Православная.

«Россия сокрушилась в революции потому, что русские люди в большинстве своем добродушны, но слабы в добре. Сильных же в добре было немного. И вот, когда появились люди сильные во зле и стали звать массы не бояться падения, падать, скользя вниз по линии наименьшего сопротивления, — то множество слабых поколебалось и отдалось этому зову. …Для русского народа нет выбора, если он не сумеет укрепить в себе национально-духовный характер, тогда он вообще не сможет удержаться на исторической арене, тогда он будет развеян в пространство, как мякина», — это писал русский философ Иван Ильин, умерший на чужбине в 1954 году.

Духовная борьба тяжелее физической. И наши враги давно ведут ее с нашим народом. Тлетворный дух уже проник во все слои нашего общества. Почти утрачены христианские добродетели, многие смеются над ними, как над устаревшими и ненужными. Царит вседозволенность. Но ведь так продолжаться больше не может! Есть крайность, конец всего сущего в мире. Крайность для нас всех — тупик, бездна. О правде наш народ знает. Она не забыта до конца. Он интуитивно стремится к вере, которая одна и есть правда. На протяжении всей своей истории духом держалась страна наша. И когда она отпадала от правды, Святую Русь посещали неисчислимые беды…

В эти дни празднования Казанской иконы Божией Матери, в грядущие тяжкие дни страшной даты столетия октябрьского переворота вспомним свою историю. Этот праздник, день Казанского образа, — особый, пробуждающий нашу совесть, освящающий и собирающий нас всех воедино. Наша земля Русская — удел и жребий Богородицы. Если мы укрепимся в добре, то Она, как встарь, соберет нас всех под Свой Материнский Покров.

Сегодня матушка Россия совершает свой Крестный путь. Без Креста не может быть Воскресения. Верим, если есть Крест, будет и Воскресение, будет и спасение.

Господи, благослови!..

Архимандрит Владимир (Наумов),
настоятель Михаило-Архангельского храма с. Высокое Пестравского района Самарской области.

Дата: 3 ноября 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
0
0
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru