Доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Сергея Львовича Фирсова, прочитанный на Всероссийском форуме «Наследники победителей» в Самаре 22 мая.
Об авторе. Сергей Львович Фирсов — доктор исторических наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Читает курс лекций в Санкт-Петербургской Духовной Академии. Мы публикуем его доклад, прочитанный на Всероссийском форуме «Наследники победителей» в Самаре 22 мая с.г.
20 января 1918 года Совет народных комиссаров во главе с В.И. Лениным принял декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», согласно которому Церковь не просто «отделялась» от государства — она не получила прав частного религиозного общества, теряла права на владение собственностью, более не имея и права юридического лица. Все ее имущество объявлялось «народным достоянием». Обучение Закону Божьему в тех учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы, запрещалось. В.И. Ленин лично заменил первую статью проекта декрета, гласившую, что религия есть частное дело гражданина страны, положением об отделении Церкви от государства. VIII (ликвидационный) отдел Народного комиссариата юстиции проводил в жизнь отделение Церкви от государства.
Декрет вызвал отрицательную реакцию членов Поместного Собора, которые, со своей стороны, не представляли возможности раздельного существования Церкви и государства в России. Воспринимая большевиков как узурпаторов государственной власти, многие церковные деятели не могли представить, что те пришли «всерьез и надолго».
Первоначально большевики ошибочно полагали, что, разрушив административную церковную структуру, можно достаточно легко и быстро «освободить» трудящиеся массы от религиозного «дурмана», к тому же имея такое средство давления на иерархию и клир, как открытые гонения и террор. В то время никто из большевистских лидеров всерьез не рассматривал Русскую Православную Церковь как возможного союзника власти. Свидетельством этого можно считать антицерковные кампании 1918-1920 годов, в том числе и эпопею по вскрытию гробниц Православных святых. «Кавалерийская атака» на Русскую Православную Церковь не принесла тех результатов, на которые надеялись большевики, религиозность населения существенно не снизилась(1). К тому же и церковное руководство, не поддаваясь «искушениям» гражданской войны, сумело занять позицию аполитичности: 8 октября
Первоначально большевики ошибочно полагали, что, разрушив административную церковную структуру, можно достаточно легко и быстро «освободить» трудящиеся массы от религии.
Во второй половине 1921 года Поволжье охватил страшный голод. Поводом для новой антирелигиозной кампании стало изъятие церковных ценностей под лозунгом сбора средств для помощи голодающим. Сопротивление верующих насильственному изъятию ценностей, имевших богослужебное назначение, вылилось в начале марта
Тогда же власть сумела добиться внутрицерковного раскола Русской Православной Церкви, поддерживая противников Патриарха Тихона против его сторонников — «тихоновцев». Получившие в дальнейшем наименование «обновленцев», иерархи и священники, выступившие против Святейшего Патриарха Тихона, целиком и полностью поддерживали действия советских властей, при содействии которых сумели даже провести два «собора» в 1923 и 1925 гг.
Власти решали стратегическую задачу полного уничтожения религии, а потому любые контакты с «церковниками» рассматривали как временные соглашения,
ни к чему их не обязывающие.
Государственная власть, исходя из собственных прагматических соображений, в
Власти решали стратегическую задачу уничтожения религии, а потому любые контакты с «церковниками» рассматривали как временные соглашения. Это стало ясно еще при жизни Патриарха Тихона: ГПУ не желало явного усиления какого-либо церковного «направления», в том числе и своих временных союзников обновленцев.
Осознав, что раскол не привел к распаду Русской Православной Церкви, власти стали добиваться контроля над ее кадровой политикой, в обмен предлагая легализацию органов церковного управления. В мае
Новый строй не мог терпеть идейно чуждую силу, даже несмотря на политическую лояльность Церкви.
С тех пор светская власть получила возможность влиять на кадровую политику Русской Православной Церкви, удаляя неугодных иерархов и клириков, используя полномочия высшей церковной власти. В этой связи полагаю возможным говорить о своего рода извращенном атеизмом «византийском наследии» — стремлении государства, в данном случае богоборческого, оказывать влияние на ход внутрицерковных дел и, одновременно, стремлении, по крайней мере, части Православно-церковного Священноначалия найти себе место в государственно-политической структуре страны.
Советская Украина. «Утилизируют» церковные ценности. |
Церковь вновь, как и до переворота
Спустя два года после опубликования «Декларации» Митрополита Сергия советское руководство подготовило и официально утвердило постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» (от 8 апреля
В 1930-е годы власть всячески подогревала антирелигиозные настроения, публикуя в центральной прессе статьи погромного содержания. Наиболее одиозные из этих статей были собраны в брошюре «О контрреволюционной деятельности религиозных мракобесов» (М.: ОГИЗ — ГАИЗ, 1938). Не случайно, думается, появился с течением времени термин «безбожная пятилетка», интересный с психологической точки зрения — ведь сами власти ни о какой «безбожной пятилетке», в течение которой нужно было полностью подавить религиозность, публично не говорили. Действительно, систематическое истребление всего, что так или иначе было связано с религиозным, прежде всего Православным, прошлым Российской Империи, велось открыто и комментировалось в печати.
Об отношениях государства и Церкви в период Великой Отечественной войны см. здесь
Как политик Н.С. Хрущев рос в годы разгромных антицерковных выступлений. Восстанавливая «ленинские нормы» в партийной и государственной жизни и развенчивая «культ личности», он воспринимал Церковь как исторический рудимент, отношение к которому должно быть по-большевистски непримиримым. И хотя период между 1954 и 1958 гг. оказался самым благоприятным для Русской Православной Церкви после
1937 год. Перепись населения. Большинство граждан назвали себя верующими. |
Однако эта идеологическая борьба имела для Русской Православной Церкви весьма плачевные результаты: к
Ни о какой «безбожной пятилетке», в течение которой нужно полностью покончить с религией, официальные власти публично не говорили. Но это следовало из их действий.
При этом на конференциях и симпозиумах за границей и в СССР церковные лидеры добивались принятия всевозможных деклараций в поддержку мира во всем мире, показывая себя патриотами социалистического Отечества. Русская Православная Церковь даже в годы хрущевских антирелигиозных гонений продолжала оставаться внешнеполитическим соратником советского государства. В марте
Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) далеко не всегда мог реализовать политико-стратегические установки советского руководства. Делегация Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), прибывшая в декабре
В СССР государство было антирелигиозно по своей сути.
Противостояние достигло апогея в начале
Большевики разоряют церковь во Пскове. |
Новым руководителем ОВЦС стал Епископ (а в дальнейшем Митрополит) Никодим (Ротов; 1929 — 1978) — один из наиболее выдающихся церковных деятелей советского периода, сделавший все возможное для выживания Русской Православной Церкви «внутри советского организма, а не вне его — так, чтобы Церковь смогла сыграть активную роль в обществе тогда, когда государство осознает ее необходимость», — как писал протопресвитер Виталий Боровой. Поэтому, как полагал протопресвитер Виталий Боровой, Митрополит Никодим «считал внешнюю деятельность не столько ценой, которую приходится платить, сколько желательной для Церкви возможностью. Международная деятельность и престиж, который она приносила Церкви, усиливали ее позиции в отношении к государству»(7). Но любые инициативы церковного руководства должны были согласовываться с советскими чиновниками. Именно они определяли меру «идеологической пользы» и «идеологического вреда», получаемых от контактов с религиозными организациями страны (прежде всего — с Русской Православной Церковью).
По словам М.И. Одинцова, в 1980-х годах работавшего в Совете по делам религий, именно на этот Совет с конца
Со сказанным можно согласиться только с одной оговоркой: обер-прокуроры Священного Синода, даже если и были иногда людьми малоцерковными (что случалось, например, в XVIII веке), все же считались личными представителями Православного Императора. Задачей обер-прокурора была защита Церкви «от враждебных на Нее поползновений». Конфессиональная ориентация государства определяла и положение Православной Церкви. В СССР государство было антирелигиозно по своей сути. И прагматичный Сталин, и «субъективист» Хрущев могли допустить только одно: использование Церкви в решении тех или иных своих политических задач. Совет по делам Русской Православной Церкви, преобразованный в середине 1960-х годов в Совет по делам религий, организационно обслуживал эти задачи.
После отставки Хрущева в октябре 1964 года отношения Русской Православной Церкви и советского государства несколько улучшились: ослаб жесткий контроль за совершением обрядов, резко выросло число треб. Смягчение государственной политики было продемонстрировано правительством буквально через несколько дней после октябрьского пленума ЦК КПСС. 19 октября Митрополит Никодим (Ротов) и Епископ Питирим (Нечаев) стали официальными участниками правительственного приема в честь запуска космического корабля «Восток». Вскоре, в январе
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Троице-Сергиевой Лавре. |
Однако стратегические цели коммунистического руководства в отношении религии не претерпели каких-либо изменений. Положение не изменилось и после кончины в апреле
В
Кризис коммунистической идеологии неминуемо должен был выявить интерес общества к альтернативной — религиозной системе идей, способствовать появлению новых форм государственно-церковных отношений в стране.
В годы перестройки власти изменили свое отношение к значению Русской Православной Церкви в истории России, позволив широко отметить 1000-летие Крещения Руси. В июне 1988 года состоялся Поместный Собор, прославивший многих новых святых, в их числе — благоверного князя Димитрия Донского, блаженную Ксению Петербургскую, преподобного Амвросия Оптинского. По заказу Русской Православной Церкви Гостелерадио и Госкино изготовили шесть фильмов о церковной жизни, восемь кинолент находились в производстве. «Мелодия» по заказу Церкви выпустила юбилейную серию грампластинок, а Гознак отчеканил памятную настольную медаль. В интервью газете «Известия» Патриарх Пимен сообщил, что в 1987 году было зарегистрировано 16 новых Православных общин и что Русская Православная Церковь активно участвует в деятельности Советского фонда мира, куда она перечислила около 30 миллионов рублей(10). О новом этапе государственно-церковных отношений свидетельствовали и правительственные награды, врученные летом
В
Вскоре после празднования 1000-летия Крещения Руси Патриарх Пимен скончался. На Поместном Соборе в июне
На первую же Пасху Святейшего Патриарха Алексия II в Богоявленский кафедральный собор столицы пришел Б.Н. Ельцин с супругой, в то время бывший председателем Верховного Совета РСФСР. Это свидетельствовало о том, что в Русской Православной Церкви власти увидели значительную моральную силу, не считаться с которой невозможно. 10 июля
В августе
Два года спустя, когда разгорелся конфликт между законодательной и исполнительной властями страны, Церковь попыталась стать посредником: в Даниловом монастыре Москвы при участии Святейшего Патриарха состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Верховный Совет был разогнан силой, пролилась кровь. В сложившейся ситуации в октябре
Столкнувшись с новыми реалиями, Священноначалие оказалось перед необходимостью иначе, чем в синодальный и в советский периоды, решать вопрос о политической деятельности клириков, не желая давать церковную санкцию на их участие в парламентской деятельности. Патриарх Алексий II в диалоге с государством стал выступать с позиций морального авторитета, а не идеологической силы, преследующей те или иные интересы. Увеличилось и число Православных приходов: если на исходе
О принципиально ином отношении нового Российского государства к Русской Православной Церкви свидетельствовал и новый закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый осенью
Свое видение церковно-государственных отношений Церковь показала в принятых на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», гласно заявив о том, в каких случаях Церковь может призвать свою паству к гражданскому неповиновению. Тем самым было четко указано, что Русская Православная Церковь имеет представления о пределах политической лояльности государству. «Основы социальной концепции» показали, как (и в чем) Священноначалие видит возможности церковного соработничества с государством, показали, как понимаются исторические традиции, что для Церкви приемлемо, а что — нет. На Соборе 2000 года Русская Православная Церковь причислила к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Российских Царя Николая II и его семью, что, несомненно, стало не только церковным, но и политическим актом. Ранее Первоиерарх четко высказался о Декларации Митрополита Сергия
(1) Перепись населения 1937 года показала, что, несмотря на давление, угрозы, фальсификации большая часть населения своих религиозных убеждений не скрыла. Верующих среди граждан в возрасте от 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих (55,6 млн верующих и 42,2 млн неверующих, 0, 9 млн отказалось отвечать на вопрос об отношении к религии). См. В.Б. Жиромская. Отношение населения к религии: по материалам переписи
(2) Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917 — 1943 / Сост. М. Губонин. М., 1994. С. 163 — 164.
(3) Ленин В.И. Письмо В.М. Молотову для членов Политбюро ЦК РКП(б) // Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 192.
(4) Акты… С. 362.
(6) Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 371.
(7) Ювеналий, митр. Крутицкий и Коломенский. Человек Церкви. К 20-летию со дня кончины и 70-летию со дня рождения Высокопреосвященнейшего митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, Патриаршего Экзарха Западной Европы (1929 -1978). М., 1998. С. 106.
(8) Одинцов М.И. Русская Православная Церковь вXX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. С. 161.
(9) Одинцов М.И. Русская Православная Церковь вXX веке.
(10) Тысячелетие. Беседа с Патриархом Московским и всея Руси Пименом // Известия. 1988. 9 апреля. № 100 (22272). С. 3.
(11) Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» / В кн.: Щипков А. Указ. соч. С. 265, 270, 271.
(12) Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // ЖМП. 1991. № 10. С. 2.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru