Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

Спешите делать добро…

С участниками фестиваля Православных СМИ «Вера и слово» встретился Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.


С участниками Четвертого Международного фестиваля Православных СМИ «Вера и слово» встретился Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. И дал советы всем, кто хочет начать делать дела милосердия. Мы публикуем выдержки из его беседы с журналистами в гостинице «Университетская» 11 октября с.г.

— Доброволец — он все-таки не солдат, он не выполняет приказ, — говорит Епископ Пантелеимон (Шатов). — Доброволец — он сам выбирает, что он хочет делать, он сам выбирает, когда он будет это делать. Мы лишь стараемся подыскать ему то, что ему интересно. Каждое дело нуждается в конкретной личности. Есть человек, который желает взвалить на себя эту ношу — значит, все будет сделано. А нет такого человека — все встанет…
Вообще мне кажется, дорогие друзья, если будет укрепляться институт семьи, то тогда социальная наша работа во многом будет не нужна. Потому что откуда взялись все эти люди, о которых мы сейчас заботимся? Это дети, от которых отказались родители; это старики, от которых отказались их дети; это больные, которых родные не навещают в больнице; это люди, у которых нет родственников, потому что они жили в таких семьях, где только один ребенок был. Если семья будет настоящей, крепкой, многочисленной, тогда все, что мы делаем, окажется ненужным, потому что главное все-таки семья. И одна из задач, которая стоит перед нашим отделом, — помогать в укреплении семьи, помогать многодетным семьям. Сейчас говорят о том, что нужно восполнять недостаток населения России. Призывают к тому, чтобы было больше детей. К сожалению, многие не понимают, что в наше время, я не знаю, как другие регионы, но жить в Москве многодетной семьей — это подвиг. И очень великий подвиг. Это не деревня, не город начала XX века небольшой, где все было рядом. Это огромный мегаполис, где детей нельзя выпускать на улицу одних, где до школы иногда нужно добираться общественным транспортом, где нужно думать, как организовывать свободное время этих детей… В деревне жили как-то раньше, все было рядом, на земле. А в городской семье нужна какая-то помощь, наверное, помогать таким многодетным семьям — это очень важная задача. Ну а когда к нам приходят добровольцы, я всегда у женщин спрашиваю, если они замужем: а муж не против? Если муж против, то ей сначала надо с ним разобраться, это важнее. А после вместе уже приходить и помогать.
— Бывают ли у вас такие случаи, когда человек горит желанием творить добро, жертвует свое время на социальное служение, а семье получается ущерб?
— Такой случай был уже в истории с одним человеком, который очень много отдавал другим и… обижал свою семью. Его жена называла мужа немилосердным. Этого человека звали святой Филарет Милостивый. Судить его нельзя, наверное, за такое отношение к семье. Ведь Церковь причислила его к лику святых. Тем более что его семья потом получила больше даже, чем она имела. Да, он раздавал свое имение, и с такой верой это делал… Но его внучка вышла замуж за императора (правда, потом император с ней развелся — жизнь есть жизнь, и в жизни не всегда все кончается счастливо). Но тем не менее Церковь причисляет его к лику святых, хотя он отдавал другим то, что по праву принадлежало его семье. И тут, конечно, каждый раз нужно молиться Богу, думать, рассуждать. В каждой ситуации нужно искать какую-то золотую середину. И конечно, ни в коем случае не обижать семью. Если к нам придет такой человек, его, скорей всего, не примут в добровольцы. Мы стараемся заботиться о сохранении семьи.
— Как определить, кому из обратившихся за помощью стоит давать деньги, а кому нет?
— У нас действует такое правило. Пять человек добровольцев выслушают просителя. Если все пять говорят: ему надо дать денег, — мы даем. Другой батюшка говорит просителю так: у нас же не банк, у нас денег нет, но мы можем вместе с вами помолиться. Хотите — пойдем помолимся. Если человек идет и молится — они дают ему денег. Правда, я боюсь, что скоро это перестанет работать, потому что быстро передается информация между этими людьми. Другой известный священник, протоиерей Димитрий Смирнов, обычно оценивает рассказанную ему историю. Если история интересная, необычная — он дает много денег. А если история так себе, он говорит: «Ну, это сто рублей». То есть он готовит, может быть, будущих журналистов из бомжей… (улыбки на лицах журналистов)
И конечно, ответить на этот вопрос очень сложно, все зависит от того, какие у вас есть ресурсы. Если вы свои деньги даете — вы можете раздать все, ведь Господь говорит: «Просящему у тебя дай» (Мф. 5, 42). Правда, если это фонд, например, то тут уже надо строже относиться к деньгам. Мы собрали сейчас деньги на погорельцев, на пожары, советуемся, на что эти деньги можно истратить. Собрали 100 миллионов рублей. Но мы эти деньги можем потратить только на погорельцев, которые пострадали во время лесных пожаров. Нам звонили уже из какой-то епархии, просили помочь людям, которые пострадали от пожаров в феврале этого года. Но деньги нам пожертвовали люди на конкретную программу помощи погорельцам, пострадавшим именно этим летом, мы не можем всем их раздавать. Потому что когда это не мои деньги, я не могу их дать каждому. Это свои деньги я могу отдать. И то это зависит от моей веры, все дать или часть дать. Вот еще один святой — Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский. К нему пришел один человек и попросил денег, он ему дал, а тот еще раз пришел. Он дал ему еще раз. Тот в третий раз прибежал. Слуга говорит: он уже третий раз приходит. Патриарх говорит: дай ему в два раза больше, может, это Господь меня искушает. Трудно это нам понять. У нас на приходе обычно записывают того, кому оказали материальную помощь. И если человек приходит во второй раз, ему уже скажут: ты один раз приходил, хватит.
Каждый раз и каждый вопрос надо решать с человеком индивидуально — молиться, думать. У меня раньше просили денег бездомные, я вижу — человек пьяный, я им не давал. А как-то раз подошел один бездомный, говорит: я пива хочу купить. Я думаю: ну а что? Праздник какой-то был большой. Думаю: ну, ради праздника можно. Как я поступил, правильно ли, я не знаю. Тут, конечно, нужно действовать по совести. Действовать, понимая свои собственные мотивы. Некоторые говорят: если им всем давать, они все станут попрошайками. Мы прежде всего стремимся исполнить Евангелие, а там сказано: «Просящему у тебя дай». Конечно, если подходит пьяный, я не даю деньги, если обманщик какой-то подходит, не даю. Я недавно был в Троице-Сергиевой Лавре, подходит ко мне человек, просит на билет ему дать. У меня с собой не было мелких денег, я попросил у своего иподьякона и дал ему десять рублей. А тот мне вслед кричит: зачем мне твои десять рублей? Возьми их обратно. Но я решил, что все-таки я поступил правильно.
Если подходят, просят денег на ребенка, на больницу, я всегда говорю: вы скажите — куда, что. Иногда они сразу говорят: такое-то отделение, такая-то больница, палата, имя врача. Звонишь — нет такого отделения, нет такой палаты и такого врача. С ходу все это придумано. Тут, конечно, разные случаи бывают. Можно дать денег, можно не дать, но самое главное — не осудить человека. Самое главное — уделить ему время. Самое главное — выслушать его. Самое главное — помолиться о нем. Исходя из голоса совести всегда поступайте.
— Как начать делать дела милосердия на приходе?
— Составляете план, как действовать, что вы будете делать, конкретно, как говорится, от и до. Вешаете объявления в храме, вешаете два ящичка. На одном написано: хочу помочь, на другом — нуждаюсь в помощи. Договаривайтесь о том, что собираете людей у себя на квартире, скажем, по адресу такому-то, и вы готовы дать телефон свой, чтобы вам звонили нуждающиеся и те, кто желает помочь. Вы договорились с администрацией больницы, куда вы хотите ходить. Вы подходите к батюшке и ему подробно свой план излагаете. Говорите: батюшка, от вас ничего не требуется, только благословите. И батюшка, я уверен, благословит вас на добрые дела.

Антон Жоголев
02.11.2010
935
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru