Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Тайный старец схиигумен Феодор

На войне он дал обет, что если вернется живым, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь.


Господь открыл имя праведника

Летом 2001 года группа вятских богомольцев возвращалась из Дивеево на родину. В г. Арзамасе зашли в Свято-Никольский женский монастырь. У церковной лавки "случайно" разговорились с насельницей обители — миловидной пожилой женщиной.
Когда она узнала, что путь богомольцев лежит из Дивеева в Вятку, то разволновалась. "Родом из Вятки схиигумен Феодор, — сказала собеседница, — поминайте его в своих молитвах".
В тот момент у одного из богомольцев "случайно" оказалась с собой районная газета из Дивеево со статьей о схиигумене Феодоре. Другой вспомнил, что видел могилу этого батюшки в Дивеево за Троицким собором.
Еще не осознав, что Господь открыл имя нового праведника, богомольцы из Вятки поинтересовались, как звать их собеседницу. "Послушница Тамара, — представилась она, — я келейница схиигумена Феодора".
Наскоро распрощавшись, земляки дивеевского батюшки отправились на вокзал. Лишь в поезде сообразили, что встречу в Арзамасском монастыре нужно расценивать, как благословение в дорогу домой от старца-земляка. Недаром же просила его молитвенно поминать келейница схиигумена Феодора.
Вскоре в Арзамас из Вятки полетело письмо с просьбой рассказать подробности жизни схиигумена Феодора. Так Господь научает чтить память своих праведников и в земном их Отечестве.

Явление Божией Матери на поле боя

Родился схиигумен Феодор (Федор Григорьевич Ожиганов) 6 января 1917 года в деревне Ожигановы Яранского района Вятской губернии. В семье без отца росли четверо детей: кроме Федора было еще два брата, Павел и Николай, и самая младшая сестра Руфина. Их мама — Анастасия была глубоко верующим человеком. Она приучила детей с молитвой приниматься за всякое дело. По воспоминаниям его сестры Руфины Григорьевны, живущей в Кировской области, Федор в семье почитался за отца. Он ездил в соседнюю область столярничать, а деньги отдавал матери. Младшей сестре Руфине в подарок всегда привозил ботиночки или платочек.
Когда старшего сына перед войной призвали в армию, его мать Анастасия благословила Федора крестиком и Евангелием. Это Евангелие Федор Григорьевич пронес через всю войну. А домой он смог вернуться только через семь лет.
Все трое братьев, призванные на фронт, возвратились домой без единой царапины. Демобилизованный из армии, Федор Григорьевич переступил порог родительского дома в день Покрова Божией Матери. С тех пор он очень любил и почитал этот праздник. Много лет спустя его мама, будучи в Псково-Печерском монастыре, поведала, что всю войну молилась за своих сыновей: каждый день читала акафист Святителю Николаю Чудотворцу и Псалтирь Божией Матери.
И действительно, Покров Божией Матери чудесным образом защищал воина Феодора на всем протяжении войны. Схиигумен Феодор рассказывал о таких случаях. Один раз наша часть передвигалась с обозом по дороге. Вдруг откуда ни возьмись — немецкий самолет-разведчик. Пролетает низко над колонной и обстреливает из пулемета. Все бросились врассыпную. Самолет снова заходит над колонной, а воин Феодор бежит по трассе и читает молитву "Отче наш". В стороне от дороги сидят солдаты и кричат ему: "Ожиганов, Ожиганов, к нам!" Продолжая бежать, он слышит позади себя взрыв. Оглянулся и видит: на месте звавших его солдат дымится черная воронка. Самолет улетел так же быстро, как появился.
До начала войны Федор Григорьевич служил на Дальнем Востоке и там закончил ускоренные курсы фельдшеров. Это обстоятельство на всю жизнь связало его с медициной. Во время войны он служил санинструктором. То и дело ему приходилось выносить с поля боя раненых. Однажды после боя он вытаскивал солдата и решил переждать усилившийся обстрел в баньке. Укрылся там вместе с раненым и продолжает читать "Отче наш". Вдруг снаряд ударяет в бревенчатую стену, не причинив вреда людям, проходит через вторую стену и взрывается на опушке леса. В баньке только остались зиять две круглые дыры.
Схиигумен Феодор рассказывал о чудесном явлении Божией Матери: "Однажды ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: "Тебе туда еще рано". Видение исчезло".
Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но по возвращении домой он тотчас не исполнил это обещание, и волна житейских попечений захлестнула его.

Исполнение обета

После войны он закончил в Кирове медицинское училище и работал сельским фельдшером около Кирова. Женился Федор Григорьевич на учительнице начальных классов Александре Владимировне. Они держали корову и выращивали овощи, занимались пчелами и всегда получали с ульев хороший взяток. В домашнем хозяйстве у Федора Григорьевича чувствовался порядок и научный подход, отчего соседи любили советоваться с ним, как срубить избу или привить яблоню. Федор Григорьевич любил пошутить и располагал к себе деликатной шуткой. Его неравнодушное отношение к людям проявлялось и в том, что он писал заметки на медицинские и житейские темы в местную газету.
Господь дал им детей, и Федор Григорьевич водил их в Свято-Серафимовскую церковь к причастию, приучал их к сельскому труду, строил для них ледяные горки, наряжал новогоднюю елку и подкладывал туда подарки. Его супруга Александра Владимировна зашивала в детские рубашки нательные крестики, когда отправляла детей в школу.
В 1962 году в семье Ожигановых, которая жила в поселке Костине под г. Кировом, случилось несчастье. Старший сын Валера десяти лет во время половодья катался на плоту и утонул.
Когда Господь дал другого сына, его назвали Валерой в память о первом. Но и второй Валера в младенческом возрасте умер от острого лейкоза в областной гематологической больнице. Из детей в семье остался только средний сын Виктор, который работает хирургом в г. Кирове.
В то время Федор Григорьевич работал неподалеку от Костино в селе Бахта, где исполнял обязанности главврача строящейся сельской больницы. После этого он устроился дежурным фельдшером на станцию скорой помощи в г. Кирове. И здесь произошел еще один случай, который резко изменил его дальнейшую жизнь. На работе у Федора Григорьевича нашли Евангелие и передали главному врачу. Тот вызвал его в кабинет и предложил выбор: "Или Евангелие — или работа!". Со станции скорой помощи фельдшера Ф.Г. Ожиганова рассчитали в тот же день.
Увольнение со станции скорой помощи почти совпало со смертью второго сына. В этих событиях Федор Григорьевич увидел знак Божий. Он не мог больше жить по-прежнему. Три дня и три ночи он молился в храме и по согласию с женой решил оставить семью. Прихожане из храма, который он посещал, собрали ему котомку и проводили до самого вагона. Путь его лежал в Псково-Печерский монастырь, куда он прибыл на праздник — день Архангела Михаила. Была осень 1965 года. Здесь он поведал всю свою жизнь благочинному игумену Александру, и его приняли в обитель. Так Федор Григорьевич исполнил свой обет, данный Богу во время войны.

Монастырский лекарь

Увидев его ревностное отношение ко всякому делу, послушника Феодора постригли в монашество с именем Феодорит и рукоположили во иеродиакона. По совершении диаконского сорокоуста его сразу посвятили в иеромонахи и оставили на второй сорокоуст. Так он служил литургию 80 дней подряд. В те времена Псково-Печерский монастырь славился многими известными старцами. Там были тогда схиигумен Савва, старец Симеон (будущий иеросхимонах Сампсон). С отцом Иоанном Крестьянкиным отец Феодорит жил в одной келье. Под влиянием опытных старцев молодой иеромонах быстро стал осваивать премудрости монастырского жития и нес послушание монастырского лекаря, звонаря, пчеловода и столяра. В свободное время фотографировал виды монастыря, снимал на слайды праздничные эпизоды. Однажды его слайды заняли первое место на выставке в Иерусалиме.
Когда отец Феодорит нес послушание в монастырском лазарете, его как опытного специалиста приглашали на вызовы городские врачи из г. Печеры. Вместе с врачебным талантом он стал известен и своими духовными дарованиями. Люди приходили к нему в лазарет не только ради лечения телесных болезней, но и за советом и утешением. Когда через 10 лет монастырской жизни отцу Феодориту пришлось отправиться в отпуск на родину, в его отсутствие в монастыре все почувствовали, как он всем необходим.
Иеромонах Феодорит несколько раз в письмах приглашал младшую сестру Руфину из Кировской области навестить его и их мать монахиню Анастасию, которая проживала в монастыре[1]. Сестра долго не решалась, потому что нигде не бывала. Наконец собралась и приехала в Печеры. Выйдя из автобуса, присела на скамейку. Вдруг садятся рядом две женщины, и одна другой говорит: "Ты чего расстроилась, давай вернемся в монастырь, там есть прозорливый иеромонах Феодорит, он тебе поможет". Так с ними сестра и попала к брату.

"Будешь у меня в Дивееве духовником"

В Псково-Печерском монастыре отец Феодорит подвизался 13 лет. Затем был назначен в Эстонскую епархию настоятелем Князь-Владимирского собора в г. Усть-Нарве. Это курортный городок на берегу Финского залива, где в то время отдыхало немало иностранцев. Надо было поскорее отреставрировать этот древний храм — визитную карточку Русской Православной церкви. Часть средств на ремонт выделяла Московская Патриархия. Зная сноровку и мастеровитость вятских людей, настоятель пригласил из Вятки бригаду мужчин. Постепенно собор приобрел подобающий вид. Это событие оценили даже деятели советского кино, сняв в храме небольшой эпизод с участием иеромонаха Феодорита[2].
В г. Усть-Нарве иеромонах Феодорит собрал вокруг себя немало духовных чад. Он все силы отдавал приходу, устроил рядом с храмом целый цветочный сад, а сам жил в неотапливаемой келье, тепло в которую зимой поступало через коридор. Тяжелые условия военной и монастырской жизни сказались на здоровье отца Феодорита, и в 1988 году он был переведен на покой в Пюхтицкий монастырь Митрополитом Эстонским Алексием, будущим Патриархом.
Когда отец Феодорит служил в Усть-Нарве, к нему часто приходили два студента Таллинского университета, оба родом из Вятки. Он не навязывал разговоров о церкви, а мог беседовать на разные темы. Однажды в беседе о Вятке батюшка сказал студентам-землякам: "Ребята, давайте, переходите к нам!" Но юноши удивились его словам, потому что мечтали стать преподавателями. Однако после переезда отца Феодора в Пюхтицкий монастырь один из этих земляков-студентов стал жить рядом с монастырем. Постепенно приобщился к монастырским службам. И когда обитель впервые посетил Патриарх Алексий II, то он рукоположил того юношу в диаконы. Вскоре юноша принял сан священника. Второй земляк последовал его примеру и по благословению отца Феодора тоже принял священство.
В Пюхтицкий монастырь к отцу Феодориту приезжала многодетная молодая женщина из эстонского города Силомяэ. Она знала, в какой день ему приносят пенсию, и ждала около кельи, когда выйдет батюшка. Батюшка выходил и спрашивал, сколько ей нужно денег или что она будет покупать, и отдавал деньги.
Молодая незамужняя девушка любила проводить отпуск на послушании в Пюхтицкой обители и исповедоваться у игумена Феодорита. Однажды стоит она к нему на исповедь и думает: "Годы проходят, а нет человека по сердцу". Походит ее очередь исповедоваться. Батюшка выслушивает девушку, накрывает епитрахилью, читает разрешительную молитву и наклоняется к ее уху. "Ты замуж хотишь?" — спрашивает он тихонько. "Да", — отвечает она. "А ты поезжай в Сергиев Посад, там есть семинарист Володя, это твой будущий супруг". Так и случилось. При посещении Лавры она познакомилась с Володей, потом стала матушкой. И он ее попросил: "Отвези меня к своему старцу, познакомь с ним".
Однажды отцу Феодориту было видение. Преподобный Серафим Саровский явился ему и сказал: "Будешь у меня в Дивееве духовником". И действительно, в 1992 году игумен Феодорит был переведен из Эстонии в Россию, в Дивеевский монастырь. За неимением жилья проживал в монастырском доме в 2 километрах от Дивеево — в дер. Осиновка.
Келейница батюшки послушница Тамара вспоминает, что еще в Пюхтицком монастыре духовный сын батюшки подарил на день Ангела игумена Феодорита (28 апреля) летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Батюшка благословил ей почитать эту книгу. "Открываю на том месте, где описывается жизнь преподобной матери Александры в Осиновке, меня охватывает чувство чего-то родного и близкого. Батюшка прерывает мое чтение и спрашивает: "А ты бы хотела быть в Дивеевском монастыре?". В то время среди Пюхтицких сестер было много разговоров о Дивеево. Отвечаю: "Хотела, но не смею об этом и подумать". Он говорит: "Будешь". Пришло время, жила в Осиновке и ухаживала за батюшкой".

Кроткий старец

В Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника). Пострижение в великий ангельский чин совершил 21 декабря 1993 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.
Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске. Подолгу, иногда до 30-40 минут, держал епитрахиль на голове кающегося и внимательно смотрел в даль. Были случаи, когда он отворачивался от собеседника и рассматривал что-то в окошке. Человек приходил к нему как к прозорливцу, ожидая пророчеств, а возле него сидел молчаливый батюшка, который иногда кивал головой, говорил одну-две фразы, и всё. Его ответы на вопросы были очень просты, и некоторых это вводило в смущение.
Один раз у него исповедовалась дивеевская сестра. "Подошла моя очередь, — рассказывает она, — стала на колени перед батюшкой, читаю из листка грехи, а он смотрит на кого-то из стоящих в очереди. У меня проносится мысль, что он не слышит, надо подойти к другому батюшке, только бы не порвал листок. После разрешительной молитвы батюшка берет из моих рук листок, аккуратно сворачивает вчетверо и с отцовской любовью возвращает со словами: "Возьми, тебе ведь надо сходить еще к другому батюшке".
Один будущий духовный сын схиигумена Феодора усомнился в его прозорливости, думая, что он глухой и многого не слышит. Во время своего отпуска он решил посетить протоиерея Николая Гурьянова на о. Залита. Когда он приехал и спросил о. Николая: "Слышит ли схиигумен Феодор, прозорливый ли он?", то получил от него твердый ответ: "Да".
Иногда его не понимали и дивеевские священнослужители. После службы один из священников проходит мимо схиигумена Феодора, который смиренно сидит на стульчике и исповедует народ в приделе иконы Божией Матери Умиление. Этот священник обращается к батюшке: "Что ты так долго исповедуешь, служба закончилась, акафист преподобному Серафиму пропели, уборка заканчивается, а ты все сидишь. У нас так не исповедуют".
Схиигумен Феодор имел дар исцеления. Духовная дочь Татьяна из Осиновки как-то пожаловалась батюшке, что часто болеет ангиной. Он сказал ей: "После Пасхи пройдет". Так и получилось: после Пасхи она уже никогда не вспоминала об ангине. В другой раз бабушка привела в келью схиигумена Феодора свою 12-летнюю внучку и пожаловалась, что та мочится в постель. Батюшка их благословил и отпустил, ничего не сказав. Но после этого девочка исцелилась. Другая верующая женщина привела в келью к батюшке недавно повенчавшуюся пару. У молодой жены руки были покрыты как бы экземой. Пояснили, что это появилось после свадьбы. Перепробовали все лекарства, которые выписывали врачи — не помогли. Батюшка побеседовал с ними, а руки молодой женщины держал в своих руках. Некоторое время спустя келейница схиигумена Феодора встретила женщину, которая приводила молодых. Та сообщила, что после посещения батюшки руки молодой супруги стали чистыми.
Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Его монашеский путь составил 30 лет. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: "Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником".
В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной.

А. Мякишев, О. Четвериков, г. Вятка (Киров)

Примечания:

1 Мать схиигумена Феодора переехала по его просьбе поближе к сыну в г. Печеры, а затем приняла постриг и закончила свой земной путь в Псково-Печерской обители. Погребена в братских могилах в пещерах монастыря.
2 Речь идет о художественном фильме "Путешествие в другой город" киностудии "Ленфильм". Главную роль в фильме исполнил Кирилл Лавров. В эпизодической роли иеромонах Феодорит беседует с главными героями фильма в своем храме (по воспоминаниям В.Ф. Ожиганова).

24.01.2003
2516
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru