Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

"Так да светит свет ваш..."

Шестые Свято-Трифоновские образовательные чтения в городе Кирове стали событием в церковной жизни всей России.


Много лет назад мне довелось пожить на Вятке. И вот — новая встреча с этой благословенной землей. Тогда нас, сельских культработников, вызвали на семинар — и проходил он на окраине города, в здании чудной старинной архитектуры. "Это бывший монастырь, ныне памятник истории и культуры", — пояснили нам. И там, где когда-то звучали братские молитвы, мы слушали лекции (в том числе и атеистические), пели советские песни и танцевали... Теперь, спустя 28 лет, в праздник преподобного Трифона Вятского, 21 октября, в том же самом Трифоновом монастыре я ожидала исповеди — и не могла унять покаянных слез. Господи, сколько же греха мы наделали!.. Потом, облегчив душу, приложилась к раке с мощами преподобного Вятского чудотворца.
В этот день служба в кафедральном Свято-Успенском соборе Трифонова монастыря была особенно торжественной, Архиепископу Вятскому и Слободскому Хрисанфу сослужили прибывшие на праздник Архиепископ Костромской и Галичский Александр (на Вятке многие еще помнят его как секретаря здешнего Епархиального управления), а также Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Вечером была служба с акафистом преподобному Трифону у раки с его мощами.


О том, что Трифоновские чтения — явление не рядовое, — свидетельствовало уже то, что пленарное заседание проходило в здании правительства области, на нем присутствовали и выступали с приветственными речами губернатор Кировской области В.Н. Сергеенков, Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф, градоначальник В.А.Киселев, именитые гости из Москвы — Православный врач, руководитель душепопечительского реабилитационного центра для наркоманов иеромонах Анатолий (Берестов), профессор медицины и доктор наук Ольга Алексеевна Васнецова — потомок замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова и другие.
Губернатор В.Н. Сергеенков в своем докладе, в частности, отметил:
— Вся наша совместная работа — не случайное, не сиюминутное явление, а курс стратегического, рассчитанного на долгие годы партнерства на благо всей Вятки. Соглашению, заключенному между епархией и губернией, уже три года. За последние месяцы освящено несколько Православных храмов и часовен — на территории Кировской дивизии МВД освящен храм во имя Георгия Победоносца. Совсем недавно освящена часовня на Архиерейском кладбище, где похоронено несколько праведников, почитаемых в народе. В том числе и иеромонах Стефан (Куртеев). Четыре года назад был прославлен его духовный ученик преподобный Матфей Яранский. Недавно из Москвы пришло известие о канонизации в лике местночтимых святых и отца Стефана. Неоценимую роль в приближении этого события сыграли наши Свято-Трифоновские чтения.
Духовность и Православие неизменно проходят через жизнь тысяч жителей нашего города...
— Для Церкви задача духовного просвещения стояла изначально: "Идите, научите все народы", — сказал, выступая с докладом, Архиепископ Хрисанф. — Понятно, что Церковь и государство с разных позиций говорят о необходимости духовного просвещения народа. Не только законодательство отделяет Церковь от государства, сама Церковь обосновывает это отделение Евангельским заветом: "мы не от мира сего". Но это не исключает возможности совместных усилий в исполнении жизненно важных дел. В советское время Церковь была поставлена вне закона, власти вели против нее прямую войну. Сохранившиеся от прошлых времен идеологические стереотипы и по сей день затрудняют наше сотрудничество. В связи с этим хотелось бы напомнить, что существующее ныне законодательство не содержит в себе норм, повторяющих известный декрет 1918 года. Напротив, федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года прямо предусматривает возможность для религиозных объединений осуществлять образовательную деятельность в государственной школе. Ныне мы вновь сотрудничаем в возрождении духовности, нравственности. В течение последних лет в нашей области успешно осуществляется ряд долгосрочных программ, направленных на духовное просвещение. Западная система либеральных духовных ценностей, усвоенная сегодня некоторой частью российского общества, предлагает государству в качестве высшей ценности защиту свободы и интересов человека. На практике же это означает вседозволенность, свободу исповедания не только высоких идеалов, но и откровенно безнравственного и разрушительного для человека, общества и государства образа жизни. Нам же следует помнить и всей своей жизнью исповедовать обращенные к нам Евангельские слова: "Так да светит свет ваш пред человеки".

Иеромонах Анатолий (Берестов) — известный священник и Православный врач, автор многих книг ("Число зверя", "Православные колдуны: кто они", "Грех: болезнь и исцеление" и др.), уже много лет ведет безпощадную борьбу с захлестнувшими нашу страну наркоманией и алкоголизмом, создав для этой цели душепопечительский реабилитационный центр в Москве. Битва за души людские идет в прямом смысле этих слов не на жизнь, а на смерть. Глубоко символично, что этим летом отец Анатолий был удостоен за свою неутомимую деятельность высокой Патриаршей награды — ордена мученика Трифона. И вот теперь он — на Вятке, приглашен на Свято-Трифоновские чтения. Свое первое выступление на чтениях отец Анатолий начал с тревожных слов:
— Сейчас решается, быть или не быть России, быть или не быть Православию в России. Огромные силы вне и внутри страны разрабатывают планы по уничтожению нашего государства и Русской Православной Церкви. Лидеры некоторых мусульманских государств открыто объявили героиновую войну России. Ныне вопросы наркомании и алкоголизма являются вопросами выживания нашего народа. Еще в 1996 году мне показывали секретный документ НАТО, в котором говорится о необходимости сократить численность населения России. В связи с этим очевидно, что та вакханалия, которая творится в России в отношении наркомании и спаивания населения, закономерна. Наркомания в России носит управляемый характер. В 1995 году в Москве и других крупных городах как по мановению волшебной палочки исчезли все наркотики, кроме героина. В течение одного месяца в Москве периодически проходит мор среди молодежи. Почему? Оказывается, обычно продается так называемый "разбодяженный" героин — с сахарной пудрой, другими порошками. Но тут на рынок выплескивается чистый, не разбавленный героин — и молодой человек, уколов себе небольшую дозу, умирает. Но ведь поймите, что продавать чистый героин невыгодно! Значит, кто-то платит наркодельцам за это. По разным данным, в России сейчас от 3 до 12 миллионов наркозависимых. В Санкт-Петербурге едва ли не каждый школьник уже попробовал наркотик, а 30 процентов школьников "сидят на героине". В позапрошлом году в Московском университете имени Губкина проводился анонимный опрос и было установлено, что 80 процентов студентов знакомы с героином! А 30 процентов студентов сидят на системе. Это значит, что 30 процентов студентов не окончат университет, ибо через год-два после начала активного приема героина развивается интеллектуальная, физическая и социальная деградация личности. Смертность от наркомании возросла за последние 5 лет в 42 раза, а в некоторых городах, таких как Тюмень, смертность среди подростков выросла в 50 раз. Мои подопечные — бывшие наркозависимые — привезли из Нижнего Тагила ужасающую правду. В этом городе есть случаи, когда умирают целыми классами. В классе остается по 2-3 мальчика. Страшная картина в Москве...
И все же есть опыт успешной борьбы с этим злом. Мало того, в душепопечительском реабилитационном центре есть случаи, когда выздоравливают считающиеся неизлечимыми ВИЧ-инфицированные! С большим воодушевлением было воспринято заявление губернатора Кировской области В.Н.Сергеенкова о том, что опыт иеромонаха Анатолия (Берестова) будет применяться и на вятской земле. Решено организовать душепопечительский реабилитационный центр для наркозависимых — под духовным окормлением Церкви.

Кировский филиал Московского гуманитарно-экономического института, кафедра журналистики. Здесь в тот же день 22 октября, немного позже проходило занятие секции Православной журналистики. В зале помимо приглашенных Православных журналистов находились студенты факультета журналистики.
Вот меня как давнюю знакомую приветствует батюшка, с которым я впервые встретилась только вчера — когда взяла у него благословение, идучи в Трифоновский монастырь. Первый священник, которого я встретила на Вятской земле (и, забегая вперед, последний, у кого я в день отъезда взяла благословение). Оказалось, что это и есть протоиерей Алексий Сухих, благочинный Вятско-Полянского благочиния Вятской епархии и настоятель Свято-Никольской церкви города Вятские Поляны, один из зачинателей и духовный окормитель Свято-Трифоновских чтений. Узнав, что я из "Благовеста", порадовался: по его мнению, это одна из тех немногих газет, которые стоит читать.
Отцу Алексию и предоставляет первое слово соруководитель секции Ольга Владимировна Бакина — декан факультета журналистики, автор и ведущая радиопередачи "Вятка Православная", член Союза журналистов России.
"Каждый человек, не только журналист, свою жизнь должен сверять по Священному Писанию. Каждый должен знать — должен изучать и воплощать в своей жизни эту Богодухновенную книгу. Нести Слово Божие в мир — сейчас вот, в наше время, — очень сложно и очень трудно. Общество все дальше и дальше отходит от Бога. Надо принимать учение Христово и нести его так, как нам передали наши прадеды, не мудрствуя лукаво. Задача Православных средств массовой информации, на мой взгляд, в том и состоит, чтобы своим читателям, слушателям или зрителям давать статьи, сообразуясь со Священным Писанием", — сказал священник.
О многом еще говорил батюшка Алексий, обращаясь к журналистам — будущим и уже состоявшимся в профессиональном отношении. Но вот и мой черед выступать с докладом. Иду — памятуя о том, что передо мной молодые люди, которым сухие цифры и факты не слишком интересны. И вместо того, чтобы на примере "Благовеста" делиться опытом всероссийской газеты, издающейся в провинции, говорю о том, какие мы, Православные журналисты, счастливые люди! О том, какими чудесами сопровождалось рождение того номера нашей газеты, что лежит у каждого из них на столе... И лишь после этой прелюдии заглядываю в тезисы своего доклада.
Среди многих выступлений — ярких и не очень — как-то особенно задело одно. Священник Александ Перминов говорил о том, как он по-новому строит свою работу с молодежью, привлекая их в Православный клуб...байкеров. Для сведения непосвященных: байкер — это от английского слова bike, то есть мотоцикл. Очень это современно — гонять по ночному городу на лихих мотоциклах, и впереди всех заламывает крутые виражи батюшка... С легкостью приму упреки в рутинерстве, но для меня неприемлемо панибратство зеленых юнцов со священником. Вряд ли можно произрастить добрые всходы на такой вот почве.
Об этом священнике написали многие газеты, снят сюжет на ОРТ — как же, наконец-то Православные взялись "за дело"... А то все молятся да молятся.
С молодежью, конечно, работать надо. Надо и уметь разговаривать с ней — но не на сленге, а на русском языке. Я думаю, батюшка поторопился, фактически признав нашу молодежь неспособной к принятию каких-то иных, кроме "современных", способов воздействия на нее... Грустно будет, если его "положительный" опыт, растиражированный в газетах, подхватят другие священники на приходах. И появятся, под "окормлением" пастырей, клубы игры на гитаре, бильярде, боулинга... Но все же, я думаю, этого не произойдет. Да и сам священник-байкер, наскучив как журналистам, так и молодежи, вернется к своим обязанностям пастыря, начнет молиться за тех, с кем бороздил ночные улицы на ревущем "моторе".

Много интересного было на Свято-Трифоновских чтениях: и очень яркое выступление на секции Православной медицины врача скорой помощи Андрея Петрова, который отметил тенденции, осмыслить которые можно только с Православных позиций. Ему, врачу-практику, хорошо видно, как конкретно влияет бездуховность и безнравственность в обществе на кривую роста суицида (самоубийств), наркомании и алкоголизма. Врач лечит следствия, а причину болезни надо искать в душе. И тут без пастырской помощи не обойтись. На мой взгляд, стоит особо отметить конференцию, посвященную проблеме канонизации новых святых Вятского края. Более трех столетий на Вятке не было канонизировано святых после преподобного Трифона и блаженного Прокопия. За последние несколько лет к лику святых причислены исповедники и новомученики послереволюционных лет, а также преподобный Матфей Яранский и святитель Виктор (Островидов), готовятся материалы к прославлению многих других великих подвижников.
Обо всем не расскажешь. Ибо Вятка была и остается для России не дальней окраиной, а такой же передовой, где ведется битва за человеческие души, где есть и поражения, и победы, и полководцы, и рядовые. И святые, и грешные. Люблю тебя, Вятский край, земля, где навсегда осталась частичка и моей души.

На снимках: доклад читает Архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф. Слева — губернатор Кировской области В.Н. Сергеенков;
(фото внизу) источник преподобного Трифона Вятского.

Ольга Ларькина
Фото автора.
02.11.2001
998
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
13
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru


Warning: fopen(/home/b/blagovesrf/public_html/cache/desktop/public_page_7795): failed to open stream: No such file or directory in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1260

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1261

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1262