Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Хрустальная ваза

Своими размышлениями делится профессор Московской консерватории Вячеслав Медушевский.

...У Пушкина была хрустальная ваза, куда он кидал бумажки с мимолетными идеями, чтобы при случае дать им прорасти. Этот файл - заменитель такой вазы.

См. начало...

Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.

14. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Пушкин впрягает непрестанно, выходит чудесно. «Унылая пора! Очей очарованье!» Душу охватывает заповеданная нам радость в Духе, преображающая жизнь! Ибо радость - не что, а Кто: Хотящий жить в нас, в нас любить, напояя небо и землю красотой Своей славы.

А это пушкинское: «Бледная Диана глядела долго девушке в окно. (Без этого ни одного романа не обойдется; так заведено!) Бывало, мать давным-давно храпела, а дочка - на луну еще смотрела»! Диана - иносказание луны, образ высокого романтического стиля. «Храпела» - немыслимый, невыносимый стилевой контраст. Здесь ирония, взгляд сверху на опасный для становления русской культуры и цивилизации мечтательный романтизм. И еще резче формулирует Пушкин в другом месте: «Лорд Байрон прихотью удачной // облек в унылый романтизм // и безнадежный эгоизм». А где эгоизм, там и демонизм неподалеку. Ай да Пушкин!

«Гений, парадоксов друг». Тоже яркое наблюдение русского гения. Парадокс - трамплин отважной мысли. - Что в науке, что в художестве и жизни, даже в политике, где мудрые решения, не всеми понимаемые сразу, приносят вскоре богатый урожай. Во всех сферах бытия парадокс прекрасен, ибо превосходит формализм (заскорузлое знание, мертвость мысли) указанием на живую истину. В литературе изумительный пример, где глубинное предощущение Божественной премудрости, которое бывает во сне, подчеркивается вторжением требований внешнего мира, видим у Толстого. «Сопрягать» - из таинственной глубины сущего, и созвучное «запрягать» (лошадей) из мира посюстороннего - впечатляющая находка. Читаем в «Войне и мире»: «Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит всё… Самое трудное (продолжал во сне думать или слышать Пьер) состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего. Всё соединить? - сказал себе Пьер. - Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо! - с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими именно, и только этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучащий его вопрос. - Да, сопрягать надо, пора сопрягать. - Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство, - повторил какой-то голос, - запрягать надо, пора запрягать».

Парадокс - сопряжение. Этимологические родственники слова - напряжение, пружина, упругий, супруг. Откуда эта действенная сила у парадокса? Парадокс взрывает мозг несоответствием принятым мнениям. Это не самоцель. Разрушая стереотип, он направляет душу к исканию высшего, подлинного, более глубокого смысла. Парадокс удивляет (диво - родственно Deus, Teos - Бог!). В богообщении, к которому направляет парадокс, - последняя его тайна, его красота.

15. У животных, а возможно и у растений, тоже есть душа, некое биологическое «я» как ощущаемый центр биологического единства. О животной и растительной душах, которые есть и у человека, но отличаются от его собственно-человеческой души, говорит Аристотель (современное понятие вегетативной, то есть растительной, нервной системы наследует это представление). Святой Дух, «Иже везде сый и вся исполняяй», посылает и неразумным тварям силу биологической жизни, а также и необходимые указания (возможно, через служебных духов, ангелов).

Кто подсказывает крысам бежать с корабля, который налетит на риф и потонет? Кто руководит межконтинентальными полетами огромных небесно-голубых бабочек? Из Южной Америки, подчинившись неким указаниям, разом они поднимаются в определенный поток воздуха, который переносит их в точно указанное им место в Канаде. Каждой группе путешествующих - на предназначенное им постоянное родовое дерево! Ученые доказали это, нанося на их крылья персональные метки. В Канаде они откладывают яйца, проходят фазу гусениц, превращаются в новых бабочек, которые, дождавшись попутного ветра, возвращаются туда, откуда улетели их мамы. А если ветер переменится, сдует их в один из двух океанов? Тогда конец роду. Но Святой Дух ошибиться не может.

Возвратимся к душе человека. Его созданию, в отличие от прочего тварного мира, предшествовал особый совет в Недрах любви Пресвятой Троицы: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему». Богоподобие человека - для разумного, сознательного богообщения. Дарован ли нам ум («око души»), чтобы мы не видели Бога? Это всё равно, что сотворить жажду без воды в мироздании. Духовная слепота - следствие первородного греха. Одев нас в «кожаные ризы» и лишив способности видеть духовный мир, Бог оградил нас от дальнейших смертоносных контактов с дьяволом и бесами. Верный Богу ангельский мир тоже скрылся от нас. Это мера временная - пока не возрастем.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»! Такая возможность открылась для святых.

Будда не принадлежит к их числу, ибо от искания Бога отказался. Нирвана… Ее блаженство не кажется чем-то плохим для неразумной твари. Но даже и для живности пророчества Библии открывают нечто лучшее, чем нирвана. «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Исайя 11, 6-8).

Однажды дочь моя сказала кошке: «Как бы я хотела видеть тебя в раю!» Тварь Божия, тут же подбежав, целует ее в уста. Порадуемся великой надежде, возвещенной апостолом и пророками Библии! Для человека нирваны тем паче мало. Мало благоприятной среды, сколь блаженной она б ни была. Ему нужен Сам Творец, Сама Его любовь, красота, истина. Ничто иное не заполнит его бездонную душу. Ибо в нескончаемом богообщении любви заключена единственная цель творения мира.

16. Молитва - восприятие или отдача? Молитва - одномоментный, лучше сказать, вневременной диалог. В диалоге нет односторонности. Он - встречное течение двух потоков, объединяющееся пред лицом вечности. Нельзя только брать и ничего не давать. Так возмечтала жить старуха в сказке Пушкина - чтобы золотая рыбка (олицетворение небесных сил) была у нее на побегушках. Так не бывает.

В молитве мы просим и получаем благодатную близость Божию. Но Господь тоже просит. Сыне, даждь Ми сердце. Получает ли? Мы привыкли раздавать всем подряд свой придуманный образ. А Бог, реальнейшая Реальность, жить в наших придумках не хочет. Ищет не разукрашенных фантазией образов наших, не условных дресс-кодов души, а нас самих, искренности и простоты нашей.

Слово «сердце» в Библии и в изначальности этимологии означает последнюю глубину. Русские слова «сердцевина», «среди», «среда», «средина» - того же корня. В современных языках сердце - сърце (болг.), срце (серб., макед., хорв.), Herz (нем.), hjerte (дат.), širdis (лит.), cœur (фр.), cuore (ит.), καρδιά (греч.). В латинском языке - cor. Анализом анатолийских языков Вячеслав Всеволодович Иванов доказал, что латинское credo - «верую» - является сращением двух праиндоевропейских корней: cre+do (сердце+давать). В древнейших текстах между ними часто присутствовали иные слова (примерно как русское «спасибо» можно было бы расширить до «спаси тебя Боже»).

Из современных языков только русский различает понятия веровать и верить. Всякий христианин может сказать о себе, что верует - старается жить по вере. Но верит ли? В этом случае речь идет уже не о вере-усердии, а о венце ее совершенства - вере благодатной: жизни в Святом Духе. Именно к этому дару устремляет Воскресший Христос Своих последователей: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18). Однако же искать следствий, а не причины: даров, а не близости Божией, - проявление страшного коренного греха гордыни.

Как же отдать Богу себя, свое сердце, а не его муляж, не обманный самообраз, мякиной которого мы кормим людей и питаем собственную гордыню? Нет иного выхода, кроме покаяния. Сердце наше - святая икона, образ Божий, искра Божия, дыхание Божие. Однако - заляпанная грехом, исписанная хульными изображениями. Нарисовавшуюся в нас дьявольскую гордыню надо обличить, черноту смыть, дабы приоткрылось святое изображение.


Окончание следует.

74
Ключевые слова Медушевский, Пушкин
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru