‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мгновения

Заметки преподавателя воскресной школы.

Заметки преподавателя воскресной школы.

Об авторе. Елена Александровна Юдакова живет в Тамбове, окончила Государственный педагогический институт (теперь Тамбовский университет имени Г.Р. Державина) по специальности немецкий и английский языки, работала в лингво-математическом лицее № 29 г. Тамбова. Работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Прихожанка храма святых первоверховных Апостолов Петра и Павла в Тамбове, преподаватель воскресной школы. Замужем, мама пятерых детей.

Не буду больше спрашивать, дорогие женщины-голубушки, как вы живете-можете? Что спрашивать? Ответ знаю - тяжело. Представляю себе при этом ствол дерева, на котором множество веточек, забот наших, которые держим, питаем. И если посмотреть, это и есть мы, пышная крона дерева со множеством житейских забот. Осень, время обрезать деревья, отсечем и мы ненужное, самое необходимое только оставим. Не станем унывать. Невидимый корень питает нас, над головой по-прежнему солнце, и жизнь свою по-прежнему выстраиваем вертикально. Примерно так, как выглядят тополя юга. Привиться бы такому дереву еще хоть одной веточкой ко Христу. И пусть это будет заметно, пусть эта виноградная веточка будет свидетельством нашей веры. Понятно, что мы и так и дышим и питаемся Им, но теперь, вероятно, пришло время веру еще и обозначить, не скрывая.

Разумное ограничение

Картинка другая, горная река. Она не может везде растекаться и иметь внутренний покой и свободу, она вынуждена проскользнуть между утесов и камней в ограниченном пространстве. Она поднимается при этом ограничении выше. В ней та же вода. Но она бурлит, прорывается, она отнюдь не тиха, она полна жизни и многих даже устрашает. Но, думается, именно так и надо сейчас жить христианину.


«Пышная крона дерева со множеством житейских забот... Осень, время обрезать деревья, отсечем и мы ненужное, самое необходимое только оставим».

Из разнообразных имен Господа нашего хочу остановиться сейчас на одном - Христос. Это имя поможет не уклониться от Христианства. Не отойти от Церкви, оставаясь христианином и крепко держась за Христа. По Его заповедям выстраивать жизнь. Насколько отличается Христианство от других религий, настолько и жизнь во Христе будет пугать людей, которые привыкли к комфорту и покою.

Смогу…

Смирение - полюбили это слово люди. Прямо-таки требуют от других смирения, а на деле получается, подчинения. Мое ограничение распространяется и на эту добродетель. Понимаю, не смогу смириться со всем, что мне предложит жизнь. Нет у меня смирения, но я буду пробовать. Совсем еще недавно думала, что не смогу носить маску, особенно, если будут требовать этого в церкви. Не смогу находится в церкви в маске, петь в маске молитвы, если будут заставлять и напирать, буду говорить, что задыхаюсь, - и это было бы правдой. Теперь понимаю, что смогу. Смогу и многое другое ради людей, если будут просить, и если наши приходы будут штрафовать за это проверяющие. В крайнем случае, если совсем станет невмоготу, прорежу в маске, в конце концов, неприметную щель и буду дышать воздухом церкви свободней. Не все же быть голубем, надо и змеей («Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» Мф. 10:16).Только поусерднее молиться, чтобы не забыть главное, что ты человек, христианин. Премудрости просить у Бога, как когда-то Соломон. Одно воспоминание о премудрости царя Соломона и о получившем смирение и кротость от Господа царе Давиде поможет разрешить любую современную ситуацию. Жалею, что мало читаю Псалтирь, Притчи и Книгу Премудрости царя Соломона в Библии. Но чтение начала и хочу продолжить. Впечатляют слова Соломона о сварливой жене, совсем не хочется быть такой: «Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою» (Притч. 21:19) или «лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Притч. 21:9).

Р.S. Мои переживания о ношении маски в храме разрешились. Заболели у нас на приходе разом все клирошане, петь некому. Теперь начала я это дело с Аней и Дашей, нашими дочками. Видно, этого не избежать, получили от меня согласие, когда выздоровеет регент, все равно остаться и учиться петь уже как следует. Пока стараемся делать это с детьми хотя бы молитвенно. Понятно, ни о какой маске не может быть и речи. Ведь поем. Слава Богу!

Сестренки

Жалею сестренок своих, которым приходится работать в масках - на рабочих местах это необходимость. Одна трудится в аптеке, другая в крупном оптово-розничном магазине. Просто до слез жалко всех, всех, кому приходится так трудиться. Прошу помощи всем заболевшим, борющимся с болезнями. Прошу у Господа нашего Иисуса Христа всем нам, дорогие, быть вопреки обстоятельствам здоровыми людьми, сильными, выносливыми и физически, и духовно. Знает Господь нашу беду, ведет нас к очищению и Свету. Мы со Христом, молимся Ему, доверяем. Вспоминайте почаще: в раю нераспятых нет.

«Не дают награду за отраду, а только за скорби». Амвросий Оптинский.

Имейте советником Христа

Очень люблю вопросы, но и их надо задавать разумно. Что толку спрашивать об одном и том же несколько раз, тревожить людей, не доверять и доискиваться. Иметь жизненные вопросы необходимо, интересоваться и не быть всезнайками. Спросить даже про себя: Господи, как поступить? И ждите ответ, он будет. Не торопитесь и не мучайтесь этим вопросом более, ждите. В тишине Господь ответит скорее, даст знать через людей или обстоятельства. Верное решение обязательно придет. Имейте советником Христа.

Искреннее изумление

Наш настоятель с амвона объявляет о встречах с прихожанами. В неформальной обстановке зовет обсудить волнующие вопросы, организует чай. Удивляет меня, что остаются немногие, горстка прихожан нашего храма. Так хочется написать нашего прихода, но ведь приход, это и приходская жизнь, которой, увы, нет. Слава Богу, есть Божественная литургия, которая объединяет людей.

Встречи в храме начались с июля, и вот до сих пор число собирающихся не увеличивается. Встречи организуются прежде всего для молодежи, а остаются чаще люди не молодые, но ищущие ответы на свои вопросы, ищущие укрепления веры, общения. Настоятель наш молодой батюшка, но очень заинтересован в окормлении паствы, не устает приглашать людей. А люди имеют оправдания, каждый свое, и не остаются. Как в Евангелии: «и начали все, как бы сговорившись, извиняться...»

Не сильно я из-за этого расстраиваюсь - надо ставить ограничения и на расстройство. Ситуация знакомая, Господь предупреждал.

Верую, Господи, помоги моему неверию.

Читаем сейчас по просьбе батюшки Ветхий Завет, пришли к решению проводить ежедневные малые крестные ходы вокруг своего дома, внутри квартиры с молитвой и верой в помощь Божию и защиту от паники и тяжких болезней. Столько всего обсуждаем полезного, в том числе и поведение в церкви.

На одной из встреч кто-то отвлек батюшку и попросил выйти. А у нас возник вопрос, становиться ли на колени в воскресный день? Обсуждая, не могли прийти к общему решению. И тут голос от женщины у свечного ящика, которую мы и не заметили, так как она тихонько сидела за своим рабочим местом:

- Батюшка (ныне покойный наш отец Николай, иеросхимонах Митрофан Засыпкин) говорил только перед святой Чашей становиться на колени в день воскресный.

Воскресенье - воспоминание Воскресения Христа, Пасхи. Коленопреклоненная молитва отменяется. Разумеется, это не наказуемо, и в определенных случаях человек может молиться и на коленях, понимая, что это не правило, а исключение. Таких примеров достаточно, и я вижу, как ищущим Господь ответ даст, выведет из неведения. Но опять же, невольно наблюдаю, что прихожане нашего храма, услышав ответ на вопрос, упорно в воскресный день на коленях молятся. Кстати, когда наш батюшка вернулся, спросили уж и у него, как он скажет?

Ну как нам помочь в нашем неверии и излечить упрямство и невежество?

В делах семейных

Ограничение на безпокойство, суету ставлю и в семейных вопросах.

Уже заметила, обнаруживаются семейные неурядицы чаще в посты, под праздники, накануне Причастия. Собираешься и готовишься к этому великому Таинству, даже и не думая о плохом. В этом вижу свою безпечность. Так как не делаю выводы и попадаю часто в одну и ту же ловушку.

А надо бы знать о возможных сложностях. Не звать гостей накануне Причастия. Дела домашние отложить по возможности на другое время, больше молчать. Последить за собой внимательней, не начинать новых дел, которые занимают все мысли. Многих трудностей и неудобств избежала бы.

Надо обратить внимание

Если кто-то из семьи, часто это подрастающие дети, перестает приходить к общему столу за обедом, завтраком или ужином, кушает в одиночестве, когда хочет и часто не то, что все, на это следует обратить внимание. Пока есть возможность встречаться семье за общей трапезой, надо это сохранить. Совместная молитва очень объединяет. Крестное знамение исцеляет. Разве сами дети помолятся перед едой? Если домочадцы уклоняются от совместных трапез, всякий раз находят причины, непонимание и разделение в семье не заставят себя ждать.

За что приняться?

У наших предков такой вопрос не возникал. Дела, за которые можно взяться, были повсюду. Куда родители, туда и дети, или дети с бабушкой и дедушкой домашним делам обучались, все умели. Сейчас, желая разнообразить быт ребенка, родители задаются этим вопросом. А сам ребенок-то часто совсем ничего не хочет.

Занять детей в кружках, спортивных секциях очень полезно. Надо поддерживать и развивать интерес ребенка к разносторонней жизни. Но должна ли это быть борьба? А т? о еще и восточные единоборства? Особенно для девочки, сто раз подумайте и не принимайте спешного решения, лишь бы чем занять… В нашей семье занятия дочкой самбо принесли искушения. Повлияло и общение с детьми в этом спортивном коллективе, где дети хотят защитить себя самостоятельно, и сама борьба, проводимая регулярно и с одной целью - побороть, победить. Для мальчишек это нормально, а вот для девочек все же нет. Это притом, что два тренера замечательные люди, не воспитывают агрессии. Но человек приобретает навык к ней, развивается сила. Дети учатся думать быстро, действовать смело. Превосходство таких борцов перед сверстниками налицо. Попробуй заступиться за такую девочку. Она не нуждается в этом, пожалеть ее, приласкать в повседневной жизни тоже не получится. А в защите Господа она будет нуждаться?

Невозможное человеку возможно Богу. Помню эти слова, молюсь и прошу за дочь. Вы знаете, сначала написала: молюсь за дочку; подумала, не могу так, исправила на «дочь». Сильная, крепкая, здоровая она у нас выросла, 17 лет. В росте уже папу перегнала. А я подойти и поцеловать ее лишний раз боюсь. Так, за компанию перед сном или еще улучу момент, поцелую ее и младших дочек, а она часто невольно отдергивается...

Смотрю, что же она рисует. Чаще это мрачные тона и будто не живые лица-портреты, четко выписанные акварелью. Было бы красиво, если бы была в них хоть капелька жизни. Радуюсь, когда вижу пейзажи и зелень. На одном из них на фоне пышной зелени увидела маленькую одиноко стоящую девочку в желтом коротком плаще под зонтом.

Корабль спасения

Почему часто церковь называют кораблем спасения? Может, из-за евангельских примеров? Там Апостолы со Христом в бурю не утонули бы, даже если бы не взывали ко Христу, когда Он спал. Не могли утонуть. А может, Ноев ковчег дал пример. Ведь все, кто был на нем, спаслись. А слово «сети», в которые могут уловить даже избранных. В юности слово это воспринимала я как обман. Много обмана было. Теперь ясно. Это даже в словах близко нам и понятно. Первая волна эпидемии или пандемии, вторая волна. Волны одна за другой раскачивают нас, пугают и калечат.

Наше обитание в сетях интернет-пространства. А следовательно, и обитание под контролем. Любая сеть подразумевает границы дозволенного. Улов даже можно какое-то время удержать в сети, пока рыба нужна живой.

Пожалуйста, спешите на корабль спасения, укрепляйтесь верою. Там каждый работник нужен - и первого часа, и одиннадцатого.

Невозможное человеку возможно Богу.

Дорогой гость

Приезжал к нам в Тамбов старец схиархимандрит Илий (Ноздрин), да и не только в наш город. В таком почтенном возрасте, 88 лет, совершил паломничество по Российским городам и весям. Что хотел нам сказать? Глядя на батюшку, как служит, как живо двигается, внимательно смотрит, многое становится понятным. Услышать, что именно говорил в своих проповедях батюшка, смогли немногие. Говорил он тихо и немало, поэтому ему не после каждой службы слово предоставляли. Ладно, ведь со священнослужителями он встречался не при таком большом скоплении народа, как в храмах. До них-то наверняка донес свои слова. Люди старались посетить по возможности все Богослужения, в которых он участвовал во время своего трехдневного пребывания у нас. Узнавали о том, кто как смог. Приезд гостя не афишировали.

Учиться

Чему нас учат обстоятельства? Уходят люди, страдая, переходят в мир иной. Первыми уходят те, кто сильней. Уходят отцы, наставники. Но уходят, оставив свой пример жизни. Надо благодарить за жизнь, вставать в поредевшие ряды и крепче стоять каждый на своем месте.

Стоять в вере до последнего бойца, до последнего воина Христова. Не бояться, не судить. На это просто не будет сил. С терпением и долготерпением жить во Христе, Им одним оживотворяться и Им одним держаться. Все споры, которые занимают значительную часть нашего времени, отложить насовсем, за ненадобностью. Обратившись к выправлению своей только жизни, можно понять, что на иное времени нет и поправить жизнь других людей можно только примером своей жизни. Выправим лучше, лучше и повлияем, больше не знаю как.

Пары слов

Учусь жить с рассуждением. Каждый раз надо определять, что зло и что добро. Пустоты нет. На нейтральной полосе нам не отсидеться и не передохнУть, пока другие стараются. Верю, Господь даст рассуждение, надо просить.

Вот пара слов: «остави» - «отстави». С этой парой много можно картинок нарисовать. Я ограничусь одним. Необходимое - остави, остальное отстави не на потом, навсегда.

«Отчаяние»: отчего впадаем в отчаяние, грустим, унываем? От чаяния чего-то лучшего, как правило, для себя, чего-то большего. Что чаем и на что надеемся? Не надо грезить, мечтать, а только надо верить, избежим отчаянья.

Еще одна пара - «нужно» - «нудно». Необходимые дела делать нужно, но бывает и нудно. Но Царствие Божие нудится. Порой не хочется молитвы читать, а только начни со вниманием - и увидишь как хорошо. А у меня еще несколько стимулов есть к молитве. Понимаю, что так никогда и не буду молиться, если я это постоянство нарушу. У меня сохранились тапочки моей бабушки Анны. Она заменила нам с сестрой Людой рано умершую маму и вела нас верою своей и трудом, умерла в 95 лет, не могла раньше из-за нашей никчемности. Так вот иду молиться, обуваю ее тапочки. Хорошо мне, тепло. Ногам легче, боль проходит, и молиться лучше.

А беды беги. А где беда? Она не там, где болезнь и немощь. Ведь жизнь идет. Беда там, где все еще держатся за роскошь и изобилие. Где все еще надеются на себя и не несут посильного креста.

Елена Юдакова.


105
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru