Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

«Православие — вера святоотеческая»

Интервью со священником Владимиром Шараповым, автором еще неизданной книги о Святой Евхаристии.


  Интервью со священником Владимиром Шараповым, автором еще неизданной книги о Святой Евхаристии.

Священник Владимир Шарапов — преподаватель сравнительного богословия Самарской Православной Духовной семинарии, клирик самарского храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Сейчас в Москве готовится к изданию его первая книга по богословию, а сам отец Владимир готовится к переводу в Покровский Хотьков монастырь, что недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. Но пока он клирик Самарской епархии, и мы решили поспешить и побеседовать с набирающим силу молодым богословом. Мы расспросили отца Владимира о его книге, трудах и планах и о тех вопросах веры, с которыми часто сталкиваются прихожане.
— Отец Владимир, расскажите, о чем ваша первая книга?
— Моя книга, к сожалению, пока еще не издана. Но в скором времени, я надеюсь, она увидит свет. В этом, наверное, тоже усматривается Промысл Божий. Потому что ее готовил к изданию священник Даниил Сысоев, мой друг, недавно убиенный. И, видимо, моя книга была одной из последних книг, которую он смотрел. Книга эта о Таинстве Евхаристии. Ее название — «Что находится в Чаше Причастия». Она посвящена рассмотрению вопроса, очень важного в настоящее время, о сущности Святых Даров. На протяжении веков всякая критика инославная и рационалистическая пыталась исказить это учение. Корни ересей уводят к эпохе несторианских споров, иконоборческих. Потом они вновь всплывают в IX веке, второй половине XI века, потом уже в период Реформации и сейчас, из-за экуменических связей, эти ошибочные учения, к сожалению, все сильнее проникают и в Православную среду.
— А какие именно идеи?
— О том, что Евхаристия якобы не есть Тело и Кровь Христовы по сущности, что Святые Дары остаются хлебом и вином, именуясь Телом и Кровью только символически. Но то, что не есть по сущности Тело и Кровь, то не есть Тело и Кровь вовсе. Существуют разные способы истолкования тайны Евхаристии, в разных протестантских деноминациях. И следы этих различных интерпретаций проявляются в учениях некоторых современных богословов. Но учение Православной Церкви такое: в Евхаристии Святые Дары — это Тело и Кровь Христовы. Без всяких «символов»… Это я и стараюсь доказать в своей книге.
— Сейчас много разногласий по поводу того, как правильно готовиться к Причастию. Почти на каждом приходе — свои правила.
— Это вопрос, конечно, не вероучительный, но, тем не менее, очень важный. Потому что от подготовки человека к Причастию во многом зависит и воздействие величайшей Святыни на него. В отношении разных мнений — во многом они разными не являются. Очень часто просто в зависимости от духовного состояния того или иного человека даются ему наставления применительно к его состоянию в настоящее время. То есть даже по отношению к нему лично это наставление может иметь временный характер. Изменится состояние души — изменятся требования духовника к нему. В отношении поста перед Причастием я хотел бы отметить, что пост — это средство углубления покаяния, приобретения смирения, укрощения страстей и необходимое условие при подготовке к Причастию. Другое дело — время, которое человек должен говеть. Сейчас мало кто устанавливает семидневный пост, но и совсем не поститься перед Причастием нельзя. В отношении того, насколько часто нужно причащаться, тоже всегда были разные мнения. Еще в допетровские времена некоторые редко причащались, как ни странно. У нас иногда идеализированное представление о Святой Руси. Да, Русь была Святая, но это не значит, что святы были все, и все в ней было свято. Даже священнослужители, и дети священнослужителей небрежно относились к Таинству. Поэтому при Петре I установлено было правило, обязывающее исповедоваться и причащаться хотя бы раз в год. Иначе и этого бы не было у многих Православных. Святитель Феофан Затворник говорит о необходимости причащаться хотя бы в многодневные посты — то есть четыре раза в год. Но это тоже не столько руководство к действию, сколько необходимый минимум. Конечно, причащаться нужно чаще. Если позволяет духовное состояние человека, то хотя бы один-два раза в месяц. А для кого-то и чаще. Святой праведный Иоанн Кронштадтский удивлялся тому, что многие в его время не причащались. Выходит священник с Чашей, в которой находятся Тело и Кровь Христовы, говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите», — а никто не приступает. Это, конечно, выражение нашего охлаждения к вере, отражение нашего небрежения к благочестивой жизни. Ведь известно, что первые христиане причащались за каждой Литургией. Но они и жили соответственно — так, что могли причащаться за каждой Литургией. Опять же, последнее слово в этом вопросе я, конечно же, не скажу. Я надеюсь, что это будет предметом общецерковного обсуждения. Наверное, тогда будет установлено некое нормативное положение в отношении нашей подготовки. Чтобы не было произвола на каждом приходе, по усмотрению любого священника.
— Есть некоторые разногласия между богословскими утверждениями и народной верой — чудотворные иконы, земля с Канавки Божией Матери из Дивеево…
— В свое время протоиерей Сергий Булгаков прекрасно выразил суть расхождений между Православием и протестантизмом. Он сказал, что протестантизм — конфессия профессорская, а Православие — святоотеческая. Поэтому в Православии авторитет высказывания того или иного богослова только в той мере правомочен, в какой согласуется с учением Церкви. Существует, конечно, проблема того, что в народе есть суеверия, какие-то двоеверия. Это было всегда, на протяжении всей нашей истории, да и не только нашей. Но в отношении почитания и благоговейного отношения к святым местам, к местам, где проходила жизнь того или иного святого, где находятся его мощи — это все соответствует духу Православного благочестия. Поэтому усматривать здесь какую-то ересь, я думаю, несправедливо. Потому что в этом кроется глубочайшая богословская истина, которая находится и в иконопочитании, и связана с почитанием мощей. Истина состоит в том, что материя может освящаться под воздействием Божественной благодати. Если отвергнуть эту идею, то не имело бы смысла само Боговоплощение. Но Бог принял человеческое естество, и это естество, то есть материя, переняло благодатное насыщение. И значит материальные предметы тоже могут нести в себе благодать. Вот почему нет ничего страшного и странного в почитании не только икон и святых мощей, но и, например, земельки с Дивеевской Канавки или с могилки пока еще не прославленного святого. Мы все знаем случаи, когда люди приходили на могилку святой Матронушки, когда она еще не была канонизирована, брали земельку оттуда и по молитвам блаженной получали просимое. Здесь нет никакой ереси. Напротив, такое стремление во всем усмотреть какие-то инославные влияния или проявления язычества, часто бывает сопряжено с каким-то вирусом рационализма, с маловерием. С тем, что человек воспринимает на «ура» какие-то утверждения, совершенно неправославные, но ими можно обратить на себя внимание. Например, что Благодатный огонь — якобы не чудо, а «мошенничество» греческих монахов, и так далее.
— Расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы пришли к вере?
— Как я пришел к вере? Это не вполне понятно и мне самому. Как всегда, когда человек приходит к вере — это чудо. И обстоятельства Господь устраивает так, чтобы человек обратился к Нему. Поэтому сказать о том, как я обратился к вере, я до сих пор не могу и, наверное, не смогу никогда. Премудрость Божия проявляется так, что Господь всякого человека обращает неведомыми путями к вере, к Истине. А принял решение стать священником, когда учился. Изначально я поступал в Духовную Академию не столько за тем, чтобы стать священнослужителем, сколько за знаниями и для более глубокого воцерковления. Там идеальные условия для этого, ведь Троице-Сергиева Лавра — один из главных центров духовной жизни России. А когда я уже заканчивал обучение, однозначно решил принимать священнический сан, потому что иначе все мое обучение было бы древом с листьями, но без плодов. Я с непониманием отношусь к людям, которые учились в духовных школах, Церковь возлагала на них надежды, а они не стали рукополагаться. Быть священнослужителем, я считаю, это долг воспитанников духовных школ.
— Расскажите о храме-памятнике во имя святого Георгия Победоносца. Вы давно здесь служите?
— Я здесь служу шесть лет. Храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца, покровителя российского воинства и российского государства. Поэтому наш храм занимается духовным окормлением силовых структур — и армейских, и милицейских. Наш настоятель — протоиерей Георгий Козин — является сейчас главным священником Второй армии. Сегодня идут разговоры о возобновлении разрушенного в советские годы института полкового духовенства. Наверное, прямое отношение к этому будут иметь и священники нашей церкви в честь святого Георгия.
— Храм находится в таком месте, где традиционно гуляет много народу, особенно много молодых людей. Молодежь приходит в храм?
— Приходит. Но в основном в нашем храме уже сложившийся коллектив прихожан. И те молодые люди, что пришли — они уже здесь. Приходят и с вопросами. Это бывает, и постоянно бывает. Но, к сожалению, редко кто из этих людей задерживается. Бывают случаи воцерковления, люди остаются при храме. Но это не массово. Тем более что здесь рядом достаточно много храмов — и Иверский монастырь, и Покровский собор, и Петропавловский храм. Многие привыкли ходить именно туда, а наш храм ведь появился не так давно.
— Сейчас вы готовитесь к переезду в Московскую епархию. С чем связано ваше желание уехать из богохранимой Самары? Чем будете заниматься на новом месте?
— Здесь тоже Промысл Божий. В этих местах прошли мои, можно сказать, самые лучшие годы, когда я учился в Московской Духовной Академии в стенах Троице-Сергиевой Лавры. И внешние обстоятельства сложились так, вернее, Господь устроил так, что единственным выходом для меня стало стремление переехать в Хотьково. И это просто чудо, если все удастся реализовать. Я намереваюсь, во-первых, служить в Покровском Хотьковом монастыре. Это один из древнейших монастырей и в Московской епархии, и вообще в России. Первое упоминание монастыря в Хотькове в летописи относится к 1308 году. Там находятся мощи родителей Преподобного Сергия Радонежского — святых преподобных Кирилла и Марии, которые незадолго до смерти приняли здесь постриг. Я, как и многие паломники, прежде посещения Троице-Сергиевой Лавры старался всегда заехать туда и приложиться к святым мощам  родителей Преподобного Сергия. Для меня это настоящая Божия милость, если я буду служить именно там. Кроме того, есть в Хотьково воскресная школа и богословские курсы, надеюсь, что и там смогу потрудиться во славу Божию и на пользу Церкви. При Хотьково действует приют-пансионат для девочек, монастырь оказывает помощь и многодетным семьям, нуждающимся. То есть сфера деятельности большая, есть где потрудиться.

Татьяна Горбачева
07.01.2010
1061
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru