Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Все просто, брат мой, возьми четки и начинай молиться»

Три дня гостями Самарского Воскресенского монастыря были сербские священнослужители.

Три дня гостями Самарского Воскресенского монастыря были сербские священнослужители.

«Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя Имя святое Его», — пел немыслимой красоты голос под сводами собора Самарского Свято-Воскресенского мужского монастыря. Казалось, подобно белокрылой птице он летел прямо к Господу. Три дня — с 22 по 24 сентября — в Воскресенском монастыре служили протопсалт (или по-нашему регент) сербского Хиландарского монастыря, что на Святой Горе Афон, протоиерей Александр Павлович (ударение, конечно, на «о») и протодиакон Святейшего Патриарха Сербии отец Владимир Руменич.


О, какая это была служба! Отец протодиакон возглашал ектеньи не только громогласно, как это и подобает, но и настолько проникновенно, что слова молитвословий проникали в самое сердце. И следом отец Александр выводил: «Господи, помилуй!» А как звучало евангельское зачало! Как гром небесный, как будто и в самом деле глас Божий звучал над нами. Да так и есть, именно так и надо воспринимать чтение Евангелия на Божественной литургии. После службы вспоминались слова священномученика Серафима (Звездинского) из его изумительной книги «Хлеб Небесный», может быть, наиболее доступно объясняющей современному Православному человеку смысл Божественной литургии: «Пока мы пользуемся благоуханием Божественной литургии, пока мы Христовы, пока мы благодатные — мы благо, хорошее даем другим. Мы носим на себе печать, печать любви Божией, мы родственники Святому Духу Утешителю и можем другим давать утешение».

Какое же утешение подарили нам всем, присутствующим на Литургии, отец Александр и отец Владимир! Прихожане и работники храма потянулись вслед за гостями, когда я сопровождала сербских священнослужителей по благолепно украшенному монастырскому двору к аккуратным скамейкам, где и состоялась наша беседа. Протодиакон Владимир и сам отвечал на вопросы, и переводил с сербского слова отца Александра.

— Отец Александр, у вас сербская или афонская традиция пения?

— Эту традицию монахи на Афоне наследовали от святого Саввы Сербского и сохранили в монастыре Хиландар. Эта певческая монашеская традиция неизменно сохраняется с XIII века.

— Святитель Савва Сербский — бывший Царевич Растко?

— Да, первый Епископ Сербии. Сын сербского самодержца Стефана Немани, в семнадцатилетнем возрасте встретил русского инока и отправился на Афон. Царь Стефан снарядил в погоню за сыном дружину, но тому все же удалось принять постриг. Впоследствии святой Савва сумел убедить и своего Царственного родителя стать монахом, и тот стал известен Православному миру как Симеон Мироточивый. Теперь на Афоне его гробница, а мощи почивают в монастыре Студеницы в Сербии. Это самый дорогой сербскому сердцу монастырь, где святой Савва был ктитором и затем первым игуменом.

— Сегодня было настолько прекрасно на службе, что вспоминалось, как послы князя Владимира возвратились из Византии и рассказали своему князю, как хороша греческая служба, хороша настолько, что даже в какие-то моменты они переставали понимать, где они находились, на земле или на самом Небе!

— Так отец Александр и трудится для того, чтобы мы все, находящиеся в храме, вопросили себя: «Где мы? На земле или на Небе?»

— Святая Гора Афон — оплот Православия, удел Пресвятой Богородицы, где, можно сказать, Небо и соединяется с землей. Отец Александр, вы давно на Афоне?

— Вот уже одиннадцать лет. И он служит в Афонской митрополии (напоминаю, что слова отца Александра переводит для меня отец Владимир). Он священник в одном поселении на Афоне и поет в монастыре и помогает нашему игумену Мефодию.

— А Хиландар до сих пор исключительно сербский монастырь?

— Да, сербский, но под канонической юрисдикцией Вселенского Патриарха. Как и сам Афон находится в юрисдикции Константинополя. В XVII веке в монастыре Хиландар поселились болгары, тогда многие афонские обители были почти исключительно болгарскими. Но в XIX веке вновь монастырь стал сербским. Был в Хиландаре и страшный пожар, когда почти весь монастырь выгорел. Но беды миновали, и после приезда в монастырь сербского царя Александра I начался период процветания, который продолжается до сих пор.

— Расскажите о святынях монастыря. Главная святыня — это икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», принадлежавшая преподобному Иоанну Дамаскину?

— Да, это так. Есть в Хиландаре еще и чудотворная икона Господа Иисуса Христа Пантократора и Хиландарская икона Богородицы. Огромная ценность монастыря — икона Двенадцати Апостолов, которая находится в ризнице монастыря. А если бы мы привезли сюда икону Господа Иисуса Христа, то вы бы сказали, что это самый красивый лик Господа во всем Православном мире. Эта икона XV века.

Также знаменита на весь Православный мир виноградная лоза, произрастающая по благословению преподобного Симеона Мироточивого из храмовой стены вот уже семь веков, неизменно плодоносящая. Считается, что плоды этой лозы помогают от безчадия.

— Расскажите об иконах, которые сейчас вы привезли в Самару и которые находятся здесь, в Свято-Воскресенском монастыре? (Это большая прекрасная «Одигитрия» и икона Святителя Николая Чудотворца особого, афонского письма — Ю.П.)

— Эти иконы написаны монахами Хиландарского монастыря. Да, они прекрасны! Иконы из Хиландарского монастыря довольно часто привозятся в Самару. Но наибольшей святыней нашего монастыря является самая большая часть Честнаго Креста Господня, которая сохранилась после распятия Христова. Ее подарил монастырю царь Душан. В монастыре Ксиропотам на Афоне тоже находится часть Креста Господня, но Хиландарская — самая большая. Игумен Мефодий выносил ее совсем недавно по Греции для поклонения, всего несколько дней назад. Отец Александр тоже был там. В монастырь, находящийся высоко в горах, в первые три дня прибыло поклониться частичке Честнаго Креста Господня около семи тысяч человек.

— Жива вера Православная!

— Да, жива! В греческом народе, русском, сербском — жива!

— А какой сейчас, на ваш взгляд, период в Сербской Православной Церкви?

— Я думаю, что сейчас у нас период процветания. Наш Святейший Патриарх Ириней и вся Сербская Православная Церковь трудятся, чтобы сохранить веру в сербском народе и чтобы это была вера живая. Мы думаем, что есть в сербском народе очень живая вера! Связь между Русской Церковью и Сербской Церковью теснейшая, она всегда была такой. Мы чтим русских святых, они и наши святые. Например, сербский народ еще в XVII веке одержал несколько побед над турками в день святого благоверного князя Александра Невского, и с тех пор он необычайно чтим в сербском народе. Сербы, идя на бой, пели песню, которую их потомки поют и сегодня: «Помоги нам, Боже, и святой Лесендро! Если будешь нам святой помощник, будем славить мы тебя до века!» Сербский народ почитает и Царя-Мученика Николая II, и всю Царскую семью.

— Как нам сегодня научиться исполнять слова Господа? Как жить по Евангелию?

— Достичь евангельской высоты очень трудно, но не невозможно, все, чему учил Господь, можно воплотить в своей жизни. Как? Наш духовный отец, Царствие ему Небесное, отец Михаил говорил: «Это просто, брашо (брат — Ю.П.) мой, возьми в руки браницу (четки — Ю.П.) и начинай молиться. Когда молитва достигнет твоего сердца, то дальше уже все просто».

— А что ответить тем, кто не молится и не ходит в храм, но говорит, что Бог у него в душе? В Сербии, наверное, ведь тоже есть такие?

— Сербский народ очень жестоко пострадал и на всем протяжении XX века, и раньше. Мало кто знает в сегодняшней России о жесточайшем уничтожении сербского народа хорватскими фашистами — усташами в начале Второй мировой войны. И эти массовые казни были официально одобрены Римской католической церковью. После этого страдания сербский народ еще раз понял, что надо быть в Церкви. Это для научения всего Православного мира: надо пройти через страдания, как сербский народ — и как русский народ! — чтобы найти утешение и укрепление в Церкви. Это наука для всех. Наши народы явили собой это.

— Отец Александр, что бы вы сказали читателям газеты «Благовест»?

— Я серб, который живет в Греции. А вот теперь нахожусь в России. В мире много разных стран, у различных народов различная культура. Но самая большая радость для меня, когда вижу прекрасные, торжественные Православные храмы и Православный народ в этих храмах, крестящийся во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Все это я вижу в России! И пусть будет так во веки веков!

Подготовила Юлия Попова.

Фото автора.

Дата: 8 октября 2015
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
12
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru