Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Свете мой, Иисусе!…

Размышления педагога.

Размышления педагога.

Об авторе: Марина Владимировна Безделева — учитель русского языка и литературы, немецкого языка Кайсинской основной школы, поселок Кайсы Усть-Ишимского района Омской области. Прихожанка и певчая кайсинского храма святого праведного Симеона Верхотурского.

Впервые я взяла в руки Библию, когда к нам в школу, где работаю учителем, какие-то люди (как теперь понимаю, сектанты) привезли в подарок целую стопку книг и для взрослых, и для детей, с картинками. Библию я взяла с благодарностью (тогда Книгу Книг еще было трудно приобрести), а книжки с картинками мне как-то сразу не понравились. Хотя я не была еще верующей, но преподавала искусство, изучала русскую живопись, иконопись и имела свое представление о Христе. И Его образ в моем сознании сложился совершенно иной, чем на этих картинках. Для меня это был возвышенный образ, а здесь рисунки очень напоминали комиксы. Душа моя никак не могла этого принять, а особенно картинку, где Крест с надписью по нему крупными буквами «Христос» был изображен как мостик через пропасть, по которому должен пройти стоящий на одном конце пропасти человек, чтобы попасть на другой, к Богу.

Я еще мало что знала о Христе, но уже тогда подсознательно понимала, что Бог — это не средство для решения каких-то своих проблем, пусть даже очень важных. Уже тогда мне хотелось, чтобы Бог просто был, и чтобы я знала, что Он есть, и тогда жизнь обретает смысл.

Теперь знаю, что Бог есть и что Христос — не способ, не средство, а Цель, и Истина, и Жизнь, и Путь, и Начало, и Конец, и Смысл всего.

Мозаичная икона Христа Спасителя.

Беда в том, что большинству людей Сам Христос не нужен. Им нужно, чтобы у них все было хорошо: чтобы не болеть, жить в достатке, чтобы в семье все было благополучно. А Христос, по их мнению, является только средством для этого.

Как-то спрашивает меня одна женщина: «Когда у вас в храме служба?» Едва я обрадовалась: человеку захотелось в храм, может, одним прихожанином в нашем приходе, состоявшем всего из трех человек, будет больше, — как продолжение фразы, что называется, спустило меня с небес на землю. «Надо сходить в церковь, а то я что-то болеть стала», — сказала она. Так мы ее и не увидели в храме — выздоровела, наверное.

Или, например, уговаривает бабушка причастить внука: «Хоть болеть не будет». Или спрашивает кто-нибудь: «Когда у вас священник будет? Надо мне покреститься, может, тогда у меня жизнь наладится». Или: «Слушай, дай мне какую-нибудь молитву от пьянства, совсем уже не знаю, что с этим паразитом (мужем, то есть) делать».

Часто люди «снисходят» до Христа, будто делая Ему одолжение, а не ищут Его, не жаждут Его всем своим существом, как желали Его когда-то христиане. Его и никого и ничего другого. И ради того, чтобы быть с Ним, готовы были претерпеть лишения, муки, даже смерть. Тогда им был нужен Сам Христос, и они отвергались себя, а теперь все чаще людям нужны прежде всего они сами и их собственное благополучие.

Я же покрестился («чего еще?»), а может, даже повенчался («на всякий случай, хуже не будет, а может, и лучше будет, кто его знает»). Но больше в храм человек не приходит, считая, что сделал все, что надо («да и некогда мне»).

А бывает и так. Есть у человека какая-то надобность, приходит он в храм и просит Бога дать ему то-то и то-то, сделать так-то и так-то. И думает: раз он пришел, то Бог ему за одно это уже должен. А Бог не дает просимого. И обижается человек: я же к Тебе пришел, а Ты мне не дал, ну и не приду больше. Или, наоборот, даст Бог человеку то, что он просил, а тот все равно больше не идет — до следующего раза, пока ему опять что-то не понадобится. А до тех пор Бог ему опять не нужен. И поблагодарить Бога часто забывает.

Но Христос — не способ поудобнее устроиться в жизни, заполучить теплое, уютное местечко как в этой жизни, так и в будущей («если нужно за это заплатить, я готов, скажите, сколько»). Вот так вот: ты — мне, я — тебе. Мы уже это слышали: «Пощуся двакраты в субботу, десятину даю всего елико притяжу» (Лк. 18, 12).

Людям важно получить что-то от Бога, а не быть с Богом.

Несколько лет назад в Таре мне пришлось иметь, мягко говоря, неприятное знакомство с сетевым маркетингом — а по сути, с коммерческой «сектой». Представительница его очень ловко обрабатывала нескольких юных студентов, среди которых был и мой ребенок, обещая им в скором времени золотые горы. Они должны были вступить в эту сеть, покупать и перепродавать дорогущие товары бытовой химии (при моей тогдашней зарплате учителя в 5000 рублей тюбик зубной пасты у них стоил за 200, а пачка стирального порошка 400 с лишним). Но помимо этого они должны были посещать какие-то собрания-тренинги и составить для себя список своих желаний. Приехав к дочери, я случайно услышала, как эта женщина, безцеремонно поселившись в квартире, которую снимали студенты, заняла все их время и внимание составлением списка самых невероятных желаний, которые только могли прийти им в голову. И убеждала, что все это осуществится, все у них будет в самое ближайшее время. Ведь Бог, по ее словам, как волшебная палочка, осуществит любые наши желания, а наше дело — только желать и желать как можно больше. «Пройдет всего год, — убедительно-восторженно говорила она, — и вы увидите, как изменилась ваша жизнь, и только улыбнетесь, как мало вы пожелали». И показывала фотографии счастливых людей, у кого все, о чем мечталось, уже сбылось. Раздавала книги, в которых была подробно изложена эта теория «бога-фокусника», «бога-волшебника». Даже уверяла, будто она была в Православном храме и будет жертвовать в храм десятину от своих доходов. И дети были далеко не глупы, а вот попались на удочку лукавого, сами потом удивлялись, как так вышло.

Ничего у них не получилось, к счастью. И дальше «желаний» дело не пошло!

Если Бог для нас — только исполнитель наших желаний, в таком случае центром нашей жизни являемся мы сами, а не Бог.

Цель же наша — соединение со Христом, жизнь со Христом, любовь ко Христу. А жизнь со Христом — это отвержение себя, несение своего креста и следование за Христом.

Недавно встретилось в интернете протестантское приглашение к «увлекательной жизни во Христе». Вот так, для кого-то жизнь во Христе, оказывается, может быть развлечением.

Конечно, это не означает, что мы не можем просить Бога о наших нуждах. Он Сам говорит нам: «Просите, и дастся вам». И Он, конечно же, дает нам то, что нам на пользу, дает много и чаще всего незаслуженно. Дает, как любящий Отец Своим чадам.

К сожалению, потребительское отношение к Богу встречается и среди Православных. Бывает, что интереснее становится не Сам Бог как цель, а средства, которые должны вести к этой цели. Но в Церкви всё — средства, а цель — Христос.

Если с нами случается какое-то искушение, чаще всего сразу начинаем искать, за что бы это нам могло быть, имея в виду чаще что-то хорошее: «Это же мне за то, что я в храме шестопсалмие читала, а это за то, что в паломничество съездила, к мощам приложилась» и так далее. «Я же причастилась, теперь жди искушений. Ага, вот и они тут как тут. Это мне за Причастие». Всё по полочкам разложим: это мне за то, а это — за это. Конечно, есть закон духовной жизни: «встал на путь спасения — готовься к искушению». Но, может, лучше подумать: «По грехам моим»?

Порой кажется, будто сейчас идет какая-то «охота за благодатью». Порхают сестрички-синички шумными стайками по храмам, по обителям, по святыням. Там-то были — такая благодать! А вот там — еще больше! Думаешь, слыша такое: «А что, в вашем храме, что поближе к дому, нет разве благодати или она не та же благодать Божия? Бога ли мы ищем или, простите за выражение, «острых ощущений»? Мне запали в душу слова, сказанные Митрополитом Омским и Тарским Феодосием (ныне Владыка на покое) на освящении Свято-Успенского собора в Омске: «Вот вам и Иерусалим, и Афон, и Дивеево».

Конечно же, я вовсе не о том, что не надо совершать паломничества. Кому из нас не хочется хоть раз в жизни побывать в Иерусалиме, в Троице-Сергиевой Лавре, в Киеве или Почаеве, в Оптиной или Дивееве… Но за Богом необязательно далеко ехать. Да и можно ведь весь Православный мир объехать, ко многим святым мощам приложиться, всех старцев посетить, отовсюду святыни привезти, а Бога так и не найти.

Не мы ли обращаемся ко Христу в молитвах: «Иисусе, «радование мое», «дыхание мое», «желание мое», «утешение мое», «свете мой», «сердца моего веселие», «сокровище нетленное, богатство неистощимое», «надеждо в смерти моей, животе по смерти моей… »

Но всегда ли именно Его желаем?

925
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru