‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Родник Данилевского

Крымские впечатления и размышления писателя Владимира Крупина.

Крымские впечатления и размышления.


Церковь Воскресения Христова в Форосе.

Крым, Крым, - восклицаю я. - Милый мой, как много места в моей жизни занял ты, как я тебе благодарен за счастье встречи с морем, с твоей землей! Крым, изъезженный и исхоженный с севера до юга, с востока до запада, обжитый во многих незабвенных днях и неделях пребывания в Севастополе, Евпатории, Керчи, Ялте. Жена моя таманская, и множество раз пересекали мы Керченский пролив из Керчи в Тамань, к ее дядям и тетям, да и вся Керчь заселена ее родней. Все годы детства и отрочества жила она и там и там, и везде ее очень любили. Очень ревнивы были к ее замужеству, ценит ли молодой муж их любимую умницу и красавицу. Вроде бы я выдерживал испытания.

Но как выдержать начинавшийся тогда славянский раздрай. Ведь время нашей женитьбы пришлось на годы, когда крымчане с большой болью переживали недавнюю преступную передачу Крыма под руку Киева в 1954 году. Украинизация была торопливой и даже жесткой, захватчики торопились овладеть территорией. Чем плоха остановка - нет, надо назвать ее зупинкой. Срывали любые вывески на русском языке. Главное в смене вывесок было одно: лишь бы не по-москальски. И все годы владения Украиной Крымом крымчане, в основном русские, тосковали по России.

И возврат свершился! Крым, окропленный русской кровью, стал русским навсегда. И будет он всегда только в России.

Но силён сатана, всеял семена раздора в наши отношения, настроил малороссов против славянского единения.

Но мы же от одного корня, одного вероисповедания, одни былины выращивали нас. А главное: одни враги были у нас. И вдруг мы стали врагами! Как? Уму непостижимо…

Ответ в трудах Николая Данилевского. Вот в ком высшая степень преданности делу славянства. Уж когда-когда, а теперь-то особенно надо читать его книгу «Россия и Европа».

Читать ее надо было прежде всего большим начальникам. Вот 80-е годы, вот Президент, первый в СССР, чем очень гордится. И тогда в Верховный Совет России избраны два замечательных русских писателя: Василий Белов и Валентин Распутин. И они идут к Президенту СССР. Он не приглашал, сами просили о встрече. Они - депутаты Верховного Совета, им не откажешь. Идут. Думают, что подарить. Надо подарить книги, обязательно важные для судьбы России. Обязательные для прочтения руководителем такого ранга. Выбрали три: «Народная монархия» Солоневича, «Наши задачи» Ивана Ильина и, конечно, «Россия и Европа» Данилевского. Горбачев сильно благодарил: «Вот, при вас, кладу на стол, будут на глазах».

А когда через полгода Распутин стал членом Президентского совета, пришел на заседание в знакомый уже президентскийкабинет, то увидел, что подаренные книги, нетронутые, так же лежали на столе, где лежали. Не прикасался к ним первый и последний Президент СССР.


Могила Николая Данилевского в Крыму.

Те же Ильин и Данилевский сколько претерпели клеветы! Враг делает свое дело, то есть отворачивает людей от Бога, а слуг Божьих выставляет в неприглядном виде. Да, Ильин ненавидел большевизм, да, надеялся на его свержение. Но надо же брать из его наследия то, что работает на Россию Православную. А Данилевский западникам вообще кость в горле. Они выхваляются своим образом жизни, а Данилевский доказал, что этот их образ жизни приводит в тупик европейскую цивилизацию. Жаль, не стал читать Данилевского Горбачев, там многое бы ему по-иному открылось.

Запад, с одной стороны, очень уверен в превосходстве над нами, с другой - завистлив. Как это вдруг славяне в чём-то могут их опередить. И Данилевскому приписали, что он какие-то мотивы заимствовал у Фридриха Рюккерта. Какие? А неважно. Им лишь бы свергнуть наши авторитеты. Рюккерт - ученый, поэт, переводчик. Очень неплохо сейчас звучит его афоризм, обратим его именно к тем, кто старается оболгать русских: «Грехи людей пересчитать ты так усердно рвёшься.// С своих начни, и до чужих едва ли доберёшься».

И нам неплохо перед зеркалом стоя, признаться в своих приседаниях перед Западом. Это еще из XVIII века: «Матушка, в Париже даже извозчики говорят по-французски». Теперь, представьте себе, сейчас у них там даже таксисты на французском изъясняются... А либералы наши в 90-е годы добились же своего, государственное здание России строилось тогда по западным лекалам. Сейчас это приходится исправлять.

Собственно, ведь и Запад жалко: это заблудшая овца, которую никто не ищет. Конечно, Господь ждет ее обращения, но она от Него убегает, забивается в тернии разврата и безбожия. Запад потерял Христа и интуитивно понимает, что остался без самого главного, но признаться в этом не желает.

Да что мы всё о них! Счастлив тем, что Господь привел меня в крымский Форос, а именно здесь могила Данилевского. И к этой могиле я всё время ходил. Идешь от санатория «Форосский берег» навстречу восходу, справа неумолчное море, слева горные хребты, именуемые драконьими клыками, тропа пересекается вдруг ручейком, льющимся сверху. Напился из крошечного водопадика, решил обязательно подняться к истоку ручья. Иду дальше. Справа и слева остатки былых строений: пионерский лагерь, эстрада, спортивные площадки, будка охранников. Всё тут было обитаемым. Всё пропало при новых временах. И вот, как раз от будки перед взглядом распахивается вид на огромную круглую поляну, обсаженную когда-то давно кипарисами, выросшими за годы и теперь высоченными. Стоят, прямо как воины в остроконечных шлемах. Именно они несут стражу у могилы раба Божия Николая Данилевского. Она в середине поляны, видна издали. Подошел. Видно, что не заброшенная, только цветы давно не поливали, сохнут. Да живых-то цветов почти и нет. Много ярких искусственных букетов, очень искусно сделаны. И на их цвет и яркость летят шмели. Даже жалко их крылышек, так много сил тратящих на обследование каждого цветка. Надеется шмелик на нектар, а там химия, поролон. Всё равно стараются искать. Изучают мертвые лепестки и соцветия. Не так ли, подумал, многие ученые вспузыривают новые исследования на старых безполезных изысканиях, в которые втягивают и других.

Ну и ладно, и пусть бы искали и громоздили изыскания, теории новые, а теории требуют новых терминов, барахтались бы в них, так нет: тупики цивилизации в том, что теории овладевают властями стран, и те начинают их насаждать. Чего ради мы навязывали континентам идеи марксизма-ленинизма, уверяли в живучести этой идеологии, сколько ухлопали на это средств материальных и человеческих жизней. Разве не так сейчас и Америка со своей навязчивой идеей насаждения повсюду либеральной демократии? Мы-то хотя бы, в отличие от заокеанских демократов, во имя социализма другим плотины строили, специалистов готовили, но результат был тот же: наживали врагов. И до всего нам было дело. И нажили не только врагов, но и (по Данилевскому) сами заразились болезнью «европейничания». А как раз это и привело к революции. Кроме всего прочего, в русских жило противление западному индивидуалистическому образу жизни в отличие от русского общинного. «Индивидуальная свобода составляет принцип европейской цивилизации», - замечает Данилевский. И, еще тогда вскрывая всю подноготную либеральной демократии, пишет: «Хотя демократия, всеобщая подача голосов, означает владычество всех, но в сущности она значит так же точно владычество некоторых…» Предельно кратко впоследствии было на ту же тему сказано святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Демократия - в аду, а на небе - Царство». Мы теперь еле-еле выкарабкиваемся из-под завалов недавнего прошлого.

Данилевский всем во вразумление просто и понятно объяснял: что нам до Европы и Азии, мы - славяне, давайте свой дом строить. А европейские соседи? Что соседи, вспомним пословицу: чем выше забор, тем лучше соседи. Времена железного занавеса мы пережили хоть бы что. Не ездили в Европу - и прекрасно, зависти не плодили от зрелища витрин и изобилия продуктов. Отстали по компьютерам? Потом моментально догнали. С нашим-то русским умом - плёвое дело. Не отстали же по Андрею Рублеву, Пушкину, Чайковскому, Менделееву. Но вот - бесы не дремлют - вторгся к нам из Европы идеал образа жизни, начисто лишенный не только духовного, но и душевного наполнения. Только материальное, только желудок, только удовольствия. Вот и дошло у них там до мерзостей содомских. Как же - «демократия». Вспомним и лозунги майданного мышления: «Украина - цэ Европа». А теперь уже и Украину они сами делят: западэнцы - первый сорт, центральная - второй, остальная - остальное.

Насильственность - черта романо-германского культурно-исторического типа. А Россия - не завоевательное государство. Германцы - наследники Рима; мы - наследники Византии. Разве были у нас колонии? А разве Великобритания не паразитировала со своей экономикой на Ост-Индии, а Америка разве не завозила к себе рабов из Африки. Всегда ставит свой интерес выше любого другого, все должны подчиняться Штатам. Пример: насильственное внедрение американизма. «У вас нет демократии? Тогда мы летим к вам». Бомбить. Вот такая «гуманитарная помощь» от Америки - Сербии, Ливии, Афганистану, Ираку.

А нам, славянам, богатство, данное Богом, и хранить. Недра, культуру, язык, традиции, свой выращенный веками славянский культурно-исторический тип. Правильность такого пути выверена в войнах и революциях. По Данилевскому, в русском человеке «огромный перевес принадлежит общенародному русскому элементу над элементом личным, индивидуальным». Не партийность, а народность, не парламентаризм, а соборность. А подражание еще никогда никого ни к чему хорошему не приводило. Европейничание, по Данилевскому, болезнь, «которую можно назвать слабостью и немощью народного духа в высших образованных слоях русского общества». Сам же Николай Яковлевич безусловно верил в горячо любимую им Россию. Вот его слова:

«Силы России заключаются не в одной ее армии, а в духе всего народа, который всегда был готов скорее видеть свои дома и имущество в объятиях пламени, нежели в руках неприятеля, и с этим-то народом пришлось бы иметь дело всякому врагу, вторгнувшемуся в пределы России».

Вообще, Данилевский - великий человек. Ведь не просто же так шел к нему пешком в Форос из Симеиза его сиятельство граф Лев Николаевич Толстой.

А сколько Данилевский свершил в деле, сказали бы сейчас, экологии, защиты зеленых насаждений, защиты Волги - и в деле использования рыбных богатств России. Но, думаю, самой спасительной, благотворной была его борьба за чистоту Православия. Как очистительный гром грянул в России от выступления Данилевского на съезде русских врачей и естествоиспытателей (1879 г.). Это был сокрушительный удар по эволюционной теории Чарльза Дарвина. От этого Дарвин с его обезьянами, наверное, перевернулся в гробу… Какая эволюция, когда мы такие же, как были созданы Господом Адам и Ева. А по теории эволюции пришлось бы идти дальше и дальше: от обезьяны к человеку, от человека уже к сверхчеловеку. А туда-то пойдут лишь избранные, рассуждали «арии» Шопенгауэр и Ницше, а славянам хватит водки и балалайки. Врагам рода человеческого было выгодно пленение умов теорией эволюции. Данилевский расшиб ее вдребезги. И его доказательства сотворения жизни на земле Господом спасительно распространялись по России. Так что к причинам, которые привели нашу страну к революции, надо добавить и это: смутьянам всех мастей важно было внушать людям, что можно обойтись без Бога. И долгие годы советской власти инфузории туфельки вкупе с обезьянами ползали по школьным учебникам.

Как жаль, что Николай Яковлевич не дожил до воздвижения храма Воскресения Господня на Красной скале, это более четырехсот метров над уровнем моря. Четыреста, да еще сам высоченный храм. Переживший многие страдания, чуть ли не разрушенный, Бог его сохранил, ныне сияющий во всей своей красе - важная святыня южного берега Крыма.


Сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Сейчас к ней стремительно присоединился новосозданный Храмовый комплекс Херсонеса - место Крещения святого князя Владимира, фактическое начало Христианства на всей Руси. Храм и музеи, выставочные залы не описать, это надо видеть. Только как-то странно назвали однажды по телевидению это законченное строительство: Храм-парк. Какой парк? А ведь я был тут лет пятьдесят назад. Помню место Крещения, колокол, ходил по раскопкам. Вспоминал читанное и пытался представить молебны на этом месте во время Крымской войны. Эскадра вражеских кораблей ведет огонь по Херсонесу. Священство, молящиеся, моряки и солдаты. Возглавляет службу Архиепископ Херсонский Иннокентий, святитель редчайшего дара проповедей, личной смелости, неустанных трудов. Бомбардировка. Падают бомбы. Но нет ни малейшего намека на то, что Святитель прервет службу. Она идет, свершается, заканчивается. Ни один снаряд не упал вблизи молящихся. А огонь был прицельный.

Нас сопровождала милая, стеснительная Даша. Разумеется, мы сразу между собой окрестили ее Дашей Севастопольской, по имени героини той давней войны, родоначальницы движения русских сестер милосердия. Это же удивительно точно: не казенное наименование «медсестра», а сестра милосердия. И хорошо бы, если бы название это вернулось в нашу жизнь.

Наша справка. Даша Севастопольская - Дарья Лаврентьевна Михайлова, по мужу Хворостова; 1836-1892, родом из Свияжского уезда Казанской губернии. Одна из первых в России военных сестер милосердия, героиня обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 гг. На свои средства оборудовала первый походный перевязочный пункт. Императором Николаем I была награждена золотой медалью с надписью «За усердие» на Владимирской ленте. Дарья Севастопольская стоит в ряду всемирно знаменитых подвижниц.

Крым жил молитвами Святителя Луки Войно-Ясенецкого. У мощей его в Симферополе всегда молящиеся. Перестрадавший как мало кто другой, Святитель - Небесный покровитель крымских земель.

В Форосе испытали радость Причащения, побывав на Воскресной службе. После нее не хотелось даже уезжать, так привольно и отрадно тут было. Перед нами море, за нами горы, увенчанные скалами - зубьями дракона, оскаленными на окрестности, на зелень склонов, на голубизну и сияние морских просторов. Высоки клыки, но крест церкви Воскресения Христова повыше. А какой воздух на вершинах Крыма, какое благоухание. И какое благоговение церковной службы на высоте близкой к небу.

А представить, что было бы здесь, если бы Крым остался под киевским режимом, посягнувшим ныне на свободу вероисповедания. Ведь даже уже и Папа Римский не выдержал, заявил о неправомерности запретов на церковные службы.

Пришли на смотровую площадку. Вот оно - окончание крымского берега. Вот он, легендарный Форос. Дальше море, уходящее к горизонту и переходящее в небо. Там Турция, а там и Ближний Восток, Святая Земля. Спросил сопровождающего:

- Частушку знаете: «Я не буду больше пить, верным буду Фросе.// Только дайте мне пожить хоть денёк в Форосе?». А отсюда видно эту дачу в Форосе? Откуда Горбачева вывезли после ГКЧП.

Он долго вглядывался вниз.

- Дача вот в этом направлении… Нет, не видно.

На прощание еще побывал на могиле Данилевского. Перед этим поднялся по течению ручейка повыше, к его выходу прямо из горы. Набрал воды в бутылочку. На могиле опять летали махонькие медвежата-шмелики. И дай Бог доброго здоровья тому, кто принес в эти дни и посадил живые цветы у памятника. Так что не зря в этот день шмели - Божьи твари прилетали.

И полил водой из родника живые цветы.

Полюбовался на стройные кипарисы, на горы. Подумал: а может эти мощные, стального цвета клыки, считать не зубами дракона, а недремлющей службой охраны Крыма. Поставленной не человеческими руками.

Владимир Крупин, лауреат первой Патриаршей литературной премии.

Наша справка. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)-основатель цивилизационного подхода к истории, естествоиспытатель. Данилевским было выработано законодательство по части рыболовства во всех водах европейской части России. В 1866 году за исследования на Азовском море и труды в Каспийской экспедиции был награжден Константиновской медалью Русского географического общества. Основной труд Данилевского «Россия и Европа» вышел в 1871 году. Автор выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций). Они находятся в непрерывном соперничестве друг с другом. Ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. Качественно новым, перспективным культурно-историческим типом автор считал «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. Россия со славянством образуют культурно-исторический тип, совершенно отличный от Европы. Современная идеология Русского мира в некоторых чертах основывается на учении Данилевского.

Труд Данилевского «Дарвинизм» был издан в 1885 году. В нем автор доказывал неосновательность и нелепость учения Дарвина.

В 1864 году Данилевский купил имение на южном берегу Крыма, в Мшатке. Был похоронен в своем крымском имении.

34
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru