Мысли о сельской глубинке.
Мысли о сельской глубинке.
Хочу поделиться почти 30-летним опытом работы церковной общины в сельской глубинке. У меня, как и подавляющего числа русских людей, крестьянские корни. Отец происходил из большой семьи крестьян Воронежской области. Родился он в 1929 году в деревне Переездное Павловского района. Его отец - Яков Никитич - вместе со многими жителями села Ливенка переселился сюда в канун коллективизации в 1927-1928 годах на свободные земли среди поселений выходцев из Малороссии, которые жили в этих краях около 300 лет.
В Ливенке впервые я побывал только в 1990-е годы, когда мы начали свою духовную работу в Воронежской области. На местном кладбище поразило большое количество захоронений с фамилией Сахаровых. По-видимому, Ливенку основали выходцы из города Ливны Орловской области во время освоения этого края в петровское правление. Часть выходцев из Ливенки заселила село Ерышевку, название которой происходит от слова «ершистый», т.е. жесткий, принципиальный. В детстве я часто с отцом приезжал в Переездное, где жили его родители. Детская память очень цепкая. То, что сейчас воспринимаешь обыденно, например, переезд по понтонному мосту через реку Дон, тогда воспринималось, как что-то грандиозное. Вот ночью фары «москвича» выхватывают силуэт огромного заброшенного сельского храма - и эта картина потрясает, а вот автомобиль скользит по весенней распутице как по маслу… А вокруг безкрайние поля и множество прудов.
Особенно умиляли соломенные крыши домов, лошади, мирно пасущиеся на лугу, стада овец. Совсем другой мир со своим ритмом, порядками, ладом. Отец сажает нас с младшим братом на коня, и нашему восторгу нет конца! Еще запомнилась рыбная ловля - богатые уловы были у отца с братом.
Дед мой был репрессирован до войны. Деревенские мужики стали возмущаться тем, что какой-то партийный активист стал без очереди проходить в баню. Кончилось это тем, что всех мужчин деревни арестовали и направили на Беломорканал. Вернулся только один дед и то лишь благодаря тому, что был возницей у начальника лагеря. В годы войны, в 1942 году, под Харьковом он попал в плен и был освобожден из плена только в конце войны. Освободившись, приехал в Донбасс на заработки, туда же приехал и мой отец после армии. Бабушка все это время оставалась с детьми одна. Хлебнула лиха…
Как духовно жила деревня в это время? В Павловском районе, где находится Переездное, кроме храма в райцентре были еще две действующие церкви. Много церквей было разрушено. В соседнем с Переездным селе Россыпном на куполе колокольни было видно множество отметин от пуль, - оставшихся следов гражданской войны. Однажды священник оттуда пришел в Переездное, чтобы освятить куличи и яйца в Великую субботу, а пьяные мужики закрыли его в сарае, где он просидел всю ночь. Пасхальная служба была сорвана… Помню еще рассказ родственника о том, как переездненские мужики посмеялись над верующей старушкой: подменили ей сосуд со святой водой сосудом с чернилами… Несколько десятилетий после массового закрытия храмов в этих местах крестил детей и отпевал покойников раб Божий отец Феодор Киприянович. Мне рассказывали, что он был безстрашным человеком и сильно страдал за свою веру. Бывало, после очередных крестин дадут ему нагоняй местные власти, отвезут в поле подальше от деревни, а он наутро уже в другой деревне молится об усопшем.
Систематически я с членами нашей общины начал духовно опекать деревни с лета 1990 года, когда решил приехать в Переездное, чтобы молитвенно помянуть бабушку в день 20-летия ее преставления. Какой тогда показалась нам деревня? Помню разговор с дояркой на скотном дворе. Она сетовала на крайне низкую стоимость молока, что делало невыгодным ее труд. В деревне стали появляться перекупщики, которые за безценок скупали живность. Потянулись переселенцы из республик Советского Союза.
В 2010 году Аграрная партия России наградила меня золотой медалью за работу на селе, за установку здесь нескольких десятков Поклонных крестов. Первый крест мы установили в Переездном при входе на кладбище. Это был один из семи крестов, предназначавшихся для установки на куполах нашего храма. Реставраторы честно признались, что в деревянной основе этих крестов есть трещины, и поэтому они могут обломиться на высоте. Сделали новые кресты, а прежние мы установили в разных селах Воронежской области. Поклонные кресты в этих деревнях стали центром духовной жизни. Всего мы установили в Воронежской области 12 крестов. Организовали вокруг них небольшие общины, снабдили людей богослужебными книгами. Таким образом, собираясь у крестов в воскресные и праздничные дни, жители этих деревень не будут оторваны от общей соборной молитвы нашего народа.
Старались возродить заброшенные храмы. Приезжали в деревню, где был руинированный храм, вешали колокола на дереве, начинали трезвон. Люди ничего сначала не понимали, потом собирались к церкви. Служили молебен, я произносил проповедь, и затем - общая трапеза. Потом приглашали всех на трудовой час. Бывали настоящие чудеса. Помню, через полтора месяца после нашего появления в селе Ерышевка получаю письмо от местных жителей, в котором они мне сообщают, что уже покрыли крышу, настелили полы, вставили окна и даже цветник у церкви разбили.
Не было ни одного серьезного эксцесса с местным начальством. У них без нас проблем выше крыши. Со многими руководителями пришлось побеседовать. Говорили они одно и то же: высокие цены на горючее делают нерентабельным крестьянский труд, молодежь покидает деревню, народ спивается.
Руководитель хозяйства в селе Лесково после освящения правления и его дома рассказывал, что недавно уволил нескольких доярок за пьянство. Последние новости оттуда неутешительные: хозяйство в Лесково полностью развалилось, а в Переездном забили весь скот.
Занимались мы реставрацией храма в селе Россыпное. С детства помню здесь храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. В детстве, возвращаясь через поля в Переездное, я все время оглядывался на храм. Тогда он мне напоминал раненую птицу, взывающую о помощи. В храме было зернохранилище - это и спасло его от уничтожения при советской власти. Думал ли я тогда, что совершу в этом храме первые службы? На престольный праздник, который здесь не забывали, собрался полный храм народу. Сделав возглас на начало молебна, запеваю «Царю Небесный», народу показываю рукой - подхватывайте, а в ответ какое-то нечленораздельное мычание, увы, разучились, забыли.
Храм был освящен в 1910 г. Строили его, как говорится, всем миром, кирпич изготавливали в самом селе, а белый камень на фундамент и ступени добывались здесь же, в Россыпном, из пруда в центре села. Местные кузнецы ковали двери и всю металлическую оснастку; дерево на пол привозили из знаменитого Шипова леса - Петр Ι строил из него первый русский флот. В начале 1930-х годов храм закрыли. Измывались над ним, как могли. Один активист полез срывать крест, но только погнул его, а сам у всех на глазах упал на паперть и умер в луже крови. Красноармейцы стреляли в храм из винтовок, затем из пушки, но пострадала лишь часть колокольни.
Запомнился Крестный ход на праздник Воздвижения после Литургии из села Россыпное мимо деревни Переездное на хутор Пирогово - это около 12 километров от храма. Воздвижение у них - престольный праздник. С пением тропаря Кресту мы двинулись вперед. Последний дом этого хутора оправдал свое название: нам там вручили большой яблочный пирог. Окропили святой водой каждый дом и живущих в нем. Радости и удивлению у людей не было предела.
Вспоминаю, как в храме села Россыпное проводилось учредительное собрание во главе с благочинным этого района отцом Василием. Избрали трех человек в актив храма. Старостой единогласно стал Игорь Бабилич, молодой, трудолюбивый человек, всей душой стремящийся возродить храм. Мы с ним постоянно поддерживаем связь, приезжая в Россыпное, останавливаемся в его доме. В начале собрания благочинный спрашивает: «Слушаю вас, каковы ваши желания?» Кто-то робко: «Нам бы храм открыть». Благочинный: «Хорошее дело, я вам помогу с документами». Голос из народа: «Нам бы его восстановить». Благочинный: «Ваши предки разрушали, вам и восстанавливать. У меня помочь возможностей нет».
Далее: - Нам бы батюшку. - У меня нет священников. Их не хватает. - А Вы могли бы иногда служить? - Нет. У меня свой храм.
Я тогда почувствовал, что с таким подходом вряд ли удастся сдвинуть дело с мертвой точки.
В другом селе Калачеевского района - Медвежьем - храм не сохранился. На его месте ныне лишь огромная цветущая клумба перед школой. Престольный праздник - тоже Воздвижение - каждый год здесь отмечается и никогда не забывался. На праздник, как здесь говорят, «на храм» пекутся большие караваи и кладутся на все столы в домах, готовится угощение для гостей, приезжающих на запряженных лошадьми повозках. Медвежье - старинное село, история его уходит в ХVII век. Справные южнороссийские хаты с ухоженными дворами и цветущими палисадниками, под ногами - «гора тучная, гора усыренная» (чернозем). А выйдешь со двора на огород - глазам открывается все та же даль с живописными оврагами и разноцветьем перелесков, зеркалами озер и склонами холмов, по утрам и вечерам окутанная осенним туманом, а днем граничащая с безбрежным небесным океаном…
Мы входим в дома со словами «Мир вашему дому». В передних углах - иконы в убранстве расшитых рушников, на крюке подвешена лампада. Такое чувство, что здесь Бог ближе к людям, и люди ближе к Богу… На светлом сельском кладбище у самого входа установлен Поклонный Крест. На Кресте табличка: «Сей Поклонный Крест установлен в канун праздника Воздвижения в 1998 году в память о разрушенном Воздвиженском храме с. Медвежье». Вокруг Креста заботливо посажены кусты хризантем. Сюда по воскресным и праздничным дням приходят сестры - Наталья и Ольга, приходит Любовь, веселая, немного застенчивая Елена, приходят и многие другие. Сюда под сень плакучих берез стремимся сейчас и мы, толкая нагруженный духовной литературой велосипед и на ходу созывая встречающихся нам медвежанских жителей - в 16 часов должна начаться всенощная под праздник Воздвижения Креста Господня. И вот уже разложены на скромном столике с кружевной скатертью богослужебные книги, под Крестом теплится лампадка. Собрались и первые прихожане - школьники Марья и Алексей. Наталья Аверьяновна укрепляет у подножия Креста икону Святой Троицы, заботливо подстелив рушник. «Боже, милостив буди мне грешному!» Служба начинается и идет своим чередом. Молящихся немного, но все сосредоточены и торжественны, только изредка кто-нибудь присядет на лавочку.
И вот, наконец, полиелей: «Хвалите имя Господне!» Как легко поется в этом храме, где алтарем служит простой белый крест, куполом - небо, полом - трава, стенами и сводами - березы и могильные холмики. Ветер стих «при захождении солнечном дня предпраздничного», и пахучие восковые свечи в руках прихожан горят ровно и покойно. Земной поклон, приникаешь прямо к сырой земле, зеленой траве с осенними цветами. Забыта усталость от пешего похода, неурядицы пути и прошлые ошибки. Оглянешься назад - полыхает в голубом безоблачном небе закат, охватывая ровным сиянием ветви желтеющих берез и стройные тополя.
Канон Честному Животворящему Кресту читает Татьяна, кажется, на одном дыхании. Темнеет. Светилен. «Крест - хранитель всея вселенныя». Проходящие и проезжающие мимо на повозках прислушиваются и почтительно кивают головами. Великое славословие. Свечи, установленные прямо в землю у подножия креста, догорают уже в сумерках. Из прихожан осталась только одна Наталья Аверьяновна. Игорь дочитывает первый час, четырехчасовая служба завершается.
Под сполохами зарниц добираемся до дома сестер, пригласивших нас на ночлег. В Россыпном - гроза, вскоре дождь застучал и по нашей гостеприимной крыше. Ольга и Наталья вспоминают наш прошлый приезд, Зинаиду Логинову, других прихожан Никольского храма на Берсеневке. Сетуют, что мы приезжали без машины и не смогли взять плоды летних трудов, которые они приготовили. Рассказывают о своем житье-бытье. Труд да молитва от зари до зари, а ведь им уже под восемьдесят. Станет трудно, скрутит болезнь старческая: «А мы молимся, Иисусову молитву читаем - и полегчает», - говорит баба Оля. Пришлось ей нести подсвечник в свой дом, нести часть храма, пока не существующего - тяжелый, сверкающий, на 21 свечу подсвечник. И вдруг немощь, боль приступила нестерпимая. «А я прижму его к боли своей и легче мне, - говорит она, - так и донесла до хаты». Подсвечник стоит теперь в переднем углу под образами.
Они меня уложили в чистой, еще пахнущей свежим ремонтом хате, на вышитых подушках. А сами - на кухню. Подходит тесто на хлеб и постные пирожки - надо испечь к утру. Дождь начался и закончился ночью. Утром кладбище было покрыто туманом, как Покровом Пресвятой Богородицы. В 8 часов началась полунощница, потом - часы. Люди приходили постепенно, раба Божия Марья пришла даже из Россыпного. И вот уже около сорока человек вместе поют «Верую» и «Отче наш». Заканчивается праздничная обедница. Женские платки - малиновые, желтые, оранжевые, красные - как цветы расцвели у Креста на кладбище. Кто не смог быть накануне - поклоняются Кресту сегодня, и все поют величание.
…Они дают деньги за свечи и записки, они, не получающие деньги три года - «Даст Бог, не обедняем». Тянутся руки за бумажными иконами - Николая Чудотворца, Богородицы, Спаса. Любовь и Елена впервые читали псалмы на часах - просят книги для учебы на церковно-славянском языке. Пирожки - традиционное угощение - не помещаются в наши сумки, а ведь каждому хочется подать, помянуть усопших сродников и близких. Горячий свежеиспеченный хлеб положили прямо на столик с книгами - обязательно отвезем в Москву. До полудня никто не расходился, а потом все вместе мы шли по Медвежьему - мимо школы, мимо клуба, мимо остановки - не спеша, поздравляя всех с престольным праздником и встречая приветливые и радостные лица.
В селе Серяково совершили первую службу, также в престольный праздник - на Усекновение главы Иоанна Крестителя. После службы люди спрашивают: «Когда вы нам храм откроете?» А мы им говорим: «Уже открыли этой службой». Они: «А дальше что?» - «А дальше мы в течение нескольких дней проведем здесь генеральную уборку и соорудим иконостас. Вы же потом приходите каждую субботу и воскресенье и после молитвы сначала протрите вот этот подоконник и поставьте банку с цветами, а потом то же самое сделайте со следующим подоконником». То есть расчет на то, что благодаря регулярной молитве пойдут подвижки. Так часто бывает. Нужно начинать не с составления огромных смет, а потом хвататься за голову, а именно с молитвы. Молитва творит чудеса.
Мне показалось, что в Подмосковье заброшенных полей больше, чем в Воронежской области, и это в 100 километрах от Москвы… Но везде, где мы появлялись, теперь уже в храмах служат: Теряево, Ботово, Амельфино… В Теряево - огромный Вознесенский храм с величественной колокольней. В течение трех лет наезжая в Покровское, я перед Литургией вычитывал в храме воскресную полунощницу. Когда рухнула центральная часть храма, мы сфотографировали эту печальную картину с подписью под фотографией: «Это в 100 км от Москвы», - и послали ее в разные инстанции. Вскоре сюда назначили священника, храм стал подворьем Иосифо-Волоцкого монастыря. Началось его активное восстановление. В храме села Покровское обустроили левый придел и повесили колокола.
Сейчас трудимся в Тверской области. Здесь община имеет несколько домиков. Установили с десяток Поклонных крестов, копаемся в руинах нескольких храмов в вымирающих деревнях. Здесь положение еще хуже. Ежегодно с карты России исчезает множество деревень. Когда исчезают деревни, где жили люди столетиями, - это ужасно. Главные причины - жуткое пьянство и безработица. Очень много заброшенных деревень. В эти места приехало много южан. Земельные паи скупаются за безценок. На бумаге в районе более полутора сотен фермеров, а реально три человека, а ведь дотации и льготы получили все.
Насчет пьянства. Местный житель лет 50-ти рассказывал, что из их класса половина мужчин уже умерли от пьянства. Привозили гуманитарный груз для одной из сельских школ. Часть пути из-за бездорожья пришлось пройти пешком. Наверное, со стороны я выглядел экзотично: в рясе, с сапогами на веревке через плечо, с глобусом в правой руке, с учебниками в левой. Организуем библиотечки духовной литературы. Дело в том, что сельские библиотеки закрываются, висит угроза закрытия над сельской школой, которую мы пытаемся спасти. Кроме того, наш прихожанин, известный певец Алексей Познахарев, дал много концертов в деревнях, которые мы опекаем. Было умилительно наблюдать, как жители воронежских сел - выходцы из Малороссии, называющие себя русскими хохлами, восторженно реагировали на песни из альбома Алексея - «Мы русские, с нами Бог!»
Недавно возвращаемся поздно вечером с прогулки, видим в сельском магазине продавщицу с мужем. Зашли, разговорились. Пришел покупатель - трясущаяся женщина из соседней деревни - за бутылкой водки. А время около 23.00. Она, кстати, бывшая учительница. Муж продавщицы рассказал, что зимой эта женщина едва не замерзла. Она была в таком сильном опьянении, что не могла идти. Он, находчивый, сделал вот что. Взял бутылку вина, поднес ее к лицу этой женщины - она потянулась и пошла вперед. Только он опустит бутылку - женщина останавливается. Снова поднесет - она движется вперед. Жуткое зрелище!
Что же делать? Исчерпывающие рекомендации дать затрудняюсь. Есть, однако, вещи, которые лежат на поверхности. Первое. Начать, наконец, систематическую работу по ограничению пьянства. Вспомнил: в одной деревне живет мужчина с тяжко болящей матерью, бывшей учительницей. Сам он ничего не получает, а пенсию матери тут же с дружками пропивает. Дважды я эту женщину причащал. Во-вторых. Не налогами душить оставшихся сельских могикан, а дотировать их. Только за то, что они еще живут на земле в деревнях. Ведь вы посмотрите, что получается: от одной вымирающей деревни до другой несколько десятков километров. А ведь это наш тыл, резерв, ввиду грядущих возможных катаклизмов. В одной деревне контролер по энергоснабжению мне рассказывал, что в некоторых деревнях бабушки, хлебнувшие лиха во время войны, проработавшие несколько десятилетий в колхозах, получают минимальную пенсию, а их еще заставляют приобретать новые счетчики. Где, говорит, чайком напоят, а где кочергой погонят. Штрафы принципиально не накладывает, стыдно.
Необходимо принять первостепенные меры по спасению сельских храмов. Срочно провести противоаварийные работы в разрушающихся сельских храмах. Особенно спешить надо подлатать крыши, иначе будет поздно. Это, наверное, задача номер один.
Не трогать сельские школы, почты, библиотеки. Не будет их - вымирание ускорится семимильными шагами. Да мало ли еще. Вот, например, прогуливаюсь в соседнюю деревню и отмечаю, что дорога заросла в большей степени, чем в прошлом году. А ведь эти мелочи тоже влияют на настроение местных жителей. Постоянно возникало желание среди деревни покосить траву в рост человека, собрать множество бутылок, которыми усеяна деревня, снабдить медикаментами местного фельдшера, купить товар на почте и в магазине, чтобы поддержать деревню. Впрочем, члены нашей общины всем этим и занимаются. Очень важно людей сплотить, оказать им материальную помощь. Верю в целительную силу воздействия православных общин. Подкрепить бы еще энтузиазм серьезными материальными ресурсами.
В деревне, в которой находится мой домик (300 км от Москвы), проживает 13 человек. На днях таджики купили здесь дом, прописалось 16 человек. В другой деревне, которую мы опекаем, живет 8 человек, поселилась узбекская семья из 9 человек. Местных становится все меньше, а приезжих больше. Через несколько лет это будут деревни соответственно таджикская и узбекская. В канун революции в пяти деревнях здешнего прихода проживало 1140 человек, а теперь осталось 34 человека.
Крестьянская уходящая Русь, прости, что не сумели сохранить тебя! Будет ли возрождение?..
Игумен Кирилл (Сахаров),
настоятель храма Святителя Николая на Берсеневке, г. Москва.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru