‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Литургия на Святой Горе

К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне.

К 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне.

…Умный в гору не пойдет. Умный купит туристическую путевку в пятизвездочный отель на Канарах и будет наслаждаться прелестями dolce far niente — сладкого безделья.

Но русских батюшек в путь зовет не плоский плотский ум, а нечто неизмеримо большее. И если уж едут они в дальние страны, так к великим святыням. К местам подвигов святых. На Святую Землю. На единственный в мире монашеский полуостров — Афон…

Настоятель Нефтегорского храма в честь Святой Великомученицы Варвары Кинельской и Безенчукской Епархии Самарской Митрополии протоиерей Николай Советкин впервые попал на Афон несколько лет назад.

— Да, но это была всего лишь ознакомительная поездка — на одни сутки, — припомнил отец Николай. — В паломническом туре по Греции и Италии я на обратном пути специально отстал от группы, чтобы попасть на Афон. Конечно, за один день что-то понять, принять сложно. Но все равно это было что-то такое непередаваемое словами… Потом удалось побывать там еще раз, и еще... И вот это была уже пятая моя поездка на Святую Гору. Одному человеку совершать восхождение на Гору, как это делают некоторые паломники, очень сложно. И когда у меня подобрался помощник, Роман Коновалов, то мы с ним отправились в этот путь. Присоединились к другой группе.

Для мужчины (вы знаете, что женщин на Афон не пускают) оказаться на Афоне это не то что попасть на тысячу лет назад, но — немножко в другую реальность. Она и жестче, она и более естественна. Но — другая. Ни у нас, ни в Греции не встретить такой службы, как она организована на Афоне: это невозможно. Почему? Сама архитектура храма приспособлена для Богослужения особым образом. Скажем, притвор — он действительно притвор, он занавесками закрывается. Есть и другие существенные отличия. Службы уставные, продолжительные. И стасидии помогают человеку много часов находиться в молитвенном состоянии, по немощи можно и присесть.

Еще есть интересная традиция — у нас такого не увидишь, — когда во время ночной службы в афонских храмах раскачивают хорос с горящими на нем свечами. Словно звезды совершают круговой полет по ночному небу.

Афон — явление такой притягательной силы, что хоть и быть там трудно, а уезжать оттуда не хочется. Жаль покидать, и потом все время тянет на Святую Гору. Это может понять любой, кто хоть раз побывает на Афоне по-настоящему — не как это делают туристы: зайти, пощелкать фотоаппаратом, снять красивые виды, — нет, весь круг Богослужения пройти, прочувствовать на себе. И пение, и молитвы. Ведь там и к иконам по-особому, по нескольку раз во время службы, прикладываются. И в этом тоже особая притягательность служб по уставу Афонскому.

Здесь такой уголок, где застыло время — в лучшем понимании этих слов. На службе не пользуются электричеством. Где-то там в монастырях оно, конечно, есть на какие-то житейские нужды, но на службе не используется. Всё так, как было тысячу и более лет тому назад. Свечи, лампады… — и всё. И когда к концу ночной службы начинает подниматься солнце, завершение Литургии происходит в гармонии с природой. Удивительно всё это видеть — глубокое сочетание и природы, и молитвенной службы, которая не только происходит на твоих глазах, но и сам ты в ней участвуешь, пусть как паломник. Да, в греческих монастырях молятся и поют по-гречески, но службу ты знаешь и примерно понимаешь, что в какой момент происходит. Поэтому сердцем и мысленно ты заедино со всеми молящимися.

В этой поездке было много такого, что из ряда вещей непонятных уму. Не то чтобы чудеса, но... Вот приведу простой пример. Сейчас новые правила в Греции — видимо, греки желают упорядочивать потоки приезжающих. Поэтому даже для того, чтобы сесть на паром в Уранополисе, нужна предварительная запись. К сожалению, мы забыли об этом в очередной раз. И реально попасть на то время, на которое хотели, не представлялось возможным. Но, слава Богу, нашелся человек, который оказал нам содействие, и билеты на нужный рейс были у нас. Мы могли бы попасть на другой рейс, но тогда уже и программа вся сдвинется, весь цикл передвижений. И, соответственно, куда-то мы попадаем, куда-то не попадаем. Точно так же было и когда мы возвращались, уже на причале у скита Агиа Анна. Есть катер, который отплывает пораньше, но опять же — по записи. А как это делается? Греки как-то вот записываются…

— Скорее всего, потому что они по-гречески лучше вас говорят.

— Скорее всего… Ну вот мы стоим на берегу, и вдруг монах распорядился: «Этих забери!» Других, греков не берет, а нас приглашает. И если бы не это, мы не успели бы вовремя приехать в Дафни и попасть на паром. Вспоминаю, как другие паломники ночью вызывали катер и за бешеные деньги уплывали оттуда. Но нам как-то все открывалось и все препятствия благополучно разрешались.

— Ну а в первый свой день на Афоне куда вы прибыли?

— В Русский на Афоне монастырь святого Пантелеимона. И то, что нас там ожидало, получилось настолько удивительно для нас самих…

Встреча со святыней

Рейсы из Самары в Салоники не каждый день, у нас совпало так, что вылет 23 сентября. И мы прилетаем в Грецию, день проводим в Уранополисе, а 24 сентября прибываем на Афон. Но 24 сентября — день памяти преподобного Силуана Афонского! Праздник был утром, мы уже после обеда приехали в Пантелеимонов монастырь, где подвизался преподобный. Зато какая нам была радость! Во время вечерней службы вдруг объявляют: «Братья, идемте встречать честную главу Силуана Афонского, которая возвращается после пребывания в России». И мы были свидетелями и участниками торжественной встречи святыни.

С 31 августа по 24 сентября в города России с Афона впервые были доставлены мощи преподобного Силуана Афонского — русского подвижника, 150 лет со дня рождения которого отмечается в этом году.

Иверон. Крест на месте, где, по преданию, Пресвятая Богородица ступила на берег Афона.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принесение честной главы преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви организовано московским Фондом Святителя Василия Великого. Принесение святыни приурочено к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон.

Честная глава преподобного Силуана Афонского хранится в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне и никогда до этого не покидала его пределов.

20 августа святыня в сопровождении монахов была доставлена в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, где ей поклонились тысячи верующих. А 31 августа начался российский этаппринесениямощей преподобного Силуана Афонского. Множество верующих встречали их и приходили поклониться честным мощам в Брянске, Орле, Ельце; в селе Шовское Липецкой области, где родился Силуан Афонский, затем в Тамбове (Шовское прежде относилось к Тамбовской губернии), Екатеринбурге (Храм-на-Крови), Санкт-Петербурге и Москве (Афонское подворьеи Данилов ставропигиальный мужской монастырь).

К юбилею преподобного Силуана Афонского в России, в его родном селе восстанавливается храм, где крестился будущий праведник, а тогда — Семен Антонов. В селе Шовском будет установлен памятник святому Силуану Афонскому высотой более четырех метров. Выкуплен и восстанавливается дом, в котором родился и вырос преподобный Силуан. В доме будет музей, знакомящий с крестьянским бытом той поры (все обустраивается по рассказам правнучатой племянницы святого так же, как было в его семье) и рассказывающий об афонской жизни старца. В музее будут представлены копии его рукописей и фотографии. В 1904 году, уже постриженный в мантию, он приезжал с Афона в Россию и девять месяцев ожидал здесь воинской службы. Чтобы не жить вместе с мирскими людьми в доме, построил себе небольшую келью. На месте, где стояла келья преподобного Силуана, в селе Шовском возвели небольшой храм в его честь, рядом будет посажен яблоневый сад.

А мы встретили главу преподобного Силуана Афонского прямо на морском берегу у афонского Пантелеимонова монастыря. Нежданная такая радость. Все в сопровождении монахов с хоругвями вышли на причал. Так на наших глазах честная глава вернулась в монастырь. Были в это время в монастыре и самарские паломники — священники во главе с Митрополитом Самарским и Сызранским Сергием. Встреча с Самарским Архипастырем на Святой Горе Афон тоже для меня стала нечаянной радостью. Вновь встретил я на Афоне и схиархимандрита Илия (Ноздрина), известного на всю нашу страну духовника.

Чем еще притягивает Афон, так это возможностью прикладываться к мощам, к великим святыням. В русских храмах люди часами стояли, чтобы приложиться к честной главе преподобного Силуана, а мы смогли без долгого стояния помолиться у этой святыни. Помню, в Россию привозили Пояс Пресвятой Богородицы, мощи Апостола Андрея Первозванного, других святых — очереди к ним были немыслимые, люди приезжали из других городов и сел, стояли на морозе и ветру. Здесь же в каждом монастыре много частиц святых мощей, и после вечерней службы, перед заходом солнца специально выставляют эти святыни, чтобы паломники могли к ним приложиться. И мы прикладывались к тем мощам, которые у нас в России вызвали бы ажиотаж многочасовых стояний. А тут спокойно подошел, приложился с молитвой. Никто не торопит — стой, молись…

Пантелеимонов монастырь приятно поразил и тем, что прием паломников был в нем организован на более высоком уровне, нежели в прошлые годы. Понятно, что 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне дата такая серьезная! Сегодня русский Пантелеимонов монастырь, наверное, один из лучших на Афоне по условиям для приема паломников.

Афонские иконы

Есть два варианта пребывания на Афоне. Когда ты получаешь диамонитирион на конкретный монастырь, то приезжаешь туда, останавливаешься в нем, оттуда можешь уезжать в другие монастыри, — это одно. Другой путь — это когда получаешь генеральный диамонитирион, дающий право пребывать в любом монастыре Афона, но размещение в монастырях — это уже твоя проблема. Ни одна фирма этим не занимается. И можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда тебя нигде не ждут. Надо заранее, месяца за три-четыре, договариваться о своем приезде. Это сложно, но возможно через интернет. А с бухты-барахты ничего не делается.

Мы попали в Ватопед, хотя это монастырь со строгими правилами, но мы были в списках и спокойно приехали туда. Были на службе, прикладывались к Поясу Пресвятой Богородицы, к иконам и мощам святых.

В Пантелеимоновом монастыре встречают возвратившуюся из России честную главу и икону преподобного Силуана Афонского. 

— Вы же в этот раз ехали не только в паломничество, но и с конкретной целью?

— А цель была — приобрести на Афоне иконы, специально написанные по нашему заказу. Так получилось, что я в поездках в русские обители в Муроме и Пайгарме узнал о таких случаях, когда в разное время до революции эти монастыри переживали не лучшие времена, но заказали на Афоне иконы — и после усердных молитв перед ними дела пошли на лад. У нас в Нефтегорске начато строительство еще одного храма, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Он уже более чем наполовину построен, но — средств не хватает. Вот мы и заказали написать для нашего храма две иконы Божией Матери — Скоропослушницу и Иверскую.

— В каком монастыре?

— Не в монастыре, в скиту… Удивительно уже то, как мы туда попали. В прошлом году мы спускались с Горы в Агиа Анну — надеялись остановиться там, потому что заранее писали туда по электронной почте. Но был большой наплыв паломников, и нас не приняли. Объяснили, что надо было еще и позвонить. Легко сказать — позвонить. Не зная греческого… И мы оказались перед выбором: остаться под открытым небом или идти в другой монастырь. А это еще километров пять по горам, притом же мы перед этим поднимались на Гору и спускались с нее, и наши ноги уже просто не ходили. И вот эти наши изможденные ноги куда-то привели нас…

— Божия Матерь привела!..

— …в какой-то скит, где двое насельников: монах-грек и его помощник русский. Удалось договориться о ночлеге. И совершенно случайно — вот он, Промысл Божий! — узнали, что этот грек, монах Никодим, пишет иконы. И через год мы оказались в этом скиту уже с конкретной целью приобрести написанные по нашему заказу две иконы. Написанные именно на Святой Горе.

Нет у них большого иконописного производства, какой-то большой мастерской. Просто — келья, где монах Никодим пишет иконы. Мы видели заготовки для будущих икон, процесс работы скрыт от глаз любопытных паломников. Конечно, пишутся иконы с постом, молитвой. У них закрытый скит, они не каждого пускают. Мы спрашивали, долго ли пишется икона. Они ответили, что иногда икона пишется за месяц, за два, а иногда не идет. Могут и годами писать. Это творческий процесс и — тайна Божия…

— А освящать будете сами, в Нефтегорске?

— Да, сами освятим. Никодим — монах, не священник, и освящать не может. Надеемся, что сделаем хорошие киоты для этих икон, освятим их — и хорошо бы с ними пройти Крестным ходом. Ближе к зиме, к престольному празднику можно будет пройти Крестным ходом по Нефтегорску. Это будет духовное подспорье. Я не хочу умалять тех икон, что прославлены чудесами в России. Они украшают наш храм, мы молимся перед ними. Но та история, которую я услышал в Преображенском монастыре Мурома и в Пайгарме, меня побудила заказать и привезти иконы с Афона, чтобы перед ними помолиться о строительстве нового храма «Всех скорбящих Радости». Хотелось бы, чтобы дело пошло побыстрее. А для этого один путь — помолиться как следует. Помолимся, и Бог пошлет людей в помощь, создаст такую ситуацию, когда все пойдет. Храм не очень большой, мы уже переходим ближе к перекрытию. Но там еще купол, отделка, коммуникации, еще многое. По деньгам достаточно сложно, и надежда на молитву. Не ту молитву, что о себе, о своих нуждах, а — о том, чтобы был воздвигнут Дом Божий. И чтобы не один священник об этом молился, а чтобы и другие в городе тоже этого хотели и единомысленно молились все вместе — едиными устами и единым сердцем.

К вершине чудной и знакомой

Дорога птицею веселой
Бежит, не ведая труда,
К вершине чудной и знакомой,
Где не был долгие года.

Вновь до рассвета с рюкзаками
Разбудим резко тишину.
Печатать дружными шагами
Тропинку будем в вышину.

В ночи любой мерцают свечи.
И этот тихий огонек
В монастырях с молитвой лечит
Все раны, что с собой принес.

Всем помогает Приснодева,
Любой утешит вопль и стон.
Как сердце есть мотор для тела,
Для Православного Афон.

Скрывает часто облаками
Святую Гору среди дня.
Афон не охватить руками,
Он просто в сердце у меня.

Протоиерей Николай Советкин,
Святая Гора Афон. 2014 год.

27 сентября мы были в Иверском монастыре. А 28-го пошли к вершине Святой Горы.

Там, на вершине, говорят, Божия Матерь оставила голубенькие цветочки — не знаю, как они по-научному называются. На Афоне их так и зовут — цветы Божией Матери. Гора, камни, и где-то под камнями эти красивые цветочки. Я один принес, он уже засох и выглядит не так, как живой. Но он был на высоте полторы тысячи метров, у Панагии.

Протоиерей Николай Советкин совершает Божественную литургию в храме Панагии на вершине Святой Горы.

Подниматься на гору можно двумя способами. От скита Агиа Анна — очень крутой подъем, он отнимает много сил. Мы шли более легким путем, от Мега Лавры, там почти полпути идет ровная дорога, а потом уже начинается самый тяжелый подъем. Но по времени это дольше. Как ни удивительно для меня самого, в этот приезд я на два часа поднялся быстрее на Гору, чем оба предыдущих раза. В прошлом году на высоте чуть больше тысячи метров уже казалось, что воздуха не хватает, сердце колотилось. И через каждые пятьдесят метров я останавливался, ждал, пока сердце успокоится. Еще чуть поднялся — опять то же самое. Я связывал это с тем, что на высоте большая разреженность воздуха, не хватает кислорода. Так это или нет — молодежь-то бежала, а мне и еще одному паломнику было трудно. Так было и в прошлом, и в позапрошлом году. Но в этом году никаких лишних остановок не было, поэтому мы на два часа раньше пришли. А ведь мне в этом году 55 лет исполнилось.

Тут еще опасность какого рода. Наш русский батюшка из Германии приехал с приходом своим. Он пятый раз на Афоне, уже всё вроде бы знает. Решил не останавливаться, быстренько забежать на Гору. И он действительно забежал. И… свалился тут и до утра не мог подняться. Силы иссякли. Он потом еле отдышался. То есть надо всё соизмерять. Мы ведь не за рекордами идем, не за тем, чтобы обогнать кого-то, но чтобы подняться с Божией помощью. Я, например, вообще не знаю, как смог подняться быстрее на два часа. И мой помощник тоже — у него были проблемы с ногами. Но мы хоть и не ставили себе такой цели, так быстро поднялись, сами себе удивлялись. Слава Богу, потом еще поднялись на самую вершину, на высоту 2 033 метра над уровнем моря, и фотографии сделали.

На вершине в храме еще идет ремонт, поэтому службы там нет. Служили Литургию на Панагии — так называются расположенные на высоте полтора километра келья и храм во имя Пресвятой Богородицы. Само это слово — Панагия — и означает: Пресвятая Богородица.

«Я служил ночью на Панагии…»

— Вы служили Литургию на самой Святой Горе?

— Служил. Хотя за четыре часа до начала службы у нас не было ни антиминса, ни просфор, не было и понимания, кто будет петь. Ну как же служить?.. А ближе ко времени вдруг приходит иеромонах-румын, который говорит по-русски. И он спрашивает: «Вам для Литургии что-то нужно? …Принести?» Узнав, что именно нужно, он резко спускается вниз по склону. И через три часа возвращается, приносит нам антиминс и просфоры! У меня с собой была наша приходская награда — медаль святой Великомученицы Варвары, я вручил ее этому румыну. Как он был рад!.. Но и мы ему были от всей души благодарны. Теперь у нас было всё для Литургии! А мы в надежде на то, что будем служить Литургию, заранее организовали тех, кто будет причащаться, исповедали их. И тут же для всех читалось молитвенное правило ко Святому Причащению.

Для паломников на Панагии есть келья, где несколько человек могут переночевать. На горе ветер сильный, холодновато. А прямо в день перед нашим приходом какие-то благотворители-румыны принесли в эту келью двухъярусные кровати и постельные принадлежности — всё совершенно новое, ни разу не использованное до этого. Мы распаковывали постели из полиэтиленовой пленки. Ну а остальные паломники в спальных мешках, на туристических ковриках прилегли на каменистой земле.

Не спали. Как тут уснешь! Прилегли на часок-полтора, отдохнули. Но не могли сомкнуть глаз. Спать совершенно не хотелось, была легкость во всем теле. И тут румынский иеромонах принес все необходимое для Божественной литургии. И началась подготовка к Литургии, а потом и сама Литургия. Удалось организовать хор — причем в качестве регента выступал другой батюшка, который приехал откуда-то из-за Урала. Я служил, он молился со мной в алтаре, пел и руководил хором. Другой, помощник, тоже был в алтаре, пел, а еще один «хорист» пел вне алтаря. Причем напев был необычный, очень интересный, и служба просто лилась сама собой. Без каких-то спевок все получилось просто отлично. Не описать словами это чудо — Божественную литургию на Святой Горе!..

Вознесся ввысь Православный крест над вершиной Святой Горы Афон.

Потом уже стали подниматься на вершину Горы. Еще темно было. Зато легче, когда жары нет. Я совсем не чувствовал усталости, хотя перед этим целый день ходил по каменистым тропам, поднимался на Гору. Целебный воздух? — наверное, и он сыграл свою роль. Но не это было главным… Пища самая простая, питание на Афоне два раза в день, и этого вполне достаточно. Ничего уже не нужно, всего хватает.

Поднимались больше часа. Кто за час двадцать минут, кто за полтора часа поднялся. Шли по тропинке еще в предрассветных сумерках. А когда поднялись, тут и солнце взошло, и нам храм открыли, мы смогли туда войти. Постояли и у Креста. Погожий день, а тут почти всегда облака. Стоишь, а прямо сквозь тебя облака пролетают. В ясный солнечный день с этой высоты видно Константинополь (не хочется оттуда называть его Стамбулом…). Или в ночи, когда нет облаков, видны огни старинного города, столицы ушедшей в глубь веков Византии. Расстояние приличное, но — высоко, и с этой высоты открываются земные дали.

В прошлом году я тоже был на Афоне. И я написал стихотворение:

Непокоренные вершины
Так часто будоражат ум,
Что настоящие мужчины
Готовы двинуться на штурм.

Вершины Альп и Гималаев
Кого-то ввысь зовут опять,
Чтобы, с трудом одолевая,
Героем дня, конечно, стать.

А я иду к своей вершине,
Она не очень высока,
Зато известна во всем мире:
Афон целуют облака.

Не ради славы и наживы
Взбираюсь по горе крутой.
Надеюсь обрести здесь силы
Для жизни во Христе простой.

Здесь Богородица ходила,
И храм последний наверху.
Здесь время, кажется, застыло
В каком неведомо году.

По преданию, Сама Богородица поднималась туда, где теперь стоит келья Панагия и большой крест. Еще один крест — на самой вершине Святой Горы. Мы были и у него.

Камешки с Афона

Мне рассказывали, что несколько лет назад спортсмены — именитые, тренированные — тоже решили группой взойти на Афон. Ну что им, атлетам, не взойти? Да, они взошли до Панагии. А вот остаток пути к вершине, эти последние пятьсот метров, они так и не смогли преодолеть. Чисто технически: то ли дождь вдруг пошел, то ли снег — и они не смогли подняться по обледеневшему склону. Ну никак! Просто показал Господь, что не все решается физической подготовкой. Нужно уповать на милость Божию, и тогда, может быть, Бог будет давать какие-то подкрепления чудесные. Которые и не ожидаешь.

— Да — как вот вы шли ночной тропинкой и не знали, то ли нога оступится, то ли, может, змея выползет…

— Между прочим, о змеях и другой живности… В какой-то приезд, в позапрошлый что ли раз, мы тоже ночью вышли, и где-то в районе румынского скита Продрома мы реально слышали вой гиен или шакалов. Очень неприятно, когда идешь по горной дороге, а где-то неподалеку воют и словно бы злобно хихикают эти животные. И в прошлом году тоже услышали такой же вой, кто-то из наших даже воскликнул: «Это бесы!» — «Нет, — говорят, — это просто гиены» (или шакалы, не помню).

Протоиерей Николай с афонским иконописцем монахом Никодимом.

Есть на Афоне запрет на купание. Но в прошлом году паломники с Украины вздумали искупаться. И после этого купания стали взбираться на Гору.

Мы только что по этой дороге прошли и ничего там не было, а они идут — и вдруг прямо перед ними поднимается, заграждая путь, огромная змея. Я уж не знаю, как они с ней договорились. Это другой вопрос. Но могли быть и еще большие неприятности. Поэтому надо выполнять те установления, которые существуют на Горе. Вот тогда будет все хорошо.

А у нас такая паломническая традиция есть. С самой Горы набираем камушков, они по цвету отличаются. В Ивероне, Иверском монастыре, где Божия Матерь была, там много белых камешков. Разные есть, но больше белых. А в Великой Лавре много черных.

Как-то дома я заболел, температура 39,7°. Я не любитель принимать лекарства, а выздоравливать надо было срочно. И я положил несколько афонских камешков на грудь и на голову. И в течение трех часов у меня без всяких снадобий температура спала до 37,2, а к утру снизилась до 35,5. И такое не только со мной. Есть у меня прихожанка одна, Анна Александровна, которая постоянно прибегает к этой святыне. Ей сейчас уже 89 лет. Она энергичная такая, сейчас немножко сдала. Так что я, когда бываю на Афоне, набираю камешки для тех, кто в них нуждается. И помощь идет. Привозим с Афона освященное масло от честных мощей. И это тоже подспорье.

Конечно, Афон для всего мира особое место. Но если в рамках прихода будет единение, когда человек протягивает другому руку, хоть его и не просят о помощи, вот тогда, наверное, сформируется настоящая Христианская община, где многие проблемы тут же разрешаются. С одной стороны то, чтобы мы были друг другу как братья, это очень высокий идеал, кажется, недостижимый. Но с другой стороны, это совершенно необходимо, чтобы существовать.

Слово, облеченное в молитву, это очень мощное средство не только соединения человека с человеком и даже с Богом, но и изменения самой последовательности жизни человека. Ты помолишься, Бог что-то тебе даст — и жизнь потечет по-другому. Просто надо доверять Богу. Это в основе любого молитвенного прошения.

Бывает, человек помолился — а ничего не получил. И уходит. Но ведь чтобы вырастить простое дерево, это сколько надо потрудиться: подрезать, прививать, поливать, — чтобы оно стало давать плоды. Труд нужен и смирение.

У нас на приходе есть традиция общих молебнов. Конечно же, главное — Литургия, это безусловно. На Литургии мы просим о нашей стране, о мире во всем мире, о священноначалии, о здравии… Но бывают у человека и частные просьбы, которые он хочет донести до Бога. И когда люди приходят на молебен, «где двое или трое», да если в основу положена молитва по соглашению, — то такое единомысленное возношение молитвенных просьб слышит Бог.

Очень важно уметь быть благодарными. Помните, из десяти исцеленных Господом от проказы — один лишь вернулся, чтобы поблагодарить. В нашем храме еженедельно по субботам служится благодарственный молебен. И если даже почему-либо не пришел на молебен тот, у кого за эту неделю произошло то, о чем он просил Господа, все пришедшие — молятся, благодарят Господа за все те милости, которые Он дал. И разве всем нам не за что Его благодарить?..

И я не всегда могу сказать вам конкретно, что вот у этого человека такое прошение исполнилось или у другого — иное. Но они радостные, лица светятся. И многие начинают приходить в храм, участвовать в благодарственных молебнах, интересоваться Богослужением. Вот мы и пытаемся научить людей искренней молитве.

Скоро новые иконы, привезенные с Афона, украсят наш храм. И перед ними будут звучать горячие молитвы нефтегорцев.

Записала Ольга Ларькина.

Фото Р. Коновалова.

Семь дней на Афоне,
Два из них на Горе
Русский батюшка молит:
Был бы мир на Земле!

А на самой вершине
Звезды ближе, светлей.
В мирозданья картине
Лунных много лучей.

Я не знаю, где лучше
Слышит Бог все слова -
Там, в долине ползучей,
Где шептала трава,

Или в каждом открытом
Настежь сердце больном,
От обиды разбитом
На частички со льдом.

Может, главное счастье -
В тишине и в ночи
Побеждать свои страсти
И тем мир излечить.

Протоиерей Николай Советкин,
Святая Гора Афон, 2016 г.

1371
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
27
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru