‣ Меню 🔍 Разделы
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин

Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Чудо Благодатного огня

вновь свершилось на Святой Земле.

4 мая, в Великую Субботу, в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме тысячи паломников со всех континентов стали очевидцами несказанного чуда, которого ожидали с трепетом и волнением: сошествия Благодатного огня. Девять столетий назад об этом великом чуде писал сподобившийся увидеть его во время своего паломничества на Святую Землю русский монах Даниил: «… внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым и смочил нас хорошо, стоящих у Гроба. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Святом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого».

Благодатный огонь прибыл на Самарскую землю. Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний принимает Благодатный огонь во время Пасхальной службы в кафедральном Свято-Георгиевском соборе.
Фото Е. Жевак.

Специальным рейсом вылетела в Иерусалим делегация Самарской области — чтобы привезти всем верующим частицу этого дивного дара милости Божией.

В составе делегации был и председатель Самарской областной писательской организации Александр
Витальевич Громов.
Вот что рассказал он корреспонденту «Благовеста»:

— Для меня самого было чудом — в Министерстве культуры Самарской области вдруг предложили: может, поедешь?… Ну конечно поеду, для меня это чудо и счастье будет! В паломничестве был Глава города Самары Дмитрий Игоревич Азаров, благодаря которому и состоялась эта поездка. У организаторов неожиданно возникли очень большие проблемы, но все же с помощью Главы города руководитель Международного Паломнического Фонда Святого Великомученика Георгия Победоносца Дмитрий Викторович Штоков и его товарищи вновь смогли организовать паломнический рейс.

В Иерусалим из Самары отправилась очень большая делегация, почти семьдесят человек: кто-то не смог поехать, а так нас могло быть ровно 70, и это было бы красивое число, как вторые призванные Христом Апостолы, которых так и звали — апостолы от 70-ти… Среди наших паломников была директор самарской Православной 54-й школы Лидия Николаевна Булкина. И еще было много знакомых людей. Но в храмах мы с ними обычно не пересекаемся, а тут — у нас свой небольшой, но очень хороший приход собрался. Все ехали, чтобы принять Благодатный огонь, и чтобы потом он разошелся по всей Самарской области, по храмам Самарской Митрополии.

Конечно, без искушений благие дела не совершаются. Рейс на Святую Землю задерживался: говорили, что в Израиле песчаная буря. Поэтому программа первого дня на Святой Земле у нас получилась скомканной. Хотя главное нам удалось: мы омылись в святой реке Иордан. Потом был Вифлеем, был и Гроб Господень… Но все это у нас было бегом-бегом. Хочется побыть у святыни подольше. Но куда ж деваться… Смирялись.

Я, конечно, хотел попасть на само схождение Благодатного огня. Но оказалось, что на всю Российскую Миссию дают только 55 пропусков! На Самару их пришлось всего-навсего 5. Естественно, из нас пошли в Храм трое представителей Фонда Георгия Победоносца и еще двое человек. А меня все начали отговаривать от попытки проникнуть в Храм Воскресения Христова: безполезно! Один особенно сильно убеждал: это просто в принципе невозможно, там строжайшая пропускная система!… Получалось так: пятеро в этот день идут получать Благодатный огонь, а остальные едут по святым местам. Вот и мне говорят: что ты там будешь стоять в сутолоке перед полицейскими, которые все равно ни за что не пропустят. Лучше поехать вместе со всеми и посмотреть Гефсиманский сад, Елеонскую гору…

Но мне что-то стало так тоскливо, я взял да и позвонил известному молитвеннику, отцу Николаю (Генералову) на Святую Гору Афон. И он сразу взял трубку — очень редко так бывает!

— Что там у тебя случилось?

— Да вот, — говорю, — такая ситуация…

— А ты, — отвечает, — возьми и причастись на Святой Земле.

— Ну, батюшка, это вообще невозможно!…

— Ну ладно, давай иди, иди…

Писатель Александр Громов молится возле колонны у входа в Храм Воскресения Христова в Иерусалиме.
4 мая 2013 г.

Памятуя эти слова, я взял и на ночь прочитал Каноны, приготовился к Причастию. Но причаститься мне не удалось. Впрочем, сказано ведь: Господь и благие намерения целует… Мы жили в Тель-Авиве, и когда приехали в Иерусалим, искать Православный храм было поздно: служба уже заканчивалась. Хотя я был готов к Причастию. Если бы мы жили в Иерусалиме, я действительно мог бы попасть на службу — она начинается в 6 часов, — а тут мы приехали в девять, и — никак, никак. Да еще автобус задержался…

И не знаю, как назвать мой поступок — я все-таки решил идти в Храм за Благодатным огнем. Без пропуска, без каких-либо знакомств… И тут уж за мной увязалось еще несколько человек, нас кроме тех пятерых, у которых были пропуска, набралось двенадцать — тоже апостольское число.

Ну, пошли мы. Подходим к первому заслону. И тем-то пятерым, с пропусками, пришлось пробиваться не знаю как, а о нас и речи не было. Какой-то смуглый израильтянин-полицейский толкался и кричал на напирающую толпу. Пробиться мимо него было невозможно. А я — вообще-то об этом не надо бы говорить — с самого утра, как сели в автобус, старался Иисусову молитву читать. Не прекращая… И вот я стою, читаю, читаю… Оглядываюсь — и никого наших рядом нет. Я стою один возле этого сердитого человека. Куда пропали все, почему меня не позвали?… Стою, чуть не плачу перед этим полицейским, а ему мои переживания безразличны.

Но тут один грузный мужчина, с виду грузин (так это потом и оказалось), похожий на водителя автобуса или дальнобойщика, начал с кем-то договариваться: «Эй, я тоже полицейский!… ». И я стал держаться поближе к этому грузину. Но как мы ни просили, нам пропуска не дали. И мы пошли через другой ход, метров через пятнадцать. И тут к нам подошел тот полицейский, которого так уговаривал грузин, и провел его — а я следом за ним прошел. Это мы прошли еще не в сам Храм, а только в Старый город! Я-то вообще Иерусалим не знаю, а тот мужчина бывал там неоднократно, и знает все. Вот тоже: мы с грузинами вроде как конфликтуем, а мы с ним просто стали братьями. Его Георгием зовут.

И вот мы с ним дальше пошли. Нас не пускают в одном месте, в другом… Видим — толпа сирийцев. У них был вождь — очень колоритный дядечка в феске, с плеткой, и он этой плетью женщин, как стадо баранов, стегал: куда, мол? стоять!… И те его безропотно слушались. Мы с Георгием вмешались в их толпу и идем, будто свои. С ними-то, мол, нас точно пропустят! Один кордон мы прошли. Но у них, оказывается, у всех были свои пропуска, и перед вторым кордоном нас уже отогнали: идите, нечего вам тут делать. Это уже на подходе к Храму! Тут мне Георгий говорит: «Пошли, тут еще в одном месте можно обойти… ». Мы опять пошли с ним в обход. Нас остановили какие-то молодые израильтяне и говорят: здесь вам не пройти, а вот туда, направо — там пройдете. Так мы и сделали. И оказались в проходе, где рынки (а за ними — площадь перед Храмом), и там людей пускают, но очень большая очередь. Я встаю. А Георгий смотрит, что народа так много, и говорит:

— Э, я уже пятнадцать раз видел схождение Благодатного огня, не буду стоять. Иди — дальше уже сам пройдешь!

И ушел. Это было просто чудо. Как будто Ангел Божий пришел, провел куда надо — и ушел. И действительно я постоял одну очередь, постоял вторую, третью очередь — и прошел.

Надо отдать должное тем самарцам, которые прошли по пропускам. Один из них, Володя Колычев, отдал мне свой бейджик. Им такие бейджики в самом начале выдали для того, чтобы они могли получить пропуска — жетончики на руку. Этот бейджик не играет решающую роль и на первых кордонах мне не помог, а тут я выпятил бейджик, и на меня уже смотрели по-другому. И я вошел в Храм Гроба Господня и оказался прямо у первой колонны. Мне там практически ничего не было видно. Но когда я вошел в Храм, я просто заплакал. Потому что это было совершенно невозможно — но вот же, совершилось! Это было чудо!

Само это стояние в Храме было удивительным. Рядом были поляки, екатеринбургские паломники, батюшка из Перми. Арабы стояли — они, конечно, вели себя очень раскованно, скажем так. Невдалеке были немцы — по крайней мере, я слышал, как по-немецки разговаривали. Подальше грузины, белорусы чуть в стороне. И было такое удивительное единение!… Все относились друг к другу с любовью, и было так хорошо. Мы стояли 3 часа 50 минут, и это время пролетело совершенно легко… Наверное, это сейчас так кажется, что стоять было не тяжело. А наверное, было тяжело. Но сейчас в памяти только то, как мы стояли и пели. Уже звучало со всех сторон: «Христос Воскресе!».

Как начал распространяться по Храму сам Благодатный огонь, я не увидел. Несколько раз где-то впереди принимались шуметь, и как-то вдруг по Храму пошла волна огня от горящих свечей. И вот началось: передают Огонь, и я поднес свои пучки зажженных свечей к лицу — и они не обжигали! Я чувствовал только тепло. И дальше уже толпа подхватила меня и вынесла наружу.

А вместе с теми двенадцатью, которые пытались пробиться в Храм без пропусков, прошли еще армяне — армянская диаспора взяла их к себе и провела, еще кто-то из женщин прошел туда. Но прошли не все. Армяне стояли очень хорошо, они остались до конца. И на их фотографии мы видели: луч света опускается, как будто труба. Я этот луч не видел, меня вынесло из Храма раньше. Но для меня было чудом уже то, что я во время схождения Благодатного огня находился в Храме Воскресения Христова. Для меня уже в те минуты, когда я вошел в Храм, началась Пасха!

С Благодатным огнем мы поспешили в аэропорт, а там опять задерживался рейс — Огонь сошел позже, чем ожидали, и график полетов сместился. Опять таможенная проверка, суета, какие-то искушения, но ощущение Пасхи не оставляло.
И что интересно: едем мы в автобусе в аэропорт, меня расспрашивают, как это я сумел пройти в Храм, и я отвечаю, а сам чувствую, что вот эта молитва, которую я непрерывно читал с 8 часов утра и до часу дня, она остается. Несколько раз со мной было такое: на Афоне, и еще были такие случаи, когда молитву начинаешь читать — и она остается в тебе. Когда приехали в аэропорт, там суета, все эти волнения, и молитва ушла. Но у меня были вот эти лично мои чудеса: то, что я попал в Иерусалим, то, что прошел в Храм на сам Благодатный огонь, и вот это ощущение, что молитва в тебе живет. Уже ради этого всего я должен был там побывать.

Ну а всей нашей делегации, конечно, необходимо было привезти в Самару, в свои храмы Благодатный огонь. И потом еще и рассказы этих людей разойдутся по всей области, как круги по воде…

Летим мы домой, в душе ощущение Пасхи. Я знаю, что моя семья стоит в храме, а я еще лечу. В самолете для пассажиров не было никакой другой еды, кроме скоромной. И я думаю: ну что — у меня же уже Пасха, — и я разговелся уже в самолете. Как иногда бывает: едешь куда-нибудь в село выступать в пятницу, например, но тебя же там накормят от души — невозможно отказать. И потом такое чувство в душе: эх, не надо бы нарушать пост, нехорошо получилось… А в этот раз не было и тени малейшего смущения. Была только светлая Пасхальная радость.

И потом нас встречали в аэропорту. Уже оттуда развозили Огонь по многим районам Самарской области, по городским храмам. Но мы поехали сразу в Покровский кафедральный собор. В соборе была торжественная встреча. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий принял Благодатный огонь из рук Главы Города Самары Дмитрия Игоревича Азарова и сказал очень хорошие, светлые слова. И я потом поехал в храм в честь святого Георгия Победоносца, где молилась моя семья. И всем, кто стоял там на службе, мы раздали обожженные Благодатным огнем свечи — я привез их много и, надеюсь, досталось каждому.

И опять была радость единства. Радость того, что Благодатный огонь расходится по всем городским и сельским храмам, приходит ко многим и многим людям.

Записала Ольга Ларькина.

1861
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму

Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru