Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Личность

Путь исцеления души

Гостем выставки «Благословенная Самара» стал православный писатель иерей Валерий Духанин.

Гостем выставки «Благословенная Самара» стал православный писатель иерей Валерий Духанин.

Уже давно привычно, что у каждой Православной выставки в выставочном комплексе Экспо-Волга своя изюминка. И каждый раз - не одна. Такой вот особинкой апрельской выставки «Благословенная Самара» стала встреча с писателем и священником, преподавателем Николо-Угрешской Духовной семинарии иереем Валерием Духаниным. Имя это на слуху: многие читали его книги «Таинство Покаяния: путь исцеления души», «Сокровенный мир Православия» и другие; многим он известен по выступлениям на телеканале «Спас». Но в последнее время в соцсетях обсуждают не столько его книги, сколько - а как себя чувствует батюшка…

Болезнь отсекает всё ненужное

- Сложился некий образ, несколько странный - больного священника, - посетовал отец Валерий Духанин. - Да ведь многие священники несут болезни. И даже святые терпели тяжелые недуги. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) исцелял при жизни своей и исцеляет сейчас других, но сам всю жизнь нес болезни и даже ослеп - а что это значит для врача, хирурга!.. Достаточно почитать его книгу «Я полюбил страдание», чтобы понять, что путь человека, который следует за Христом, это путь страданий. К преподобному Паисию Святогорцу обращались многие больные раком. Он, сострадая и молясь о них, готов был принять на себя болезни страждущих людей, и Господь дал ему это. Преподобный Симеон Новый Богослов учил об обожении, о том, что Божественная благодать на каком-то духовном итоге твоего пути полностью тебя осеняет, просвещает. Но и обожение не отменяет законов физиологии: Симеон Новый Богослов тяжко страдал от болезни, в которой ныне распознается рак. Но, как говорил Апостол Павел, хотя внешний наш человек тлеет, внутренний со дня на день обновляется. Так происходит у святых. А чтобы наш внутренний человек обновлялся, Господь порой подает нам тяжелые болезни.

Но поделюсь личным наблюдением: оказывается, рак делает больного более свободным. Живешь одним днем и понимаешь, что болезнь отсекает всё лишнее, ненужные переживания, суетные попечения и искушения. Тоже вот вспомним древний Патерик. Авва Исаия на вопрос ученика, почему старец так сильно болеет, он ведь так молится! - ответил: тело ищет здравия, чтобы удалиться от Бога.

Человек всегда соблазняется тем, чего дается слишком много. Слишком много денег… слишком много успехов… слишком много здоровья… - и мы воспринимаем жизнь как источник удовольствий, и этот источник бьет ключом. А потом он уже гаечным ключом бьет по голове. Вот чтобы заранее мы могли это понять, Господь немножко и придерживает наше здоровье. Так же, как и изобилие лет. Господь сокращает наши дни для того, чтобы мы поняли, что всё в этой жизни скоротечно.

Нам кажется, что мы в Божьих руках, когда подаются какие-то блага, когда всё хорошо. А на самом деле Божие присутствие чувствуется сильнее тогда, когда идешь по пути страдания, пути скорбей.

Я был в Петербурге, там выступал и сразу после этого поехал в больницу. И тут же мне диагностировали рак, положили в больницу и прооперировали. Первая же химиотерапия меня потравила, так что попал в реанимацию и едва выжил. И неожиданно мне звонят из Троице-Сергиевой Лавры, говорят, что собрали для меня денег - и отправляют на лечение в Иерусалим. Но смысл был не в том, что там лечение лучше, а Господь дал впервые побывать на Святой Земле и совершенно по-новому взглянуть на Евангелие, задуматься о том, какое наше место здесь. Ну и надо было оторваться от прежнего ритма жизни. Четыре месяца я жил в Старом городе, в трех минутах ходьбы от Храма Воскресения Христова, потом три с половиной месяца на Елеонской горе, в Спасо-Вознесенском монастыре, и там ежедневно утром и вечером были монастырские службы, достаточно частая исповедь. И ты на опыте видишь ценность регулярной исповеди и регулярного причащения. Может быть, и силы дает не столько лекарство, сколько Исповедь и Причащение Святых Таин.

Вернувшись в Россию, я здесь продолжаю лечение. Уже перенес 17 сеансов химиотерапии, вот между сеансами и езжу, выступаю.

О многом можно говорить. Но мне важнее ответить на волнующие вас вопросы.

И зал откликнулся многими вопросами.

- Как не впасть в уныние, когда поставили такой диагноз?

- Ну а зачем впадать в уныние, если, наоборот, этот диагноз тебя как бы пробуждает. Обычно мы живем какими-то сонными грезами, а тут вдруг узнаем, что через какое-то время умрем. А что, остальные люди не умрут? Мы все находимся в одной очереди, и неизвестно еще, чья очередь раньше подойдет. Некоторые лечившие меня врачи уже умерли, а я вот перед вами сейчас выступаю… Болезнь открывает человеку глаза, и когда ты видишь вдаль более ясно, то в каком-то смысле уже становишься по ту сторону смерти. Вроде бы здесь находишься, но уже живешь с точки зрения той жизни - более подлинной, более настоящей.

Всё, что происходит с нами, временно. Болезнь помогает жить не глупыми стремлениями, влечениями, а тем, что и должно быть настоящим. Дана тебе семья - вот и будь с ней и цени настоящий момент. Трудишься - поступай по-человечески с сотрудниками. На каждом месте делай добро, к которому ты призван. А уныние часто происходит из-за того, что мы замыкаемся на себе и начинаем внутри переваривать какие-то свои переживания. Но если ты закрылся в капсуле переживаний, эти переживания тебя съедят. Лучшая борьба с ними - постоянная чистосердечная исповедь, добрые дела; не замыкайтесь на себе, а занимайтесь чем-то созидательным. Мне в какой-то мере помогает литературное творчество, когда пишешь статьи, книги. К тому же встречаются такие истории из жизни других людей, которые показывают, что твои страдания ничто по сравнению с их страданиями. Когда, например, болеет раком ребенок и умирает, как тяжело это родителям. Но если уж дети болеют и умирают, то что говорить о нас.

Прожил человек 40 лет - и как будто вообще не жил. Но и дважды по сорок, 80 лет - воспринимается так же: практически еще не жил. И сколько лет ни отведи, все равно мало, потому что мы ориентированы на вечность.

Пусть откликнется наше сердце

- Как помогать близким, когда они заболели?

- Знаете, болезнь часто помогает семье объединиться. Бывают же склоки, ссоры из-за глупых вещей. А когда приходит болезнь, вся эта шелуха тут же отпадает. Бывает даже, что восстанавливаются какие-то внутренние, душевные связи. Ну а как быть? Принять болезнь близких как жизненный дар. Прежде всего, конечно, ежедневно молиться Богу. Ну и всеми силами помогать - в разных ситуациях помощь нужна бывает разная. Как правило, сама совесть подсказывает, как правильно поступать во время болезни близких. Плохо, если родственники сами впадают в уныние и отключаются либо вообще оставляют заболевшего наедине с его болезнью. Бывает такое. Особенно когда только поженились и один из супругов узнает о диагнозе другого, бывает, что и сбегает. Но это личный выбор этого человека, который ничем хорошим не закончится. А для того, кто терпит и болезнь, и предательство, это сугубый крест. Но если он претерпит, то завершится всё для него благословением Божьим.

- Не влияет ли, что я живу на втором этаже над отделением онкологии (они на первом)?

- Абсолютно не влияет, нет ни малейшей опасности заразиться. Господь Своим Промыслом поставляет страждущих людей рядом с нами, чтобы в нас пробуждалось сердце. Прежде всего надо молиться о их спасении и здравии. Ну и помочь, чем можем. Пусть откликнется наше сердце и помолится об этом человеке. Тогда Господь и ему поможет, и тебе тоже подаст Свою помощь.

- Как научиться смирению? Не раздражаться в суетном мире?

- Когда мы отслеживаем свое раздражение, то Господь и через это тоже нас смиряет. Мы видим свою немощь. Без Божией благодати невозможно смириться. Бывает так, что и хочешь не раздражаться, но возникают такие ситуации, что все равно выходишь из себя. Нужно отслеживать первые помыслы раздражения и даже недовольства и тут же переключаться на молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Если кто-то против нас раздражается, надо не отвечать эмоцией на эмоцию, а помолиться о нем, и через наше обращение к Богу эмоции будут оскудевать, умиротворяться. Так что каждая ситуация - это задача для нашего духовного становления.

- А как узнать, на правильном ли ты пути Христианской жизни?

- На правильном пути мы только тогда, когда стараемся исполнять заповеди Божии, волю Божию. А как узнать волю Божию? - вечный вопрос! Сама совесть нам подсказывает. Если мы погрешаем против совести, то, значит, и против воли Божией. Очень часто мы думаем, что волю Божию надо узнать у какого-то старца, где-то за тридевять земель. На самом деле надо ценить то место, на котором ты находишься. Вот где ты находишься, туда Господь тебя и поставил Своей волею. На этом месте и будь истинным христианином. Схимонахиня Сепфора, подвизавшаяся в наши дни рядом с Оптиной пустынью, говорила, что каждое дело надо выполнять так, как будто оно тебе поручено Самим Богом. И тогда Господь подаст что-то новое на твоем жизненном пути, возможно, что и более хорошая работа будет предложена.

И в семье то же самое. Вот дан тебе муж, и относись к нему так, как будто он дан от Бога. Обычно как: всё не так он делает, невнимательный, незаботливый. Так надо самой быть к нему внимательной. Точно так же и муж должен относиться к жене. Не требовать от другого заботы и внимания, а проявить самому. На основе этого только и возможно что-то выстроить.

- Одиночество - это крест?

- Конечно, это крест, как и любые наши тягости. И тоска может быть, и скорбь. Просто надо довериться Богу, просить у Господа, и Господь подаст - то, что нужно. Бывает, что и симпатичные девушки, и умные, но не складываются отношения с юношами. Иногда причина в них самих: характер мешает обрести вторую половину. А иногда и причин-то никаких нет. И значит, Господь Промыслом Своим ведет по пути одиночества к какой-то благой цели. Но старайся не быть одиноким в общении с Богом. Вот когда мы от сердца молимся Господу и в церкви стараемся быть живыми христианами, сердечно вникать в Богослужение, на исповеди искренне открывать свое сердце, - тогда не будет одиночества. Для меня было тяжелое испытание, когда на Святой Земле я месяц практически один прожил, вокруг никого знакомых, и болел еще при этом. Но проходишь через это - и понимаешь, что тебе дан хороший урок. Когда именно в этом состоянии стараешься молиться Богу, очищать свои мысли и не унывать.

Молитва и память о Боге

- Как быть, если невестка не признает Бога, не дает внука водить в храм?

- Трудно переменить других людей. Если она не дает такой возможности, то что тут сделаешь! Насильно же не поведешь его в храм. Цените те пусть небольшие минуты, когда удается все-таки общаться с внуком, и в этих небольших встречах что-то простое рассказывайте ему про Бога. Вместе с ним помолитесь. Попросите, чтобы он о своих папе и маме помолился. Перескажите ему что-то из Евангелия. Главное, не озлобиться на невестку. Если мы озлобляемся на своих родственников из-за того, что они не ходят в храм или не разрешают кому-то ходить, то от этого они тем более озлобятся. Человек только тогда идет навстречу, когда ты к нему с открытой душой и ненавязчиво идешь.

Некоторые мои родственники категорически были против Церкви. Один вообще был враждебно настроен. Он занимался бизнесом, и всё у него получалось, в гору шло. И зачем ему Бог, если получается и так? И говорил он: что вы там в своих храмах спрятались от проблем? Спорить было безполезно, только оставалось молиться за него.

Но прошли года, и он сделал удивительное наблюдение. Оказывается, бизнес не является прочной опорой в жизни, потому что, например, не помогает выстраивать отношения с женой. Неважно, сколько у тебя денег, если ты ругаешься с женой. Бизнес не помогает в дружбе, и иные друзья оказались предателями. И кого-то из близких, которые тоже занимались бизнесом, за эти года просто убили. Он увидел, что земные материальные построения очень быстро рушатся и на них невозможно опереться. Неожиданным образом он сам повернулся к Богу и даже построил храм. И сам стал ходить в Божий храм! Начал исповедоваться и причащаться, стал достаточно ответственным христианином.

Многие вещи людям объясняет сама жизнь. И сами их жизненные страдания становятся лучшим учителем. Это помогает им обращаться к Богу. Мы же не можем своими слабыми словами их воспитать, вразумить, их научит сама жизнь. Надо просто об этих людях молиться, чтобы Господь их обратил. Я думаю, что Он Своим Промыслом будет им подавать нужные ситуации. Ну а как уж они отреагируют на Божий призыв, это их выбор.

- Как увидеть свои прегрешения?

- Наши прегрешения тоже открываются нам по мере духовного пути. Если бы Господь нам сразу всю правду о нас открыл, то мы были бы просто задавлены этой правдой. Надо наедине с собой посмотреть вглубь своей совести, в чем она меня обличает. И когда идешь на Исповедь, вот это и раскрывать. Именно совесть часто показывает, чем мы погрешили. Ну а дальше по мере очищения будут открываться какие-то новые стороны.

Вопрос задает писатель Алексей Солоницын:

- Отец Валерий, если боль поглощает вас так, что трудно с ней бороться, что вам помогает преодолеть ее - книги, фильмы, музыка?.. Может ли искусство помочь освободиться от сильной боли?

- Да, хороший вопрос. Видите ли, когда сильная боль подступает, то искусство отступает на второй план. Боль - она в каком-то смысле обнажает твое сердце, и ты отделяешься от всего остального мира. И очень важно из этой боли молиться Богу всем сердцем, той молитвой, которая от сердца идет. Очень хорошо помогает молитва Иисусова и другие короткие молитвы «Боже, прости меня грешного! Боже, очисти меня грешного! Владычице моя Пресвятая Богородице, спаси меня грешного!» Если трудно, молитесь по четкам, они помогают сосредотачиваться на молитве. Когда ты молишься, боль немножко отступает. А может быть, и не немножко. Когда у меня было первое отравление химией, то трудно было и молитвенные правила соблюдать, и читать молитвы ко Причащению. Но приходил в храм на Литургию, и что-то переключалось внутри. Слушаешь пение Херувимской, и как будто сам становишься участником чего-то иного, высокого, и боль и отравление уходят в сторону. Включение в Богослужение помогает претерпевать боль. Но бывают ситуации, когда даже молиться не можешь. И тут вспоминается случай из жития аввы Досифея, это был ученик преподобного аввы Дорофея. В тяжелой болезни ему было трудно молиться, и авва Дорофей сказал ему: ты хотя бы сохраняй память о Боге! И он хранил в себе эту память, а за него молился его духовный наставник. Когда у нас нет сил молиться самим, хорошо, чтобы молились ближние, восполняя нашу молитву.

Насчет фильмов... Вот недавно вышел фильм о блаженной Матроне Московской. Для многих он является каким-то подспорьем, знакомя с Блаженной Матроной, чудотворицей, которая сама прошла путь страдания. Но при сильной боли ведь не пойдешь в картинную галерею или кинозал. Всегда у нас остается молитва и память о Боге. Самое главное, себя внутренне вверить в руки Божии. То, что подается тебе в данный момент, это от Господа. И это тебе во очищение твоих грехов. Всё в этом мире временно. И боль - она тоже временна. Ее надо всего лишь перетерпеть. И ты уже оказываешься свободен или от боли, или - от тела, которое болело.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что благодаря болезни рак стали наполняться обители рая.

- Из Ветхого Завета мы знаем, что грехи родителей влияют на детей, на их будущность. В какой мере влияет на род грех нераскаянный - и в какой раскаянный?

- Вопрос очень хороший, но он к святым людям, которые уже достигли небесных созерцаний. Та же Блаженная Матрона могла объяснить человеку, из-за каких грехов у него болезни, скорби, невзгоды. Я, естественно, не могу так детально распутать этот узелок. Конечно же, грехи родителей - как и их святость - в какой-то степени отражаются на детях. Но есть Божий Промысл, который страдания детей обращает им во спасение. Я думаю, что не надо свои скорби увязывать с грехами родителей, дедушек, бабушек. Иначе мы будем вину с себя перекладывать на других. Даны тебе скорби? - значит, Господь для чего-то их тебе попускает, и тебе они пойдут на пользу, помогут избавиться от греховных страстей. Когда человек в обмороке, его бьют по щекам, чтобы привести в чувство. Вот так и нас Господь приводит в чувство жизненными страданиями. Чтобы мы отвлеклись от суеты и от иллюзии земных страстных пожеланий, которыми мы живем. И надо именно так воспринимать страдания, а не пытаться распутывать: кто в роду погрешил и каким образом.

- Бывает, мы сталкиваемся с недобросовестным отношением врачей, и возникает ропот на них. Как быть: искать других врачей?

- Не роптать, но искать других врачей. Мне тоже пришлось пройти через такое. Разные врачи предлагают разное. Кто-то даже говорит, что вообще не надо лечиться. Другой, напротив, торопит: дождешься, что рак все органы съест! Не знаешь, что и делать. Ну что - молишься, конечно. А ответ Свыше не приходит как откровение! Что тогда? Сохранять спокойствие и не опускать руки. Здоровье - Божий дар, и надо относиться к нему серьезно. Понять верный путь бывает не сразу просто, нужно прикладывать усилия, искать, и потихоньку он будет определяться. Но если ты погружаешься в пересуды, осуждение врачей, то внутри не будет ясности. Чтобы принять правильное решение, душа должна быть мирной, чистой. А пересуды лишают рассудительности. Надо искать других врачей, надо советоваться. Но когда ты прошел уже несколько врачей, ты уже видишь, куда двигаться.

Тоже когда в Иерусалиме жил, там слева и справа встречались исцеленные люди. И в Спасо-Вознесенском монастыре есть монахини, исцелившиеся от рака. Одна еще мирянкой приехала умирать, у нее был рак крови. Никому не говоря о своей болезни, устроилась работать в обители. Не могла есть, пила только апельсиновый сок. Сил не было, постоянно читала Иисусову молитву и трудилась. А ее постоянно ставили мыть туалеты. И она думала: вот сейчас этот туалет до блеска отчищу, упаду и умру. А ее духовник прозревал ее состояние и, когда она приходила в храм, служил краткий молебен о ее здравии. И она сама не заметила, как исчезла слабость. Она осталась в монастыре, приняла постриг. И долгое время боялась пойти к врачам, но потом пошла. А ей говорят: у вас нет никакой онкологии! А был рак крови. Она уже 23 года прожила в монастыре, и болезнь не возвращается. У другой была иная онкология. Ей прямо во время Богослужения был голос от иконы Божией Матери: «Исцеляется раба Божия… от недуга своего». Исцелилась. Ну и естественно, мне тоже предлагали подойти к тем, другим святыням. И на Крещение я погружался в Иордан. Но дело в том, что исцеление в Божиих руках! И чудо Божие не бывает напоказ. Когда я только заболел, никому ничего не сказал, только в семинарии сказал, что еду на операцию. А тут же про это рассказали по телевидению, в интернете об этом написали. Об этом говорят, молятся, ждут чуда. А напоказ чудо не совершается.

Вот я сейчас приду на телеэфир и скажу: я исцелился! - «О, мы как раз все молились об этом!» Но я не виноват в том, что обо мне стали писать. Причем даже как: сначала пишут в интернете, какая у меня стадия рака, а потом только к этому выводу приходят врачи. Как будто где-то в интернете сидят прозорливые люди и вначале они пишут, а потом медикам только и остается подтверждать их слова.

Господь исцеляет, это несомненно, но и медицина - она ведь тоже от Бога, это естественный способ врачевания. Как машины, компьютеры и другие вещи, так и тело наше подлежит какому-то ремонту, как некий инструмент, которым мы пользуемся в нашем земном мире.

Даже если чудесно исцелился, все равно ты в свой час умрешь. Поэтому относись к своему телу как к временному. Оно тебе дано, чтобы как-то послужить Богу, быть полезным другим людям.

Болезнь показывает, чему посвящать себя. Вот эти мысли мне пришли, а как они пред лицом смерти? И ты понимаешь, что надо все лишнее отсекать. И нет иной задачи, как непрестанно очищать свое сердце. Иначе просто погубишь себя.

- Батюшка, как вы стали священником? Вы потомственный священник?

- Не то чтобы потомственный, но среди родных по восходящей линии были священнослужители. Мой прадед Василий Федорович был белым офицером, с отступлением они ушли в Китай. В роду отца был диакон. По маминой линии среди родных был игумен Геронтий (Губанов) - мама моя тоже была Губанова. Есть в Оренбургской области близ села Покровка Новосергиевского района Святые пещеры - Свято-Никольский мужской монастырь, который в конце XIX века основал казак Захарий Старцев. По велению Божией Матери он начал копать пещеры - по образу Киево-Печерских, Псково-Печерских. И вторым игуменом пещерного монастыря был игумен Геронтий. Его расстреляли в 1938 году в Зауральной роще. Когда я бываю в Святых пещерах, чувствуется что-то родное.

Но мои родители были атеисты, и сам я был атеист, а в 1989 году, когда было мне 13 лет, захотели мы со старшими сестрами креститься. Только что, в 1988 году, прошло Тысячелетие Крещения Руси, все стали об этом говорить. И мы захотели пройти этот «таинственный обряд». Но когда совершалось Таинство крещения, неожиданно появилось четкое ощущение присутствия Божия. Бог есть, Он рядом, и как будто из тебя выкинули всю грязь, и внутри засияла чистота, свет и радость. И почти год эта радость держалась во мне. А потом стало все непонятно и тяжело, в храме одни бабушки и смотрят на тебя подозрительно. Но Господь направлял в нужное русло. В 1993 году я поступил в Московскую Духовную семинарию, а потом окончил и Духовную Академию. Но долгое время просто писал книги. Делал все возможное, чтобы не рукополагаться. И сам не заметил, как в 2014 году был рукоположен.

- Как часто нужно исповедоваться, если из раза в раз повторяются одни и те же грехи?

- Очень хорошо, что вы постоянно исповедуетесь. Я на себе особенно хорошо почувствовал это на Святой Земле, где старался исповедоваться каждые 2-3 дня, иногда каждый день. Когда часто исповедуешься, то очень быстро замечаешь, что в тебе не так. Тут же это отсекаешь, и душа уже спокойна и свободна. А без грехов нам не получается, постоянно куда-то попадаем. В этом и смысл, чтобы исповедоваться часто: чем больше исповедуешь с сердечным чувством, тем дальше будут отступать грехи. Это постоянная борьба, и без исповеди здесь не справиться.

Ну что ж, братья и сестры, всем помощи Божией, доброго здравия. Если кто-то болеет, не унывайте, потому что через это Господь ведет к спасению.

После того, как наконец-то истощилась казавшаяся нескончаемой очередь за автографами и благословением, подошла к отцу Валерию и я. На пару минут - не стала мучить усталого батюшку долгими расспросами. Представилась: я из Православной газеты «Благовест». Сказала, что тоже уроженка Оренбуржья.

- Мы жили в самом Оренбурге, - сказал отец Валерий. - Отец мой из села Городище, это в 52 километрах от города, Мамин отец был военным фельдшером, и она родилась на Дальнем Востоке, семья поездила в разных местах, а потом осели они в Городище.

- Там ведь, в Михаило-Архангельском храме станицы Городищенской, есть чудотворная икона Божией Матери…

- Скоропослушница. Сейчас эту икону перевезли в Оренбург, а прославилась она в Городище, к ней ехало много паломников. Городищи - село для меня очень родное, я в детстве к бабушке приезжал, проводил там все лето. И часто заходил в храм - тогда еще не восстановленный. Нас-то вере не учили, но когда в храм заходил, всегда было ощущение прикосновения к какой-то тайне, иному миру. Там были еще остатки старых фресок… И для меня, когда я уже окрестился, стало огромной радостью восстановление этого храма.

Когда сейчас приезжаю в Оренбург, сначала еду в Городище, потом в Свято-Никольские пещеры. И останавливаюсь в селе Майорское, где сейчас живут мои родители. В Майорском храм в честь Блаженной Матроны Московской.

- Изумительной красоты!..

- В свое время мне удалось с Божией помощью частицу мощей Матронушки привезти для этого храма, и я очень рад, что Господь от иконы Блаженной Матроны и частицы ее мощей подает чудеса людям.

- В Майорском жили и похоронены мои прадед и прабабушка, мамина старшая сестра, умершая во младенчестве…

- Вот это да! Видите, как Господь показывает, что есть какие-то нити, которые нас соединяют друг с другом, что мы не совсем разрознены.

- Недалеко от Покровки, где Святые пещеры, село Верхняя Платовка. С отцом Григорием (теперь-то он давно в Саракташе…) вы знакомы?

- Еще когда учился в семинарии, я приезжал к нему в Верхнюю Платовку. Задавал ему вопросы, и те советы, которые он мне дал, были очень полезны для меня. Кроме того, он давал духовную литературу почитать, древний Патерик - я нашел в нем ответы на те вопросы, которые меня тогда волновали. Так что этот старец с теплом мне вспоминается.

- Над чем сейчас вы работаете? Пишете новую книгу?

- Да, работаю над книгой, которая посвящена Промыслу Божию, смыслу страданий человеческих. Не всегда можно рационально объяснить, почему одному человеку посылаются такие страдания, другому иные, третьему, наоборот, не посылаются. Но за всем этим стоит Промысл Божий. Над этими темами я сейчас работаю.

Записала Ольга Ларькина

Фото Антона Жоголева.
157
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru