Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

На родине Константина Великого

Группа самарских паломников побывала на праздновании 1700-летия Миланского эдикта в сербском городе Нише.

Группа самарских паломников побывала на праздновании 1700-летия Миланского эдикта в сербском городе Нише.

Всё в нашей жизни промыслительно. Позапрошлым летом Православная певица Юлия Славянская выступала с концертами в Сербии и привезла мне оттуда в подарок икону «Белый Ангел», особо почитаемую сербами. Когда я молился перед этой иконой, мной написались стихи, которые Юлия потом положила на музыку. Так появилась песня «Белый Ангел», посвящённая сербским новомученикам ХХ века. Она вошла в четвёртый альбом певицы и часто звучит на её концертах.

Белый Ангел

Посвящается Сербским мученикам.

Белый Ангел на камне у гроба,
Мироносицы в утренней мгле…
Пусть исчезнут страданья и злоба
На истерзанной Сербской земле!

Это вечное Косово поле,
Эта вечная битва с врагом…
Пусть все будет по Божьей воле,
Пусть останется мирным наш дом.

Самолеты летят над Белградом,
Словно коршуны в темной ночи,
Что им в маленькой Сербии надо?
Мать над сыном убитым кричит…

Белый Ангел, взмахни над страною
Ослепительно-белым крылом,
Белый Ангел, будь вечно со мною,
Как с восставшим из гроба Христом!

В то время я не мог и подумать, что окажусь в сербском монастыре Милешево и буду служить в том храме, где находится знаменитая фреска «Белый Ангел на Гробе Господнем», или «Мироносицы у Гроба».

Но мы предполагаем, а Господь располагает. Крёстная моего младшего сына Екатерина, возглавляющая самарскую службу «Паломник» и уже побывавшая в Сербии, решила организовать туда паломническую поездку. Приурочила её к празднованию 1700-летия Миланского эдикта Императора Константина Великого о принятии Христианства в качестве официальной религии в Римской Империи. Этот эдикт прекратил гонения на Христиан и сделал веру во Христа Спасителя государственной на всей территории огромной Империи. В эту поездку она пригласила и меня с сыном. Почти все, кто отправился в паломничество, столкнулись с неожиданным открытием: оказывается, святой равноапостольный Император Константин Великий был родом из сербского города Ниш. Он и его мать святая царица Елена стали покровителями этого города, им же посвящён один из храмов Ниша, в котором 3 июня Сербский Патриарх Ириней в сослужении десятков епископов и священников совершил Божественную литургию.

Патриарх Сербский Ириней (в центре) и сербское духовенство на праздновании 1700-летия Миланского эдикта. Город Ниш, Сербия.

Самолёт из Москвы задержали на три с половиной часа, и наша паломническая программа нарушилась. Нас ждали в Белграде в обед, а мы прилетели только вечером и лишились возможности попасть на приём к Патриарху Сербскому Иринею. А ведь это было вполне реальным, так как на торжества в Ниш прибыла из России всего лишь одна наша группа. Но и возможность помолиться на Патриаршей литургии, а также получить благословение от Первоиерарха Сербской Православной Церкви для нас была Божией милостью и несказанной радостью.

Торжественное Богослужение проходило на специально сооружённой площадке перед храмом на выносном престоле. Нас порадовала простота встречи Патриарха Иринея. Никакого оцепления, никакой охраны, никакой помпезности и суеты. Его встречали священники, монахи и простой народ. Патриарх вышел из машины, взял крест у священника и по дороге к храму стал благословлять всех, кто к нему подходил. Когда я прикладывался к его руке, то почувствовал волну благодати, исходящей от Святейшего Патриарха. Несмотря на торжественность и благолепие, на трансляцию через огромный экран, на многочисленные микрофоны и кинокамеры, Божественная литургия прошла просто и молитвенно. Господь сподобил сослужить Предстоятелю Сербской Церкви двух священников из нашей группы — архимандрита Вениамина (Лабутина) и игумена Алексия (Медведева). Священников было столько, что не все уместились на площадке, и человек двадцать стояли просто с молящимися.

Во время Литургии явственно проявилась Божественная благодать. С утра погода была пасмурная, временами моросил дождь. И вдруг на «Отче наш» тучи разошлись, и солнечный луч упал прямо на престол. Вскоре небо прояснилось, стало светло и тепло. И другой момент. Когда Патриарх благословлял молящихся трикирием и дикирием, одна свеча на трикирии от дуновения ветра погасла. Но вот он повернулся в другую сторону, и свеча снова загорелась!

Нас со священником из Петербурга отцом Григорием сербский иеромонах Христослав пригласил в конце Литургии в храм, где рассказал об истории церкви святых Константина и Елены. Так как наши языки имеют общие славянские корни, то мы отца Христослава в общем-то поняли без переводчика. Храм новый, от него не веет вековой древностью, тем не менее он особенно любим жителями Ниша.

После Божественной литургии состоялся необычный Крестный ход. У нас в России я такого не видел. Он показал единство Церкви и государства. Впереди шествовал военный духовой оркестр, игравший национальные марши. За оркестром алтарники несли хоругви и запрестольные иконы. После них шёл детский церковный хор. Дальше — монахи и священники без облачений, священники в облачениях, участвовавшие в Литургии. Потом служившие епископы и за ними Патриарх Ириней. Шествие завершали миряне.

«Белый Ангел», фреска в сербском монастыре Милешево.

Движение на улицах города было перекрыто полицией, и Крестный ход, сопровождаемый радостными улыбками горожан, спокойно и торжественно прошёл по кварталу, где находится храм Константина и Елены. Но праздник ещё не закончился. День памяти равноапостольных святых в Нише является Днём города. И поэтому после Богослужения совершается Слава. Это празднование существует только в Сербской Православной Церкви. У нас, например, есть святые покровители, имена которых нам даны при крещении, и мы празднуем День своего тезоименитства, или День Ангела. У сербов же существуют покровители семьи, рода, города, государства. В день памяти святых покровителей и празднуется Слава. Выпекается большой калач (если сказать по-русски — каравай), надрезается крестообразно снизу, а надрезы поливают красным вином. Это напоминает освящение хлебцев на литии во время всенощного бдения. Калач потом дают надкусить всем родственникам и гостям праздника. На Славе города Ниша надрезание калача совершил Патриарх Ириней. Первыми его надкусили почётные гости, присутствовавшие на торжествах, — мэр и благотворители Нишской епархии. Предстоятель Сербской Церкви наградил их церковными наградами и сказал слово по случаю 1700-летия эдикта Императора Константина.

Солнце уже начинало припекать, и с трудом верилось, что в начале Божественной литургии моросил дождь и слышались раскаты грома. Жаль было расставаться с этим благодатным местом, но впереди нас ожидала обширная и интересная программа, включавшая посещение многих святых мест. Общительный и добрый отец Христослав проводил нас до автобуса и попросил нас молиться о нём. Дай Бог ему здравия и спасения!

В двух известных сербских монастырях мы служили Божественную литургию. Первую — в Студеницах, вторую — в Милешево.

Монастырь Студеница основал в 1190 году первый сербский король Стефан Неманя, более известный в Православной Церкви как Симеон Мироточивый. Когда он охотился в лесистых горах, ему понравилось одно красивое место, и он решил построить там монашескую обитель. С тех пор молитвы в этом святом месте непрестанно возносятся к Богу. В 1196 году на Соборе в Студеницах Стефан Неманя отказался от престола ради «благого ига Христова», постригся в ангельский образ, а затем ушёл на Афон, где подвизался в обители Хиландар. Его первый сын святой Савва наоборот пришёл с Афона в Сербию и был одно время в Студеницах архимандритом. Второй его сын король Стефан Первовенчанный, в монашестве Симон, нашёл упокоение в стенах этой обители.

Литургия в сербских монастырях начинается рано, около семи часов утра. В Студеницах мы служили одни, настоятеля монастыря почему-то не было. Нам сослужил сербский диакон Александр, всего пять дней как рукоположенный, но очень благоговейный и с хорошим звонким голосом. Алтарничал послушник по имени Воин, молодой человек с открытым улыбающимся лицом. От него исходила настоящая христианская любовь, и он старался во всём нам услужить.

Проскомидию совершал отец Вениамин, а мы с интересом смотрели на огромную просфору, лежащую на жертвеннике. У нас принято вырезать Агнца и вынимать частицы из пяти служебных просфор, а здесь, оказывается, вынимают из одной общей просфоры.

На Литургии причащалась почти вся наша паломническая группа и одна средних лет сербка. После службы наш гид Зорица рассказала нам о храме с сохранившимися древними фресками и о мощах, которые в нём находятся. С левой стороны от алтаря стоит рака с мощами святой Анастасии, матери святого Саввы, а с правой — рака с мощами монаха Симона, или Стефана Первовенчанного, Святого Короля, как называли его в народе. У южной стены, ближе к притвору, находится гробница Симеона Мироточивого. Пропев величания этим святым угодникам Божиим, мы приложились к их гробницам, прося молитвенного заступления.

Над входом в храм я увидел небольшой барельеф святого, сидящего на коне с поднятым в руке мечом. Вроде бы похож на Георгия Победоносца, но обычно он изображается с копьём, протыкающим змея. Я спросил у алтарника Воина:

— Кто этот святой на коне?

— Великомученик Георгий, — ответил он.

— А почему он изображён с мечом, а не с копьём?

— Он ограждает храм от турок, которые когда-то захватили сербские земли. Поэтому у него в поднятой руке меч.

Теперь всё понятно. Турецкое иго коснулось многих христианских народов на Востоке и на Балканах, три столетия страдали от них и сербы. Этот барельеф — безмолвный свидетель политической ситуации того времени.

Монастырь Милешево основан сыном Стефана Первовенчанного князем Владиславом в начале ХIII века. Точная дата его основания неизвестна, предположительно между 1219 и 1235 годами. Несколько столетий он был духовным центром Сербии, потому что там почивали мощи Святителя Саввы Сербского.

Патриарх Сербский Ириней и самарские священники.

Святой Савва родился по усердным молитвам его отца Стефана Немани и матери Анны. Родители хотели дать ему хорошее светское образование и учить воинскому искусству. Но сердце юноши тяготилось этим, оно стремилось не к мирскому, а к духовному; не к земному, а к небесному. Савва много слышал о подвижниках Афонской горы и решил посвятить свою жизнь монашеству. Однажды во время охоты он скрылся и тайно отправился на Афон. Когда Стефан Неманя узнал, что его сын на Афоне, сразу же послал за ним своих слуг. От возвращения домой Савву спасла долгая монастырская служба. Во время всенощной слуги утомились и задремали, а юноша, пользуясь благоприятным случаем, попросил игумена постричь его в иноческий образ. В конце службы перед слугами Стефана Неманя стоял уже новоиспечённый инок Афонской горы. Им не оставалось ничего другого, как вернуться к отцу Саввы с этой вестью, а сам Савва написал родителям успокоительное письмо. Стефан и Анна просили сына хотя бы навестить их, но он, в свою очередь, уговаривал их оставить мир и постричься в монашество. Как мы знаем, Стефан Неманя так и сделал, оставив княжеский престол своему второму сыну. Ушла в монастырь и его мать Анна (в монашестве Анастасия). Стефан, в монашестве Симеон, прожил после пострига всего восемь месяцев. Похоронив его, Савва затворился в келье в Карее на Афоне и предался уединению и монашеским подвигам. По святым молитвам подвижника ему явился во сне отец и сказал, что Господь прославил его. Через год святой Савва открыл мощи отца, и они оказались нетленными. Потом их перевезли в Сербию. На свою родину пришлось вернуться и самому святому Савве. В то время римские католики начали активно проповедовать своё неправое учение в Сербии, и святой, болея за Православие и свой народ, просил греческого императора и Патриарха поставить в Сербии самостоятельного архиепископа. Но те, видя его ревность о Православии, упросили его самого принять на себя святительский сан. Так святой Савва с грустью оставил любимый Афон и приехал в Сербию. Там он благоустроил Сербскую Церковь, поставил несколько епископов, оградив Православие от влияния католичества. Своей праведной подвижнической жизнью он подавал пример всем верующим людям. Устроив церковную жизнь на своей родине и поставив себе преемника на святительской кафедре, святой Савва отправился в Иерусалим поклониться Гробу Господню. На обратном пути святитель остановился погостить у болгарского короля, заболел и умер. Произошло это в 1237 году. Тело святого Саввы похоронили в Тырново, а через год перенесли в Сербию. При перенесении оказалось, что мощи его нетленные и источают множество чудес. Святитель Савва был погребён в Милешево, которое вскоре стало центром паломничества для сербского народа. Мощи святого Саввы являлись главной святыней для Православной Сербии. Туркам, захватившим Балканский полуостров, это очень не понравилось. В 1595 году они привезли мощи святителя из Милешево в Белград и там на глазах его жителей сожгли на высоком холме.

Самарские паломники на могиле сербского Патриарха Павла. Литию служит архимандрит Вениамин (Лабутин).
Но часть мощей святого Саввы всё же сохранилась. В монастыре хранится ковчег с его десницей. Стоит он в храме на престоле.

Литургию мы служили с настоятелем монастыря архимандритом Леонтием. Обитель Милешево женская, диакона там нет, поэтому ектении нам пришлось читать самим. Осознание того, что рядом с нами, на престоле стоит ковчег с десницой святителя Саввы Сербского, придавало службе особый трепет. От волнения я даже забыл в алтаре свой служебник в красивом кожаном переплёте, некогда подаренный мне келейницей блаженной схимонахини Марии Самарской. Пусть это будет даром от меня знаменитому сербскому монастырю. А знаменито Милешево ещё тем, что в древнем храме находится фреска «Белый Ангел на Гробе». Когда реставраторы расчищали более поздний слой фресок, то под ними обнаружили эту хорошо сохранившуюся фреску. Теперь она во множестве репродукций разошлась по всему миру.

В средние века в храме монастыря Милешева, на втором этаже притвора, располагалась подпольная типография, где печатали Псалтирь, Евангелие, богослужебные книги. Подпольная — потому что Сербия находилась под властью турок. А сейчас в Милешево есть даже своё радио.

В монастыре Хопово, основанном в 1496 году на Фрушкой горе (а всего на этой горе было семнадцать монастырей) Господь сподобил нас отслужить акафист перед мощами великомученика Феодора Тирона. Думаю, нет необходимости рассказывать о том, какое значение имеет этот святой для христианской Церкви. На первой седмице Великого поста во всех Православных храмах ему служится канон и освящается коливо.

Мощи святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана.
В монастыре тринадцатого века Сопочаны мы молились перед мощами святых врачей-безсребренников Косьмы и Дамиана. Там же можно увидеть чудесно сохранившуюся фреску Успения Богородицы. Турки снимали с сербских храмов купола, покрытые листами из олова, и переплавляли их на пули. Дожди и ветер, проникающие в обезглавленные храмы, за столетия разрушили безценные фрески. А фреска в Сопочанах прекрасно сохранилась, поэтому монастырь входит в Список мирового наследия ЮНЕСКО.

В кратком очерке невозможно описать все храмы, монастыри и святыни, которые мы посетили на сербской земле. Расскажу лишь в двух словах о том, что заслуживает внимания для Православного паломника, отправляющегося в Сербию.

Церковь святых апостолов Петра и Павла — один из древнейших сербских храмов, построенный в десятом веке. В нём принял крещение великий жупан (князь) Стефан Неманя, в монашестве Симеон. Здесь он собирал Собор против еретиков-богумилов и передавал власть своему сыну Стефану Первовенчанному.

Монастырь Жича, основанный в 1206 году. В нём с 1219 года находился престол сербского архиепископа. Первым этот престол занял святой Савва. Здесь он короновал на великое княжение своего брата Стефана Первовенчанного и совершил рукоположение епископов на новые епархии. В Жиче проходили коронации и других сербских правителей. Всего здесь было 19 коронаций, последняя — в начале ХХ века, когда на королевский престол взошёл Пётр I Карагеоргиевич.

Монастырь конца ХIV века Раваница, в котором почивают мощи святого великомученика князя Лазаря, героя битвы с турками на Косовом поле. Со своими воинами он нанёс большой урон турецкому войску, но был захвачен в плен и казнён. Сербы почитают князя Лазаря как национального героя и часто посещают Раваницу.

К концу ХIV века относится и монастырь Любостыня, где находятся мощи святой княгини Милицы, в монашестве Евгении.

В монастыре Градац, построенном во второй половине ХIII века, для паломников представляет интерес погребальная церковь святой Елены Анжуйской, в монашестве Елисаветы. Она прославилась как заступница сирот.

В монастыре Джурджеви Ступови, основанном в 1170 году и считающемся выдающимся памятником сербской архитектуры ХII века, сохранилась могила сербского короля Стефана Драгутина. Расположен монастырь на высоком холме в окружении соснового леса. Его настоятель архимандрит Герасим — личность уникальная. Он музыкант и когда-то у него была своя группа, достаточно известная в музыкальном мире. И вдруг молодой человек всё бросает, принимает монашество, приезжает в Джурджеви Ступови и начинает восстанавливать древний разрушенный храм. Сейчас церковь практически восстановлена, хотя в монастыре подвизается всего пять монахов. Отец Герасим продолжает заниматься музыкальным творчеством, но теперь уже духовной музыкой. Он создал церковный хор из мальчиков, мини-студию, записывает песнопения, проводит концерты. В разговоре с нами за чашкой кофе отец Герасим живо интересовался состоянием Православного образования в России и вообще состоянием Православия. В свою очередь он рассказал о том, как они приобщают к Православной вере сербских детей.

Монастырь начала ХVI века Крушедол, расположенный на Фрушкой горе, известен тем, что в нём почивают мощи святой Ангелины Сербской, покровительницы христианок с именем Ангелина.

Местом особого паломничества является монастырь Лелич, хотя он построен совсем недавно — в 1996 году. Его основанием послужила церковь, возведённая в 1929 году. Лелич известен тем, что в нём находятся мощи великого светильника Православной Церкви ХХ века Святителя Николая Велемировича, епископа Охридского и Жичского. Он очень почитаем и в России, его богословские труды переведены на русский язык. О жизни святого можно узнать в замечательном музее, посвящённом ему. Там собраны многие его личные вещи.

В этом монастыре мы встретили старенького архимандрита Аввакума. Его добрая открытая улыбка сразу же расположила нас к нему. Отец Аввакум показал нам свой наперсный крест, подаренный ему покойным Патриархом Алексием II в честь 45-летия служения в священном сане.

В городе Сремски Карловцы, куда после гражданской войны в России эмигрировала часть Православного духовенства, много лет размещался центр Русской Православной Церкви Заграницей. В соборе во имя Святителя Николая Чудотворца служил её Первоиерарх Митрополит Антоний (Храповицкий), выдающийся богослов и церковный деятель. Здесь же расположены первая сербская гимназия, музей Сербской Православной Церкви, летняя резиденция сербских Патриархов, капелла Мира, памятник русскому генералу Петру Николаевичу Врангелю (могила его находится в русском Свято-Троицком храме в Белграде).

В столице Сербии взгляд Православного человека поражает самый крупный храм на Балканах, посвящённый святому Савве Сербскому. Он построен на том месте, где турки сожгли его святые мощи. Вместимость храма 12 тысяч человек, но строительство его ещё не окончено, ведутся отделочные работы. Службы ведутся в стоящей неподалёку маленькой церкви святого Саввы. В ней можно помолиться у чудотворного списка иконы Божией Матери «Троеручица», подлинник которой находится на Афоне в сербской обители Хиландар.

В древней части Белграда, называемой Калемегдан, откуда, как на ладони, видна современная часть города, расположены средневековая крепость, воинский храм Ружица и церковь святой Петки (Параскевы). Преподобная Параскева особо почитается в Сербии. В церкви когда-то хранились её мощи, но потом они были отсюда взяты и на том месте, где они лежали, забил святой источник. Этот источник бьёт из-под земли до сих пор. И часть мощей святой Параскевы всё же осталась: настоятель вынес нам небольшой ковчег, в котором хранится её палец.

В огромном парке на окраине Белграда расположен монастырь ХIII века Раковица. В нём погребён предшественник нынешнего сербского Патриарха покойный Патриарх Павел, отличавшийся простотой и подвижнической жизнью, за что снискал почитание среди сербского народа. На его могиле мы отслужили литию.

Несмотря на обилие святынь и драматическую историю Сербии, насыщенную событиями мужественной борьбы сербов за Православную веру и государственную самостоятельность, в наше время и наших Православных братьев сербов тоже, на мой взгляд, коснулся разрушительный процесс апостасии. Монастыри возрождаются, но там подвизаются всего по нескольку монахов и монахинь. В больших городских соборах молящихся на службах очень мало. На европейский манер женщины молятся в храмах и монастырях с непокрытыми головами, в брюках. На очень многих сербах я не видел нательных крестов, даже у церковных служащих. В городах нередко видишь курящих девушек или женщин. Активно насаждается западный образ жизни, который исподволь оставляет в Православной стране не меньше отрицательных последствий, чем варварские бомбежки Белграда американцами в 1999 году. Глубокая внутренняя вера, предполагающая следованию евангельским заповедям, к сожалению, постепенно утрачивается и превращается во внешнюю формальную веру, в исполнение церковных обрядов и традиций. Однако милость Божия пребывает над этой страной, как и над всеми Православными людьми.

Перед отъездом из Сербии мы зашли в Белграде в кафедральный собор во имя Архистратига Божия Михаила. Шла всенощная. Молящихся было до обидного мало. Вышел священник с Евангелием и начал помазание святым елеем. Рядом с ним стоял монах. Увидев русских священников, он дал нам знак следовать за ним в алтарь. В алтаре стояли сербский Патриарх Ириней и три епископа. Видимо, так было угодно Богу, чтобы наша встреча со Святейшим Патриархом Сербским все-таки состоялась. Мы такого, конечно, не ожидали и с радостью подошли к Патриарху под благословение. Патриарх Ириней поразил нас своей простотой и радушием. Его Святейшество спросил, где мы остановились в Белграде, видимо, хотел пригласить нас к себе на приём. Но нам пришлось ответить, что улетаем ночью в Россию. У отца Алексия оказался с собой фотоаппарат, и Патриарх сфотографировался с нами на память. Мы ещё раз взяли у него благословение и с этим благословением вернулись к себе на родину.

Протоиерей Сергий Гусельников,

ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член Союза писателей России.

Дата: 24 июня 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
6
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru