Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


​…И колокол зазвучал!

Презентацией книги «Самарские тайны российского кино» в Самаре завершился Год кино.

В Самаре провожали 2016 год.

Надеюсь, вы не забыли, что это был Год кино.

В самом центре города, на улице, которая прежде называлась Дворянской, в первой библиотеке губернии, где помещался и музей Императора Александра Второго (поэтому библиотеку называли Александровской), произошло событие, о котором хочу рассказать. Здание, где расположены музей и библиотека, восстановили, по возможности, в том виде, в каком оно и было до семнадцатого года прошлого века. Сегодня здесь собралась творческая интеллигенция города на презентацию книги, название которой не могло не привлечь к себе внимания: «Самарские тайны российского кино».

Какие еще тайны?

Ну да, все грамотное население города, да и губернии знает, что великий русский и советский актер Николай Симонов родился и вырос в Самаре. Именно он воплотил на экране образ Петра Первого в одноименном фильме, который стал классикой отечественного кино. Знаем и что роман «Петр Первый» написал Алексей Толстой, тоже родившийся и выросший в Самарской губернии. А еще любители кино знают, что Валентин Ежов, замечательный киносценарист, написавший сценарии для прославленных фильмов «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Белое солнце пустыни» и многих других, тоже родом из нашего города. Что народные артисты России Николай Засухин, Николай Михеев, Владимир Кенигсон свое творческое возрастание связали именно с Самарой. Как и менее знаменитые, но любимые народом актеры Ольга Остроумова, которую зритель запомнил по образу Жени Комельковой в фильме «А зори здесь тихие», Виктор Евграфов, сыгравший зловещего Мориарти в фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», да и многие другие актеры, режиссеры, писатели, работавшие в кино, связаны творчеством с нашим городом.

Но ведь прекрасно изданная книга писателя и журналиста Владимира Плотникова названа «Самарские тайны российского кино». Неужто это рекламный ход, «заманка» для читателя?

К счастью, это не так.

Потому что из многих статей и биографических справок мы узнаем то, чего не знали раньше, что действительно многие годы было тайной.

Например, знали ли вы, что Евгений Алексеевич Лебедев, любимый актер Георгия Товстоногова, главного режиссера прославленного Большого драматического театра (БДТ) в Санкт-Петербурге, сын священника?

Эту тайну, когда будущему знаменитому актеру было десять лет, раскрыли товарищи по театру рабочей молодежи (ТРАМУ) в городе Балаково Саратовской области. Осудили поповского сынка на комсомольском собрании и выгнали из театра. Чтобы уберечь сына от дальнейших преследований, родители (отец Алексий и матушка) отправили Женьку к родственникам в Самару.

Здесь Женька вырос, снова поступил в ТРАМ (уже Самарский). Следуя зову сердца, он поступает и заканчивает Центральный техникум театрального искусства, будущий театральный институт в Москве (ГИТИС).

Но «поповское происхождение» все равно ему не прощает советская власть: родителей репрессируют, а молодому артисту театра юного зрителя имени Лазаря Кагановича в Тбилиси, где он работает по распределению, никто не помогает. А ведь он кормилец семьи из четырех человек. Где только он не «подрабатывает» — грузчиком, разнорабочим, бутафором. Все выдержал «поповский сын». Но зато «судьба», как пишут о нем многочисленные театроведы и киноведы, сводит его в Тбилиси с Георгием Товстоноговым, который и становится его главным режиссером на всю жизнь.

Но он-то сам, как и все Православные люди, знает, что «судьба» на языке верующих людей означает Господь Бог.

Много замечательных ролей сыграл Евгений Лебедев на сцене театра и кино. Среди них — роли в спектакле БДТ «Энергичные люди»», фильме «Странные люди» по произведениям Василия Макаровича Шукшина. Незабываем его Бронька Пупков, который, захмелев, рассказывает туристам у костра, как он совершает покушение на Гитлера с криком «на чисто немецком языке»: «Миль пардон, мадам!»

Вспоминаю выдающегося артиста еще и потому, что в январе театральная и кинообщественность отметили 100-летие со дня его рождения.

Имя Василия Макаровича Шукшина тоже упомянул не случайно: в книге есть статья о прекрасном нашем писателе, актере, режиссере, потому что родовые корни Шукшина — в Самаре. Именно отсюда в засушливый 1867 год, спасаясь от голода, выехал в село Сростки на Алтай прадед Шукшина Павел Павлович Шукшин с семьей. Туда же из самарского села Толкаевка 20 лет спустя переселился с семьей Сергей Федорович Попов, дед Шукшина по матери.

В Самаре создан и успешно работает Межрегиональный литературный центр имени Шукшина, есть и областная литературная премия его имени.

На вечере, о котором ведется речь, выступили многие известные в Самаре актеры. Самара — на редкость театральный город в России. Все театры в городе (а их семь) очень хорошо посещаемы. Почти всегда в них — аншлаг. Не говорю про «академические» театр оперы и балета, драматический. Но и «новые», «малые», возникшие на гребне «новой России», тоже, к удивлению наших гостей, прекрасно посещаемые.

Но это к слову.

Актеры, как известно, любят рассказывать о случаях, которые произошли с ними на съемках. И зрители охотно слушают такие «прикольные» истории. Даже ждут их. И спрашивают: «А расскажите, с вами какие смешные случаи происходили?»

И актеры рассказывают о таких случаях, которые у них заранее припасены, и которые, конечно же, как и у каждого из нас с вами, обязательно происходили в жизни.

Так было и на этом вечере, когда прощались с Годом кино.

Меня пригласили на этот вечер как одного из персонажей книги — как писателя, сценариста, который немало написал сценариев для кино. И еще потому, что в уходящем году вышла моя книга «Андрей Рублев. Жизнь и судьба киношедевра».

Когда мне дали слово, я решил сказать о том, что дело не в забавных случаях на съемках или на репетициях в театре. А все-таки в самой сути произведения, в котором выпало играть актеру. В той заповедной творческой жизни, которую переживает душа, воплощающая жизнь того или иного персонажа.

Отличие и особенности «Андрея Рублева» заключаются не только в замечательных художественных достоинствах фильма, но и в судьбе этой картины, где, может быть, как ни в какой другой киноленте виден Промысл Божий.

Чтобы не повторять уже сказанное и в книге, и в публикациях, я решил лишь напомнить, в чем же именно можно увидеть проявление этого Промысла.

Прежде всего надо сказать, что миру этим фильмом была явлена Святая Троица, то есть Господь Бог.

Вопреки жесточайшей цензуре атеистического руководства кинематографом в безбожной стране сценарий почему-то принимается и запускается в производство. Во время съемок фильм несколько раз пытаются закрыть, но съемки все равно продолжаются. Потом начинаются новые мытарства — сдача фильма руководству «Мосфильма» и кинокомитету, который в 1960-е годы управляет кинематографией страны. Фильм отправляется на безконечные переделки и исправления. Но поправки режиссер делает не по замечаниям киночиновников, а по внутренней логике, по тому движению души, которое ведет его от начала написания сценария и до конца производства фильма.

Мучения Андрея Тарковского продолжаются даже на премьере картины, которая проходит в Доме кино. Многие «сотоварищи» прямо говорят, что фильм «провальный».

Но потом…

Опять чудом «Андрей Рублев» попадает на Каннский фестиваль. Успех у фильма оглушительный — такого не знал ни один советский фильм. Об этом свидетельствуют очевидцы одного из самых престижных международных кинофестивалей.

На вечере, о котором веду речь, я стал рассказывать о том, как подростка Бориску, сына колокольных дел мастера, Великий князь вынужден взять, чтобы отлить колокол — ведь все мастера повымерли от холеры. И Бориска, замечательно сыгранный актером Николаем Бурляевым, вершит великое дело. Он якобы знает секрет колокольной меди, который передал ему отец. Но на самом деле никакого секрета он не знает. Как не знал этого «секрета» и Андрей Тарковский, снимающий фильм, как он тогда говорил, о великом русском художнике.

Но ведь снял он киношедевр о величайшем иконописце, написавшем «Троицу», рассказал в фильме и о том, как шел к этому духовному подвигу святой Андрей Рублев, какие страдания ему пришлось испытать, чтобы из всех мук, унижений, грязи жизни выйти к гимну Господу Вседержителю.

Поразительны кадры фильма, когда Андрей Рублев обнимает рыдающего Бориску. Теперь, после того, как работа закончена, он никому не нужен.

Кроме Андрея Рублева.

Андрей говорит: «Ну что ты, что ты, такой праздник для людей устроил, а еще плачет. Ну все, все, успокойся… Вот и пойдем мы с тобой по Руси, ты колокола лить, а я иконы писать».

Эти кадры мне кажутся зримой метафорой самой России.

Ведь «чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь, тем ближе Бог», как поразительно точно написал поэт Аполлон Майков.

Колокол звонит вопреки всему — на радость народу русскому. Звонит потому, чтобы народ наш не терял веры.

Я напомню вам, что вечер проходил в возрожденной первой библиотеке Самары и музее Императора Александра Второго. Здесь все постарались воссоздать по старинным образцам — не только фасад здания, но и внутренние интерьеры залов.

И вот когда я сказал, что вопреки всему колокол звонит, как раз в эту самую минуту раздался бой старинных часов.

Фотограф, снимающий зал, чуть не выронил камеру.

В наступившей тишине продолжали отсчитывать время часы: бом, бом, бом…

И мне показалось, что мой рассказ о Промысле Божьем в судьбе этого киношедевра, многих творцов этой картины — Андрея Тарковского, Анатолия Солоницына, Николая Бурляева — часы с боем своими ударами подчеркивали и утверждали.

Алексей Солоницын.

Музей Императора Александра Второго и Александровская публичная библиотека в Самаре. 1900-е годы

Сегодняшний вид Самарской «Александровской» публичной библиотеки и музея.

На вечере, посвященном российскому кино. Справа — писатель Владимир Плотников, автор книги «Самарские тайны российского кино».

Народный артист СССР Евгений Лебедев в роли Броньки Пупкова из рассказа «Миль пардон, мадам!» в фильме Василия Шукшина «Странные люди».

Анатолий Солоницын в гостях у Андрея Тарковского. Фото из семейного архива Солонициных.

Андрей Тарковский — кинорежиссер, получивший мировое признание с первого же своего полнометражного фильма «Иваново детство». Все его творчество, все семь с половиной созданных им фильмов (дипломная работа — короткометражка «Каток и скрипка) — поиски пути к Небесному, Горнему, Богу. Именно это является ключом к пониманию всех его фильмов.

Памятник красноармейцу Сухову («Белое солнце пустыни») в Самаре.

Дата: 13 февраля 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
7
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru