Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Архипастырь

Сто лет назад, в Костычах…

По материалам редких архивных документов.

По материалам редких архивных документов.

Старо-Костычевская Смоленская женская обитель Сызранского уезда Симбирской епархии, основанная старцем Петром Савельевичем Прохоровым, в схимонашестве Пантелеимоном, была открыта в 1883 году, за несколько дней до его праведной кончины, последовавшей 3 января 1884 года.
Двадцать один год юная обитель возрастала духовно, чтобы превратиться из общины в монастырь. Своим образованием обитель обязана Архипастырю Симбирскому, Преосвященному Гурию, который в бытность свою в с. Костычи летом 1904 года посетил обитель, принял в ней самое теплое, поистине отеческое участие и своим ходатайством пред Святейшим Синодом ускорил наступление такого радостного для обители события, как преобразование ея из общины в монастырь.


Определение Святейшего Синода о преобразовании Смоленской женской общины, находящейся в с. Старые Костычи Сызранского уезда Симбирской губернии в женский общежительный монастырь, состоялось 13 ноября 1904 года. Получив известие, Владыка поспешил сообщить об этом настоятельнице глубокоуважаемой матушке Маргарите, под мудрым руководством которой обитель пережила свое начальное становление, и объявил о своем желании лично совершить торжество по преобразованию общины в монастырь.
Великой радостью исполнились все насельницы святой обители, получив такую весть, и эта радость невольно сообщалась и всем жителям Костычевской веси, у коих обитель пользовалась большим уважением и любовью. Наконец, 25 января 1905 года был получен в обители Указ Симбирской Духовной консистории, в коем извещалось о том, что 30 января Преосвященный Владыка отправится из Симбирска в г. Сызрань, а оттуда 4 февраля — в с. Старые Костычи для совершения торжества по преобразованию Старо-Костычевской женской общины в монастырь, а также для возведения настоятельницы общины, монахини Маргариты, в сан игумении. В благословение новому монастырю Владыка благоволил послать образ Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима Саровского с частицей от его мантии и клобука, в которых почивали его мощи во гробе.
Святая икона прибыла из Сызрани в Костычи рано утром в день Сретения Господня и была поставлена временно в доме местного крестьянина М.А. Колышкина. По окончании заутрени к этому дому был совершен соединенный крестный ход из монастырского и приходского храмов. Здесь был отслужен торжественный молебен Преподобному Серафиму, и затем святая икона торжественно, при огромном стечении народа, была перенесена в обительскую церковь к началу Литургии.
Так торжественно встретила святая обитель образ своего Небесного покровителя, под священный покров которого пожелал отдать ее Преосвященный Владыка Гурий. Эта мысль Архипастыря поручить новооткрываемый монастырь именно великому светильнику Церкви Российской — Преподобному Серафиму — особенно примечательна, ибо по свидетельству составителя жизнеописания Костычевского подвижника, основатель обители старец Пантелеимон как по наружности и внешнему образу жизни и подвигам, так и по своим душевным качествам был замечательно похож на Преподобного Серафима Саровского. Да и самое желание приснопамятного схимонаха Пантелеимона, по свидетельству того же жизнеописания, было устроить женскую обитель по образцу священного детища Преподобного-Серафимо-Дивеевского женского монастыря, внутренняя жизнь которого особенно ему нравилась за воодушевление и энергию инокинь, весьма усердно занимающихся физическими трудами и в то же время не оставляющих молитвы. И по молитвам Преподобного и Богоносного отца нашего Серафима исполнится святое желание старца Пантелеимона, и эта обитель сделается светочем для Земли Русской…
4 февраля 1905 года на торжества вместе с Владыкой Гурием прибыли архимандрит Алатырского Троицкого монастыря отец Гавриил и наместник Сызранского Вознесенского монастыря иеромонах Филарет. В 4 часа пополудни начался звон к Всенощному заупокойному бдению. И тотчас же храм обительный наполнился массой народа, жаждавшего насладиться красотой Архиерейского служения. Были тут не только местные жители, но и жители окрестных сел, были приезжие из Сызрани и Самары, где Преосвященный оставил о себе прекрасную память своим ревностным и благолепным служением. Малая вместимость обительного храма далеко не всем собравшимся позволила присутствовать в храме во время Богослужения. Но это обстоятельство не смутило Православных — окружая храм Божий снаружи, они хотя бы сквозь стеклянные двери старались насладиться зрением того, что происходит в храме, и так оставались в продолжении всего Богослужения, несмотря на продолжительность его и довольно сильный мороз. Так любил русский народ своих Архипастырей и красоту их служения!
В половине пятого пришел в храм Владыка. Встреченный у входных дверей храма собравшимся духовенством, Владыка прошел в алтарь и благословил начать Богослужение. Заупокойное бдение “по парастасу” было начато и совершалось священником Петровским в сослужении двух диаконов: отца Пальмова из с. Батраки и местного приходского диакона Виноградова. Когда пришло время совершения литии, тогда при пении стихир храмовому празднику вышел на середину Владыка, а с ним, кроме священника Петровского, Архимандрит, наместник и местный приходской священник отец Михаил Арнольдов. Пред приготовленным канунным столиком с лежащим на нем коливом была совершена лития, к обычным прошениям которой было прибавлено и прошение об упокоении блаженного основателя обители схимонаха Пантелеимона. Величественное, трогающее душу заупокойное Богослужение произвело на всех глубокое впечатление. Такого Богослужения, как вспоминали очевидцы, еще не было в Костычах.
На другой день была отслужена торжественная заупокойная Литургия в сослужении тех же лиц и местного благочинного, священника Ильинской церкви г. Сызрани Н.Ф. Орлова. После малого входа Владыка совершил и первое пострижение в новооткрываемом монастыре; четыре старицы были пострижены в малую схиму, а семь — в послушниц, в рясофор. Владыка произнес обширное простое слово, в котором упомянул о подвижнической жизни основателя общины старца схимонаха Пантелеимона, который достиг своей цели — победы над грехом. Так, в келии старца хранились дикий камень, протертый его коленами во время молитвенных подвигов, и тяжелые вериги, кои он носил на своем теле до самой кончины. По окончании Литургии была отслужена панихида об упокоении приснопамятного основателя обители и ея благотворителей. После панихиды Владыка отслужил литию на могиле старца.
Вечером того же дня было отправлено торжественное бдение, во время которого Владыкой был прочитан акафист Пресвятой Богородице пред чудотворным Смоленским образом Божией Матери. Этот образ принадлежал блаженному основателю обители и сопутствовал ему во всех его странствиях по святым местам русским и Востока. Образ этот, украшенный дорогой сребропозлащенной ризой с жемчугом и камнями, был помещен по левую сторону Царских врат и почитался чудотворным. Во время пения канона все молящиеся получали из рук Архипастыря помазание освященным елеем, храм был переполнен молящимися.
В воскресенье 6 февраля было совершено самое торжество преобразования обители из общины в монастырь. Перед началом Литургии Преосвященный Владыка зачитал с амвона определение Священного Синода о переименовании Старо-Костычевской Смоленской общины в общежительный монастырь и возведении настоятельницы этой общины, монахини Маргариты, в сан игумении. Вслед за сим был совершен чин возведения в сан игумении, по окончании которого из рук Архипастыря матушка получила игуменский посох с наставлениями блюсти врученных ей словесных овец, о коих она должна будет держать ответ пред Богом.
По окончании благодарственного молебна и Литургии вокруг обители был совершен крестный ход при весьма большом стечении народа. Во время крестного хода Владыка осенял молящихся образами Смоленской Божией Матери и Преподобного Серафима. По возвращении крестного хода в храм было провозглашено многолетие Государю Императору и Всему Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Епископу Гурию, благотворителям обители и всем Православным христианам.

На снимках: Епископ Симбирский и Сызранский Гурий (Буртасовский); Епископ Гурий (в первом ряду, в центре) — с членами Благовещенской Духовной консистории, 1885-1892 гг. В эти годы Владыка Гурий (Буртасовский) был Епископом Благовещенским и Сахалинским, в 1902 — 1904 гг. — он Епископ Самарский, в 1904 — 1907 гг. — Епископ Симбирский и Сызранский. Умер 5 (18 по н. ст.) января 1907 года в Симбирске.


См. также: Последняя воспитанница Костычевской обители

Людмила Куликова
г. Симбирск
30.07.2004
1163
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru