Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

«Радуйся, Пречистая, знамением вечныя радости мир утешающая!..»

Православные самарцы смогли помолиться перед великой святыней — Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение».

Православные самарцы смогли помолиться перед великой святыней — Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение».

В середине сентября в Самару словно вернулось лето! Временами набегали и моросящие дожди, и пробирающий холодный ветер, но души многих людей обогрела необыкновенная благодать. 17 сентября город встречал великую святыню, Курскую Коренную икону Божией Матери «Знамение». Ближе к вечеру в Покровский кафедральный собор стали стекаться верующие. И знали, что еще не один час придется ждать прибытия святыни, но выстроились живым коридором на ступенях и во дворе храма. Ждали, молились.

Тем временем в аэропорту «Курумоч» святыню торжественно встречали Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, священно-служители Самарской Митрополии. Встречали делегацию Русской Православной Церкви Заграницей во главе с Архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком. И вот чудотворная икона, Одигитрия русского Зарубежья, на Самарской земле! Прямо на летном поле был отслужен молебен, и святыню специальным кортежем отправили в Самару, в Покровский собор.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий отслужил в соборе молебен с акафистом Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение». После молебна Владыка Сергий сказал:

— Мы дожили до светлых времен, когда вновь исторические святыни прибывают на нашу землю, чтобы посетить и утешить нас, побудить прежде всего молодежь обратить свой взор к Богу. Я сердечно благодарю дорогого Владыку Марка за его приезд к нам и милость, проявленную в принесении на Самарскую землю Курской Коренной иконы Божией Матери. В течение недели можно будет самарцам молиться у этого дивного образа. В акафисте упоминается, что когда Крестный ход шел в Курске мимо дома будущего Преподобного Серафима Саровского, когда он был отроком и сильно занемог, он приложился к этой иконе и получил от нее исцеление. Все зависит от нашего умонастроения, нравственной чистоты и желания. Но желания исполняются только благие, которые угодны Богу и не вредят нашему спасению.

Дорогой Владыка Марк! Мы знаем, что Вы являетесь свидетелем Православной веры на Западе и очень многое сделали для исторического воссоединения Зарубежной Церкви с Русской Православной Церковью. Пусть Господь благословит Вашу паству, дорогой Владыка, а Вам — приятного пребывания на нашей Самарской земле.

Покровский собор в эти дни не закрывался и на ночь, чтобы каждый верующий мог приложиться к чудотворной иконе, помолиться Пресвятой Богородице. К иконе шли и ехали целыми семьями — и самарцы, и жители окрестных сел, ближних и дальних городов. Побывал у иконы и губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий молится перед чудотворной иконой Божией Матери.

18 сентября в Самарском академическом театре оперы и балета открылась посвященная 1150-летию Российской государственности международная научно-практическая конференция «Исторический и духовный путь России: память поколений». Организаторами форума выступили Самарская Митрополия Русской Православной Церкви, Правительство Самарской области, Совет ректоров самарских вузов. Работу конференции возглавили Митрополит Самарский и Сызранский Сергий и Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. В конференции приняли участие губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин, главный федеральный инспектор по Самарской области Владимир Николаевич Коматовский, Глава городского округа Самара Дмитрий Игоревич Азаров.

Пленарное заседание конференции открыл Митрополит Самарский и Сызранский Сергий:

— Россия всегда подавала всем народам благой пример братской любви к ближним, сотрудничества, безкорыстной дружбы, милосердия и терпения.

Мы живем в непростое время, когда СМИ гипнотически парализуют сознание молодежи, настраивая на отторжение от наших традиционных ценностей, истории и культуры — как будто мы ничего доброго не внесли в этот мир. И потому-то, пробуждая национальное самосознание, мы апеллируем к Православной вере. Ныне мы повсеместно наблюдаем тревожные тенденции отхода от нравственных принципов, от всего, что было веками накоплено в русле Христианской цивилизации. На Западе торжествует неоязычество в крайних формах. Под фальшивой личиной прав человека, толерантности и свободы выбора преподносится, а лучше сказать, возводится в догму безудержное потребление, бездушный эгоизм, вседозволенность. В результате мы видим тотальное одичание, сползание человечества в пропасть духовного и физического распада, грядущего небытия.

Не обошла эта напасть и нашу страну. Разворачивается разнузданная травля Матери-Церкви, Святого Православия, множатся попытки привнести разброд и шатания в церковную среду. В это тревожное время, как и всегда в годину испытаний, нам нужно крепко держаться своих исконных традиций, сугубо молиться о церковном единстве и стяжании мирного духа, к чему призывает нас Преподобный Серафим Саровский.

В эти дни мы празднуем 200-летие Отечественной войны 1812 года, во время которой наши предки дали отпор огромной армии во главе с богоборцем Наполеоном. Тогда этой страшной беде — нашествию иноплеменных — тоже предшествовал глубокий духовный кризис. Во многих странах прошли кровавые революции, двойные стандарты господствовали в политике и морали. В России тогда, как и сейчас, тоже наблюдались нестроения, а в «верхах» царила мода на все западное. Но когда в пределы нашей Родины вторглись захватчики, народ в едином порыве встал на защиту Отечества. Все — от дворян до крестьян — встали тогда за веру Православную.

Неужели и сегодня только подобная по масштабу беда способна объединить народ в борьбе за свои святыни, за собственное будущее в мире? Верю и надеюсь, что нам всем хватит зрелости и мудрости, чтобы, сохраняя мир и спокойствие, осмыслить и применить на практике уроки прошлого. Историческая память, верность традициям предков поможет многим и многим обрести Истину, а с Ней и настоящую свободу, заповеданную Христом-Спасителем, — свободу от греха.

Губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин в своем выступлении отметил:

— Ситуация в стране непростая, и она обострилась особенно в последнее время, когда очень активно стали очернять Церковь, умалять положительное влияние Церкви на общество. И огромное значение имеет наша сегодняшняя конференция, посвященная славным юбилеям. Это и окончание Смуты 400 лет назад, когда с волжских берегов Минин и Пожарский подняли Православный народ на освобождение Отечества, освободили Москву. И страна пошла по своему пути, делая все, чтобы интересы людей были поставлены во главу угла у государства…

В этом году отмечается 200 лет со дня Бородинского сражения и 1150-летие русской государственности. Все это призывает нас повернуться к своей истории и почерпнуть оттуда все то доброе, хорошее, что помогло нашей стране сохраниться. А в те трудные времена страна буквально разваливалась. И если бы не инициатива людей, настроенных патриотически, прежде всего, верующих, действующих совместно с Православной Церковью, может быть, давно бы России не было. И только дух народа, вера народа помогали выстоять на самых тяжелых этапах, сохранить нашу страну.

Мы с вами сделаем все, чтобы укреплялась вера. Потому что без веры у нашей страны нет будущего. У нашего народа глубокие духовные корни, Россия издавна была оплотом Православия и ныне является главным оплотом Православной веры. Без веры, без уверенности в завтрашнем дне не может быть построено государство крепкое, мощное.

Митрополит Самарский и Сызранский Сергий во время выступления на конференции.

В обществе идет бурная дискуссия о том, что произошло в Храме Христа Спасителя. Но это как раз тот пример, когда молодые люди не знают границ, считают, что могут делать все что угодно. Что свобода, декларируемая в демократическом обществе, позволяет делать все. Но если каждый будет поступать так, это приведет к кризису, к хаосу, к анархии, и в итоге мы можем потерять все. Суд осудил участниц этой акции, на мой взгляд, правильно. Потому что и молодые люди, и зрелые люди, которые за ними стоят, должны понимать, что есть грань, которую нельзя переступать. И мы должны с вами сделать все, чтобы на Самарской земле и во всей России люди понимали, что есть добро — и делали добро, и делали все, чтобы не творили зла с ними самими и окружающими людьми. Если мы с вами сможем выстроить такое общество, такое государство, то конечно, у России будет великое будущее.

Аплодисментами было встречено выступление Архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка.

— Русь Православная простирается не только на пространство исторической России. Она простирается на весь мир, — сказал Владыка Марк. — Те страшные события начала XX века, которые привели к гражданской войне, привели и к тому, что значительная часть Русской Церкви была вынуждена покинуть свою родину. У этих беженцев не осталось ничего, кроме своей веры и любви к Родине. И они смогли не только сохранить эту веру и любовь в себе и своих детях, но и передать это и другим, прибегавшим к ним иностранцам. И так Русь Православная распространяется по всему миру, в большой мере благодаря Курской Коренной иконе Божией Матери «Знамение», которую мы вчера привезли в Самару. Она называется Одигитрией, то есть Путеводительницей Русского Зарубежья, потому что вокруг нее собираются русские люди во всех концах мира. Икона эта освящала почти столетие все Зарубежье. Только пять лет назад мы смогли вновь приехать с ней в Россию. И мы ее приносим с большой радостью Православным людям России. Нам за границей необходимо сохранять свой язык и культуру и одновременно прививать веру тем людям, которые приходят к нам из других народов. Двойная забота, двойная ответственность. И зачастую она наталкивается на полное непонимание именно тех людей, которые приехали недавно из России. Трудно сказать, является ли это образцом нынешней России или это свойственно только отдельным людям. Но нам трудно себе представить, как может человек называть себя русским, когда он не знает разницу между панихидой и паникадилом, между крещением и освящением. Такой человек не может читать Достоевского — он поймет, может быть, половину или третью часть. Поэтому очень много задач стоит перед вами, задачи такие, которые должны начинаться в детском саду, в средней школе. Когда человек не знает церковнославянского языка, он не может понять своего родного языка. Когда он не воспитывается в семье на посещении храма, на исповеди, покаянии, он не может быть культурным человеком. Мы не можем разрывать одну часть нашей культуры, выделить только светское и отделить его от духовного. Много у нас с вами задач. Эмиграция сохранила очень многое, что на Руси было потеряно. И нам надо вместе трудиться над возвращением утраченного.

Председатель совета ректоров вузов Самарской области, ректор Самарского государственного медицинского университета академик Русской Академии Медицинских наук Геннадий Петрович Котельниковс удовлетворением заметил, что в зале очень много студентов:

— Будущее России — это активная, образованная молодежь. Наша задача — на вызовы времени ответить повышением качества образования.

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин, Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк и Епископ Отрадненский и Похвистневский Никифор перед началом конференции.

Доктор философских наук, действительный член Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теоретической политологии МГУ Валерий Николаевич Расторгуев выступил с докладом «Независимость России в современном геополитическом пространстве, состояние и перспективы»:

— Сегодня перед нами проходит парад столетий, парад исторических событий, изменивших нашу жизнь. 400 лет освобождения от польского нашествия и преодоления Россией великой Смуты, 200 лет победы в Отечественной войне, 400 лет Династии Романовых, когда сам народ избрал себе Государя, ибо не поверил лукавству элиты — вспомните Семибоярщину! Все это было. Все это каким-то образом повторяется в истории нашего государства.

…Независимость — это не только Конституция. Это не только законы, какими бы хорошими они ни были. Что это такое — независимость, да еще и в геополитическом пространстве? Независимость — это очень высокое слово. Но это слово прикрывает зачастую не самые лучшие вещи, которые требуется завуалировать. Слово независимость ассоциируется со свободой. С полной свободой. Сегодня чтобы быть независимым человеком, надо быть очень богатым. Независимым от нищеты и голода, от тех, кто вас преследует, заставляет трудиться в поте лица. Так ли это? Подлинная ли это независимость? Святоотеческое учение отвечает нам устами многих наших святых. Дело в том, что человек, который получает независимость таким путем, попадает в иное рабство. В рабство денег и в рабство власти. Это логика, разрушающая в человеке до основания все человеческое. Независимость государственная, независимость тех стран, тех немногих народов, которые являются государственными, состоялась только потому, что независимость эта была… сверхзависимостью. Сверхзависимостью от идей, которые объединяют общество, либо от идеологии, которая объединяет массы. Но идеологии не вечны. Они меняются до неузнаваемости. Почему так важна цивилизационная миссия Церкви? Потому что слово цивилизация включает в себя все самое главное! Государство — это скорлупа, и независимость — скорлупа, и сама государственность, суверенитет… — всё только скорлупа! Но скорлупа нужна только тогда, когда есть ядро содержания. Вот это ядро содержания и составляет духовное родство наше. Оно спасает Россию всякий раз. Оно спасает народы, которые стали частью нашей судьбы. Потому что сильная Церковь и сильное государство — если это Православная Церковь и Православное государство — они спасают, они сохраняют народы. Они оберегают их в семье многонациональной своим материнским крылом.

Когда мы говорим «независимость», мы должны понимать, что это сверхзависимость, полное подчинение. Когда мы говорим «свобода», то это не только «свобода от» — от контроля, от принуждения, от власти, — это «свобода для»! Это та свобода, которую Господь нам дал…

Конференция продолжила работу по различным направлениям. А в Покровском соборе все так же тянулась нескончаемая очередь к чудотворному образу Пресвятой Богородицы, священники из разных храмов Самарской Митрополии служили молебны.

22 сентября Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была перевезена в Тольятти, а на следующий день покинула гостеприимную Самарскую землю. Дальнейший ее путь — в родной Курск, затем в Пермь. А 12 октября Одигитрия Русского Зарубежья вернется в Мюнхен, чтобы вновь призывать к молитве Православных людей русского рассеяния и всех тех, кто ищет ответ на главные вопросы своей жизни — в Православии.

А на далеких волжских берегах будут с теплотой и любовью вспоминать встречу с великой святыней. Будут молиться: «Радуйся, Пречистая, знамением вечныя радости мир утешающая!..»

Ольга Ларькина

Фото Екатерины Жевак.

1474
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
4 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru