Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

«Река Божия наполнилась вод…»

Волга — духовный стержень, остов, основа России. Волга как будто скрепляет в единое духовное и географическое пространство огромную территорию, населенную разноязыкими народами. Объединяет Россию, не дает ей распасться на крохотные «составляющие»…

Волга — духовный стержень, остов, основа России. Волга как будто скрепляет в единое духовное и географическое пространство огромную территорию, населенную разноязыкими народами. Объединяет Россию, не дает ей распасться на крохотные «составляющие»…

«Волга — русская река…»

Волга — не просто большая река, как, например, Миссисипи. И даже не только «государствообразующая» река, как, скажем, египетский Нил. Волга — духовный стержень, остов, основа России. Волга как будто скрепляет в единое духовное и географическое пространство огромную территорию, населенную разноязыкими народами. Объединяет Россию, не дает ей распасться на крохотные «составляющие»… На ее берегах — от Тверского Отроча монастыря и до Астраханского кремля — творилась история нашей страны, решались огромные, посильные только великому народу задачи. Созидалась грандиозная Православная цивилизация. И сегодня Волга — пожалуй, то немногое, что еще осталось у русских (впрочем, и это «немногое» все же безмерно велико). И если ссудит Господь нам вновь подняться из исторического небытия, в коем мы до сих пор пребываем, и зажить подлинной своей, незаемной жизнью, то это, я думаю, случится именно здесь, на берегах все той же Божьей реки, на которых мне выпало счастье родиться…
На Волге живут разные народы, от марийцев до татар, от чувашей до поволжских немцев. И все же по своей духовной сути это именно русская река — не зря об этом даже в песне поется… И по состоянию Волги, волжских городов можно (все же с известной осторожностью) судить о духовном состоянии всей России. Этим летом мне посчастливилось проплыть на теплоходе «Валерий Чкалов» (кстати, сам легендарный летчик — потомственный волгарь, его именем назван небольшой городок на Волге, в котором он родился) от Самары до Москвы и обратно. Этот круиз стал для меня незабываемым паломничеством по берегам действительно Божьей реки. На борту теплохода я делал краткие записи, которыми и решил поделиться с читателями.

Казань

«Казан — па-а-лшой, Москва — маленкий…» Эту ироничную поговорку я знаю с детства. В ней, мне кажется, звучит не только мягкая шутка над земляками-татарами, но и историческое, уходящее в далекое прошлое противопоставление двух столиц — России и Татарстана.
…Казанский кремль встречает пятиконечной звездой на Спасской башне. Еще в 1995 году, во время паломнической миссии «Волга Православная» многих из нас возмутила эта звезда. Тогда мы и предположить не могли, как изменится за ближайшее время древний Казанский кремль!
Из-за белокаменных стен кремля, сработанных псковскими мастерами, специально для этого привезенными сюда по указу Царя Иоанна Васильевича Грозного, в наши дни выросли выше златоглавых куполов Благовещенского кремлевского собора минареты мусульманской мечети «Кул-Шариф». Зрелище это производит странное впечатление: среди традиционно-русской средневековой архитектуры огромная мечеть выглядит неким вызовом, своеобразной «пощечиной» истории — уж какой бы эта история ни была… Ни духовно, ни эстетически строительство мечети именно на этом месте, на мой взгляд, не оправданно. Остается предположить, что возобладали соображения идеологические. В 1552 году эту мечеть разрушили русские ратники, приступом взявшие Казань. А в 1995 году (время расцвета «суверенитетов» национальных республик) президент Татарстана Шаймиев принял решение о восстановлении мечети «Кул-Шариф». Сейчас мечеть эта с помощью турок полностью восстановлена, и потому вряд ли имеет смысл задним числом критиковать это решение. Но некоторые выводы сделать нужно. Ибо это решение и было рассчитано на то, что его воспримут как знак, как символ, как вектор того, в какую сторону устремлен сейчас этот город — хотя и покоренный когда-то русскими ратями, но так и не ставший русским. Не случайно гербом Казани еще в царские времена был (и остается сейчас) огнедышащий дракон — не тот, что безсильно извивается под копьем святого Георгия, а еще не побежденный, рвущийся в бой…
Ответом Православной общины города на строительство грандиозной мечети в кремле, на мой взгляд, могла бы стать давно чаемая многими верующими канонизация Царя Иоанна Грозного как местночтимого святого Казанской епархии. А почему нет? Или он не просветил Казанское ханство Евангельским благовестием? Или не он прислал сюда Святителя Гурия? Или не по его указу созидались и белые стены кремля, и златоглавые купола так и не отреставрированного до сих пор Благовещенского собора? Что же касается почитания его народом, то распространение иконы этого Царя среди верующих давно стало фактом.
Интересно, что в Архангельском соборе Кремля именно рака с мощами Царя Иоанна Грозного находится в алтаре — самом почетном месте!

…А в Петропавловском соборе Казани меня ждало настоящее чудо: именно в этот день вынесли из алтаря для поклонения верующих чудотворную «Седмиезерскую» икону Божией Матери. Этой иконе более пятисот лет. Сейчас она — главная из сохранившихся Православных святынь Казани и всего Татарстана. Надо было видеть, с каким благоговением Православные казанцы прикладывались к дивному образу, а потом, по древнему обычаю, троекратно проходили под ним и окроплялись после этого святой водой протоиереем Владимиром. Я сподобился великой милости — держать в руках святую икону во время этого обряда, а потом и сам прошел под чудотворным образом.
Царица Небесная, явившая в Казани, пожалуй, самый почитаемый Свой образ, и сейчас не оставляет милостью этот край.

Продолжение следует

Антон Жоголев

Фото автора

16.08.2002
926
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru