‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Спас под березами»

Православный телесериал на РТР


Такого экзотичного фильма наше телевидение давно не знало. По РТР показывают Православный телевизионный роман в 12-ти главах «Спас под березами» (режиссер Леонид Эйдлин, оператор Григорий Беленький, композитор Алексей Рыбников). Каждая глава — серия идет один час в лучшее время, в 18 часов по Москве. Мы посмотрели пока семь серий, и уже можно сделать какие-то выводы.
Все, что происходит в «Спасе под березами», крайне неожиданно для невоцерковленного человека. В фильме рассказывается о жизни Православных людей. А Православные стараются жить не по законам мира сего, но по Евангельским заповедям, у них все наоборот, не «как у людей». Для человека, далекого от Церкви, эта жизнь очень странная, почти «марсианская». И потом, все время чудеса: чудом находятся деньги для храма, чудом появляются благотворители и восстанавливают электропроводку (из-за неисправной старой могли храм закрыть). А главное — придя в храм, обратившись к Богу, чудесно преображаются люди. Жизнь в Боге — это такое ежедневное чудо, такой покров над твоей головой. И вдруг мы видим на экране истории, которые несут Православные ценности, свободно открывают их многим людям, совершают переворот во многих головах. Православный телероман смотрят миллионы людей в России, ну не чудо ли это? Ведь телевидение — территория войны с Православием, войны агрессивной, как скрытой, так и явной. Испытываешь радость — не столько за своих, Православных, а больше за невоцерковленных братий и сестер: они, может быть, впервые видят, как верующие люди молятся перед трапезой, как правильно и благоговейно накладывают на себя крест, как живут и поступают в самых разных жизненных ситуациях.
Спас под березами — это маленький и уютный Православный храм где-то в Москве. Не случайно, видимо, авторы выбрали такое название и для храма, и для фильма. Стройная белая березка — символ русской природы, символ России. Березы срубили, когда делали тюремный двор, и это тоже символ гонения на Православие в России в ХХ веке. Но храм возродился, как возродились после 1988 года храмы по всей Русской земле, и это тоже символ — возрождения Православия. Все события в фильме разворачиваются вокруг храма. Иногда они впрямую связаны с жизнью прихода и его служителей, иногда — нет, просто все дороги ведут в храм. И героев фильма в тяжелые моменты их жизни ноги сами несут в церковь — там они находят утешение и спасение. А ведь так и в жизни нашей, в ее сокровенном духовном центре — храм. Об этом в фильме прямо говорится: «Мир в одно целое церковными престолами сбит. Храм же не сам по себе, он вокруг престола сбит, а на престоле совершается безкровная Жертва, общение с Богом».
Впечатления от фильма очень добрые, теплые. Известные актеры: Георгий Тараторкин, Ирина Розанова, Юрий Беляев, Ирина Муравьева, Валерий Золотухин — чувствуют и ведут себя так органично и естественно, что верится: они и в жизни — Православные, и радуешься за них. Ирина Муравьева так продает свечи в свечной лавке храма, как будто работает в храме лет двадцать (а Ирина и в самом деле глубоко верующий человек, см. статью в «Благовесте» «Из моей жизни ушла пустота»).
«Спас под березами» авторы назвали телероманом, но скорее это сборник новелл, кстати, и авторы новелл разные. Каждая серия — отдельная житейская история, почти всегда с новыми героями, где события спрессованы и происходят быстро, в отличие от романа с его неторопливым развитием действия и подробным психологизмом. Некоторые из глав-сюжетов не завершены. Но, возможно, в последних сериях все завязанные узелки развяжутся.
С современных фильмов, в которых, как правило, нет положительного идеала, нельзя «делать жизнь». «Спас под березами» уникален: с него можно «делать жизнь», рассказанные на экране истории могут служить примером для подражания — как поступить. Они нравоучительны, что, кстати, в традициях русской новеллистики. Все они — о нравственном выборе, а ведь вся наша жизнь — это выбор между добром и злом. Это истории о Промысле Божием, о человеке, о любви и верности, о преображении души. Это истории с хорошим концом.
В первой серии мы знакомимся с семьей священника Георгия (Юрий Беляев), уютным домашним очагом, с иконами на стенах, с Православными традициями. Матушка говорит старшей дочери Татьяне, что успешная деловая карьера, которую та сделала, — еще не все. Важнее создать хорошую семью, нарожать и воспитать детей. Батюшка сватает Татьяну, и на смотринах среди других ее достоинств называет: «Она в девстве», — и дочери: «Да ты не красней, этим гордиться надо, и я как отец горжусь тобой». Вот нравственный урок.
Юрий Беляев внешне «очень похож», в фильме это добрый и любящий, мудрый священник. Но в экранном герое нет и не может быть главного: той особой священнической благодати, которая дается в рукоположении, изменяет человека и внутренне и внешне. Да и имеет ли право актер играть священника, носить священнические одежды? Вот, может быть, единственный серьезный вопрос к этому замечательному фильму.
Во второй серии рассказывается о сыне богатых родителей Валерке, который влюбился в простую маляршу, она ждет ребенка, его родители против «неравного брака». Валера ушел из дома и живет при храме. Отец Валеры предлагает отцу Георгию сделку: «Верните мне сына, а я вам купола позолочу». Батюшка отвечает отказом, а Валере, который растерялся и не знает, что делать, советует создавать семью, предлагает помощь — венчать их, крестить ребенка, находит ему комнату. Оказывается, все не так плохо, если в центре — любовь и жизнь. В третьей серии героиня Ирины Муравьевой Тимофеевна пускает на свою квартиру жить безплатно друзей своего сына, погибшего в Афганистане. Но только первый из них знал Юру, остальные ее обманывали, говорили, что были его друзьями. Хотя они все и воевали в Афгане, но погибшего сына ее не знали. Последнего из них — Лешу — замучила совесть. И он решается: кается Тимофеевне и просит прощенья за этот обман. Вновь нравственный выбор. Сказать правду — лишиться жилья, а жить негде, да и стыдно. Но врать он больше не может. Все разрешается для него самым чудесным образом: Тимофеевна обнимает его и неожиданно говорит, что все знает, только первый постоялец знал Юру, а остальные — нет, но «все вы для меня одинаковые, все вы там вместе были, с Юрой». Это и урок покаяния, выбора правды вместо лжи, и потрясающий по своей красоте урок жертвенности и любви. В четвертой главе молодой человек Дима ищет невесту. По канонам, перед тем как рукоположиться в священника, ему нужно или жениться, или постричься в монахи. Он видит для себя первый путь. Но найти невесту не может. Обращается в отчаянии к отцу Георгию за помощью, и тот спрашивает, согласен ли он, на волю Божию, в послушании ему как духовному отцу остановиться на той, на которую он укажет. Дима соглашается. Батюшка тут же подводит его к певчим храма, и Дима видит скромную хрупкую девушку, которая смотрит на него. Батюшка говорит ему: «Вот тебе жена, другой не ищи». В тот же день Дмитрий делает Ольге предложение. Они сразу полюбили друг друга. Может ли такое чудо быть в жизни? Православные знают, что может, когда человек поступает по воле Божией. Но земная жизнь не бывает без скорбей. Придя свататься к отцу Ольги, Дима узнает от него, что у его избранницы — врожденный порок сердца, сколько ей отмерено жить? А священнику нельзя жениться во второй раз. Отец невесты, жалея Диму, отговаривает его от женитьбы. Но Дима сделал выбор, он не колеблется, в конце серии счастливая пара — отец Димитрий с матушкой Ольгой — уезжает служить в сельский храм. В пятой главе рассказывается о Гришке Тимофееве, церковном нищем, еще не старом человеке, который случайно встал на эту стезю, а потом понравилось, денег хватает, в родную деревню он приезжает и врет, что у него все нормально, что он шишка в Москве. А в душе — тоска. Это тоже нравственный выбор — в сторону лжи, и он делает человека несчастным. В шестой главе водитель трамвая Сергей встречает старика, который, судя по имени и фамилии, его родной отец, который их когда-то бросил с матерью, и приводит этого старика к себе домой, обогревает теплом и любовью, все ему прощает. Только вот старик не говорит ни слова, может, это и не он, твердит жена. А если он? Не выгнать же отца из дома. Сергей идет в храм и получает совет: «Это вам не в наказание, а в испытание дано». Испытание это Сергей выдерживает с честью. Старик уходит в дом престарелых, оставляя покаянное письмо своему сыну. Он рад, что смог погреться у семейного очага, повидать родных. У Сергея на водительском окошке записка: «Отец, вернись!»
Одна из самых ярких и трогательных истории — «Чудотворная» с Валерием Золотухиным в главной роли слесаря Толяна Жмухина. Толян пьет каждый день, обворовывает своих клиентов. А тут беда: его сын Валька побил соседского парня за то, что тот назвал Толяна вором. Вальке грозят два года тюрьмы. Толян с горя пьет, а излить свое горе некому, и он решает поговорить с небольшой иконой Пресвятой Богородицы, которую в этот день украл из храма, где что-то ремонтировал. И у него вырывается из сердца: «Как из всего этого выбраться? Помоги! Сбереги мне Вальку!» Если мы из самой глубины сердца обращаемся к Богу и Пресвятой Богородице, помощь обязательно придет. И начались чудеса: Толян бросил пить, пошел к отцу побитого парня повиниться: «Шампунь украл я, и муфту одну не докрутил по умыслу, потечет — позовете. Я виноват — простите». Нет силы сильнее смирения! Сразу помягчел отец того парня, послал жену забирать заявление из милиции. А Толян ходит по клиентам, трудится в поте лица — переделывает свою же плохую работу. О, чудо — жена и мать встречают его дома не со злобой, как обычно, а с любовью, в храме за хорошую работу, кроме денег, ему говорят слова, которые он давно не слышал — «такие нам нужны». А отец Георгий дарит ему пакет с продуктами — хлеб, масло, мед, и среди этих подарков Анатолий обнаруживает ту самую икону, которую он незаметно вернул в свечную лавку! Она действительно чудотворная! Вся жизнь Православного человека — чудо! Как бы много ни было в ней скорбей, но сколько в ней радости и надежды.
Звучит колокольный звон, очищая пространство, обращая к горнему душу, созывая людей в храм на службу. Так начинается каждая серия фильма «Спас под березами».

Людмила Белкина
06.02.2004
2049
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru